Конспект урока "Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни. (1 урок по теме) Цель урока: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения, формирование умения работать с текстами (текст учебника, документальные тексты, художественные тексты). Задачи урока:  Образовательные: расширить знания учащихся о детских годах жизни М.Ю.Лермонтова, показать, что в основу ранних произведений поэта положена его семейная драма, вызвать интерес к личности поэта,  Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся; развивать коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли; убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с документальными текстами.  Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы жизни. (1 урок по теме) Цель   урока:  закрепление   навыков   комментированного   и   аналитического   чтения,   формирование умения работать с текстами (текст учебника, документальные тексты, художественные тексты). Задачи урока:  Образовательные: расширить знания учащихся о детских годах жизни  М.Ю.Лермонтова, показать, что в основу ранних произведений поэта положена его семейная драма,  вызвать интерес к личности поэта,  Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся; развивать  коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли;  убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с  документальными текстами.  Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к  художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.  Предварительное домашнее задание: прочитать статью учебника (стр.153 ­ 157), вспомнить  известные сведения о детстве М.Ю.Лермонтова Технология КСО: класс разделен на несколько групп, которые будут выполнять несколько заданий,  на каждом этапе группу курирует подготовленный ученик Деятельность  группы Деятельность  куратора группы  Приветствие учащихся, подготовка к уроку, запись темы, настрой на рабочую  атмосферу. Учащиеся записывают эпиграф, рассуждают о противоречии в словах И.Андронникова,  начинают размышлять над проблемным  вопросом урока: Почему так противоречив  нарисованный образ поэта? Ход урока Этап урока Деятельность учителя 1 этап: Организационный  момент (2­3 мин.) 2 этап: Работа с  эпиграфом урока. Создание  проблемной  ситуации. (3 минуты) Приветствие учеников. Знакомство с темой урока. Чтение эпиграфа. Через всю жизнь проносим мы  образ этого человека –  грустного, строгого, нежного,  властного, скромного, смелого,  благородного, язвительного,  мечтательного, насмешливого,  застенчивого, с могучими  страстями и волей, с  проницательным, беспощадным  умом. Поэта гениального и так  рано погибшего. Бессмертного и  всегда молодого.     Ираклий Андроников Учитель рекомендует ученикам  записать эпиграф в тетрадь, обращая внимание на правильное оформление3 этап: групповая  работа под  руководством  кураторов групп (30 мин) эпиграфа. Работа с эпиграфом: каким  предстает пред нами поэт? Почему  так противоречив нарисованный  образ? 1. работа со статьей учебника:  составление хронологической  таблицы Дополнительное задание: цветом  отмечаем факты биографии,  имеющие положительное влияние на  дальнейшую судьбу поэта (светлый),  и факты, наложившие трагический  отпечаток (темный) 2. работа со статьей учебника:  составление таблицы «Имена в  биографии Лермонтова» 1. Определить основную мысль  текста;  2. Что выделяют во внешности М.Ю. Лермонтова современники? Дополнительное задание: образ  Лермонтова для этих людей:  положителен он или отрицателен?  Мотивируйте свой ответ 3. работа с воспоминаниями  современников поэта  (документальные тексты):  составление таблицы (определяем  основную мысль текста, выписываем  ключевые слова) Контролирует  тщательность  выполнения задания,  дает необходимые  пояснения,  конкретизирует  проблемный вопрос:  можно ли объяснить  такое противоречие  фактами биографии  поэта Контролирует  тщательность  выполнения задания,  дает необходимые  пояснения, конкретизирует  проблемный вопрос:  (с опорой на статью  учебника, знания,  полученные ранее) каким был поэт для  близких ему людей? Контролирует  тщательность  выполнения задания,  дает необходимые  пояснения, конкретизирует  проблемный вопрос:  почему у  современников поэта  такие противоречивые воспоминания? 4. работа с прижизненными  Контролирует  тщательность  Составляют  хронологическую  таблицу с опорой  на статью учебника  и знания фактов  биографии поэта. Анализируют  полученные данные и отмечают темным и светлым тоном  факты  (дополнительное  задание) Составляют  таблицу с опорой  на учебник;  отмечают, что все  перечисленные в  статье – близкие  люди, учителя,  давшие поэту  любовь,  образование,  раскрывающие его  таланты и  способности и  получающие в  ответ его любовь и  искреннюю  привязанность. Составляют  таблицу,  формулируя  главную мысль  текста, выписывая  ключевые слова;  выясняют, что  восприятие образа  поэта зависит от  степени близости  общения,  индивидуальных  качеств  современника. Вносят свои  замечания ввыполнения задания,  дает необходимые  пояснения,  конкретизирует  проблемный вопрос:  почему художники  по­разному  изображают поэта? Контролирует  тщательность  выполнения задания,  дает необходимые  пояснения,  конкретизирует  проблемный вопрос:  каким предстает поэт  пред вами? таблицу,  мотивируют свой  выбор Выразительно  читают отрывки из  стихотворений,  отмечая ключевые  слова, записывая их в таблицу; опираясь на  полученное,  представляют свое  восприятие поэта Ученики, анализируя составленную таблицу, вспоминая биографию поэта, воспоминания  о нем, отвечают на вопрос.  Предлагают несколько ответов, мотивируют их, опираясь на данные таблиц урока Ученики записывают домашнее задание  портретами поэта. Какой из портретов больше  подходит данному описанию  (обращение к таблице предыдущего  задания)? Почему? 5. работа с автопортретом и  лирическими произведениями  М.Ю.Лермонтова 1. Обратим внимание на автопортрет поэта. Каким изобразил себя? 2. Как поэт мог выразить свое  отношение к окружающему миру,  действительности, друзьям? 3. Каков его внутренний мир,  отношение к жизни? Учитель обращает внимание  учеников на противоречивые  воспоминания современников,  сложное отношение поэта к себе  (конфликт личности). Как вы думаете, где, когда  зародились корни этого конфликта? Почему так противоречив  нарисованный образ? Домашнее задание:  «…одни скажут: он добрый  малый, другие ­ мерзавец. И то и  другое будет ложно». Как вы понимаете эти слова? Кто  прав? (письменный ответ на  поставленный вопрос) Подводятся итоги урока, дается  оценка работы кураторов и класса в  целом. Отметки каждый учащийся  получит за выполненное письменное  домашнее задание 4 этап: анализ  полученных в  ходе урока  данных, ответ на  проблемный  вопрос (6­7 мин) 5 этап: домашнее  задание,  подведение  итогов урока (3 мин)1. Работа со статьей учебника: составление хронологической таблицы Приложение Дата  События жизни, творчества Цветовая  отметка 1914 1817 Родился поэт Смерть мамы 1820, 1825 Поездка на Кавказ 1827 Переехали с бабушкой в Москву, чтобы начать серьезные  занятия 1828 ­ 1830 учеба в Благородный пансион при Московском университете 1828 Первые произведения Лето 1829 Умер любимый учитель – француз Жан­Пьер Келлет­Жандро 1830 1831 1832 Поступил в Московский университет Умер отец Не  сумев продолжить учебу в Санкт­Петербургском  университете, выбирает военное поприще2. Работа со статьей учебника: составление таблицы «Имена в биографии  Лермонтова» Имена в биографии Лермонтова Роль в жизни Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева Юрий Петрович Лермонтов бабушка отец Мария Михайловна Арсеньева (Лермонтова) мать Алексей Зиновьевич Зиновьев учитель Лермонтова в Москве: русская грамматика,  география, астрономия, история, математика Александр Степанович Солоницкий учитель рисования Алексей Федорович Мерзляков поэт, критик, наставник Лермонтова в Москве Жан­Пьер Келлет­Жандро учитель­француз 3. Работа с материалами воспоминаний современников М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.) В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны... М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.) Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись... А.М.Меринский - сокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.) В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маешкой, уменьшительное от Мае- название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа "Нотр Дам де Пари", Мае этот изображен в романе уродом, горбатым. Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним... По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он занимался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам... И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.) В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.П.Ф.Вистенгоф - однокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.) Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания. Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себе нерасположение... Автор  воспоминаний Основная мысль  текста Что выделяет во внешности / характере Какой из портретов больше подходит к данному описанию М.Е.Меликов ­  друг детства  М.Ю.Лермонтова чарующее  впечатление  производил на того,  кто бывал симпатичен Лермонтову, но во  время вспышек гнева ­ ужасен наружность обращала на себя внимание: приземистый, маленький рост, большая голова   и   бледное   лицо,   большие   карие глаза… с пламенные, но грустные по  выражению глаза, смотрящие  приветливо, с душевной теплотой. А.М.Меринский ­ сокурсник  М.Ю.Лермонтова С некоторыми  товарищами был  дружен, но иногда  стремился к  уединению Злые насмешки  Стремился к уединению И.С.Тургенев ­  современник  М.Ю.Лермонтова Противоречивость в  облике, но вся  внешняя  непривлекательность  забывалась, когда на  лице было выражение  поэтического  творчества П.Ф.Вистенгоф ­  однокурсник  М.Ю.Лермонтова Одиночество «безотчетное  нерасположение к  себе» Наружность   зловещая   и   трагическая: сумрачная и недобрая сила, задумчивая презрительность  Тяжелый взор – нежные детские  губы …Фигура, приземистая,  кривоногая, с большой головой на  сутулых плечах, возбуждала  ощущение неприятное; но присущую  мощь тотчас сознавал всякий       … На лице ­ прекрасное выражение  поэтического творчества. тяжелый, несходчивый характер,  держал себя совершенно отдельно  от всех своих товарищей                        Его не любили, отдалялись от него и,  не имея с ним ничего общего, не  обращали на него никакого внимания. Роста он был небольшого, сложеннекрасиво, лицом смугл; темные его  волосы были приглажены на голове,  темно­карие большие глаза  пронзительно впивались в человека.  Вся фигура этого студента внушала  какое­то безотчетное к себе  нерасположение... 4. Работа с прижизненными портретами М.Ю.Лермонтова Лермонтов в вицмундире лейб­гвардии Гусарского полка.  1834. Художник Ф.О. Будкин Этот   портрет,   как   свидетельствует   А.М.   Меринский,   товарищ   Лермонтова   по   Школе   юнкеров, Арсеньева   заказала   в   1834   году,   сразу   по   производству   внука   в   корнеты.   Здесь   Поэт   изображен   в натуральную   величину,   погрудно,   в   вицмундире   лейб­гвардейского   гусарского   полка,   в   шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.  Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.  1837. П.Е. Заболотский. Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.  Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера ­ из коллекции князя В. А. Меншикова. Портрет значительно отличается   от   предыдущих:   иная   прическа,   иной   поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была   изготовлена   гравюра).   В   1936   в   ГЛМ   поступил портрет,   очень   близкий   этой   гравюре,   ­   скорее   всего, именно   считавшийся   утраченным   оригинал   работы Клюндера. Лермонтов в сюртуке лейб­гвардии Гусарского полка.  1839. Акварель А.И. КлюндераЛермонтов в штатском сюртуке.  1840. Художник П.Е. Заболотский Поэт   одет   в   темный   двубортный   сюртук   с   красными   обшлагами.   Этот   портрет,   как   и   портрет   1837,   выполнен опытным художником­реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.  Лермонтов. 1840. Рисунок Д.П. Палена Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это ­ оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это ­ единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из изображений. всех прижизненных     5. Работа с автопортретом и лирическими произведениями М.Ю.Лермонтова Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 В 1837­1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.  Стихи М.Ю.Лермонтова Любил с начала жизни я Ужасно стариком быть без седин Никто не дорожит мной на земле К друзьям Я жить хочу! Хочу печали Ключевые слова Любил угрюмое уединенье …укрывался весь в себя …бояся,  будить людское сожаленье старик без седин …равных не находит … он один! Никто не дорожит мной на земле …себе я в тягость … Я холоден  и горд …злым толпе кажуся … ей (толпе)все равно...  Я рожден с душою пылкой… Я жить хочу!  *** Любил с начала жизни я Угрюмое уединенье,  Где укрывался весь в себя,  Бояся, грусть не утая, Будить людское сожаленье. Н.Ф.Ивановой 1830г. *** Ужасно стариком быть без седин, Он равных не находит; за толпою Идет, хоть с ней не делится душою; Он меж людьми ни раб, ни властелин,  И все, что чувствует, он чувствует один! 1833г. *** Никто не дорожит мной на земле,  И сам себе я в тягость, как другим, Тоска блуждает на моем челе, Я холоден и горд, и даже злымТолпе кажуся; но ужель она Проникнуть дерзко в сердце мне должна? Зачем ей знать, что в нем заключено? Огонь иль сумрак там ­ ей все равно...  1840г. *** К друзьям Я рожден с душою пылкой,  Я люблю с друзьями быть,  Я не склонен к славе громкой, Сердце греет лишь любовь; Лиры звук дрожащий, звонкой Мне волнует также кровь.  1833г. *** Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. 1833г.

Посмотрите также