Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"
Оценка 4.9

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
13.08.2018
Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость  русской поэзии"
Цели: охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить ранее изученные произведения поэта. Наглядные пособия: портреты М. Ю. Лермонтова разных художников; выставка книг – произведений поэта. «Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание» (1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза» (1830 г.). Лермонтов не публиковал свои ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт воспринимал их как ученические опыты, предназначенные лишь для себя.
М.Ю.Лермонтов.docx
Тема:   Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость  русской поэзии Цели:  охарактеризовать   эпоху   30­х   годов   XIX   века;   пробудить   интерес учащихся   к   личности   и   творчеству   М.   Ю.   Лермонтова;   повторить   ранее изученные произведения поэта.  Наглядные   пособия: портреты  М.  Ю. Лермонтова  разных  художников; выставка книг – произведений поэта. Ход уроков Э п и г р а ф   к   у р о к у :  Глубокий и могучий ум!  Как он верно смотрит на искусство,  какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!  О, это будет русский поэт с Ивана Великого. В. Г. Белинский о Лермонтове I. Организ. этап II.Проверка д/з. ­ Опрос учащихся. ­ Индивидуальная работа со слабыми учащимися ( проверка конспекта). III. Работа по теме урока. 1. Вступительное слово учителя. М. Ю Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург, талантливый   живописец   и   скульптор,   спортсмен,   шахматист,   способный музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской поэзии после­ пушкинского периода. С   именем   М.   Ю.   Лермонтова   связывается   понятие   «30­е   годы   XIX века». Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских   самодержцев   –   Николая   I.   Зловещая   расправа   над   декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян.  На   развитие   русской   общественной   мысли   значительное   влияние оказало национально­освободительное движение в Европе. «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В. Г. Белинский). 2. Сообщения учащихся. 1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина. Начало  поэтической  славы.  Чтение  стихотворения  «Смерть  Поэта» (1837 г.).   Отзыв   Лермонтова   на   трагическую   гибель   Пушкина   («Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», – писал Герцен).  Как Лермонтов выразил свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о нем? Каково отношение Лермонтова к светскому обществу? Какую роль в сознании   русского   общества   и   в   жизни   самого   поэта   сыграло   это стихотворение? Стихи потрясли Россию. Лермонтов разоблачил заговор вокруг Пушкина, он указал   на   вдохновителей   подлого   убийства   –   это   реакционные   верхи дворянства, «против мнений» которых «восстал» Поэт. Лермонтов предрекал, что их ждет суд истории. 2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве. Детство   прошло   в   Тарханах   Пензенской   губернии.   Родители:   армейский капитан   Ю.   П.   Лермонтов   и   М.   М.   Лермонтова,   урожденная   Арсеньева, принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. После ранней смерти   матери   М.   Ю.   Лермонтова   воспитывала   бабушка   Елизавета Алексеевна   Арсеньева.   «Старушка   Арсеньева   боготворила   внука   своего Лермонтова… «Она жила им одним», – рассказывали очевидцы. Отцу было запрещено вмешиваться в воспитание сына. Учеба   в   Благородном   пансионе   при   Московском   университете,   а   затем   в Московском университете (1830–1832 гг).  Чтение стихотворений  «Нищий»  (1830 г.),  «Ангел»  (1831 г.),  «Желание» (1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.),  «Совет»  (1830   г.),  «Гроза»  (1830   г.).   Лермонтов   не   публиковал   свои ранние   стихи   (кроме   «Весны»   и   «Паруса»).   Поэт   воспринимал   их   как ученические опыты, предназначенные лишь для себя. 3. Переезд в Петербург. Военная служба. Из   письма   М.   Ю.   Лермонтова   П.   М.   Верещагиной:   «Поступаю   в   школу гвардейских   подпрапорщиков.   Если   бы   вы   могли   догадаться,   сколько огорчений   мне   это   причиняет…»   Годы   учебы   в   школе   поэт   назвал «страшными годами». Чтение стихотворений «Парус» (1832 г.), «Нет, я не Байрон» (1832 г.) 4. На Кавказе. Ссылка   на   Кавказ   дала   возможность   увидеть   новых   людей,   обогатила впечатлениями. Для Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы. Поэма  «Мцыри»  (1837   г.).   Главная   тема   поэмы   –   изображение   смелой   и сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину. Выразительное чтение глав из «Мцыри». 5. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук. Поводом   для   дуэли   послужила   небольшая   ссора   Лермонтова   с   бывшим товарищем   по   юнкерской   школе   Мартыновым.   Лермонтов   не   собирался стрелять   в   Мартынова,   о   чем   и   сказал   своему   секунданту.   Но   поединок состоялся.   «Лермонтов   упал,   как   будто   его   скосило   на   месте,   не   сделав движения ни взад, ни вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце   и   легкое…   Черная   туча,   медленно   поднимавшаяся   на   горизонте, разразилась   страшной   грозой,   и   перекаты   грома   пели   вечную   память новопреставленному   рабу   Михаилу»  (Из   воспоминаний   секунданта Лермонтова князя Васильчикова). Лермонтов был похоронен в Пятигорске 17 июля 1841 г., в апреле 1842 г. его прах был перевезен в поместье Тарханы. IV. Итог урока. V. Домашнее задание (по группам). Биография поэта. 1. «Смерть Поэта» (наизусть).  2. Стихотворение «Родина» (наизусть). Устный анализ стиха.

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость  русской поэзии"

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость  русской поэзии"

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"

Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость  русской поэзии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018