Конспект урока музыки на тему "Масленица"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока музыки на тему "Масленица. Проводы зимы. Встреча весны". На данном уроке дети знакомятся с русским народным праздником - Масленицей. Урок составлен в соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения. К данному уроку также ищите презентацию.ю которая тоже присутствует на сайте.
Иконка файла материала Урок музыки.docx
Конспект урока по музыке Тема: «Проводы зимы. Пришла к нам масленица» во 2 классе Подготовила  учитель начальных классов Чукманцева О.В.Урок музыки 2 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Тема: «Проводы зимы. Пришла к нам масленица» Цель: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки) приобщение детей к народным  истокам, воспитание на народных традициях. Задача: познакомить детей с содержанием праздника масленицы. Разучить   народные  песни, связанные с праздником масленицы, элементарные навыки игры на народных  музыкальных инструментах Планируемые результаты Предметные:  Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;  Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным  произведениям;  Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;  Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;  Умение оценивать произведения разных видов искусства;  Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно­  образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной  деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах) Метапредметные:  Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии  музыкального фольклора России  Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через  понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; Применение знаково­символических и речевых средств для решения  коммуникативных и познавательных задач;  Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества Личностные:  Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии  и исполнении музыкальных произведений;  Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с  духовными традициями семьи и народа;  Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих  музыкальных задач;   Развитие мотивов музыкально­ учебной деятельности и реализация творческого  потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Развитие духовно­ нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие,  всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа Тип урока: первичное усвоение новых знаний. Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор. Методы: деятельностный подход Виды деятельности учащихся:  Слушание музыки  Пение  Инструментальное музицирование  Музыкально –пластическое движение Музыкальный материал:  Проводы зимы ( р. н. п. Л.Зыкина)   Р.н.п. «Как вставала я ранешенько» Р.н.п.«Блины»  Частушки…1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.) Ход урока. Музыкальное приветствие:  Здравствуйте, ребята!  Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать 2. Актуализация знаний Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (рус.нород.песня) Вам  понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете ­ кто ее  сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? ( на  праздниках, посиделках, на гуляньях) Нас скоро ожидает праздник, а вот какой –Отгадайте мою загадку: Всюду ярмарки, гулянья, Веселится весь народ! Провожают зиму, холод, Ведь весна уж у ворот! Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! (Масленица) 3. Постановка цели и задач урока Учитель: И тема нашего урока называется «Масленица» ­ долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла Слайд №2  подходит ли загадка к теме нашего урока?  Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее  выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень  хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?  У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины) У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом) У: Есть такое выражение в народе ­ замаслить, значит задобрить. У: Кого ж надо было задобрить? Д: зимушку У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. Зима недаром злиться, прошла ее пора, Весна в окно стучится и гонит со двора.4. Усвоение новых знаний А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы? Слайд №3Давным­ давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце,  дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже  началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и  стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник  сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до  наших дней А кто их придумывал? ( Народ). Как эти песни дошли до нашего времени?  (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение) Все дни масленой недели имеют свои названия:Слайд №4 У: Понедельник ­ наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день  веселье ­ устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.  У: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось  чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили… Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте вместе встретим масленицу песней  «Светит месяц» (исполняет учитель, дети поют припев) У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению?  Чем мы выразили понедельник? (песней) У: Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять  резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда­ сдобный и румяный  масленичный блин. Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?Слайд № 5­8 А еще на масленицу играли в такие игры, как:  Катание с гор  Бой мешками  Ледяной столб  Снежный тир  Кулачные бои Перетягивание каната  Жмурки  Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки. Русская народная игра «Горелки» Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой  платочек. Все хором. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. раз, два – не воронь Беги как огонь! Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене. У: Чем мы во вторник занимались? (играли) У: Вот среда подходит «Лакомкой зовется» Который раз едим блины!  И кто блинов не ест? А все ж обычай старины Вовек не надоест! Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и  блинчики – всё на стол мечи! У: Какое главное угощение на празднике? Дети: БлиныСлайд № 9 У: На что блины похожи? (на солнышко)  Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а  потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»  У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на  вокально­ хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги впол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и  удобно» Разучивание песни. Слайд № 10 А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию. При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на: 1. Дикцию (четкое произношение текста); 2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой); У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали?  (кушали блины)  У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.  5.Физ. Минутка на песню Блины У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?Слайд№11 «Не житье ­ бытье, а масленица», У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так  говорят о привольной хорошей жизни) «На горках покататься, в блинах поваляться» «Не все коту масленица, а будет и Великий пост» Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,  У: Наступает четверг широкий­ середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит  Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут  девушек – суженых своих.Слайд № 12  У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите,  какой праздник здесь изображен? Докажите­ Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.) У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?  Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей,  колокольный звон. У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один  праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? В руки ты ее  возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная  (гармонь)Слайд №13 6.Знакомство с жанром ­ Частушка  У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?  У него рубашка в складку,   Любит он плясать вприсядку,   Он и пляшет, и поет —  Если в руки попадет.   Сорок пуговиц на нем   С перламутровым огнем.   Весельчак, а не буян   Голосистый мой …Баян У: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А  какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите  мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей). Частушка­ это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки  200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе,  характер частушки­ озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные,  шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)  на    Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично  инструментах(раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).(рубель, трещотки,  деревянные ложки, бубны, погремушки)  музыкальных    Частушки про Масленицу.Вместе дружно мы живем вам частушки пропоем Нынче масленку встречаем всех блинами угощаем В понедельник с ясной зорьки Все катаются на горке. Яства всякие жуют,  Громко песенки поют. У: А кто хочет сам исполнить частушки­ выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем  частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь –  будет песенка звенеть!Слайд№ 14 Частушки исполняем Веселей играй, гармошка. Масленица, не грусти! Приходи весна скорее, Зиму прочь от нас гони! Мы вам спели, что хотели, Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали. У: Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой У: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости  Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а  какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали чучело в костре. Слайд 15Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний  день праздника люди просили друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда­нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько  тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .  У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.  7.Рефлексия (подведение итогов урока) У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате  нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.  Давайте отгадаем мои загадки: Желтая тарелка на небе висит,  Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)  И с икрой, и со сметаной –  Всякие они вкусны!  Ноздреваты и румяны –  Наши солнышки­…   (блины)      !  Как называются маленькие, шуточные песенки?     (Частушки) Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?     (Игры) А блины на Масленице символ чего? Дети: Символ солнца. У: Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей  работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А  кого вы хотели бы поблагодарить за урок? У: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.  Звучит песня «Масленица» ­раздаю солнышки У: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках.  Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.  Домашнее задание для каждого будет разное: кому­то найти поговорку про Масленицу,  кому­то сочинить частушку, а кому­то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома  внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу  поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали ­  Молодцы! Ребята, вы славно все здесь занимались!Хочу сказать спасибо вам! А также угостить баранками  И пожелать здоровья всем! До свидания! Список используемой литературы 1. УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва,  Просвещение, 2004. 2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально­ игровой материал для дошкольников и  младших школьников «Весна идет»­ М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год Использованные материалы и Интернет­ресурсы 1. Материалы официального сайта Анастасии Смирновой http://ana­ sm.ru/ideas/interest/186­maslenica­nachalo­maslenichnojj­nedeli.html , выложенные в  открытом доступе 2. материалы сайта EVA.RU http://eva.ru/maslo/? gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , находящиеся в открытом доступе