Конспект урока музыки в 1 классе на тему "Народные музыкальные инструменты"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Знакомство с народными музыкальными традициями Отечества. Задачи: - иметь представление о музыкальных инструментах русского народа: свирели, дудочки, рожок, гусли; знакомить учащихся с их внешним видом, своим голосом, умельцами-исполнителями и мастерами-изготовителями народных инструментов; - познакомить с понятием «тембр». учить видеть сходства и различия инструментов разных народов, различать их тембровую окраску; - развивать тембровый слух через знакомство с народными инструментами и инструментами профессиональной музыки.
Иконка файла материала народные инстр.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 1­ОМ КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ Е.Д. КРИТСКОЙ Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. НРК. Учитель музыки: И.В. Мокшанова, I квалификационная категория З а д а ч а:   Развивать тембровый слух через знакомство с народными инструментами и инструментами профессиональной музыки. Э л е м е н т     с о д е р ж а н и я.     Музыкальные инструменты народов Севера. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные   инструменты   русского   народа   –   свирели,   дудочки,   рожок,   гусли. Внешний   вид,   свой   голос,   умельцы­исполнители   и   мастера­изготовители   народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Рус. нар. наигрыши: «Жарко пахать» (жалейка), «Голосок мой певучий» (жалейка), рус. нар. мелодии: «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок),   «Как   под   яблонькой»   (гусли)   и   др.   наигрыши   на   гуслях.  Пение   (по   выбору учителя): французская народная песня «Пастушья песенка», «Камышинка­дудочка» (муз. В. Попляновой, сл. В. Татаринова), литовская народная песня «Дудочка».  Х О Д   У Р О К А I. Беседуем о музыкальных впечатлениях в каникулы, дети рассказывают о музыке, которую   услышали   с   экранов   телевизоров,   на   праздниках,   в   театре,   называют   те произведения, которые запомнились. (Учитель помогает в ответах).  II. 1. Предлагаем послушать народные наигрыши: УЧИТЕЛЬ. Послушайте, как звучат народные музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок. Жестами покажите, как на них играют. Слушание:  ­ О чём рассказали вам эти мелодии? Как на них играют? ­   Чтобы   играть   на   этих   инструментах,   в   них   надо   дуть   –   это   духовые инструменты. Вывод: голоса народных инструментов нечасто звучат в нашей жизни, тем не менее, старинные   музыкальные   инструменты   сохраняют   для   нас   память   о   музыке   прошлого, позволяют нам представить то, какими были наши предки, какую музыку они сочиняли и исполняли, о чем они грустили и чему радовались. ­ Послушайте звучание ещё одного народного инструмента. Покажите жестом, как на нём играют. Слушание: ­ Какой это инструмент? Как вы думаете, кто на нём играет? ­ Струнный инструмент, гусли. Гусляр. ­ Из чего делали народные инструменты? (Разглядываем рисунки.)­ Первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они были сделаны из природных материалов: тростника, дерева, конского волоса. И у каждого народа они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, своих умельцев­исполнителей и мастеров­ изготовителей, имена которых до нас не дошли. Однако о некоторых из них народ сложил легенды, былины, мифы и сказки. 2. УЧИТЕЛЬ. Вы слышали разных исполнителей. На каком инструменте играет герой стихотворения (учитель читает «Слышишь песню у ворот» с.24)? ДЕТИ. Рожок, дудочка, свирель. ­ О ком рассказывается в стихотворении? ­ О мальчике­пастушке. Разучивание и исполнение «Пастушьей песни» (франц. нар. мелодия) Следует активно использовать со второй четверти пение a’capella, особенно народных песен. 3. Ролевая игра «Играем в композитора». УЧИТЕЛЬ. Сравните стихи и фрагмент былинного сказа. Из какого поэтического текста сложится игровая песенка, а какой прозвучит как старинный напев? ­ Представьте себя в роли композиторов и найдите нужные интонации, ритмы, краски для «озвучивания» песенки пастушка и старинного напева. ­ Зарисуйте в тетради линии этих мелодий. Последовательность работы: 1)Выразительное   хоровое   чтение   (ритмизованное)   текстов   под   дирижерским «управлением»   учителя   (задает   ритмическую   основу   будущей   мелодии,   ее   логические ударения, фразировку, темп, динамику, характер звуковедения). 2)Пение мелодии про себя. 3)Наиболее активные школьники представляют свои опыты вокальных импровизаций всему классу (учитель должен быть готов представить классу свой вариант мелодии). 4.  УЧИТЕЛЬ.   О   народных   инструментах   может   рассказать   не   только   народная музыка,   но   и   музыка   композиторская.   Послушайте   музыку   немецкого   композитора   Л. Бетховена. Какому инструменту подражает звучание оркестра? (Хрестоматия с. 34 –). 1)Слушание, музыкальный анализ «Пасторальной симфонии» Л.В. Бетховена ­ Какие же инструменты услышали? ­ Как бы перекликаются свирель и пастуший рожок. ­ В каком темпе звучит мелодия? ­ Неторопливо «льётся». ­ Каков её характер? ­ Спокойный, песенный. Широко распевный, разливающийся. ­ Каковы её отличительные особенности? Что напоминает? ­ Песенность. Народный склад музыки. ­ Как вы думаете, о чём эта музыка, какой образ рисует? ­ Музыка звучит как благодарственный гимн природе. Как бы славит красоту природы. ­   Симфония   имеет   название   «Пасторальная».   Пастораль   (от   лат.   pastoralis   – пастушеский)   –   музыкальное   произведение,   связанное   с   изображением   сельской   жизни, природы.   Среди   девяти   симфоний   Л.   Бетховена   Симфония   №   6   —   единственная программная,   т.е.   она   имеет   не   только   общее   название,   но   и   названия   каждой   частисимфонического цикла: «Радостные чувства по прибытии в деревню», «Сцена у ручья», «Веселая компания поселян», «Гроза» и «Пастушеская песня» («Радостные и благодарные чувства после бури»). Но сам Л. Бетховен отмечал, что Пасторальная симфония является не   столько   звуковой   живописью,   сколько   передачей   чувств,   возникающих   от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Спойте музыкальную тему симфонии. 2)Разучивание мелодии из Симфонии № 6 Дети поют тему из 5­й (заключительной) части Пасторальной симфонии Л. Бетховена (сначала без слов, а затем со словами, сочинёнными к мелодии поэтом К. Алемасовой). III. Итог Домашнее задание: Дома вместе с родителями прочитать русский былинный сказ о новгородском   путешественнике   гусляре   и   певце   Садко   (с.26­27),  отметить   в   тексте  те места, где звучит музыка, определить её характер и настроение.