Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
13.08.2018
Цели: охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить ранее изученные произведения поэта.
Наглядные пособия: портреты М. Ю. Лермонтова разных художников; выставка книг – произведений поэта.
«Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание» (1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829 г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза» (1830 г.). Лермонтов не публиковал свои ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт воспринимал их как ученические опыты, предназначенные лишь для себя.
М.Ю.Лермонтов.docx
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость
русской поэзии
Цели: охарактеризовать эпоху 30х годов XIX века; пробудить интерес
учащихся к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить ранее
изученные произведения поэта.
Наглядные пособия: портреты М. Ю. Лермонтова разных художников;
выставка книг – произведений поэта.
Ход уроков
Э п и г р а ф к у р о к у :
Глубокий и могучий ум!
Как он верно смотрит на искусство,
какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!
О, это будет русский поэт с Ивана Великого.
В. Г. Белинский о Лермонтове
I. Организ. этап
II.Проверка д/з.
Опрос учащихся.
Индивидуальная работа со слабыми учащимися ( проверка конспекта).
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
М. Ю Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург,
талантливый живописец и скульптор, спортсмен, шахматист, способный
музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской поэзии после
пушкинского периода.
С именем М. Ю. Лермонтова связывается понятие «30е годы XIX
века». Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких
русских самодержцев – Николая I. Зловещая расправа над декабристами,
деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости,
по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в
России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное
недовольство крестьян.
На развитие русской общественной мысли значительное влияние
оказало национальноосвободительное движение в Европе. «Да, очевидно, что
Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в
цепи исторического развития нашего общества» (В. Г. Белинский).
2. Сообщения учащихся.
1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник А. С. Пушкина. Начало поэтической славы. Чтение стихотворения «Смерть Поэта» (1837
г.). Отзыв Лермонтова на трагическую гибель Пушкина («Пистолетный
выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», – писал Герцен).
Как Лермонтов выразил свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о
нем? Каково отношение Лермонтова к светскому обществу? Какую роль в
сознании русского общества и в жизни самого поэта сыграло это
стихотворение?
Стихи потрясли Россию. Лермонтов разоблачил заговор вокруг Пушкина, он
указал на вдохновителей подлого убийства – это реакционные верхи
дворянства, «против мнений» которых «восстал» Поэт. Лермонтов предрекал,
что их ждет суд истории.
2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
Детство прошло в Тарханах Пензенской губернии. Родители: армейский
капитан Ю. П. Лермонтов и М. М. Лермонтова, урожденная Арсеньева,
принадлежащая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. После ранней
смерти матери М. Ю. Лермонтова воспитывала бабушка Елизавета
Алексеевна Арсеньева. «Старушка Арсеньева боготворила внука своего
Лермонтова… «Она жила им одним», – рассказывали очевидцы. Отцу было
запрещено вмешиваться в воспитание сына.
Учеба в Благородном пансионе при Московском университете, а затем в
Московском университете (1830–1832 гг).
Чтение стихотворений «Нищий» (1830 г.), «Ангел» (1831 г.), «Желание»
(1831 г.), «Ужасная судьба отца и сына» (1831 г.), «Жалобы турка» (1829
г.), «Совет» (1830 г.), «Гроза» (1830 г.). Лермонтов не публиковал свои
ранние стихи (кроме «Весны» и «Паруса»). Поэт воспринимал их как
ученические опыты, предназначенные лишь для себя.
3. Переезд в Петербург. Военная служба.
Из письма М. Ю. Лермонтова П. М. Верещагиной: «Поступаю в школу
гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько
огорчений мне это причиняет…» Годы учебы в школе поэт назвал
«страшными годами».
Чтение стихотворений «Парус» (1832 г.), «Нет, я не Байрон» (1832 г.)
4. На Кавказе.
Ссылка на Кавказ дала возможность увидеть новых людей, обогатила
впечатлениями. Для Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы.
Поэма «Мцыри» (1837 г.). Главная тема поэмы – изображение смелой и
сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину.
Выразительное чтение глав из «Мцыри».
5. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук. Поводом для дуэли послужила небольшая ссора Лермонтова с бывшим
товарищем по юнкерской школе Мартыновым. Лермонтов не собирался
стрелять в Мартынова, о чем и сказал своему секунданту. Но поединок
состоялся. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав
движения ни взад, ни вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила
сердце и легкое… Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте,
разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память
новопреставленному рабу Михаилу» (Из воспоминаний секунданта
Лермонтова князя Васильчикова).
Лермонтов был похоронен в Пятигорске 17 июля 1841 г., в апреле 1842 г. его
прах был перевезен в поместье Тарханы.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание (по группам).
Биография поэта.
1. «Смерть Поэта» (наизусть).
2. Стихотворение «Родина» (наизусть). Устный анализ стиха.
Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"
Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"
Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской поэзии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.