Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Оценка 4.7

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
Детсад—5 кл
14.02.2017
Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Конспект урока музыки по программе Критской для 5 класса по теме "Волшебная палочка дирижера" написан с учетом требований ФГОС ООО. Конспект предусматривает использование презентации к данному уроку, представленной на этом же сайте ранее. Необходимое для урока приложение "трансфертный лист" находится в конце конспекта.Конспект урока музыки по программе Критской для 5 класса по теме "Волшебная палочка дирижера" написан с учетом требований ФГОС ООО.
5 КЛ_КРИТСКАЯ_ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ДИРИЖЕРА.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение   «Лицей №2» г.Балаково Саратовской области Разработка урока по теме:  Волшебная палочка дирижера Составила учитель музыки первой квалификационной категории Цель урока: Задачи: Моисеенко Светлана Васильевна 2014 г. Урок музыки в 5 классе 1I полугодие   урок № 27 Тема «Волшебная палочка дирижера» Дать понятие о значении дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о появлении и совершенствовании   дирижерской   палочки,   о развитии симфонического оркестра. Образовательная:  показать   особое значение   роли   дирижёра   при   исполнении симфонической   музыки;   познакомить  с   историей симфонического возникновения знаменитыми оркестра; познакомить   дирижерами,  углубить восприятие симфонической музыки. Развивающая:  : развивать   интерес   к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы. со       Воспитательная:  воспитывать слушательскую   культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, умение работать в паре, группе.   Планируемые результаты для  ученика: Личностные:    у   обучающегося  будет сформирована  мотивация   к   изучению   музыки, умение     в   процессе   рефлексии   проводить самооценку; Ученик  получит   возможность  для формирования   эмоционального   отношения   к музыке.   Устойчивой   учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. Предметные: ученик научится  осознанно воспринимать и  исполнять  музыкальные произведения; понимать, что  различные жанры в музыке могут  преобразовываться друг в друга Ученик получит возможность  научиться  отличать смычковые инструменты  (скрипка, альт, виолончель, контрабас)  симфонического оркестра по звуку Метапредметные. Личностные:  ученик научится проявлять   личностное эмоциональную   отзывчивость, отношение при восприятии музыки;  ученик  получить возможность   объяснять   смысл   своих   оценок,   научиться   мотивов, целей. Познавательные:  анализировать, произведения и находить общее и различное; сравнивать   научится   музыкальные Получит   возможность    научиться владеть   отдельными   специальными   терминами   в пределах изучаемого курса.  научится Регулятивные:  исполнять   передавая   художественный   смысл; музыку, получит возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока; Коммуникативные:     научится организовывать работу в паре, группе; Получит   возможность  научиться сотрудничать со сверстниками в процессе   работы в группе. Понятийный аппарат: Симфонический   оркестр, инструментов, батута, тамбуршток.   дирижер,   группы Оборудование: Музыкальный материал Виды деятельности Проектор,  компьютер, презентация, фортепиано,  диски, задания группам, таблички «рефлексия». Фрагмент     увертюры   к   опере   «Свадьба   Фигаро» В.А.Моцарт,  И.С.Бах   Брандербургский   концерт   №3 (фрагмент),  Р.Вагнер   «Полет   Валькирий»   (фрагмент) И.Стравинский   музыка   к   балету   «Весна священная»  «Где водятся волшебники»   Слушание   музыки, произведения,   анализ   музыкального   пластическое   дирижирование, Формы работы Тип урока Организационный блок ( 2 мин) Мотивационный блок (8 мин) хоровое пение Индивидуальная, фронтальная,  групповая. Урок открытия нового знания Ход урока:   Приветствие в форме  вокальной попевки, исполняемой   учителем   ­   "Здравствуйте,   ребята, здравствуйте!" восходящее движение   от   первой   ступени   к   пятой   и возвращение   к   тонике   по   звукам   тонического трезвучия). Ответ   детей   здравствуйте!" (полное повторение)  "Здравствуйте, (поступенное   учитель, ­     Учитель.  Мне бы хотелось  повторить с вами вместе  некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Задаю  вопрос команде. 1. кто играет? (картинка ­ Пианист) 2. кто играет, на чем играет? (Трубач) 3.   Общее   название   (фортепиано).   Как называется каждый из них? (Пианино и рояль) 4. Вступление к опере, балету.  (Увертюра) 5.   Как   называют   музыканта   или   певца, играющего   или   поющего   в   сопровождении оркестра или хора? (Солист) 6.   какой   инструмент?   (скрипка).В   какой руке   держат   смычок,   играя   на   смычковых музыкальных   инструментах   (скрипке,   альте, виолончели,   смычковом   контрабасе)?   (В   правой руке) 7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр) 8.   Музыкант,   руководитель   оркестра.  (Дирижёр). Молодцы! Учитель: А что бы вы подумали, если бы к вам на урок учитель пришел вот с такой палочкой? (батута) Ученики: (предполагаемые ответы). Учитель:   Посмотрите, пожалуйста, сюда. Здесь вы видите разные предметы. Как вы думаете – что их объединяет? (сучковатая   палка,   носовой   платок, нотной зубочистка, рулон     трость, бумаги,батута )   Ученики: (предполагаемые ответы). Учитель: замечательные идеи! Но разгадку мы узнаем чуть позже, по ходу урока. Учитель:   Посмотрите,   пожалуйста,   на экран.   Вы   видите   задание,   правильно   выполнив которое,   вы   получите   возможность   посмотреть интересное выступление. v=pvf80f9uc http://learningapps.org/display? Ученики: (предполагаемые   ответы).   Это оркестр!   Вместо   инструментов   –   планшеты. Дирижер   ­   главный   в   оркестре,   руководит оркестром. У него палочка как обычно. Учитель:  прямо какой­то волшебный оркестр: ни   одного   музыкального   инструмента,   а   музыка звучит   как   настоящая!   У   такого   волшебного коллектива   и   руководитель   тоже   должен   быть настоящим   волшебником!   Давайте   попробуем сформулировать   тему   нашего   урока,     о   ком   мы сегодня с вами будем говорить? Ученики: О дирижере и его палочке … Учитель:  А   как   вы   думаете,   какая   у   него палочка? Ученики: Волшебная Учитель: А почему она волшебная? Ученики:  Потому   что   с   помощью   нее   он управляет   целым   оркестром,   который   может исполнять музыку, как единый организм. Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока? Ученики: Волшебная палочка дирижера Учитель: Молодцы. Сегодня   на   уроке   мы   будем   говорить   о симфоническом   оркестре,   о   дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов,  которые   входят  в  симфонический оркестр.        Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.   Учитель   предлагает     рабочим   группам Информационный блок  (7 мин) подумать и   назвать свой главный вопрос урока. Группы     вносят   свои   предложения,   и после   корректировки   учащиеся   записывают главный   вопрос   урока   (проблему   урока): Сложно   ли   быть   дирижером   и   для   чего   он нужен в симфоническом оркестре Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос. 1   группа  https://docs.google.com/file/d/0B3­ Учитель:    предлагает  каждой группе  пройти по ссылке    rhx7AGZkzWGY3Tmt5U00zTTQ/edit?usp=sharing 2   rhx7AGZkzVlIzR21QckplelU/edit?usp=sharing 3   группа   rhx7AGZkzajJHYjRHZjRWX00/edit?usp=sharing  https://docs.google.com/file/d/0B3­ группа  https://docs.google.com/file/d/0B3­ и ознакомиться с краткой информацией.   1   группа:     краткая   информация   о дирижировании 2   группа:     краткие   сведения   о   видах оркестров 3 группа: информация о основных группах симфонического оркестра После   ознакомления   с   информационным материалом   представитель   от   каждой   группы знакомит с ним класс. Учитель: Теперь   организуем   выступление шумового оркестра. 1 группа  хлопает в ладоши 2группа стучит деревянными карандашами 3группа поочередно стучит ладонями по парте Учитель: Все   музыканты   должны   очень внимательно   следить  за  жестами  дирижера,   если дирижер   поднимает   руки   выше,   значит инструменты   должны   звучать   громче,   если опускает ниже – тише. Учитель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны Учитель: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?   Какими   способностями,   качествами должен   обладать   дирижер? Продолжите   фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» Слайд на экране Учитель: Наш современник, главный дирижёр  Московского   государственного   академического симфонического   оркестра,   Павел   Леонидович Коган ответил  так: «Ой, их не перечислишь!  Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память,   жизненная активность,   великолепная   физическая   форма, громадная   сила   воли,   широчайший   кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много   и   лишь   все   вместе   они   дают   облик профессионального   дирижера.   Отсутствие какого­либо из них – уже изъян».   коммуникабельность, (слайд) Евгений Федорович Светланов  принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением   всей   российской   культуры, выразителем   общечеловеческих   духовных ценностей.   Творчество   Светланова   уже   сегодня является достоянием всего человечества.  Е.Светланов ­   почетный   дирижер   Большого театра.  (слайд) Владимир     меценат, Теодорович  Спиваков — всемирно   известный   скрипач и дирижер,   видный   общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является   Московского международного   Дома   музыки.  Провозглашен Артистом   мира   ЮНЕСКО   за   выдающийся вклад в мировое искусство. Президентом   (слайд) Михаил Плетнёв ­   самых неординарных   музыкантов   нашего   времени   ­ сочетает   в   себе   незаурядные   таланты   пианиста, дирижера и композитора.   из один   (слайд) Ростропович Мстислав Леопольдович ­ (1927   дирижер,  русский   виолончелист, —2007)   общественный деятель. Лондонская   газета   «Таймс»   назвала   его величайшим из    музыкантов. Его имя включено в Аналитический (практический  блок) ­ (15 мин) число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств  Франции.   Пользуясь текстом, который лежит перед  вами, попробуйте узнать солирующие группы  инструментов, заполните таблицу.  (Работа в  группе) Учащиеся слушают и  анализируют  музыку https://docs.google.com/file/d/0B3­ rhx7AGZkzOU1QbmpsZm1Bc0E/edit?usp=sharing Иоганн Себастьян Бах. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха). (слайд) ­   Ребята,   какие   инструменты   вы   услышали? (Играли скрипки). Учитель:  Верно.   Огромные   современные струнные   коллективы   начинались   с   небольших оркестров,   состоявших   из   десяти,   двенадцати, четырнадцати   инструментов.   Состав   оркестра зависел   от возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!   финансовых   Скрипка   ­   самый   важный   инструмент   оркестра.  Это   самый   совершенный   инструмент   из   всех струнных. УВЕРТЮРА  К ОПЕРЕ "СВАДЬБА ФИГАРО" (звучит увертюры В.А.Моцарта). ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ фрагмент     (слайд) Учитель:  Дети,   какие   инструменты  в  данном фрагменте солировали? Ученики:  Главную   мелодию   исполняли скрипки,   но   хорошо   была   слышна   партия деревянных духовых. Учитель:  "В   увертюре   "Свадьба   Фигаро"   мы слышим   деревянные   духовые,   которые   то   по­ хорошему   соперничают   со   струнными,   то сливаются   с   ними  . Но   так   бывало   не   всегда, раньше   было   по­другому.   Первые   деревянные духовые   играли   ужасно,   инструменты   плохо держали   строй.   Со   временем   их   качество улучшилось,   они   стали   технически   более совершенны.   И   Моцарт,   и   Гайдн   начали   писать мелодии для деревянных духовых. Р.ВАГНЕР   "ПОЛЁТ   ВАЛЬКИРИЙ"   (звучит фрагмент музыки Вагнера). (слайд) Композиторов благородная революционная идея, мечтательно ­ утопическая, лирическая. влекла     Учитель:  Какие   музыкальные   инструменты звучали здесь ярче всех? Ученики: медные духовые "Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные   духовые  звучат   намного   ярче, чем в ранних оркестрах И.СТРАВИНСКИЙ.   БАЛЕТ   "ВЕСНА   ФИНАЛ   (звучит   фрагмент СВЯЩЕННАЯ", финала балета И.Стравинского). (слайд)   Ученики:  солируют   ударные   инструменты,   и медные духовые. Молодцы, мы с вами заполнили нашу таблицу! Задание:  После   прослушивания   дать   название песни   и   сказать   смогли   бы   мы   с   вами   ее продирижировать. Песня «Музыка» Г.Струве После   прослушивания   уч­ся   определяют характер   музыки   и   предлагают   свое   название песне. После корректировки ученики записывают название песни в  тетрадь.   Разучивание   1   куплета     дирижированием.     песни   с пластическим     В   процессе разучивания   используются   разные   формы исполнения:   индивидуально,     по   группам,   всем классом, с дирижером. Учитель:  Теперь   обратимся   к   главному  Сложно   ли   быть вопросу   нашего   урока: дирижером и для чего он нужен?    На классном   экране: три задания. Учитель просит   каждую   группу  открыть   свой   файл   с заданием.       ЗАДАНИЯ: Закрепление и применение новых знаний и способов действий  1 группа: Реши кроссворд http://learningapps.org/display? v=p3ct5d6da 2 группа: Сравни… Сравнить: скрипка ­ балалайка, установив а) общие признаки _________________(музыкальные  инструменты, струнные)  б)  различие_______________________________ (балалайка ­  струнный щипковый, скрипка ­ струнный смычковый; у  каждого инструмента ­ свой тембр; внешние признаки ­  форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя  во время игры) тембр; внешние признаки ­ форма, расположение по  отношению к корпусу исполнителя во время игры) 3 группа: http://learningapps.org/display? v=pdpncsn9c работы Коррекция.                Самоконтроль учащихся во время группах. в   1.Инструменты симфонического оркестра:  скрипка,   пианино,   партитура,   флейта, гусли, дирижер, арфа, ударные,, труба, фагот.   Оценочный блок (3 мин) Рефлексия (3 мин) 2.       Общее:  Музыкальные   инструменты, струнные, оба используются в оркестрах и соло; различия  народный и симфонический, смычок у одного есть, а у другого нет, разный тембр, разной формы, играют на них по разному…     3.     Медные   духовые,   струнные смычковые,   ударные,   деревянные   духовые, клавишные.   После работы каждая группа оглашает ответ по своему   заданию.   Учитель   подводит   итог, благодарит   рабочие   группы   и   просит   детей оценить   выступавших  учащихся   от   каждой группы, а также оценить свою работу в группе.  Важна   ли   профессия   дирижера?   В   чем   она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер?   Какая   группа   является   фундаментом оркестра? Какие   произведения   сегодня   у   нас   звучали   на уроке? Что можете сказать о выполнении задания? Информация о домашнем задании (по выбору) ­ (2 мин)  В чем вы испытывали затруднения? Б.­ выполнить задание в Дневник­Ру П. –  Закончить стихотворение В.   –   Собрать   информацию   о   появлении   в Балаково   симфонического оркестра и дирижера, который его возглавлял. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР № Название Тип, вид Форма предъявления Гиперссылка на ресурс, ресурса ресурса 1 2 3 4 5 И.С.Бах   «Брандербург ский   концерт №3» 1 часть Увертюра   к опере «Свадьба Фигаро»   В.А. Моцарт Р.Вагнер «Полет Валькирий»   И. Стравинский музыка к балету «Весна священная» «Где   водятся волшебники» информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) аудио аудио аудио аудио обеспечивающий доступ к ЭОР https://drive.google.com/? tab=Xo&authuser=0#folders/0B1 RxmFh3usJHXzdhY050RmZmT EU  https://drive.google.com/? tab=Xo&authuser=0#folders/0B1 RxmFh3usJHXzdhY050RmZmT EU  https://drive.google.com/? tab=Xo&authuser=0#folders/0B1 RxmFh3usJHXzdhY050RmZmT EU  https://drive.google.com/? tab=Xo&authuser=0#folders/0B1 RxmFh3usJHXzdhY050RmZmT EU  Приложение Трансфертный лист «дирижерск ая палочка» Этапы развития дирижирован ия Знамениты е дирижеры мира Другие названия дирижера Дирижерс кая палочка военного дирижера Главные качества дирижера Прослушанн музыкальные фрагменты ые Помощь словарика ??

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс

Конспект урока музыки по теме "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017