Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
24.11.2018
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 2 четверти «Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (Продолжение)».
Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
Задачи:
- знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм;
- различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок; улучшать чувство ритма учеников;
- накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования;
- сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические рисунки;
- уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки, формировать навыки слаженной игры в ансамбле.
Мокшанова_1 кл Урок 4.docx
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс
II четверть
Урок 4. Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение)
Тема: Сочинение сочиненного
Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение)
Задачи:
знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм;
различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок; улучшать чувство
ритма учеников;
накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования;
сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические рисунки;
уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки,
формировать навыки слаженной игры в ансамбле.
Средства обучения и оборудование:
1. Учебник, с. 42—47.
2. Рабочая тетрадь, с. 17, 40.
3. Музыкальный материал:
«Ах вы, сени, мои сени».
«Осень, непогодушка».
«Скажи, мотылёк».
И.С. Бах — Ш.Гуно. «Ave Maria» / фонохрестоматия.
З.А. Левина. «Ноги дождя» / нотная хрестоматия, с. 43.
З.А. Левина. «Весёлая песенка».
4. Инструменты: барабан, треугольник, трещотка, деревянные ложки, бубен и др. ХОД УРОКА
«Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это
такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор».
К. Орф
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I.
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация
Звучат фрагменты «Эха» О. Лассо и «Утра» Э. Грига (названия произведений
учитель умалчивает).
Какие картины изобразила музыка?
Ответы учащихся.
С помощью каких выразительных средств удалось композитору О. Лассо
изобразить в музыке «эхо»?
С помощью повторов фраз и динамики.
Какие средства музыкальной выразительности были использованы Э. Григом,
чтобы нарисовать в музыке картину утра?
Нарастание звучности, динамика.
Как развивается музыка в пьесе К. Дебюсси «Ветер на равнине»? Какие средства
выразительности рисуют ветер (воздух, пустоту)?
Порывы ветра – внезапное усиление звучания, внезапные затихания и кружение
ветра повторение через равные промежутки времени, будто развития музыки не
происходит (ветер кружится и кружится на одном месте).
Верно, ребята, во всех пьесах мы наблюдаем изменения динамики: гдето –
незначительные, малозаметные, гдето – наоборот, яркие.
Интересная встреча сегодня у нас:
Динамические оттенки посетили нас
С ними музыка становится живее.
Повторим мы эти знаки скорее!
Учащиеся называют все динамические оттенки, изображенные на экране.
Но вот, например, пьеса «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига звучит
умеренно и плавно. Мы слышим легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в
состояние покоя и безмятежности. Это происходит благодаря ещё таким средствам
выразительности, как темп и ритм. Темп и ритм играют в музыке также немаловажную роль. Ведь не захочется же нам,
допустим, под напев колыбельной песни пуститься в пляс? Или, наоборот, не сможем же
мы уснуть под звуки бодрого марша или зажигательной пляски?
Сегодня мы продолжим тайны узнавать
Музыки основы дружно постигать.
Вам уже известно: чтобы исполнителем музыки стать –
Нужно о ней многое узнать.
Вот и сейчас – новая встреча у нас:
Помощники музыки в гости к нам зашли,
С ними музыка выразительнее звучит.
Каждый исполнитель должен эти знаки знать.
Давайте начнём их сейчас изучать.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сочинение сочиненного
Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз
самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков существует очень
много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые ритмические фигуры на примере
знакомых вам музыкальных пьес: «Утро», «Ветер на равнине», «Эхо».
1) Упражнение «Ритмическое эхо»
Цель упражнения – четкое и слаженное исполнение ритмических рисунков,
ведущее не только к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию
коллективного исполнения.
Давайтека вспомним, ребята, а что же такое эхо?
Учитель выслушивает несколько мнений учеников, затем сам формулирует на
основе их высказываний ответ:
Верно, ребята, эхо – это явление окружающей природы: отраженный (от стены
дома, от леса, от гор и т.п.) звук.
Но хочу заметить, ребята, что кроме всего сказанного, эхо может лишь повторить
более или менее точно изданный нами звук. А это значит, что если громко крикнем:
«Здравствуй!», то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!».
Мы с вами сейчас проведем игру «Ритмическое эхо». Вы будете моим эхом.
Поэтому ваш ответ мне должен быть абсолютно похожим на тот ритм, который я задам, и
любые отклонения, т.е. ошибки, вы постарайтесь исключить: Учащиеся в точности должны прохлопать ритмический рисунок вслед за
учителем: коллективно, подгруппами, индивидуально.
2) Сложи песенку
Мелодия в пьесе Грига «Утро» движется в ровном ритме, ровными одинаковыми
длительностями. Подобная ритмическая монотонность создает гипнотический эффект –
музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или
состояние:
Задание: Досочинить и пропеть слова песенки, оставляя неизменным заданный
композитором ритм и динамические оттенки:
Солнышко всходит
И небо светлеет…
3) Тайны сочинения музыки
Клод Дебюсси стремился уловить бесконечную изменчивость красок природы и
схватить неуловимость и поэтичность момента. Дебюсси призывал слушать природу и
находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.
Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в его высказываниях:
«…Создают музыку для бумаги, в то время как она создана для слуха. Ищут идеи в
себе, тогда как их надо искать вокруг себя. (…) Не слушают тысячи окружающих нас
шумов природы, предлагаемых ей в таком изобилии. Природа окружает нас, и мы жили
внутри неё, не замечая этого до сих пор».
«Надо искать дисциплины в свободе, а не в правилах обветшалой философии,
годной для слабых. Не надо слушать ничьих советов, кроме советов проносящегося ветра,
рассказывающего нам историю мира». «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какойто
линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные
впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих
воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Оно несёт в себе
собственную гармонию, и какие усилия бы к этому ни приложить, никогда не удастся
найти гармонии ни более точной, ни более искренней».
Музыкальная конструкция у Дебюсси никогда не бывает жесткой и никогда не
воспринимается ясно и откровенно. Мы её гдето улавливаем, но ощущаем лишь
подсознательно. Музыкальные конструкции и формы у Дебюсси мягки и пластичны,
завуалированы и почти незаметны для слушателя. Слушая музыку Дебюсси, мы
воспринимаем её как свободное и непосредственное музыкальное высказывание,
излагаемое почти импровизационно.
Давайте поимпровизируем вместе с «Ветром» К. Дебюсси, стараясь передать ритм и
динамику композитора.
Учащиеся выполняют импровизации на шумовых инструментах (по К. Орфу).
2. Слушаем Баха
И.С. Бах — Ш. Гуно. Ave Maria
С ритмическим движением ровными одинаковыми длительностями мы уже сегодня
встречались. Такое ровное движение ритма встречается в музыке нередко. Аналогичные
примеры представлены, например, в музыке немецкого композитора Баха.
В качестве иллюстрации я представлю вам пьесу «Аве Мария», где ритмическое
развитие построено в аккомпанементе на ровном неспешном чередовании шестнадцатых
нот: Ребята, вы знаете, кто такая Мария?
Мать Христа.
Откуда вы про неё знаете?
Из Библии.
Аве Мария – означает «Радуйся, Мария» это красивейшая молитва католической
церкви, обращенная к Богоматери, и один из шедевров классической музыки.
Это произведение принадлежит немецкому композитору И.С. Баху. А позже
французский композитор Шарль Гуно на уже сочиненную прелюдию Баха сделал вариацию
для скрипки и рояля. Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова, что и
сделало эту песню популярной.
«Аве Мария» БахаГуно являет собой цельную красоту, в которой прелюдия Баха
становится аккомпанементом, а мелодия Гуно ведёт нас за собой какойто чистотой
звучания в высшие миры и к высшим лучшим чувствам и переживаниям.
Слушание «Аве Мария» БахГуно.
3. Пение:
1) Разучивание и первоначальное исполнение: З.А. Левина «Веселая песенка»
2) Повторение и закрепление песни «Ноги дождя»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
II.
1. Рефлексия. Ритмическая игра «Бом, тилибом»
Разделить детей на 3 группы:
1я группа: бом, бом, бом, бом
2я группа: тили, бом, тили, бом
3я группа: тили, тили, тили, тили
Сначала проговариваем ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем
соединяем группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои
слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль).
Затем предложить детям придумать синхронные (в рамках одной группы) движения.
2. Итог
Ритм, темп важнейшие выразительные и изобразительные средства музыки.
Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем
мы сегодня рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных стилей и
жанров: например, такие жанры, как вальс (плавность или фигуры «кружения» в ритме),
марш (четкость ритма) и др. Метроритмические формулы можно легко найти в окружающих звуках (например,
звуки города).
Домашнее задание: Найти в окружающих звуках и проиграть
метроритмические формулы (автомобильный сигнал, кукушка, капли дождя и т.п.)
любые
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1) http://muzteoretik.ru/vidyritmavmuzyke/
2) http://wikilivres.ru/Russian_music
3) https://znanija.com/task/
4) http://открытыйурок.рф/
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.