Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни. (1 урок по теме)
Цель урока: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения, формирование умения работать с текстами (текст учебника, документальные тексты, художественные тексты).
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о детских годах жизни М.Ю.Лермонтова, показать, что в основу ранних произведений поэта положена его семейная драма, вызвать интерес к личности поэта,
Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся; развивать коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли; убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с документальными текстами.
Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.конспект
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни. (1 урок по теме)
Цель урока: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения, формирование
умения работать с текстами (текст учебника, документальные тексты, художественные тексты).
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о детских годах жизни
М.Ю.Лермонтова, показать, что в основу ранних произведений поэта положена его семейная драма,
вызвать интерес к личности поэта,
Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся; развивать
коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли;
убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с
документальными текстами.
Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к
художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.
Предварительное домашнее задание: прочитать статью учебника (стр.153 157), вспомнить
известные сведения о детстве М.Ю.Лермонтова
Технология КСО: класс разделен на несколько групп, которые будут выполнять несколько заданий,
на каждом этапе группу курирует подготовленный ученик
Деятельность
группы
Деятельность
куратора группы
Приветствие учащихся, подготовка к уроку,
запись темы, настрой на рабочую
атмосферу.
Учащиеся записывают эпиграф, рассуждают
о противоречии в словах И.Андронникова,
начинают размышлять над проблемным
вопросом урока: Почему так противоречив
нарисованный образ поэта?
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
1 этап:
Организационный
момент (23 мин.)
2 этап: Работа с
эпиграфом урока.
Создание
проблемной
ситуации.
(3 минуты)
Приветствие учеников. Знакомство с
темой урока.
Чтение эпиграфа.
Через всю жизнь проносим мы
образ этого человека –
грустного, строгого, нежного,
властного, скромного, смелого,
благородного, язвительного,
мечтательного, насмешливого,
застенчивого, с могучими
страстями и волей, с
проницательным, беспощадным
умом. Поэта гениального и так
рано погибшего. Бессмертного и
всегда молодого.
Ираклий Андроников
Учитель рекомендует ученикам
записать эпиграф в тетрадь, обращая
внимание на правильное оформление3 этап: групповая
работа под
руководством
кураторов групп
(30 мин)
эпиграфа.
Работа с эпиграфом: каким
предстает пред нами поэт? Почему
так противоречив нарисованный
образ?
1. работа со статьей учебника:
составление хронологической
таблицы
Дополнительное задание: цветом
отмечаем факты биографии,
имеющие положительное влияние на
дальнейшую судьбу поэта (светлый),
и факты, наложившие трагический
отпечаток (темный)
2. работа со статьей учебника:
составление таблицы «Имена в
биографии Лермонтова»
1. Определить основную мысль
текста;
2. Что выделяют во внешности М.Ю.
Лермонтова современники?
Дополнительное задание: образ
Лермонтова для этих людей:
положителен он или отрицателен?
Мотивируйте свой ответ
3. работа с воспоминаниями
современников поэта
(документальные тексты):
составление таблицы (определяем
основную мысль текста, выписываем
ключевые слова)
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
можно ли объяснить
такое противоречие
фактами биографии
поэта
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
(с опорой на статью
учебника, знания,
полученные ранее)
каким был поэт для
близких ему людей?
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
почему у
современников поэта
такие противоречивые
воспоминания?
4. работа с прижизненными
Контролирует
тщательность
Составляют
хронологическую
таблицу с опорой
на статью учебника
и знания фактов
биографии поэта.
Анализируют
полученные данные
и отмечают темным
и светлым тоном
факты
(дополнительное
задание)
Составляют
таблицу с опорой
на учебник;
отмечают, что все
перечисленные в
статье – близкие
люди, учителя,
давшие поэту
любовь,
образование,
раскрывающие его
таланты и
способности и
получающие в
ответ его любовь и
искреннюю
привязанность.
Составляют
таблицу,
формулируя
главную мысль
текста, выписывая
ключевые слова;
выясняют, что
восприятие образа
поэта зависит от
степени близости
общения,
индивидуальных
качеств
современника.
Вносят свои
замечания ввыполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
почему художники
поразному
изображают поэта?
Контролирует
тщательность
выполнения задания,
дает необходимые
пояснения,
конкретизирует
проблемный вопрос:
каким предстает поэт
пред вами?
таблицу,
мотивируют свой
выбор
Выразительно
читают отрывки из
стихотворений,
отмечая ключевые
слова, записывая их
в таблицу;
опираясь на
полученное,
представляют свое
восприятие поэта
Ученики, анализируя составленную таблицу,
вспоминая биографию поэта, воспоминания
о нем, отвечают на вопрос.
Предлагают несколько ответов, мотивируют
их, опираясь на данные таблиц урока
Ученики записывают домашнее задание
портретами поэта.
Какой из портретов больше
подходит данному описанию
(обращение к таблице предыдущего
задания)? Почему?
5. работа с автопортретом и
лирическими произведениями
М.Ю.Лермонтова
1. Обратим внимание на автопортрет
поэта. Каким изобразил себя?
2. Как поэт мог выразить свое
отношение к окружающему миру,
действительности, друзьям?
3. Каков его внутренний мир,
отношение к жизни?
Учитель обращает внимание
учеников на противоречивые
воспоминания современников,
сложное отношение поэта к себе
(конфликт личности).
Как вы думаете, где, когда
зародились корни этого конфликта?
Почему так противоречив
нарисованный образ?
Домашнее задание:
«…одни скажут: он добрый
малый, другие мерзавец. И то и
другое будет ложно».
Как вы понимаете эти слова? Кто
прав? (письменный ответ на
поставленный вопрос)
Подводятся итоги урока, дается
оценка работы кураторов и класса в
целом. Отметки каждый учащийся
получит за выполненное письменное
домашнее задание
4 этап: анализ
полученных в
ходе урока
данных, ответ на
проблемный
вопрос
(67 мин)
5 этап: домашнее
задание,
подведение
итогов урока
(3 мин)1. Работа со статьей учебника: составление хронологической таблицы
Приложение
Дата
События жизни, творчества
Цветовая
отметка
1914
1817
Родился поэт
Смерть мамы
1820, 1825
Поездка на Кавказ
1827
Переехали с бабушкой в Москву, чтобы начать серьезные
занятия
1828 1830
учеба в Благородный пансион при Московском университете
1828
Первые произведения
Лето 1829
Умер любимый учитель – француз ЖанПьер КеллетЖандро
1830
1831
1832
Поступил в Московский университет
Умер отец
Не сумев продолжить учебу в СанктПетербургском
университете, выбирает военное поприще2. Работа со статьей учебника: составление таблицы «Имена в биографии
Лермонтова»
Имена в биографии Лермонтова
Роль в жизни Лермонтова
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Юрий Петрович Лермонтов
бабушка
отец
Мария Михайловна Арсеньева (Лермонтова)
мать
Алексей Зиновьевич Зиновьев
учитель Лермонтова в Москве: русская грамматика,
география, астрономия, история, математика
Александр Степанович Солоницкий
учитель рисования
Алексей Федорович Мерзляков
поэт, критик, наставник Лермонтова в Москве
ЖанПьер КеллетЖандро
учительфранцуз
3. Работа с материалами воспоминаний современников
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.)
В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и
бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза
эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал
симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.)
Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и
встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я
нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но
грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что
ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною
несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее
прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не
виделись...
А.М.Меринский - сокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)
В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с
которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в
школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маешкой, уменьшительное от Мае- название одного из
действующих лиц бывшего тогда в моде романа "Нотр Дам де Пари", Мае этот изображен в романе уродом, горбатым.
Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним...
По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там один
просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он занимался
рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам...
И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.)
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой
презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор
странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая,
кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал
всякий.
На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска
сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.
Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.П.Ф.Вистенгоф - однокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)
Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый,
несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили
тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания.
Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на
один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум,
происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого,
сложен некрасиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно
впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себе нерасположение...
Автор
воспоминаний
Основная мысль
текста
Что выделяет во внешности / характере Какой из
портретов больше
подходит к
данному
описанию
М.Е.Меликов
друг детства
М.Ю.Лермонтова
чарующее
впечатление
производил на того,
кто бывал симпатичен
Лермонтову, но во
время вспышек гнева
ужасен
наружность обращала на себя внимание:
приземистый, маленький рост, большая
голова и бледное лицо, большие карие
глаза…
с пламенные, но грустные по
выражению глаза, смотрящие
приветливо, с душевной теплотой.
А.М.Меринский
сокурсник
М.Ю.Лермонтова
С некоторыми
товарищами был
дружен, но иногда
стремился к
уединению
Злые насмешки
Стремился к уединению
И.С.Тургенев
современник
М.Ю.Лермонтова
Противоречивость в
облике, но вся
внешняя
непривлекательность
забывалась, когда на
лице было выражение
поэтического
творчества
П.Ф.Вистенгоф
однокурсник
М.Ю.Лермонтова
Одиночество
«безотчетное
нерасположение к
себе»
Наружность зловещая и трагическая:
сумрачная и недобрая сила, задумчивая
презрительность
Тяжелый взор – нежные детские
губы …Фигура, приземистая,
кривоногая, с большой головой на
сутулых плечах, возбуждала
ощущение неприятное; но присущую
мощь тотчас сознавал всякий …
На лице прекрасное выражение
поэтического творчества.
тяжелый, несходчивый характер,
держал себя совершенно отдельно
от всех своих товарищей
Его не любили, отдалялись от него и,
не имея с ним ничего общего, не
обращали на него никакого внимания.
Роста он был небольшого, сложеннекрасиво, лицом смугл; темные его
волосы были приглажены на голове,
темнокарие большие глаза
пронзительно впивались в человека.
Вся фигура этого студента внушала
какоето безотчетное к себе
нерасположение...
4. Работа с прижизненными портретами М.Ю.Лермонтова
Лермонтов в вицмундире лейбгвардии Гусарского полка.
1834. Художник Ф.О. Будкин
Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров,
Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в
натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейбгвардейского гусарского полка, в шинели,
наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.
Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.
1837. П.Е. Заболотский.
Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Поэт
изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.
Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер
Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера
из коллекции князя В. А. Меншикова. Портрет значительно
отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот
головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни
подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не
сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и
была изготовлена гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил
портрет, очень близкий этой гравюре, скорее всего,
именно считавшийся утраченным оригинал работы
Клюндера.
Лермонтов в сюртуке лейбгвардии Гусарского полка.
1839. Акварель А.И. КлюндераЛермонтов в штатском сюртуке.
1840. Художник П.Е. Заболотский
Поэт одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен
опытным художникомреалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных
губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
Лермонтов. 1840. Рисунок Д.П. Палена
Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном
Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это оплечное изображение: у
поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет.
Это единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из
изображений.
всех
прижизненных
5. Работа с автопортретом и лирическими произведениями М.Ю.Лермонтова
Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837
В 18371838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского
драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на
фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
Стихи М.Ю.Лермонтова
Любил с начала жизни я
Ужасно стариком быть без седин
Никто не дорожит мной на земле
К друзьям
Я жить хочу! Хочу печали
Ключевые слова
Любил угрюмое уединенье …укрывался весь в себя …бояся,
будить людское сожаленье
старик без седин …равных не находит … он один!
Никто не дорожит мной на земле …себе я в тягость … Я холоден
и горд …злым толпе кажуся … ей (толпе)все равно...
Я рожден с душою пылкой…
Я жить хочу!
***
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье.
Н.Ф.Ивановой 1830г.
***
Ужасно стариком быть без седин,
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И все, что чувствует, он чувствует один!
1833г.
***
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим,
Тоска блуждает на моем челе,
Я холоден и горд, и даже злымТолпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там ей все равно...
1840г.
***
К друзьям
Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.
1833г.
***
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
1833г.