Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"
Оценка 5

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
15.09.2019
Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"
Цель урока: повторить основные принципы, по которым делятся слова на части речи; рассмотреть происхождение названий частей речи Развитие УУД: коммуникативные: развивать умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; регулятивные: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; познавательные: повторить, систематизировать части речи в русском языке, происхождение их названий, познакомиться с великими учёными-лингвистами, их трудами; записать блок орфоэпических норм; личностные: воспитание интереса и уважения к родному языку, его истории; уважительного отношения к трудам великих ученых-лингвистов; воспитание ценностного отношения к слову.
урок 1.doc
Урок № 1 Тема 8А от  02.09. «Повторение изученного в 5­7 классах. Морфология.  8Б от 02.09. 8В от 02.09. 2019 Система частей речи в русском языке » повторить основные принципы, по которым делятся слова на части речи;  рассмотреть происхождение названий частей речи Цель урока: Развитие УУД:                                                                                                                      коммуникативные : развивать умения устанавливать рабочие отношения,  эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной  кооперации; развитие умения формулировать и доказывать свою точку  зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;   формирование логических умений; повторить, систематизировать части речи в русском языке,  происхождение их названий, познакомиться с великими  учёными­лингвистами, их трудами; записать блок  орфоэпических норм; воспитание интереса и уважения к родному языку, его истории; уважительного отношения к трудам великих ученых­ лингвистов; воспитание ценностного отношения к слову. регулятивные: познавательные: личностные: Тип урока: комбинированный. Методы урока: беседа, работа с таблицей, слово учителя. Технология: критического мышления. Оборудование: схема­таблица частей речи, презентация. Деятельность учителя 1. Организационный этап ХОД УРОКА Деятельность обучающихся Проверка готовности класса к уроку. Выяснение  отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма­ передачи. Оформление тетрадей №1 Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. 2. Мотивация УУД. Целеполагание КАЖДОЕ произнесенное тобой слово ­ ЖИВОЕ! Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём,  память, предназначение, силу и нежность Только люди... почему то об этом забыли...  Глаголы русских мудрецов ­ Что имели ввиду мудрецы?   Обращаться с языком кое­как — значит и мыслить  кое­как: приблизительно, неточно, неверно. А.Н. Толстой 1 Слушают, настраиваются на работу. Формулируют тему урока. ­ Чем мы занимаемся на уроках русского языка? ­ Как можно изучать слова, что за науки этим занимаются? ­ Какая наука изучает части речи? Сформулируйте тему урока 3. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. Оформление тетради.  4. Актуализация опорных знаний Обозначьте систему частей речи в русском языке на современном  этапе. Двое работают у доски, класс в тетрадях Запись системы по Ломоносову. ­ Почему я уточнила, сказав о системе на современном этапе? Сегодня я хочу поговорить о становлении системы частей речи и   происхождении их названий. 5. Работа над темой урока Если мы откроем "Российскую грамматику", изданную                       М.В. Ломоносовым в 1755 году, то прочитаем следующее:  "Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных:  1) имя для названия вещей;  2) местоимение для сокращения наименований;  3) глагол для названия деяний;  4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно  речение;  5) наречие для краткого изображения обстоятельств;  6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям;  7) союз для изображения взаимности наших понятий;  8) междометие для краткого изъявления движений духа… Именно в этой книге Ломоносов не только определил основы и нормы русского языка, но и разработал понятия о частях речи. Как видим,  2 частей речи Ломоносов выделял 8. А сейчас их в русском языке насчитывается 10: 1.Имя существительное; 2.Имя прилагательное; 3.Имя числительное;   4.Местоимение; 5.Глагол; 6.Наречие; 7.Предлог; 8.Союз;   9.Частица;10.Междометие.  Иногда выделяют отдельно следующие группы: 1. Слова категории состояний (рассматриваются как группа  наречий); 2. Причастия и деепричастия (рассматриваем и  как особые формы  глагола); 3. Звукоподражания (небольшой разряд слов, которые  рассматриваются вместе с междометиями); 4. Модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в  предложениях функцию вводных элементов). Возникновение названий частей речи Краткий конспект лекции. Своими корнями учение о частях речи уходит в античность.  Учёные Александрийской школы (например, Дионисий Фракийский) установили для  древнегреческого языка 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль),  местоимение, предлог, наречие, союз.  Римляне усвоили учение греков, заменив только артикль, которого не было в  латинском языке, междометием.  Учение о восьми частях речи было представлено и в первых грамматиках  церковнославянского языка XVI­XVII вв. Наиболее значительная – грамматика  Мелетия Смотрицкого:  отражает специфические явления церковнославянского языка;   установление системы падежей;  установление двух спряжений глаголов;   определение вида глаголов;  отмечены лишние буквы славянской письменности;  оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание  грамматики в школах;    в азбуковниках XVII в. из нее сделаны обширные выписки;   учитывалась авторами ряда последующих славянских грамматик, изданных за  границей . У Ломоносова мы находим те же восемь частей речи, что и в латинском варианте,  однако в своей "Грамматике" Ломоносов пошёл дальше учёных античности и  разграничил знаменательные и служебные части речи.  Знаменательные части речи служат обозначением предметов, явлений, процессов,  реального мира, то есть выполняют номинативную функцию ­ функцию называния.  Служебные же части речи  служат для выражения отношений и придания  3 оттенков словам.  Отход от античной схемы начинается с грамматики 1831 г. А.Х. Востокова, в которой  причастие как часть речи было заменено прилагательным.  Г.П. Павский и Ф.И. Буслаев ввели имя числительное. Последними, уже в XIX веке, в составе частей речи укрепились частицы, после чего  система приобрела следующую структуру:  1. Знаменательные части речи. К ним относятся: а) слова­названия: существительное, прилагательное, числительное, глагол и его  формы, наречие, слова категории состояния; б) указательные ­ местоимение.  2. Модальные слова, не являющиеся членами предложения и связанные с  предложением в целом.  3. Междометия, не являющиеся членами предложения и выражающие эмоции.  4. Служебные части речи ­ частицы речи (предлог, союз, частица).  Знаменательные части речи выделяются на основании трёх признаков: 1) общекатегориальное значение; 2) грамматические признаки; 3) синтаксические свойства (то есть, чем являются в предложении).  Служебные части речи выделяются на основании двух признаков: 1) общая семантика класса; 2) функциональное назначение в речи.  6. Физминутка Создание художественного образа разными частями речи Мама, сказка, кашка, кошка.  Книжка, яркая обложка.  Буратино, Карабас.  Ранец, школа, первый класс.  Грязь в тетрадке, тройка, двойка.  Папа, крик, головомойка.  Лето, труд, колхоз, солома.  Осень, сбор металлолома.  Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом.  Ганнибал, Наполеон.  Менделеев, Герострат.  Бал прощальный, аттестат.  Высокий, красивый, харизматичный, Яркий, общительный и артистичный, Статный и умный, но недоступный, Верный, далёкий и неприступный, Очень желанный, нежный и милый, Мною любимый, необходимый. О нём же: Деловой, недоступный, счастливый, Обходительный, милый, учтивый, Ускользающий, ветреный, страстный, Сильный, стойкий, хозяйственный, властный. 4 Ветренно,сыро,тоскливо,жестоко, Сломано,холодно и одиноко . Медленно,мокро,выбито,трудно, Страшно,дождливо и не уютно. Грязно,отчаянно,зло,безотрадно, Твердо,брезгливо и неприглядно. Мерзко,темно,неуютно,устало, Снеженно,завистливо,криво и мало. Смято,забыто,закрыто,ужасно! Непредсказуемо,горько,опасно. Глупо,невкусно,тупо,убито, Пыльно и жарко,мертво,закрыто... Скользко,заснеженно,жутко и больно, Тяжко,забыто и недовольно... Заперто,дымно,безинтересно, Яростно,глухо и неуместно... Горестно,ложно,смешно,непривычно, Грустно ,ненастно и нелогично.. Институт, экзамен, нервы.  Конкурс, лекция, курс первый.  Тренировка, семинары.  Песни, танцы, тары­бары.  Прочность знаний, чет­нечет.  Радость, сессия, зачет.  Целина, жара, работа.  Волейбол, газеты, фото.  Общежитие, взятка – мизер.  Кинотеатр, телевизор.  Карандаш, лопата, лом.  Пятый курс, проект, диплом.  Отпуск, море, турпоход.  Кульман, шеф, конец квартала.  Цех, участок, план по валу.  ЖСК, гараж, квартира.  Теща, юмор и сатира.  Детский сад, велосипед.  Карты, шахматы, сосед.  Шашлыки, рыбалка, лодка.  Раки, пиво, вобла, водка.  Сердце, печень, лишний вес,  Возраст, пенсия, собес.  Юбилей, часы, награда,  Речи, памятник, ограда. Налил, вскипятил, заварил, удивился.  Понюхал, отпил, повернулся, облился.  Погладил, одел, завязал, застегнулся.  Собрался, вспотел, отдышался, обулся.  Схватил, побежал, повернул, подскользнулся.  Цеплялся, орал, полетел, навернулся.  Хромал, ковылял, материл, торопился.  Пришёл, опоздал, объяснил, извинился.  Кружил, обнимал, целовал, восхищался.  Дарил, покупал, вдохновился, признался. Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Лодорский водопад Релаксация. 5 Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! 7. Продолжение работы над темой Толкование терминов, называющих части речи Глагол– «глаголить» ­ говорить важное (речь, слово). Закрепляется  как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год). Наречие ­ буквально "приглаголие", "наглаголие", «речь».  Название части речи объясняется тем, что составляющие её слова в  большинстве случаев определяет глагол. Заимствовано из  старославянского языка, «речь» в значении «глагол», то есть  «варианты говоров» ­ наречия, употребляются вскользь, между  важными заметными словами. Существительное –«сущий» ­ быть. Прилагательное ­ буквально "присоединяться", "прилагаться". Местоимение – является буквальным переводом латинского  pronomen (pro «вместо», nomen «имя»). В древнерусском языке  встречалось сочетание «место имене» в этом же значении. Числительное ­ от слова "число", которое пошло от  общеславянского "чисти" ­ "считать, читать". Междометие – буквальный перевод от латинского грамматического  термина interjectio – от inter «между», iectio «бросание».  «Междуметия» буквально — «слова, бросаемые между другими  (полнозначными) словами». Причастие – буквальный перевод с латинского participiym(от   pars«часть»).  Причастие названо именно так, поскольку оно  «сопричастно» и имени прилагательному, и глаголу. 6 Краткая запись понятий. 8. Практическая работа Дано сочетание "собака лает". Это  простое предложение. Попробуем,  шаг за шагом, прибавляя всего по  одному слову или слову с  предлогом, нарастить предложение.  Опишем каждый шаг, что он даёт в  смысле понимания текста, создания  образа. 9. Рефлексия Продолжи фразу: Сегодня на уроке   меня удивило….  мне было интересно…  я запомнил (а) 10.Д/з., оценивание Большая собака лает. Мохнатая, большая  собака лает. Серая, мохнатая, большая собака  лает. Злая, серая, мохнатая, большая собака  лает.  Собака громко лает.  Собака громко, злобно  лает. Собака громко, злобно, сердито лает.  Собака громко, злобно, сердито, яростно лает.  мне было скучно…  я ничего нового не узнал(а) Анализируют, делают выводы. Выучить схему; составить стихотворение только из одной части  речи по своему усмотрению. Записать определения разделов русского языка (в кластер). Запись в дневник. 7

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"

Конспект урока "Морфология. Система частей речи в русском языке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019