Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
Оценка 4.6

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
музыка
3 кл—4 кл
09.05.2018
Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
Содержание: 1. Историческая, музыкально-патриотическая тема. 2. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». 3. Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева; 4. Знакомство с жанром кантаты. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский» (слушание); 2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты живёшь» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. 2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
8.docx
«На   Руси   родной,   на   Руси   большой   не   бывать врагу...» Содержание: 1. Историческая, музыкально­патриотическая тема. 2. Отражение   патриотических   черт   русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». 3. Контраст   образов   ­   русских   освободителей   и немецких   рыцарей­крестоносцев   ­   в   музыке Прокофьева; Знакомство с жанром кантаты. 4. Музыкальный материал: 1. С.   Прокофьев.   «Вставайте,   люди   русские!»,   «Въезд «Ледовое   побоище»,   «Мёртвое   поле», Александра   во   Псков»   из   кантаты   «Александр Невский» (слушание); 2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты живёшь» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. 2. Применять  знания  основных  средств  музыкальной выразительности   при   анализе   прослушанного произведения. «Святая   Русь   не   пуста   стоит,   на   Святой   Руси   есть сильны могучи богатыри» ­ так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской. В   минуты   тяжёлых   испытаний   в   Росси   всегда находились великие герои, ведущие народ на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр  Невский, Александр Суворов,   Михаил   Кутузов…   Имена   этих   русских полководцев   навсегда   вошли   в   историю   Российского государства. «Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля!»  Александр Невский Перелистаем страницы русской истории Итак,   начало   XIII   в.   Русь   задыхается   под   татаро­ монгольским   игом.   Вся   южная   часть   Русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера новая беда – шведы да немцы. В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. О том в народе даже песни складывают. «А и было дело на Неве­реке, На Неве­реке. На большой воде. Там рубились в войске воинском За великую землю Русскую. За собою войско вёл Александр. Были силы в войске богатырские, Как налево махнут – станет улица, А направо махнут – переулочек. Не уступим мы землю Русскую, Кто придёт на Русь, будет побеждён!» Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких   рыцарей­крестоносцев.   Чёрными   крестами были  расшиты   их  знамёна,  чёрные  кресты  были  и  на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй». Весной   1242   года   на   Чудском   озере   разыгралось кровавое побоище. «Александр   Невский   был   в   самого   гуще   боя…   Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без   ярости,   когда   позади   остались   дети   и   жёны, остались   сёла   и   города,   осталась   родная   земля   с коротким   и   звучным   названием   ­   Русь…»   О. Тихомиров. Русские   войска,   сражаясь,   загнали   врагов   на   лёд Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи увлекли захватчиков под воду. Художники   и   композиторы   воплотили   облик героического князя и его подвиг в своих картинах и в музыке. Живопись На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь изображён   во   всю   высоту   полотна,   опираясь   обеими руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы возвышается   над   нами,   это   придаёт   образу   особое величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в кованом   шлеме,   в   стальной   кольчуге,   рукавицах, наколенниках   –   на   фоне   красного   плаща   и   тёмного знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский грозно   смотрит   перед   собой.   Взгляд   его   суров   и неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!» На   дальнем   плане,   за   фигурой   князя,   мы   видим белоснежные  церкви Великого Новгорода. Отражение русского   города   в   картине   символизирует   Великую Русь. Звуки музыки С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» Композитор   Сергей   Сергеевич   Прокофьев   написал кантату   к   художественному   фильму   под   названием «Александр Невский», в котором показывают битву на Чудском озере. Именно кантатой, то есть музыкальным произведением для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев. Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая песня   –   «кант».   Слово   это   в   переводе   с   латинского означает   «песня»,   «пение»   и   созвучно   итальянскому слову   «кантаре»,   «петь». Авторами   кантов   были   учителя   пения,   студенты, певчие   церковных   хоров.   Канты   посвящались   разным событиям.   В   них   воспевали   победу   и   скорбели   о погибших,   осуждали   предательство   и   высмеивали глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю победы. Кантата   –   это   большое   произведение,   состоящее   из нескольких частей. Она исполняется в концертном зале хором, оркестром и певцами­солистами. что   означает На   сцене   не   будет   декораций.   Займут   свои   места оркестранты   во   фраках,   выйдет   и   построится   хор   ­ чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в чёрных   костюмах.   Дирижёр   подаст   знак   ­   и   линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты. Но начнётся музыка ­ и всё исчезнет. Перед нами встанет измученная, разорённая монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом. «Вставайте, люди русские! На славный бой, на смертный бой!»   Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе,   будто   идущие   из   разных   мест   ополченцы собрались в единую могучую рать: «Вставайте, люди честные, За нашу землю русскую!» Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора). Есть ли в этом хоре инструментальное вступление? 1. 2. Какой   музыкальный   инструмент   звучит   во вступлении? (Колокол.) 3. Каков   характер   звучания   колокола?   (Тревожный, призывный, беспокойный.) 4. Какой   характер   звучания   хора?   (Энергичный, смелый, напряжённый.) У   композитора   в   нотном   тексте   имеется   указание: «решительно, мужественно». 1. Какой   хор   звучал   в   этом   отрывке   –   мужской, женский,   детский   или   смешанный?   (Смешанный   – слышны были мужские и женские голоса.) 2. Кто   ещё,   кроме   смешанного   хора,   исполнял   этот отрывок? (Симфонический оркестр.) В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.) В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.) 3. 4. 5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок? (Маршу.)   А   теперь Вы   послушали   начальный   отрывок. послушайте   полностью   хор   «Вставайте,   люди русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится   ли   характер   музыки,   кто   её   будет исполнять?   Вернётся   ли   в   конце   музыкальная   тема начала? Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (полностью). 1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть хора? (Да.) 2. Какой   был   характер   в   этой   части?   (Распевный, плавный, мягкий.) 3. Кто   исполнял   среднюю   часть?   (Женский   хор   и симфонический оркестр.) Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и   плавно   разлилась   вдруг   мелодия,   зазвенела прекрасная высоким, чистым звоном. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!» Теперь уже поёт весь хор, и женщины, и мужчины, ­ ещё мощнее, и уже совсем грозно зазвучала песни, сзывая всех на битву с врагом. «На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать родная Русь.» 1. Почему   среднюю   часть   произведения   с   этими словами   поёт   именно   женский   хор?   (Создаётся впечатление, что женщины провожают своих мужей на борьбу с врагом или, что сама Русь просит подмоги у защитников.) 2. Повторялась ли в конце начальная тема хора? (Да.) 3. Каков   произведения?   характер   финала (Возвышенный, мощный, торжественный.) 4. Сколько   частей   было   в   хоре   «Вставайте,   люди русские!»? (Три части.) 5. Каким   словом   в   музыке   называется   повторение? (Реприза) А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в самые первые дни Великой Отечественной войны, когда не было и не могло ещё быть песен, зовущих на правое и святое дело ­ на битву с фашизмом (а как нужны были также песни сразу   же,   сейчас   же!),   когда   не   была   ещё   создана прекрасная   и   суровая   песня­призыв   «Вставай,   страна огромная!»,­ в эти самые первые дни по радио во всех уголках   нашей   страны   звучал   именно   этот   хор   из кантаты Сергея Прокофьева. «Вставайте,   люди   русские,   на   великий   бой   с захватчиками нашей Родины, за нашу землю», ­ сзывала советских   людей   мужественная   песня.   И   могучая, жизнеутверждающая   энергия,   заключённая   в   музыке, вселяла уверенность, рождала волю к победе. Но вернёмся снова к кантате. В музыке кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев создал   не   только   русские   героические   образы,   но   и образы захватчиков. …Мглистый,   туманный   рассвет   над   ледяным   полем. Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей.   К   засевшим   в   засаде   русским   войскам приближается   непобедимый   доселе   стальной   клин тевтонской   «свиньи».   Лязгает,   громыхает   броня,   и сквозь лязг прорываются высокие, резкие голоса ­ это монахи исступлённо поют свои католические молитвы. Но   и   молитвы,   и   страшный   лязг   доспехов   ­   всё заглушает   песня,   боевая   песня   русских   воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей... В бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит   тема   «Вставайте,   люди   русские!».   Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема. Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом.   Потом   вражеская   тема   слабеет,   искажается. Завершает   эту   часть   тихая   и   светлая   тема   среднего раздела   четвертой   части   «На   Руси   родной,   на   Руси большой не бывать врагу». На   освобождённую   русскую   землю   пришли   мир   и тишина. Слушание:   С.   Прокофьев   «Ледовое   побоище»   из кантаты «Александр Невский». Окончена   ледовая   битва.   Безмолвно   и   неподвижно ледяное   поле,   только   огоньки   факелов   мелькают   в темноте.   не вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому...» ­ одиноко   плывёт   над   снежным   простором   низкий, глубокий   женский   голос.   В   мелодии,   невыразимо печальной,   как   протяжные крестьянские   песни,­   не   бессильное   отчаяние,   а сдержанная   скорбь.   И   в   огромном,   безмерном   горе сохраняет   величавое   достоинство   русская   женщина   ­   Женщины   разыскивают   воинов,   распетой   широко, мать,   жена,   невеста.   «Песней   невесты»   и  названа   эта часть   кантаты.   Поёт   песню   один   голос.   Но   этот одинокий   голос   звучит   как   скорбный   реквием   всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После   мощной,   яркой,   многообразной   музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает   застывшую,   мёртвую   тишину   ледяного поля. Послушайте,   какими   словами   начинается   отрывок «Мёртвое поле». «Я пойду, пойду по полю белому, Полечу по полю смертному, Поищу я славных соколов, Женихов моих, добрых молодцев. Кто лежит, мечами порубленный, Кто лежит, стрелой пораненный. Напоили они кровью алою Землю честную, землю русскую…» Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский». 1. Какой   характер   у   этой   музыки?   (Протяжный, мрачный, тоскливый.) 2. Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.) 3. Кто исполнял эту часть кантаты? (Симфонический оркестр и певица­солистка.)  Псков   встречает   победителей.   Снова   песня   ­ счастливая,   радостная.   Сверкающей   нитью   вьются вокруг   её   мелодии   высокие   звенящие   подголоски, чудесно   сливаясь   с   малиновым   перезвоном праздничных колоколов. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» Мы слышим знакомые мелодии ­ все они уже звучали в кантате.   Чудесно   преображённые,   словно   одетые   в праздничный   наряд,   они   не   потеряли,   однако,   своей могучей силы ... Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский». Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля». Кантата окончена. 1. Как   называется   кантата,   музыку   из   которой   вы прослушали? 2. Какой   композитор   написал   кантату   «Александр Невский»? (Сергей Прокофьев.) 3. Произведение   о   каком   герое   написал   С. Прокофьев? (Об Александре Невском.) 4. Чем   прославился   Александр   Невский,   почему   он получил   такое   прозвище   –   Невский?   (Под   его командованием   русское   войско   разбило   шведов   на реке Неве.) 5. Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил немцев на Чудском озере.) 6. Какие   слова   Александра   Невского   стали крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и погибнет») 7. Как   называется   произведение,   в   котором композитор   С.   Прокофьев   рассказал   о   подвигах Александра Невского? («Александр Невский».) 8. В каком жанре создано это произведение? (В жанре кантаты.) 9. Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это   произведение   для   симфонического   оркестра, хора и солистов.) Наша страна всегда высоко ценила подвиги Александра Невского. Он причислен к лику святых. В ХХ веке, как вы   уже   знаете,   о   знаменитом   сражении   на   Чудском озере был снят фильм, создана кантата. В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым   награждали   крупных   военачальников   за проведение   боевых   действий,   в   которых   было разгромлено много сил противника. Вопросы и задания: 1. Какие   черты   русского   характера   отразил   С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»? 2. Сравните   звучание   двух   мелодий   –   русских освободителей   и   немецких   рыцарей.   Что   в   них общего? Чем они отличаются? 3. Каким музыкальным  термином  можно определить развитие   музыки   в   «Ледовом   побоище»?   Слова   для справок: крещендо, диминуэндо. Почему? Осень: поэт ­ художник ­ композитор Содержание: 1. Междисциплинарная тема. 2. Произведения искусства и их создатели ­ поэты,  художники, композиторы. 3. Отражение в произведениях искусства темы осени. 4. Сравнение настроений и характеров изучаемых  произведений. Художественный материал: 1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла  «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание); 2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета  «Золушка» (слушание); 3. И. Левитан. «Осень», «Лето»; 4. И. Грабарь. «Рябинка»; 5. В. Поленов. «Золотая осень»; 6. В. Нестеренко. «Последние листья»; 7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е.  Трутневой. Песенный репертуар: 1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад»  (пение); 2. Д. Васильев­Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя  песенка» (пение) Характеристика видов деятельности: 1. Иметь представления о роде деятельности  представителей искусства ­ поэтов, художников,  композиторов. 2. Сравнивать образное содержание произведений  музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять  признаки сходства и отличия. Жила­была хозяйка Осень В волшебном замке золотом, Бродила вдоль притихших просек Дружила с ветром за окном. Кроила сказки из тумана И шила нитками дождя, В мир удивительный и странный Всех за собою уводя… композиторов, ­   Ребята,   тема   нашего   урока   ­   Осень.   Осень вдохновляла   художников,   поэтов создавать   прекрасные   произведения,   рассказывая   об осени краской, музыкой, словами. ­ Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной   радугой   и   утренней   росой,   с   ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь   будет   грустное?   Осенью   погода   бывает пасмурной,   хмурой,   дождливой.   Ребята,   вам   хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей). ­ Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень   будет   радовать   нас   своими   чудесами. Послушайте   стихотворение   Е.   Трутневой   «Осень»   и узнайте,   какой   настроение   было   у   автора,   когда   она писала это стихотворение. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, ­ Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идём, ­ Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть это Улетает наше лето… ­ Ребята, какое настроение автора вы почувствовали?  (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…) ­ Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень  наступила» и попробуйте догадаться о настроении  другого автора. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Тучи небо кроют, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья, Птички улетели в тёплые края… ­ Какие чувства были у автора. Когда он писал это  стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…) ­ Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин  каждый год восхищался осенью. Осень была любимой  порой поэта. Послушайте отрывок из его  стихотворения «Осень». Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий луч, и первые морозы. И отдалённые седой зимы угрозы. 1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…) 2. А   если   бы   вы   были   поэтами,   какие   бы   слова   вы подобрали,   чтобы   рассказать   о   волшебной   поре   – осени? (Рассказы детей.) 3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы   вы   сочинили   музыку   об   осени:   грустную   или весёлую? (Ответы детей.) ­   Ребята,   как   вы   думаете,   а   по   музыкальному произведению   можно   догадаться   о   настроении композитора?   Давайте   попробуем.   Музыку   написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Слушание   произведения   «Осенняя   песнь»   П. Чайковского из цикла «Времена года». 1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная? 2. Какие   чувства,   настроение   она   у   вас   вызвала? (Грусть, печаль.) 3. Какие   явления   природы   передал   композитор   в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.) 4. Какой композитор сочинил эту музыку? Эта   пьеса   из   сборника   Петра   Ильича   Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой   пьесы   есть   свой   подзаголовок,   например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину   осенней   природы,   рисует,   как   шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю. 1. А   если   бы   вы   были   художниками,   какими   бы красками   вы   рисовали   осенние   пейзажи?   (Ответы детей.) 2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.) ­   Правильно.   По   рисунку   также   можно   догадаться   о настроении художника, о его чувствах, мечтах. Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень». ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти   высохшую   траву,   на   одинокий   полуувядший цветок,   склонившийся   прямо   к   воде   и   на   яркое солнечное небо над ним. 1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу? 2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.) Исаак   Левитан   выбрал   для   своей   картины   название «Золотая   осень».   Как   вы   думаете,   почему?   (Ответы детей.) ­ Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное   убранство   берёз,   яркий   солнечный   свет осеннего дня… 1. Какие приметы осени вы видите на этой картине? 2. Какое   небо?   (Яркое, прохладное.) 3. Какой   день   изображён   на   картине:   ясный   или пасмурный? (Ясный.)   солнечное,   голубое, 4. Есть   ли   на   небе   облака?   Какие   они?   (Белое облачко.) 5. Как   вы   думаете,   какое   настроение   у   берёз? (Весёлое,   радостное,   они   гордятся   своими   золотыми платьями.) ­   А   вы   заметили   одинокий   цветок   у   ручья?   Как   вы думаете,   какое   настроение   у   цветка?   (Он   радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного   грустит,   потому   что   остался   совсем   один   и скоро будет холодно.) ­   А   теперь   отгадаем,   с   каким   настроение   художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.) ­   Ребята,   давайте   попробуем   придумать   по   этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.) ­ Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи,   картины,   музыкальные   пьесы   –   всё   это произведения искусства.  Поэт сочиняет стихи.  Художник пишет картины.  Композитор сочиняет музыку. Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.  «Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного   на   сюжет   известной   сказки   Ш.   Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка   остается   одна   и   мечтает?   В   сказке­балете Прокофьева   к   ней   на   помощь   приходят   не   только волшебница   крёстная,   но   и   феи   всех   времён   года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей   такой   разный,   под   стать   временам   года…   Итак, знакомьтесь: Фея Осени! Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева. Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени». 1. Вы знаете эту сказку? 2. Назовите главных героев этой сказки. 3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.) 4. Какой   показана   осень   в   музыкальном произведении? 5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали? 6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету? Запомни!  Поэт  Художник  Композитор  Произведение искусства На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают  осень поэты, художники, композиторы в своих  произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень  продолжает дарить нам много удивительных сюжетов  для новых творческих открытий. Примерный  рассказ Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми  стволами нарядились в ярко­жёлтые платья. Дует  лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят,  кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и  удивляешься, как это зелёные листочки превратились в  золотые. По лугу протекает тёмно­синяя река. Вода  уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая  красавица берёза, ярко­жёлтая и ровная, как свечка.  Вдалеке виднеются зелёно­коричневые деревья, ярко­ зелёное поле и несколько деревенских домиков. Небо голубое­голубое с лёгким облачком. Солнца не  видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно  горит и переливается золотом листва, играя в  солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени  можно догадаться, в какой стороне находится солнце. На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей  красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное,  все цветы уже отцвели. Описание   картины   Игоря   Грабаря   «Рябинка» Красота   русской   природы   всегда   находила   отклик   в сердцах   творческих   людей.   Много   строк   посвятили поэты   и   писатели   бескрайним   просторам   русских равнин,   много   художников   запечатлели   красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь   Грабарь   ­   тонкий   ценитель   очарования   красок природы.   С   большой   любовь   написана   картина «Рябинка»,   изящно   играют   цвета   на   ней,   мастерски художником   создаётся   ощущение   присутствия   в необычайно месте. красивом На   переднем   плане   картина   художник   изобразил главную   героиню   ­   рябинку.   Стоит   осень,   дерево приготовилось   сбросить   листву.   Наливаются   соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения   итогов,   сбора   урожая.   На   заднем   плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь ­   время   подготовки   к   зиме,   делаются   последние использует приготовления.   противопоставление человеческой деятельности   и   торжественного   спокойствия   леса   и природы. Рядом с главной героиней картины ­ рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства,   которыми   в   совершенстве   владел   Игорь Грабарь. Художник суетливой Описание картины Исаака Ильича Левитана  «Золотая осень» Среди работ Исаака Ильича Левитана своим  оптимизмом, мажорными нотами и светлостью  восприятия выделяется картина «Золотая осень». На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная  речка с поросшими высокой травой берегами, ещё  зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет,  переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что  характерно, на первом плане изображены тоненькие,  стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они  представляют собой саму Русь: статную, легкую,  красивую и задают тон всей картине. На заднем плане можно разглядеть деревенские  домики, широкое зелёное поле. На этой картине  главенствующее место отведено природе, деревня не  подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в  окружающую действительность. В целом, полотно производит самые приятные,  радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц­березок, и, кажется, слышишь, как  колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей  незаметной жизнью её многочисленные обитатели. Описание   картины   Василия   Поленова   «Золотая осень» Картина   написана   художником   неподалёку   от   его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает у   солнечный   осенний   день.   Взор   зрителя   сразу приковывает   река,   тёмной   змеёй   выделяющаяся   на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря реки. Василий   Поленов   изобразил   самое   начало   осени   ­ жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому ­ огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает  себе  река. Чистая вода отражает  солнечные блики,   небо,   солнце   и   деревья,   на   отмелях   кружит жёлтая палая листва. излучины «Балло» означает «танцую» Содержание: 1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»). 2. Музыкальные персонажи в движении. 3. Родственность слов балет и бал. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание); 2. Т.   Попатенко,   стихи   В.   Викторова.   «Котёнок   и щенок» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами. 2. Проявлять   основы   ориентации   в   нравственном содержании   и   смысле   поступков   музыкальных персонажей. Балет ­ загадка, что не знает слов... Знакомство с жанром балета Что же такое балет?  Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее   совершенно   способен   воплотить   балет. Основа балета ­ танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».  С   чем   у   вас   связывается   слово   «бал»?   Со   сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал ­ время волшебства. На   придворные   балы   приглашалось   только   избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали   самые   красивые   и   дорогие   наряды,   что понятно:   праздник   ведь.   Тогда   же   родились   балы­ маскарады  ­ прекрасная  возможность побыть маской, ощутить себя кем­то другим. Именно   в   Италии,   более   400   лет   назад,   и   родилось искусство   балета.   В   этой   стране   издавна   любили   не просто   танцы,   а   танцевальные   сценки,   которые исполнялись   в   народных   комедиях,   на   карнавалах, балах и других празднествах. Слова «бал» и «балет» ­ родственные.  Бал – большой танцевальный   вечер, а   балет   –   большой   музыкальный спектакль. Балет –  это  обязательное  сочетание  танца  и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных  времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично. Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет,   действующие   лица.   Его   герои   наделены человеческими   чувствами.   Они   действуют,   думают, радуются   и   страдают.   Но   их   действия   и   чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку. Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то   есть   немая   актёрская   игра,   состоящая   из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.  Изначально   танец   был   неотъемлемой   частью сценического   представления,   в   котором   пели   и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить   специальную   одежду   и   особые   тапочки   – пуанты.  Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.   композитор, Создатели   балетного   спектакля: либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник­декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает   движения,   соответствующие   сюжету, выстраивает   драматургию   и   соотносит   всё   это   с музыкой.   В   исполнении   балета   участвует   балетная группа   (балерины   и   балероны),   дирижёр   и симфонический оркестр. Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны. Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»  Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он   пришёл   на   экзамен   в   Санкт­Петербургскую консерваторию. Представьте   себе,   в   кабинете   консерватории   сидит серьёзная   приёмная   комиссия,   в   которой   известные композиторы   –   Н.   А.   Римский­Корсаков,   А.   К. Глазунов,   А.   К.   Лядов.   И   вот   туда,   сгибаясь   под тяжестью   больших   папок   с   нотами,   вошёл   13­летний мальчик. Вот мои сочинения», ­ сказал он. И тогда Н. А. Римский­Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!» Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как   пианист   и   как   композитор.   Прошли   годы   и   его творчество   приобрело   широчайшую   известность.   В театрах   всего   мира   ставят   его   оперы   и   балеты, оркестры   исполняют   его   симфонии,   пианисты   и скрипачи играют его концерты и пьесы. Композитор   Дмитрий   Борисович   Кабалевский   так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть   благодарны   Сергею   Прокофьеву,   ибо   никто   из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений».   Юные   пианисты   играют   маленькие произведения   из   его   сборника   «Детская   музыка», сказка   «Петя   и   волк»   знакомит   слушателей   с инструментами симфонического оркестра. Одним   из   самых   известных   его   сочинений   является балет «Золушка». 1. Вы знаете эту сказку? 2. Знаете   ли   вы   писателя,   который   написал   эту сказку? (Шарль Перро.) 3. Назовите главных героев этой сказки. 4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.) Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет   сказки   Шарля   Перро   «Золушка»   он   сочинил балет. Впервые   балет   «Золушка»   был   показан   в   Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в   Великой   Отечественной   войне.   Впоследствии «Золушку»   ставили   во   многих   других   театрах   нашей страны и в различных странах мира.  Главную   роль   в   этом   балете   исполняли   разные балерины.   Запомните   имя   одной   из   них   –   Галина Уланова. С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк»   каждый   персонаж   имел   свою   тему:   Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности.   Образ   Золушки   рисуют   певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху,   звучат   колючие,   короткие   мотивы   и   острые, стучащие   ритмы.   Всё   это   хорошо   слышно   с   самого начала балета. Первая   сцена   балета   называется   «Па   де   шаль»,   что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца   Золушки.   Сёстры   вышивают   шаль,   а   мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана   на   мелких   «царапающих»   мелодиях.   Так   и видишь   цепкие   движения,   резкие   жесты   сестёр, слышишь   их   визгливые   выкрики…   Недаром   сёстрам Золушки   в   балете   даны   красноречивые   имена   – Кривляка и Злюка. Слушание: «Па де шаль». 1. Каким   был   характер   музыки,   рисующей   образы сестёр   Золушки?   (Злым,   острым,   резким,   колючим, быстрым.) 2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.) Вначале   балета   «Золушка»   появляется   персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот. Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный   и   изящный   танец   с   поклонами   и неторопливыми движениями. Слушание: «Урок танца. Гавот». 1. Какие   музыкальные   инструменты   исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.) 2. Как   звучала   музыка?   (Музыкальный   язык   яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)  Для   этого   балета   композитор   написал   необычную музыку   –   партию   часов,   которые   должны   были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут   карлики,   которые   будут   показывать   нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто. И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры   устремляются   к   ней.   Танцы   прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам   он   своей   красотой,   мужественностью   пленяет сердце   девушки.   Золушка   чувствует   себя   во   дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают   замарашки   в   её   великолепном   наряде. Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди   веселья   и   танцев   счастливая   Золушка   совсем забывает   о   времени.   Но   вдруг   появляются   карлики: «Пора,   Золушка!»   ­   напоминают   ей   часы.   «Пора!»   ­ неумолимо   стучит   маятник,   и   Золушка   стремглав дворца. бежит из Бьёт   полночь.   По   белой   широкой   лестнице   бежит Золушка,   покидая   дворец.   В   спешке   она   теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след   простыл.   Только   на   ступеньке   лестницы   лежала маленькая хрустальная туфелька. Обратите   внимание   на   то,   как   после   12­того   удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо. Слушание: «Полночь». 1. В   каком   музыкальном   жанре   создал   композитор тему часов? (В жанре марша.) 2. Какой   вам   показалась   эта   музыка?   (Злой,   очень громкой.) 3. Что   передают   звуки   симфонического   оркестра? (Тиканье и бой часов.)  Образ   Золушки   рисуется,   прежде   всего,   мелодией «Вальса»,   которая   будет   звучать   в   балете неоднократно.   Обратите   внимание   на   то,   как   будет меняться   музыка.   Сначала   звучит   главная   мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной. Слушание: «Вальс». 1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.) 2. Как   изменилась   музыка   в   конце   отрывка?   (Стала грустной, безрадостной.) 3. Как по­вашему, что происходит в этот момент на балетной   сцене?   (Платье   Золушки   превращается   в старое, исчезают карета, кони, кучер.) Но   не   надо   расстраиваться,   ведь   вы   все   читали   эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье. Смысл сказки о Золушке заключается  в утверждении доброго   и   человеческого   отношения   к   жизни   в противоположность   злобе,   зависти   и   эгоизму.   Своей музыкой   С.   Прокофьев   воспевает   добрые человеческие   качества   и   осуждает   душевную чёрствость   и   злобу.   Такое   противопоставление характеров в искусстве называется «контраст». 1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.) 2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)   С. 3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.) 4. Какие   музыкальные   жанры   использованы,   чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.) Познакомившись   с   музыкой   к   балету   «Золушка»,   вы убедились   в   том,   что   композитор   С.   С.   Прокофьев сумел   разглядеть   в   сказке   глубину   и   мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки,   скромностью,   добротой,   побеждающей   все невзгоды   своей   жизни,   и   высмеял   мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр. Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера   композитора:   до   конца   своих   дней   он сохранил   свежесть   восприятия   мира,   способность радоваться жизни. Вопросы и задания: 1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет? 2. Какой   танец   на   балу   исполняла   Золушка?   Какой характер этого танца? 3. Внимательно   послушайте   фрагмент   «Полночь»   из балета   С.  Прокофьева   «Золушка».  Согласны  ли  вы  с композитором, который  дал такое  название? Какое  в ней настроение? Как вы думаете, почему? Запомни! Бал Балет Артист балета Контраст Величественный орган Содержание: 1. Знакомство   по   изображению   и   по   звучанию   с органом. 2. Устройство органа. 3. Возможности   органа   в   воплощении   различных тембровых звучаний. Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Токката ре минор из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание); 2. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «И сонм ангелов спустился с небес» ВWV 607; 3. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «О, как ничтожно мало, как мимолётно» ВWV 644 (слушание); 4. И. С. Бах, русский текст Д. Тонского. «За рекою старый дом» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску. 2. Иметь представления о роли органа в творчестве И. С. Баха Доводилось   ли   вам   слышать   звучание   органа?   Оно поражает нас силой, мощью и величием. Его называют королём   музыкальных   инструментов   и   обращаются   к нему: «Его величество орган». Орган   ­   один   из   древнейших   музыкальных инструментов.   Его   история   насчитывает   несколько тысяч лет. Орган ­ самый большой музыкальный инструмент. На нём играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный, а духовой. Его прародителем была дудочка. В   древние   времена,   когда   сложных   музыкальных инструментов   ещё   не   было,   несколько   тростниковых дудочек   разной   величины   стали   соединять   вместе. Инструмент   этот   древние   греки   называли   флейтой Пана.   Считалось,   что   придумал   его   бог   лесов   и   рощ Пан. На   одной   дудочке   играть   легко:   ей   нужно   немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее – не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности   люди   искали   механизм,   заменяющий человеческое   дыхание.   Такой   механизм   нашли: нагнетать   воздух   стали   мехами,   такими   же   как   те, которыми кузнецы раздували огонь в горне. Во втором веке до новой эры, в Александрии, изобрели гидравлический   орган.   В   нём   воздух   нагнетался   не мехами,   а   водяным   прессом.   Поэтому   он   поступал равномернее,   и   звук   получался   лучше   ­   ровнее   и красивее. Первые   органные   клавиши   были   огромными   и   очень тяжёлыми.   Музыкант   играл   не   пальцами,   а   сжатыми кулаками   и   даже   локтями!   Чтобы   рукам   не   было больно   музыкант   надевал   кожаные   перчатки.   Позже клавиши стали маленькими и лёгкими. Рекомендуется просмотр фото органов разных городов мира (даны в презентации). В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех   католических   соборах   и   больших   церквях   были построены   органы.   Их   торжественное   и   мощное звучание   как   нельзя   лучше   подходило   к   архитектуре соборов   с   уходящими   вверх   линиями,   высокими сводами. Каждый орган неповторим и строится по специальному проекту. Внутри него есть комнаты, лестницы, потолки. Сто лет назад в этих помещениях трудились рабочие во время концерта, они вручную качали огромные меха. В наше время эту работу выполняют электромоторы. В современных органах тысячи труб! Самые большие высотой   более   10   метров,   а   самые   маленькие   –   10 миллиметров. Исполнитель   –   органист   –   сидит   на   длинной   скамье. Перед ним множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль для ног, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32 (обычно 32). Играть на органе очень сложно. Рядом с исполнителем обычно находится помощник. Звучание   органа   производит   огромное   впечатление. Орган   заменяет   целый   оркестр.   Голос   этого музыкального инструмента подобен то нежному звуку флейты, то мягкому звучанию скрипки, то величавому пению капеллы. Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные   произведения   для   этого   музыкального инструмента   были   созданы   Иоганном   Себастьяном Бахом. Посмотрите   на   портрет   композитора.   Обратите внимание на то, как необычно одевались музыканты тех времён.   На   его   голове   парик   с   буклями.   Он   одет   в тёмный   кафтан,   на   шее   повязан   белый   платок. Композитор глядит на нас через три века. Его взгляд серьёзен, губы твёрдо сомкнуты, словно он предвидит изумительную все   испытания,   которые   выпадут   на   его   долю,   но   он готов к превратностям судьбы. И.   С.   Бах   родился   в   Германии.   Родился   он   в   семье музыканта. Отец учил его игре на скрипке и клавесине. Мальчик   уже   с   10   лет   сам   заботился   о   себе,   он прекрасно   играл   на   скрипке   и   органе,   пел   в   хоре, сочинял музыку. Иоганн   не   упускал   случая   изучать   творения   великих мастеров прошлого. Например, у его брата были ноты старинных композиторов, которыми он очень дорожил, настолько, что не давал по ним заниматься Иоганну. И мальчик по ночам переписывал эти ноты при лунном свете.   Его   упорство   в   овладении   музыкальным искусством безгранично! Когда   он   услышал,   что   в   соседний   город   приезжает знаменитый композитор, чтобы давать свои концерты, то   пешком   отправился   в   соседний   город.   А   он     было

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Конспект урока музыки: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018