Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 2 четверти «Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (Продолжение)». Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» Задачи: - знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм; - различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок; улучшать чувство ритма учеников; - накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования; - сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические рисунки; - уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки, формировать навыки слаженной игры в ансамбле.
Иконка файла материала Мокшанова_1 кл Урок 4.docx
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс II четверть Урок 4. Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение) Тема: Сочинение сочиненного Цель:  Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение) Задачи:  ­ знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм; ­ различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок;  улучшать чувство ритма учеников; ­ накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования; ­ сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические рисунки;  ­ уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки, формировать навыки слаженной игры в ансамбле. Средства обучения и оборудование:  1. Учебник, с. 42—47.  2. Рабочая тетрадь, с. 17, 40.  3. Музыкальный материал:  «Ах вы, сени, мои сени».  «Осень, непогодушка».  «Скажи, мотылёк». И.С. Бах — Ш.Гуно. «Ave Maria» / фонохрестоматия.  З.А. Левина. «Ноги дождя» / нотная хрестоматия, с. 43.  З.А. Левина. «Весёлая песенка».  4. Инструменты: барабан, треугольник, трещотка, деревянные ложки, бубен и др.ХОД УРОКА «Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор».  К. Орф ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация Звучат фрагменты «Эха» О. Лассо и «Утра» Э. Грига (названия произведений учитель умалчивает). ­ Какие картины изобразила музыка? Ответы учащихся. ­   С   помощью   каких   выразительных   средств   удалось   композитору   О.   Лассо изобразить в музыке «эхо»?  ­ С помощью повторов фраз и динамики.   ­   Какие   средства   музыкальной   выразительности   были   использованы   Э.   Григом, чтобы нарисовать в музыке картину утра? ­ Нарастание звучности, динамика. ­ Как развивается музыка в пьесе К. Дебюсси «Ветер на равнине»? Какие средства выразительности рисуют ветер (воздух, пустоту)? ­ Порывы ветра – внезапное усиление звучания, внезапные затихания и кружение ветра  ­ повторение  через  равные  промежутки  времени,  будто  развития  музыки не происходит (ветер кружится и кружится на одном месте). ­   Верно,   ребята,   во   всех   пьесах   мы   наблюдаем   изменения   динамики:   где­то   – незначительные, малозаметные, где­то – наоборот, яркие. Интересная встреча сегодня у нас: Динамические оттенки посетили нас ­ С ними музыка становится живее. Повторим мы эти знаки скорее! Учащиеся называют все динамические оттенки, изображенные на экране. ­ Но вот, например, пьеса «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига звучит умеренно и плавно.   Мы слышим  легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в состояние   покоя   и   безмятежности.   Это   происходит   благодаря   ещё   таким   средствам выразительности, как темп и ритм.Темп и ритм играют в музыке также немаловажную роль. Ведь не захочется же нам, допустим,  под напев колыбельной песни пуститься в пляс? Или, наоборот, не сможем же мы уснуть под звуки бодрого марша или зажигательной пляски? Сегодня мы продолжим тайны узнавать ­ Музыки основы дружно постигать. Вам уже известно: чтобы исполнителем музыки стать – Нужно о ней многое узнать. Вот и сейчас – новая встреча у нас: Помощники музыки в гости к нам зашли, ­ С ними музыка выразительнее звучит. Каждый исполнитель должен эти знаки знать. Давайте начнём их сейчас изучать.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Сочинение сочиненного Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой   разной   продолжительности.   Вариантов   ритмических   рисунков   существует   очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным.  На сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые ритмические фигуры на примере знакомых вам музыкальных пьес: «Утро», «Ветер на равнине», «Эхо».  1) Упражнение «Ритмическое эхо»   Цель упражнения – четкое и слаженное исполнение ритмических рисунков, ведущее   не   только   к   улучшению   чувства   ритма   учеников,   но   и   к   развитию коллективного исполнения. ­ Давайте­ка вспомним, ребята, а что же такое эхо? Учитель выслушивает несколько мнений учеников, затем сам формулирует на основе их высказываний ответ: ­ Верно, ребята, эхо – это явление окружающей природы: отраженный (от стены дома, от леса, от гор и т.п.) звук.  Но хочу заметить, ребята, что кроме всего сказанного, эхо может лишь повторить более   или   менее   точно   изданный   нами   звук.   А   это   значит,   что   если   громко   крикнем: «Здравствуй!», то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!». Мы   с   вами   сейчас   проведем   игру   «Ритмическое   эхо».   Вы   будете   моим   эхом. Поэтому ваш ответ мне должен быть абсолютно похожим на тот ритм, который я задам, и любые отклонения, т.е. ошибки, вы постарайтесь исключить:Учащиеся   в   точности   должны   прохлопать   ритмический   рисунок   вслед   за учителем: коллективно, подгруппами, индивидуально. 2) Сложи песенку ­ Мелодия в пьесе Грига «Утро» движется в ровном ритме, ровными одинаковыми длительностями. Подобная ритмическая монотонность создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние: Задание:  Досочинить   и   пропеть   слова   песенки,   оставляя   неизменным   заданный композитором ритм и динамические оттенки: Солнышко всходит  И небо светлеет… 3) Тайны сочинения музыки ­ Клод Дебюсси стремился уловить бесконечную изменчивость красок природы и схватить   неуловимость   и   поэтичность   момента.   Дебюсси   призывал   слушать   природу   и находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.  Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в его высказываниях:  «…Создают музыку для бумаги, в то время как она создана для слуха. Ищут идеи в себе, тогда как их надо искать вокруг себя. (…) Не слушают тысячи окружающих нас шумов природы, предлагаемых ей в таком изобилии. Природа окружает нас, и мы жили внутри неё, не замечая этого до сих пор». «Надо   искать   дисциплины   в   свободе,   а   не   в   правилах   обветшалой   философии, годной для слабых. Не надо слушать ничьих советов, кроме советов проносящегося ветра, рассказывающего нам историю мира».«Кто  может  проникнуть  в  тайну  сочинения  музыки?   Шум  моря,  изгиб  какой­то линии   горизонта,   ветер   в   листве,   крик   птицы   откладывают   в   нас   разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний   изливается   из   нас   и   выражается   языком   музыки.   Оно   несёт   в   себе собственную гармонию, и какие усилия бы к этому ни приложить, никогда не удастся найти гармонии ни более точной, ни более искренней». Музыкальная   конструкция   у   Дебюсси   никогда   не   бывает   жесткой   и   никогда   не воспринимается   ясно   и   откровенно.   Мы   её   где­то   улавливаем,   но   ощущаем   лишь подсознательно.   Музыкальные   конструкции   и   формы   у   Дебюсси   мягки   и   пластичны, завуалированы   и   почти   незаметны   для   слушателя.   Слушая   музыку   Дебюсси,   мы воспринимаем   её   как   свободное   и   непосредственное   музыкальное   высказывание, излагаемое почти импровизационно. Давайте поимпровизируем вместе с «Ветром» К. Дебюсси, стараясь передать ритм и динамику композитора. Учащиеся выполняют импровизации на шумовых инструментах (по К. Орфу). 2. Слушаем Баха И.С. Бах — Ш. Гуно. Ave Maria С ритмическим движением ровными одинаковыми длительностями мы уже сегодня встречались. Такое ровное движение ритма встречается в музыке нередко. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке немецкого композитора Баха.  В качестве иллюстрации я представлю вам пьесу «Аве Мария», где ритмическое развитие построено в аккомпанементе на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот:­ Ребята, вы знаете, кто такая Мария? ­ Мать Христа. ­ Откуда вы про неё знаете? ­ Из Библии. Аве Мария – означает «Радуйся, Мария» ­ это красивейшая молитва католической церкви, обращенная к Богоматери, и один из шедевров классической музыки. Это   произведение   принадлежит   немецкому   композитору   И.С.   Баху.   А   позже французский композитор Шарль Гуно на уже сочиненную прелюдию Баха сделал вариацию для скрипки и рояля. Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова, что и сделало эту песню популярной. «Аве Мария» Баха­Гуно являет собой цельную красоту, в которой прелюдия Баха становится   аккомпанементом,   а   мелодия   Гуно   ведёт   нас   за   собой   какой­то   чистотой звучания в высшие миры и к высшим лучшим чувствам и переживаниям. Слушание «Аве Мария» Бах­Гуно. 3. Пение: 1) Разучивание и первоначальное исполнение: З.А. Левина «Веселая песенка» 2) Повторение и закрепление песни «Ноги дождя» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Рефлексия. Ритмическая игра «Бом, тили­бом» Разделить детей на 3 группы:    1­я группа: бом, бом, бом, бом 2­я группа: ти­ли, бом, ти­ли, бом 3­я группа: ти­ли, ти­ли, ти­ли, ти­ли Сначала проговариваем ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем соединяем  группы  вместе.  Вступают  группы  по очереди,  но  затем  проговаривают свои слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль). Затем предложить детям придумать синхронные (в рамках одной группы) движения. 2. Итог Ритм, темп ­ важнейшие выразительные и изобразительные средства музыки. Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы сегодня рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных стилей и жанров: например, такие жанры, как вальс (плавность или фигуры «кружения» в ритме), марш (четкость ритма) и др.Метроритмические формулы можно легко найти в окружающих звуках (например, звуки города). Домашнее   задание:  Найти   в   окружающих   звуках   и   проиграть   метроритмические формулы (автомобильный сигнал, кукушка, капли дождя и т.п.)   любые ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1) http://muz­teoretik.ru/vidy­ritma­v­muzyke/ 2) http://wikilivres.ru/Russian_music 3) https://znanija.com/task/ 4) http://открытыйурок.рф/