Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии
Оценка 4.7

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
8 кл
19.02.2017
Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии
Урок географии в 8 классе. Тема "Миграции населения России". Урок комбинированный с элементами частично-поискового метода и мини-проектной деятельности учащихся. Изучение нового материала проходит при самостоятельном исследовании нового материала, с использованием проблемных заданий, анализа статистического и картографического материала. В ходе урока учащиеся заполняют опорный конспект. Итогом работы становится – создание карты-схемы (в контурной карте) основных современных миграционных направлений в России.
конспект урока.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Невеля Псковской области Конспект урока по географии России. 8 класс. Учитель: Воронкова Елена Николаевна   Пояснение к уроку:   Урок географии в 8 классе. Тема "Миграции населения России". Урок  комбинированный с элементами частично­поискового метода и мини­ проектной деятельности учащихся. Изучение нового материала проходит при  самостоятельном исследовании нового материала, с использованием  проблемных заданий, анализа статистического и картографического  материала. В ходе урока учащиеся заполняют  опорный конспект. Итогом  работы становится – создание карты­схемы (в контурной карте) основных  современных миграционных направлений в России.    Тема урока: «Миграции населения России»  Цель урока:   Изучение особенностей миграции населения в России через  информационно­аналитическую деятельность учащихся Задачи:  Способствовать формированию у школьников целостного  представления об   особенностях миграционных процессов на территории России,  систематизировав основные понятия темы;  Продолжить формирование умения анализа картографического и  статистического  материала; умения «активного слушания», составления логического опорного конспекта;  Развивать коммуникативные навыки,  содействовать воспитанию  чувства ответственности за происходящее в родном крае  Тип урока:  комбинированный  Используемый учебник:   «География: население и хозяйство России. 8  класс», В.П.Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе // Дрофа.  Москва. 2008 год.   Используемое оборудование:    Учебник  «География: население и хозяйство России. 8 класс», В.П.Дронов,  И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе // Дрофа. Москва. 2008 год Компьютер, мультимедийный проектор; использование ЦОР, тестовый  материал. Ход урока: 1.Организация класса.  ­  Контроль домашнего задания. Слайд (отражаем метод проверки ранее изученного материала, который  необходим для исследования новой темы). 2. Актуализация целей и задач урока (игровой момент): Учитель:  ­ Всем вам известна поговорка: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше».  Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: что  заставляет людей менять место жительство, как и почему происходят эти  переселения. Учитель:  Итак, тема нашего урока: «Миграции населения России». Слайд   ­ Сегодня на уроке: Слайд   Схема опорного конспекта, по которому учащиеся будут работать в течение  урока (у каждого заготовки ОК на столе) 3. Изучение нового материала: (работа по группам, каждая группа работает  над поставленной проблемой, используется частично­поисковый метод при  освоении нового материала) 1 группа 2 группа 3 группа Исследование: ­ Что такое  миграция?  ­ Механический  прирост населения Исследование: ­ Виды миграций   Мини­проектная  лаборатория   Основные понятия темы. Выступление учащихся 1 группы. Слайд    Миграции населения – это переселение населения из одних районов  проживания в другие. Термин «миграции населения» иногда заменяют  термином «механическое движение населения». Основной характеристикой  механического движения населения является – сальдо миграций (или  механический прирост).   Беседа с классом: С каким ранее изученным демографическим понятием схоже понятие  «механический прирост»  (с понятием – «естественный прирост населения»);  в чём различия этих понятий?  В  каких случаях сальдо миграций может быть  положительным?  Отрицательным? Работа над проблемным заданием – обсуждение, дискуссия: какие  проблемы может создавать как положительное, так и отрицательное сальдо  миграций? Работа с картой:  ­  Давайте выявим районы притока и оттока населения на территории России    Фронтальная работа с классом – анализ карты «Миграции населения  России»:  ­ Чем можно объяснить отрицательный механический прирост  в районах  Севера и Сибири?  ­ Влияет ли сальдо миграций на демографическую ситуацию региона? Работа в ОКе: Заполните, как миграционные процессы влияют на демографическую  ситуацию (рождаемость, смертность, естественный прирост), на изменение  численности населения,     Фронтальная работа с классом:   ­  Какой можно сделать вывод по исследованному вопросу?   ­ Давайте выявим: Действительно ли районы с механическим приростом  населения имеют высокую долю молодых возрастов, а с механической убылью населения ­ высокую долю старших возрастов? Фронтальная работа с классом – анализ карты «Возрастной состав  населения России, метод наложения карт­ с картой  «Миграции населения  России»: ­  В каких районах велика доля населения пожилого возраста?  ­ Какова доля пожилых возрастов в Ростовской области? ­  В Дагестане? ­  В Магаданской области?  Найдём подтверждение данных карты по половозрастным пирамидам. Анализ половозрастных пирамид.   (В данной работе учащиеся выясняют, что в Дагестане велика доля молодых  возрастов с перевесом женского населения, в Магаданской области велика  доля мужского населения в трудоспособном возрасте).  ­ Как миграционные процессы повлияли на возрастной состав данных  регионов?  ­ Почему различается  половой состав населения?  ­ Какой слой населения можно назвать «миграционно активным»?  Учитель: Мы познакомились с основными  понятиями и процессами,  связанными с миграцией населения. Теперь нам предстоит познакомиться с видами миграций и попытаться определить причины, которые влияют на  разные виды миграций населения.   Выступают учащиеся 2 группы. Все работают с опорным конспектом.  Слайд. Внутренние миграции ……. примеры Исторический аспект внутренних миграционных направлений населения  Внешние миграции….. примеры Основные направления внешних миграций. Работа с картой.  Учитель:  ­ Что же является причиной миграций? Слайд Фронтальная беседа с классом: ­ Что, по­вашему, может считаться экономической причиной миграций?  Приведите примеры таких миграций из жизни.  ­ Какие причины мы можем считать политическими? Есть в нашей стране  миграции по политическим причинам? ­ По религиозным причинам? ­ Что значит вынужденные миграции? Вынужденные миграции мы рассмотрим подробнее по рисунку.   Анализ и сравнение 2­х карт    ­ В чём состоит воздействие миграций на жизнь общества? Каково значение  миграций?   (высказывания учащихся)  ­ Какой вывод мы можем сделать по исследованному вопросу? Учитель Мы изучили понятия «миграция», выяснили виды миграций,  определили основные направления переселения населения России.  Как же  происходят миграции в нашем районе? Исследовательская группа учащихся  нашего 8 класса получила задание изучить этот вопрос  и подготовить отчёт о  проделанной работе в виде слайдов. Давайте послушаем наших ребят.   Слайд.  Выступление 3 группы. В рамках отчетного мини­проекта по данному вопросу предлагается интервью инспектора ФМС об изменении демографической ситуации в Невельском  районе с учетом миграции населения. Слайд. Итог выступлений: районе в изменении численности населения  механическое движение  населения (миграция) играет большую роль в последний год в связи с  увеличением трудовой миграции, а также в летний период.  Учащиеся приходят к выводу, что в Невельском  4. Подведение итогов урока.  Рефлексия. Учитель: рассмотрите свой опорный конспект и скажите: ­   Что нового вы сегодня узнали на уроке? ­   Что вас больше всего удивило? Работа с контурной картой: составить схему основных потоков миграции  населения. Итогом заполнения ОК является – «телеграмма» (Метод «телеграммы»  предполагает краткость, лаконичность, емкость изложения своих идей,  предложений по данной теме).  Предлагаю, составить текст телеграммы. Не  забудьте о сдержанности и тактичности своего послания. По желанию,  учащиеся могут зачитать текст своей телеграммы. Остальные учащиеся сдают выполненные работы на проверку, лучшие телеграммы учащихся учитель  зачитает на следующем уроке.   5. Инструктаж домашнего задания.  Параграф 43, вопросы, продолжить работу с картой­схемой. Спасибо за работу на уроке.  Список используемой литературы: Гусева А.И. Методика педагогически осознанного  применения ИКТ в  учебном процессе. //Академия Айти. WWW.akademy.it.ru  «География: население и хозяйство России. 8 класс», В.П.Дронов, И.И.  Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе // Дрофа. Москва. 2008 год.  Перлов Л.Е. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой  аттестации по географии России.//Москва «Дрофа», 2008. Родионова И.А. Экономическая география: весь курс. Для выпускников и  абитуриентов. // Москва «Эксмо», 2008.

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии

Конспект урока "Миграция населения России" в 8 классе по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017