Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
15.08.2019
Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 1 четверти. Цели и задачи: - помочь ребятам понять, что «образ музыканта» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать; - затронуть поэтическое сознание детей путём раскрытия им эмоционального состояния, именуемого творчеством, а также создать понимание такого собирательного образа музыканта, когда рождение творческой идеи, её реализация и её восприятие — процесс неделимый; - познакомить детей с видами деятельности на уроках музыки и учебником по музыке: условными обозначениями, местом расположения учебного материала и способами его нахождения; - развивать творческие способности первоклассников и вокально-хоровые навыки; - воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю.
1 кл_I.2. Образ музыканта .docx
Усачева. Музыка, 1 класс I четверть  Урок 2. Образ музыканта (продолжение основной темы)  Тема: Образ музыканта Цели и задачи:  ­ помочь ребятам понять, что «образ музыканта» ­ это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать; ­   затронуть  поэтическое   сознание  детей   путём   раскрытия   им   эмоционального состояния, именуемого  творчеством,  а также создать понимание такого собирательного образа музыканта, когда рождение творческой идеи, её реализация и её восприятие — процесс неделимый;  ­   познакомить   детей   с   видами   деятельности   на   уроках   музыки   и   учебником   по музыке: условными обозначениями, местом расположения учебного материала и способами его нахождения; ­ развивать творческие способности первоклассников и вокально­хоровые навыки; ­ воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю. Средства обучения: 1. Учебник, с. 8, 9.  2. Музыкальный материал:  Б.Ш. Окуджава. «Музыкант» в исп. В.О. Усачёвой) / ЭФУ, с. 9.  Разучиваем русскую народную песню «Вдоль по морю» / ЭФУ, с. 127.  Оборудование: Компьютер,   фортепиано,   фонотека,   таблички:   «Исполнитель»,   «Композитор», «Слушатель». I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ХОД УРОКА 1.  Организационный момент ­ На первом уроке мы говорили о том, кто же нужен, чтобы получилась музыка? ­ Композитор, исполнитель, слушатель. ­Что делает композитор?  ­ Пишет музыку, сочиняет. ­ А он ее исполняет? ­ Да. ­ А что и как он слушает, прежде чем написать музыку?  ­ Саму жизнь. ­ Музыка должна звучать в тишине. Перед пением нужно не только настроиться на характер того произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовиться» к работе над ним. И   нам   нужно   скорее   научиться   приветствовать   друг   друга   по       музыкальному. Послушайте, как ласково звучит слово «здравствуйте». Разучивание музыкального приветствия. ­ Здра­вству­йте!  (По трезвучию: до­ми­соль. Учитель обращает внимание, что мелодия движется вверх, показывает рукой.) Дети пропевают также с движением руки. ­ Здра­вству­йте! (Соль­ми­до.) Дети повторяют. 2. Мотивация. Целеполагание ­ Представьте на минуту, что из  нашей  жизни  исчезла  музыка. Матери  не поют колыбельных   песен   своим   малышам,   духовые   оркестры   перестали   играть   бодрые, героические   марши   на   торжественных   парадах   и   в   боевых   походах,   закрыты   все музыкальные театры и концертные залы. Музыка не звучит ни по радио, ни по телевидению, ни с дисков, нет больше ни музыкальных школ, ни консерваторий, в летних детских лагерях не слышно ни песен, ни танцев... Унылая и скучная картина! Ведь музыка так глубоко входит в нашу жизнь, что сама становится  частью этой жизни. Мы иногда ее даже не замечаем, а вот если бы она исчезла, все сразу заметили бы это, и примириться с этой потерей никто бы не смог, даже те, кто думает, что не любит ее. А многие её сделали своей профессией.  Есть особо одарённые природой люди, которые могут и любить, и сочинять музыку. Как они называются?  ­ Композиторы. ­ На композитора надо учиться?  ­ Да, надо. ­ На исполнителя надо учиться?  ­ Надо. ­ А на слушателя?  ­ Тоже надо. ­ Действительно, чтобы музыку понимать, надо тоже учиться слушать. И сегодня мы с   вами   продолжим   учиться   слушать   музыку,   попытаемся   найти   взаимосвязь   между образами музыки и человека, поговорим о начале рождения музыки. 3. Продолжение проблемы урока 1: Выявление взаимосвязи в стихотворном слове учителя («Какая м ка музыкою быть…») уу уу ­   «Какая   м ка   музыкою   быть…».   Как   вы   думаете,   а   почему   слова   «музыка», «человек», и «мУка» связаны между собой и с ощущением ожидания какой­то тайны ­ рождения музыки? Предварительные ответы учащихся. ­ Молодцы, вы по­своему поняли и ответили на такой непростой вопрос. А точнее на него нам поможет ответить сама музыка. Сегодня такая музыка обретёт сущностные черты в песне Б.Ш. Окуджавы «Музыкант». В ней музыка — и персонаж, и явление особенного порядка, и средство раскрытия самой себя. И вы  удивитесь,  когда услышите, как эти интегрированные роли музыки вас приведут к чуду и, как следствие, к восхищению.  II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Ведение в тему 1) Слушание песни «Музыкант» (сл. и муз. Б.Ш. Окуджавы). ­ Скажите, как вы думаете, что означают слова «музыкант играл на скрипке»? ­ Легко ли играть на скрипке? На экране ­ рисунок «Руки музыканта­скрипача» (учебник 1 кл.).  Звучит песня Б. Окуджавы «Музыкант». 2) Работа с учебником Посмотрите   на   рисунок   на   экране.   Откройте   учебник   на   с.   8,   рассмотрите   эту страницу   учебника,   на   которой   видны  руки   скрипача,   мучительно   стремящиеся выразить невыразимое, создать красоту и извлечь её из «деревяшки»  — скрипки.  Как умеют эти руки Эти звуки извлекать Из какой­то деревяшки, Из каких­то грубых жил, Из какой­то там фантазии, Которой он служил. Это   поэтическая   аллегория   души   человека,   обожжённой   музыкой,   пылающей   в пламени   творчества.   И  если   теперь   вдуматься   в   такое   знакомое   выражение   «музыкант играл на скрипке» и попытаться представить себе это, как творческий процесс, то мы начнем понимать, что это привычное выражение преображается.  Это   и   есть  музыка!   И   хотя   на   развороте   учебника   нет   конкретного   человека, играющего   на   инструменте   (обычно   помещается   фотография   известного   скрипача),   мы стараемся «зримо услышать» и того, кто исполняет, и того, кто слушает. Но кто здесь пока за кадром? Конечно,   композитор.   Три   ипостаси   фигуры   музыканта   —   он   и   композитор,   и исполнитель, и слушатель в одном лице. И на пути познания музыкального искусства они не разделимы! Это естественное (если угодно — бытовое) представление о музыканте, где композитор   обычно   зримо   не   представлен.   Исследованием   ролей   музыканта   мы   будем заниматься уже позже, когда речь пойдёт о профессионализме и о ремесле.  ­ Что же еще надо, чтобы получилась музыка?  ­   Все   ли   музыканты,   умеющие   играть   на   скрипке,   становятся   великими музыкантами, в руках которых оживают музыкальные инструменты? Ответы детей. ­ Конечно же не все, а только избранные – те, чья музыка может задеть струны человеческой души. Очень хорошо об этом сказал композитор Окуджава в своей песне «Музыкант»: А ещё ведь надо в душу К вам проникнуть… Рассмотрите рисунок на с. 9. Я сейчас еще раз вам спою песню «Музыкант», а вы подпевайте мне запомнившиеся строки. 3) Повторное слушание и подпевание ­ Скажите, кем вы себя ощущали, когда размышляли над песней, подпевали ее?  Возможные ответы учащихся: ­ Не  только слушатели, но и соучастники рождения музыки. ­ Музыка рождается человеком. Это его переживания, мысли и чувства. ­  Совершенно  верно,  вы   были  не только слушателями,  и   причём  не  столько посторонними наблюдателями процесса рождения музыки, сколько его  соучастниками. И, я думаю, что получили от этого удовольствие. Вот так нам с вами удалось соединить в  проживании такие  в обыденной  жизни несоединимые слова, как «музыка» и «м ка»:  уу Музыкант, соорудивший из души моей костёр. А душа — ведь это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она. 2. Пение ­ Если бы вы были композиторами и сочиняли песню о школе, о чем бы хотели рассказать? Какого характера была бы ваша песня?  ­ Веселая, игривая. ­ Послушайте песню «Первый раз в первый класс». 1) Слушание «Первый раз в первый класс» Н. Тананко. ­ О чем в ней поется и какое у нее настроение? Ответы учащихся. 2) Разучивание 1 куплета (с движениями). ­ Вот с таким хорошим, добрым настроением мы отправимся сегодня в  музыкальное путешествие 3) Музыкальные «киты» Вот с таким хорошим, добрым настроением мы отправимся сегодня в  музыкальное путешествие. А вот какая встреча нас ждет в этом путешествии, нам расскажет музыка. А ещё нам поможет в этом мой рассказ о том, какая она – эта музыка. (На экране – слово «МУЗЫКА»). Жила­была   женщина.   Она   была   очень   Милая,   Умная,   Заботливая,   улЫбчивая, Красивая и Аккуратная. За это её и назвали МУЗЫКА. И было у неё два сына и дочка. Попробуем догадаться, как их звали. Дочка была первой помощницей у мамы. Она очень была похожа на неё и голоса их часто путали. Она росла девочкой спокойной, приветливой. Всегда могла успокоить тех, кто плакал, утихомирить драчунов, примирить ссорящихся. Старший сын был серьёзным мальчиком. Ходил всегда важно, неторопливо. Очень любил маршировать. И не просто маршировать, а одновременно ещё и играть на барабане. Любил также наблюдать, как маршируют солдаты на военных парадах.  Младший сын, напротив, был непоседлив и непослушен. Он любил прыгать, бегать, скакать.   Он   часто   убегал   из   дома   и   его   находили   в   какой­нибудь   весёлой   компании сверстников,   которые   только   и   думали   о   том,   как   бы     где­нибудь   повеселиться.   Но, несмотря на это все любили его за весёлый нрав.  Вы уже догадались, как их назвала мама?  Ответы учащихся. ­ Ну, конечно, МАРШ, ТАНЕЦ и ПЕСНЯ. И вот однажды они отправились к маме МУЗЫКЕ спросить её: «Скажи нам, зачем мы живем? Для чего мы нужны на этом свете?» И сказала им МУЗЫКА: «Ответ на эти вопросы   вы   сможете   найти   только   сами.   А   когда   это   произойдёт,   вы   станете бессмертными». Обрадовались   МАРШ,   ПЕСНЯ   и   ТАНЕЦ   и   поскорей   собрались   в   путь­дорогу искать ответ на свой вопрос. 4) Исполнение и разучивание 2 куплета песни­марша «Марш малышат». 3. Продолжение темы Логичным продолжением этой эмоциональной темы урока у нас станет сказка С. Писахова   «Морожены   песни»   (см.  Приложение).  Продолжая   наше   путешествие,   мы отправляемся   в   прошлое,   где   мы   можем   убедиться   в   том,   что   музыка   всегда   была сосредоточием всего самого лучшего (красивого), что есть в человеке. В сказке эта идея получает   конкретное   воплощение   в   аллегории:   сквернословие,   недоброжелательная интонация в отношении человека к человеку («кисло слово») оставляют после себя груды камней и комья грязного снега. Красивая же и добрая песня разливается по небу северным сиянием («сполохи играют»). Писатель Б.В. Шергин подметил в народе такую поговорку: «Пустое слово сказать — всё равно что камень бросить». Может быть, такое совпадение с образом сказки сегодня не случайно?  1) Свободный пересказ сказки учителем. (В процессе пересказа звучит русская народная песня «Вдоль по морю». Она разучивается   и   исполняется   в   ходе   рассказа   так,   как   могла   бы   появиться   в соответственной жизненной ситуации. ) В   жизни   фольклорные   произведения   являются   образцами   синкретичной музыкальной   деятельности,   следуют   самой   традиции   исполнения   народной   музыки. Поэтому возникают танцевальные движения или имитация как бы «прохаживания» под песню (не пение «под шаг», а свободное соединение пения с «прогулкой» по деревенской улице).  2) Разучиваем и исполняем с движениями русскую народную песню «Вдоль по морю».  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Рефлексия ­ Что узнали нового на сегодняшнем уроке? Чем занимались? ­ Что понравилось? Что запомнилось лучше всего? ­ Кто был самым активным? ­ Какой образ преобладал на протяжении всего урока? ­ Чей образ передал в своей песне Б.Ш. Окуджава? Ответы детей. ­ Какова же фигура музыканта в песне Б.Ш. Окуджавы? Ярко ли выражен этот образ? ­ А в народной песне заметили ли вы музыканта? Может быть, в народной песне нет музыканта? — вот над этим предлагаю подумать до следующего урока. Домашнее   задание:  Ответить   на   поставленный   вопрос;   повторять   разученные песни. 2. Итог урока «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» (Дмитрий Дмитриевич Шостакович). Морожены песни Приложение С. Писахов  В прежно время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить.  Мы до той поры и в толк не брали, что можно песнями торговать.  В   нашем   обиходе   песня  постоянно   живёт,  завсегда   в  ходу.   На   работе  песня   — подмога,   на   гулянье   —   для   пляса,   в   гостьбе   —   для   общего   веселья.   Чтобы   песнями торговать — мы и в уме не держали...  В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим. Что не при нас было, того, может, и вовсе не было.  На морозе всяко слово как вылетит — и замёрзнет! Его не слышно, а видно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет. Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. Ежели новость кака али заделье — это, значит, деловой разговор — домой несём, дома в тепле слушам, а то на улице в руках отогрем. В морозны дни мы при встрече шапок не   снимали,   а   перекидывались   мороженым   словом   приветным.   С   той   поры   повелось говорить: словом перекидываться. В морозны дни над Уймой морожены слова весёлыми стайками   перелетали   от   дома   к   дому   да   через   улицу.   Это   наши   хозяйки   новостями перебрасывались. Бабам без новостей не прожить.  Как­то у проруби сошлись наша Анисья да сватья из­за реки. Спервоначалу ладно говорили,   слова   сыпали   гладкими   льдинками   на   снег,   да   покажись   Анисье,   что   сватья сказала кисло слово. По льдинке видно.  — Ты это что? — кричит Анисья, — како слово сказала? Я хошь ухом не воймую, да глазом вижу! И   пошла,   и   пошла,   ну,   прямо   без   удержу,   до   потемни   сыпала.   Сватья   тоже   не отставала,   как   подскочит   (её   злостью   подбрасывало)   да   как   начнёт   переплёты   ледяны выплетать. Слова­то — все дыбом.  А когда за кучами мёрзлых слов друг дружку не видно стало, разошлись...  А   малым   робятам   забавы   нужны   —   матери   потаковщицы   на   улицу   выбежат, наговорят   круглых   ласковых   слов.   Робята   ласковыми   словами   играют,   слова   блестят, звенят музыкой. За день много ласковых слов переломают. Ну да матери на ласковы слова для робят устали не знают.  А девкам перво дело песни. На улицу выскочат, от мороза подол на голову накинут, затянут песню старинну, длинну, с переливами, с выносом! Песня мёрзнет колечушками тонюсенькими­тонюсенькими,   колечушко   в   колечушке,   отсвечиват   цветом   каменья драгоценного, отсвечиват светом радуги. Девки из мороженых песен кружева сплетут да всяки   узорности.   Дом   по   переду   весь   улепят   да   увесят.   На   конёк   затейно   слово   с прискоком скажут. По краям частушки навесят. Где свободно место окажется, приладят слово ласково: «Милый, приходи, любый, заглядывай!»  Нарядне нашей деревни нигде не было.  Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют!  С этого и повелась торговля песнями.  Как­то шёл заморский купец, он зиму проводил по торговым делам, нашему языку обучался. Увидал украшенья — морожены песни — и давай от удивленья ахать да руками размахивать.  — Ах, ах, ах! Ах, ах, ах! Кака распрекрасна интересность диковинна, без всякого береженья на само опасно место прилажена! Изловчился купец да отломил кусок песни, думал — не видит никто. Да, не видит, как же! Робята со всех сторон слов всяческих наговорили, и ну в него швырять. Купец спрашивает того, кто с ним шёл:  — Что за штуки колки каки, чем они швыряют?  — Так, пустяки. Иноземец и «пустяков» набрал охапку. Пришёл домой, где жил, «пустяки» по полу рассыпал, а песню рассматривать стал. Песня растаяла да только в ушах прозвенела, а «пустяки» на полу тоже растаяли да запоскакивали кому в нос, кому в рыло. Купцу выговор сделали, чтобы таких слов в избу не носил.  Иноземцу загорелось песен назаказывать: в свою страну завезти на полюбование да на прослушанье.  Вот   и   стали   песни   заказывать   да   в   особы   ящики   складывать   (таки,   что термоящиками прозываются). Песню уложат да обозначат, которо — перёд, которо — зад, чтобы   с   другого   конца   не   начать.   Больше   кучи   напели.   А   по   весне   на   пароходах   и отправили.   Пароходищи   нагрузили   до   труб.   В   заморску   страну   привезли.   Народу любопытно, каки таки морожены песни из Архангельскова? Театр набили полнёхонек.  Вот ящики раскупорили, песни порастаяли да как взвились, да как зазвенели! Да дальше, да звонче, да и всё. Люди в ладоши захлопали, закричали:  — Ещё, ещё! Слушать хотим! Да   ведь   слово   не   воробей,   выпустишь   —   не   поймаешь,   а   песня,   что   соловей, прозвенит — и вся тут. К нам письма слали и заказны, и просты, и доплатны и депеши одну за другой:  «Пойте  больше,  песни  заказывам,  пароходы  готовим,  деньги  шлём,  упросом просим: пойте!»  Коли деньги шлют, значит, не обманывают. Наши девки, бабы и старухи, которы в голосе, — все принялись песни тянуть, морозить.  Сватьина свекровка, ну та сама, котора отругиваться бегала, тоже в песенно дело вошла.   Поёт   да   песенным   словом   помахиват,   а   песня   мёрзнет,   как   белы   птицы   летят. Внучка старухина у бабки подголоском была. Бабкина песня — жемчуга да брильянты­ самоцветы, внучкино вторенье, как изумруды.  Девки поют, бабы поют, старухи поют.  Песня делам не мешат, рядом с делом идёт, доход даёт.  Во всех кузницах стукоток, брякоток стоит — ящики для песен сколачивают.  Мужики   бороды   в   стороны   отвернули,   с   помешки   чтобы   бороды   слов   не задерживали.  — Дакосе и мы их разуважим, своё «почтение» скажем.  Ну и запели!  Проходящи мимо сторонились от тех песен. Льдины летели тяжело, но складно. Нам забавно: пето не для нас, слушать не нам.  Для   тех   песен   особы   ящики   делали   и   таки   большущи,   что   едва   в   улице поворачивали. К весне мороженых песен больше кучи накопилось.  Заморски   купцы   приехали.   Деньги   платят,   ящики   таскают,   на   пароход   грузят   и говорят:  — Что таки тяжёлы сей год песни?  Мужики бородами рты прикрыли, чтобы смеху не было слышно, и отвечают:  — Это особенны песни,  с весом,  с особенным уважением  в честь ваших хозяев напеты. Как к слову приведётся, каждый раз говорили: «Кабы им ни дна ни покрышки». Это­то по­вашему значит — всего хорошего желаем. Так у нас испокон века заведено. Так всем и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение.  Иноземцы и обрадели. Пароходы нагрузили, флагами обтянули, в музыку заиграли. Поехали. Домой приехали, сейчас афиши и объявления в газетах крупно отпечатали, что от архангельского народу особенно уважение заморской королеве: песни с весом!  Король и королева ночь не спали, спозаранку задним ходом в театр забрались, чтобы хороши места захватить. Их знакома сторожиха пропустила.  Вот ящики порастаяли и начали звенеть.  На что заморски хозяева нашему языку не обучены, а поняли!

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Образ музыканта» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019