Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Оценка 4.9
Документация +3
doc
искусство +1
1 кл
13.03.2019
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 9 урока 3 четверти «Идём в театр. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Цели и задачи:
- обеспечить понимание детьми взаимосвязи классической музыки и народного творчества;
- познакомить с народным обрядом Масленицы в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»;
- продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей;
- на основе оперы и народных обрядовых песен выработать вдумчивое отношение к народным традициям и обычаям, осознавать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать любовь и уважение к природе, к русской народной и классической музыке.
1 кл_Урок 3.9.doc
Усачева. Музыка, 1 класс
III четверть
Урок 9. Идём в театр. Опера Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка»
Тема: Русские обряды Масленица
Цели и задачи:
обеспечить понимание детьми взаимосвязи классической музыки и народного
творчества;
познакомить с народным обрядом Масленицы в опере РимскогоКорсакова
«Снегурочка»;
продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической
природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных
спектаклей;
на основе оперы и народных обрядовых песен выработать вдумчивое отношение к
народным традициям и обычаям, осознавать ценность полученных знаний о традициях и
фольклоре своего народа;
совершенствовать вокальнохоровые навыки и умения;
воспитывать любовь и уважение к природе, к русской народной и классической
музыке.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 56—59, 76—83.
2. Музыкальный материал:
Н.А. РимскийКорсаков. «Проводы Масленицы» / ЭФУ, с. 81; фонохрестоматия;
нотная хрестоматия, с. 84.
Народные песни «Ах, Маслинца, сметанница!», «Ой, Масленица, обманщица» /
нотная хрестоматия, с. 54.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ХОД УРОКА
I.
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Повторение пройденного материала
Рассматривание выполненных рисунков детей.
Что примечательного на нашей импровизированной выставке рисунков?
Подумайте, почему образы Снегурочки на ваших рисунках такие разные?
А какой изобразил Снегурочку композитор Н. РимскийКорсаков в своей опере?
Какой музыкой он охарактеризовал её образ?
Какая песня легла в основу арии Снегурочки?
Как думаете, оперу «Снегурочка» можно назвать зимней или весенней сказкой?
Почему?
А возможно ли назвать её народной, национальной оперой?
Какой зимневесенний праздник вы знаете? Как он называется? Чему посвящён?
3. Мотивация. Целеполагание
Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно продолжать
наш поход в удивительный мир музыки и театра. Сегодня мы познакомимся с одним из
языческих культов, очень ярко и поэтично представленным Н. РимскимКорсаковым в музыке оперы «Снегурочка», разыграем также сам народный обряд встречи Зимы с Весной
– Масленицу.
Наш занавес открывается.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II.
1. Рассказ о Масленице
Говорят, раньше на Земле Зимы и в помине не было. Целый год крестьянину работа.
Только урожай уберёт – снова землю паши да засевай, огороды засаживай. Спины не
разогнуть.
Но вот стало на Земле холодать. То в одном краю, то в другом. Это Зимахолодунья
на свете объявилась. Пошла себе дом выбирать.
Куда ни придёт Зима, встречают её с поклоном да долго не задерживают. Так и до
наших мест Зима добралась.
Народ у нас гостеприимный. Рады все, радёшеньки. Ну, думают, теперь отдохнём.
Не сеять, не жать, лежи себе на печи да жуй калачи! Зимато ведь с подарками пришла.
Покрывало из снега на поля накинула. Речки, озёра льдом затянула. Ребятишкам раздолье!
На коньках, на лыжах катаются, в снежки играют, снежные крепости строят.
Видит Зима – все ей рады. Она и загордилась. Месяц гостит, другой, третий…
Уходить и не думает.
Закручинились люди. Зима на время хороша. Земле отдых дать, от морозов снегом
укрыть. Ребят потешить да старых утешить. Но человек трудом живёт, землёй кормится. А
как в сусеках пусто, то и на душе невесело. Пора, уж давно пора на поля выходить. А как
выйдешь, когда на дворе вьюга, яко волк рыщет да свищет? Мороз трещит да в окно
стучит, только за печкой от него не схоронишься.
Решили люди Зиму перехитрить. Стали её замаливать да замасливать. Идика ты,
Зима, восвояси, мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С
блинами да песнями.
Стали люди блины печь, круглые, румяные, на солнце похожие, как огонь, горячие.
«Угощайся, Зимушка, блинами горячими! Мы тебя потешим, и ты нас утешь!»
Веселились все, от мала до велика. По дворам ходили, на тройках катались, блинами
объедались! Неделя уж к концу близится, а Зима уходить и не думает! Сделали тогда люди
куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили, Масленицей назвали. Стали с куклой
по улицам ходить. А как воскресенье подошло, развели костёр, начали Масленицу в огне
палить, знак Зиме давать: уходи, мол, старая, надоела всем.
Обиделась Зима, да делать нечего: хочешь не хочешь, а уходить придётся.
Идёт Зима, а люди вслед ей поют: «Прощай, сударыня Масленица, прощай,
пересмешница! Пора тебе, Масленица, и честь знать. Снова к нам приходи, когда в гости
будем звать!»
Заплакала Зима. И потекла с крыш капель. Солнышко пригрело и побежали ручьи. А
скоро и снег растаял, набухли почки на деревьях. Радуется Земля, что ушла Зимазимушка,
ждёт не дождётся Весныкрасны.
2. Разыгрываем обряд
А теперь представим: ночь, метель, вьюга.
(Учитель напевает): Ах ты, зимушказима,
Ты холодная была,
Ты холодная была –
Все дороги замела:
Все дороги, все пути –
Ни проехать, ни пройти. Хватит реки льдом ковать,
Лес морозить, птиц пугать.
Уймитесь, ветры полуночные
С морозами, метелями и вьюгами!
Устроим народный театр обряд проводов Масленицы. Обычно в руках держали
разные предметы: метла – вихри, веник – молнии, кнуткормилец – частый дождик,
бубенчики – символы весенней грозы. Люди переодевались в медведя – символ
пробуждающейся природы. В санях везли соломенное чучело самой Масленицы.
Дети в ролях Масленицы, Весны, Леля готовятся заранее.
Наша Масленица годовая –
Она гостьюшка дорогая.
Она пешею к нам не ходит,
Всё на конях разъезжает.
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Звучит аудиозапись песни.
М а с л е н и ц а: Я гуляла с вами, теперь села в сани.
По лесам плясала, больно я устала…
Кончилось веселище, беритесь за делище.
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.
Ребята, повторяйте за мной:
Масленицу сжигаем,
Весну закликаем!
Масленицамасленка,
Погулёна масленка.
Гостья погостилася,
С зимушкой простилася.
С крыш капели,
Грачи прилетели…
Воробьи чирикают,
Они весну кликают…
Исполняем закличку «Жаворонкижаворонушки».
Исполнение (повторение разученной ранее на уроках песенкизаклички).
Поворачиваемся на восток – кланяемся (оттуда появляется Весна).
Повторяем дальше:
Вот тебе, матушка Весна, хлеб да соль!
Веснавесна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебом обильным, с урожаем богатым!
Л е л ь. Веснакрасна, на чём пришла? На чём приехала?
В е с н а. На сошечке, на бороночке!
Л е л ь. Веснакрасна, что принесла?
В е с н а. Поливай, дождь, на бабину рожь,
На дедову пшеницу, на девкин лён
Поливай ведром.
(Весну сажаем на стултрон посредине.) Л е л ь. Овсень, овсень, дай блинка!
Овсень, овсень, я гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей.
Исполнение (повторение) колядки (щедровки) «ЩедрикПетрик».
В е с н а. Ой, вы, красные девицы!
Ой, вы, добрые молодцы!
Загадаю я вам загадушки.
Отгадаете – будет радость вам.
Расцветут цветы все лазоревые,
Улыбнётся вам красно солнышко.
Учитель загадывает весенние загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц ... (Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Пробивался сквозь снежок
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (Подснежник)
У ч и т е л ь. Солнцу красному – слава!
Все повторяют: «Слава!»
Солнцу нА небе – слава!
Все повторяют: «Слава!»
3. Солнцеворот
Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и
непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счёт летнего урожая. А урожайность
зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких
условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным
божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим
поведением и помыслами и ответом БогаСолнца. Масленица – весёлый и раздольный народный праздник, который продолжается
целую неделю. Недаром в народе его величали «широкой Масленицей», или ещё так
называли: «Честная госпожа Масленица». Снежные горки в эти дни поливали и
раскатывали да приговаривали: «Душа ль ты моя, Масленица перепелиные косточки!
Приезжай к нам в гости на широк двор – на горках покататься, в блинах поваляться,
сердцем потешиться».
На Руси, провожая Масленицу, люди начинают ждать солнца и весны, но и зимы
жаль.
В старину после праздника начинался пост. Время веселья и обильной еды
заканчивалось. Поэтому масленичные песни пели громко и весело, но при этом с
огорчением и обидой.
Слушание масленичных песен.
Попробуйте так спеть.
Разучивание и обыгрывание народных масленичных песен: «Ах, Маслинца,
сметанница!», «Ой, Масленица, обманщица».
Кричалка ко сжиганию масленичного чучела (отстукивать ритм на бубне):
Ой, ты, Масленица,
Обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай, Масленица! (2 р.)
4. Древние языческие обряды в опере «Снегурочка» Н. РимскогоКорсакова
Ребята, мы познакомились с масленичным обрядом и подлинными народными
песнями, сыграли их.
Поразмышляем: можно ли утверждать, что народ в старину обращался к силам
природы и богам самым, что ни на есть, театральным способом?
Ответы детей.
А теперь сравним народный обряд и песни с композиторским вариантом в опере
РимскогоКорсакова «Снегурочка» – вот так напрямую сомкнём народный театр с
профессиональным!
Итак, читаем либретто оперы (см. Приложение).
Берендеи провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны – в опере
эта большая хоровая сцена выражает верования народа в могущество природы. Здесь и
величание Масленицы, и причитания, и закликание Весны.
Сейчас прозвучат подряд несколько песен обрядового характера, посвящённых
празднованию Масленицы. Композитор в сцене проводов Масленицы использовал
подлинные народные тексты «А мы Масленицу дожидаем…» и «Ой, честная масленица».
Не используя прямых цитат народных песен, он мастерски, очень точно стилизовал
мелодии, создал свои песни, потрясающе похожие по духу на народные. И когда мы будем
слушать и смотреть этот обряд, нам будет казаться, что это не композитор сочинил, а сам
народ. Композитор же говорил так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было
для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше
царствия берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания, чем поклонение
ЯрилеСолнцу». Слушание масленичных обрядовых песен, обраб. РимскогоКорсакова –
видеофрагмент.
Какой характер древнего обряда встречи весны с зимой хотел показать
композитор?
Что помогло композитору так ярко изобразить сцену народного праздника?
Что нового в обряде он сочинил?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
III.
1. Рефлексия
В какое время года проходила Масленица?
В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.
Назовите символы этого праздника.
Соломенное чучело, блины. Всё посвящено солнцу.
Задание. Прочитайте текст песни и ответьте на вопрос:
Ранымрано петухи у нас запели,
Про Веснукрасну возвестили.
Припев: Прощай, Масленица!
Уж проталины меж снега зачернели,
С крыш сосульки звонко зазвенели.
Припев: Прощай, Масленица!
Мы Весныкрасны прихода ожидаем,
С пеньем Масленицу провожаем.
Припев: Прощай, Масленица!
Вопрос: Почему с Масленицей прощаются?
Домашнее задание. Нарисуйте свой образ Масленицы.
2. Итог
Опера «Снегурочка» раскрывается гранями только самому чуткому восприятию.
Но сумев однажды постичь её подлинную фантастическую красоту, никто уже не сможет
разлюбить её. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу.
Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.
Композитор РимскийКорсаков удивительно чутко и с любовью смог воспроизвести
в опере картины народного быта, обряды древнего язычества, чудесные образы народных
сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных
песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы.
Снегурочка погибла. Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой
зимой идёт солнечная весна. Потому опера заканчивается гимном солнцу, свету, жизни.
А закончим мы наш урок словами:
Масленицамокрохвостка,
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора.
Веснакрасна, наша Ладушка пришла.
До свидания, ребята!
До свидания, учитель! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) Усачёва В.О. Музыка: 1 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В.
Школяр, В.А. Школяр. – 3е изд., перераб. – М.: ВентанаГраф, 2017. – 194
с.;
2) Усачёва В.О. Музыка. 1 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. – М.: Баласс,
2015. – 96 с.;
3) https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki
4) http://soundtimes.ru/
5) https://studwood.ru/510184/kulturologiya/obraz_snegurochki_v_opere_rimskogo
korsakova_snegurochka_
6) http://fb.ru/article/138637/operasnegurochkarimskogokorsakovakratkoe
soderjanieiistoriyasozdaniya
7) http://открытыйурок.рф/%
ПРИЛОЖЕНИЕ
Н.А. РимскийКорсаков. Опера «Снегурочка»
Либретто (фрагмент)
…
Б е р е н д е и
(за сценой)
Ой, честная Масленица!
Валит толпа весёлых берендеев.
Пойдём, Мороз.
В е с н а – К р а с н а
М о р о з
Прощай, Снегурочка, дочурка!
Снегурочка, прощай, прощай!
Живи, дитя, счастливо...
Мама! Счастье найду аль нет,
а всё же поищу.
В е с н а – К р а с н а
С н е г у р о ч к а
М о р о з
Не успеют с полей убрать снопов,
а я вернусь, увидимся.
В е с н а – К р а с н а
Пора бы гнев на милость переменить:
уйми метель! Народом везут её,
толпами провожают широкую.
(Уходит.)
Конец метелям зимним!
М о р о з
Б е р е н д е и
(за сценой)
Ой, честная Масленица!
(Мороз уходит и машет рукой. Метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в
начале действия. Появляются берендеи, одни подвигают к лесу сани с чучелом
Масленицы, другие стоят поодаль. Снегурочка стоит за кустами, около дупла.)
Ой, честная Масленица! Ой, честная Масленица! Ой! Ой!
Ранымрано куры запели,
про весну обвестили.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Сладко, воложно нас кормила,
суслом, бражкой поила.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Пито, гуляно было вволю,
пролито того боле.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Мы за то тебя обрядили
рогозиной, рединой.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Мы честно тебя проводили,
на дровнях волочили.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Завезём тебя в лес подале,
чтоб глаза не видали.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
(Часть берендеев, пододвинув санки к лесу, отходит в сторону.)
Ой, честная Масленица!
Ой, честная Масленица! Ой! Ой!
Веселенько тебя встречать, привечать,
труднонудно тебя со двора провожать.
Воротись к нам на три денёчка!
Не воротишься на три денёчка,
воротись хоть на денёчек,
на денёчек, на малый часочек!
Ой, честная Масленица! Ой!
Масленица мокрохвостка,
поезжай со двора.
У нас с гор потоки,
заиграй овражки,
выверни оглобли,
налаживай соху!
Веснакрасна,
наша Ладушка пришла!
Веснакрасна,
наша Ладушка пришла!
Ой, честная Масленица!
Масленицамокрохвостка,
поезжай долой со двора!
Телеги с повети,
улья из клети,
на повет санки,
запоём веснянки!
ВеснаКрасна,
наша Ладушка пришла!
ВеснаКрасна,
наша Ладушка пришла! Ой, честная Масленица! Ой! Ой!
Прощай, честная Масленица!
Коли быть живым, увидимся!
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Ой, честная Масленица! Ой! Ой!
Ой, хоть год прождать,
да ведатьзнать,
что Маслена придёт опять.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Минует лето красное,
сгорят огни купальские,
пройдёт и осень жёлтая
с снопом, скирдой да братчиной.
Воротись к нам хоть на денёчек.
Потёмки, ночи тёмные,
карачуна проводите.
Воротись к нам на денёчек!
Придёт пора морозная
овсеньколяду кликати.
На денёчек, на малый часочек!
Во вьюгах с перевеями
прибудет день, убудет ночь,
из лужицы, из наледи
напьётся кочет с курами,
тогда и ждать меня опять.
(Исчезает.)
М ас л е н и ц а
Б е р е н д е и
М а с л е н и ц а
Б е р е н д е и
М а с л е н и ц а
Б е р е н д е и
М а с л е н и ц а
Б о б ы л и х а
(к Бобылю)
Домой иди!
(Бобыль хватается за пустые сани, Бобылиха за Бобыля.)
Б о б ы л ь
Постойте! Как же это! Неужто вся она?
Кажись бы мало погуляно и попито чужого.
Живи теперь, да впроголодь и майся без Масленой.
А можно ль Бобылю? Никак нельзя.
Куда теперь деваться, бобыльская хмельная голова!
(Поёт и пляшет.)
У Вакулы Бобыля
ни кола, ни двора,
ни кола, ни двора,
ни скота, ни живота.
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Русские обряды - Масленица» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.