Урок по музыке в 6 классе. Ритм
Проблема:
Как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни?
Цель: Сформировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с жизнью.
Задачи урока:
Обучающие: Формировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с жизнью приводить примеры проявления ритма в окружающем мире. Прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление; Развивать ритмический слух детей.
Воспитательные: Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Воспитывать потребность в общении с музыкой.
Ведущий метод: Действенно-практический.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация по теме, обучающая программа ОМС – плеер
Меж предметные связи: математика, история, природоведение.
Ход урока:
У: Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте!
Д: Здравствуйте учитель, здравствуйте
Садятся на места
Сейчас мы приступает к уроку музыки. Такое задание даю вам…я сейчас ставлю вам новую песенку…которую мы попробуем поучить в конце урока.
Задача ваша будет такая через некоторое время по моему сигналу вы начинаете хлопать в ладоши ничего не говорим, а просто хлопаем в ладоши.
Включаю музыку танцуют папы мамы
А теперь вопрос к вам мы с вами не договаривались, ни объявляла я ничего скажите, пожалуйста, мы сейчас вместе хлопали в ансамбле?
Ответ детей(Да)
Скажите, почему мы сейчас не договариваясь хлопали вместе?
Ответ учеников (потому что каждый слушал ритм музыки)
Каждый слушал ритм музыки это что значит? В музыке значит, что есть?
Дети: Ритм
Учитель: а как вы объясните слово ритм что это за слово такое?
Дети: неровное звучание звуков в мелодии
Учитель: ну это ты как-то правило уже пытаешься сформировать, а кто по-другому скажет. Просто бытовой вариант этого слова?
Дети……………….
У: а кто по-другому скажет, что такое ритм? Вот сейчас что мы делали? Замечательно хорошо!
А от теперь мы что делаем мы проводим обсуждение…у вас нас столах карточки с номерами…я вам даю каждому по 30 секунд вы высказываетесь…и каждый думает где в нашей жизни встречается
Урок по музыке в 6 классе. Ритм
Проблема:
Как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни?
Цель: Сформировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с
жизнью.
Задачи урока:
Обучающие: Формировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой
и с жизнью приводить примеры проявления ритма в окружающем мире.
Прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к
произведениям искусства. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и
другими видами искусства.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное
мышление; Развивать ритмический слух детей.
Воспитательные: Способствовать формированию эмоциональной
отзывчивости, любви к окружающему миру. Воспитывать потребность в
общении с музыкой.
Ведущий метод: Действеннопрактический.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация по теме, обучающая программа
ОМС – плеер
Меж предметные связи: математика, история, природоведение.
Ход урока:
У: Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте!
Д: Здравствуйте учитель, здравствуйте
Садятся на места
Сейчас мы приступает к уроку музыки. Такое задание даю вам…я сейчас
ставлю вам новую песенку…которую мы попробуем поучить в конце урока.
Задача ваша будет такая через некоторое время по моему сигналу вы
начинаете хлопать в ладоши ничего не говорим, а просто хлопаем в ладоши.
Включаю музыку танцуют папы мамы
А теперь вопрос к вам мы с вами не договаривались, ни объявляла я ничего
скажите, пожалуйста, мы сейчас вместе хлопали в ансамбле?Ответ детей(Да)
Скажите, почему мы сейчас не договариваясь хлопали вместе?
Ответ учеников (потому что каждый слушал ритм музыки)
Каждый слушал ритм музыки это что значит? В музыке значит, что есть?
Дети: Ритм
Учитель: а как вы объясните слово ритм что это за слово такое?
Дети: неровное звучание звуков в мелодии
Учитель: ну это ты както правило уже пытаешься сформировать, а кто по
другому скажет. Просто бытовой вариант этого слова?
Дети……………….
У: а кто подругому скажет, что такое ритм? Вот сейчас что мы делали?
Замечательно хорошо!
А от теперь мы что делаем мы проводим обсуждение…у вас нас столах
карточки с номерами…я вам даю каждому по 30 секунд вы высказываетесь…
и каждый думает где в нашей жизни встречается
(даю по 30 сек каждому участнику 4)
спасибо закончили обсуждения
(опрашиваю команды)
Теперь я спрашиваю по командам
Ну вот оказывается понятие ритм, который мы сейчас с вами нащупали в
песни встречается далеко не только в музыке и танце, оказывается в
окружающим мире
А вот теперь я вам покажу, казалось бы, не сочетаемое понятие с ритмом.
Давайте подумаем. (екатерининский дворец) это архитектурное сооружение
екатерининский дворец в санк Петербурге есть здесь чтото ритмичное
Д расстояние между окнами
У, а какое оно расстояние
Д одинаковое
Спасибо я вам покажу еще одно произведение искусства это в том же
екатерининском дворце янтарная комнатаЗдесь ритмичность вы видите?
Д: люстры зеркала
Одинаково отражается как это называется симметричность
Спасибо большое посмотрите, казалось бы, не сочетаемые вещи
изобразительное искусство архитектура какой здесь может быть ритм однако
мы здесь тоже видим проявление ритма
Ну возвращаясь к музыке сейчас мы попробуем еще раз освоить так
называемый ритмический рисунок
Вы знаете, по скольку уже большие дети что в музыке ритм обозначается
длительностью четвертью восьмушками. давайте сейчас прохлопаем два
ритмических рисунка. первый вы видите. Скажите пожалуйста это ровный
ритмический рисунок?
Д Да
У равномерный
Для того чтоб нам было проще мы обозначаем четверть бом восьмушки Дили
Так поехали 34
Так спасибо ровно мы сейчас звучали
Д да
Теперь посмотрите проявление ритма в музыке совсем подругому
ровно написано?
Нет
Здесь чередуется разные длительности — это восьмушки — это четверти бом
это четверти Дили — это восьмушка
Поехали
Ни у всех получилось с первого раза еще раз
Так, а попробуем сейчас не говорить… что бы услышать эту музыку ритма
хлопать как будто на ударных инструментах, а давайте сейчас попробуем не в
ладошки, а по парте одной рукой
спасибо у всех получается
И так тема сегодняшнего урока в начале был ритм, и мы должны разобраться
с понятием ритма в музыкеОткройте пожалуйста тетради, и мы это определение запишем
И так пишем ритм — это равномерное чередование какихлибо элементов.
Мы сейчас выяснили что это не только в музыки и вообще в нашей жизни
капли дыхание сердце и т.д.
Кто записал ручку подняли что бы было видно, что вы записали
И так вот теперь мы разбираем понятие метроритм уже в музыке
В музыке это понятие несколько шире словом обозначатся метроритм — это
термин, объединяющий два понятия метр — это равномерное движение, а
ритм — это сочетание разных звуков разных длительностей
сейчас мы свами хлопали первый ритм был какой?
Д: ровный
У: а второй
Д: неровный
У: вот это сочетание называется в музыки метроритм пишем
в музыке метроритм термин, объединяющий два понятия метр — это
равномерность движения пульса и ритм — это сочетание различных
длительностей
вам немножко понятно, что это за явление такое ритма. Ну а теперь я думаю
надо закрепить это и услышать это в живой музыки.
И так мы свами будем сейчас знакомиться с замечательным произведением
композитора Людвиг Ван Бетховен австрийский композитор 18 века венский
классик мы будем слушать симфонию номер 5 первая часть
Запишите пожалуйста себе название в тетрадочку и пока звучит музыка
каждый отвечает на вопросы, которые лежат у вас на партах это будет ваша
командная работа. Но пока звучит музыка вы каждый сам для себя отвечает в
тетрадку на вопросы, которые лежат у вас на партах. В этом листочке есть
вопросы то что характерно для этой музыки освоенности ритма особенности
динамики вот смотрим этот листочек вы сейчас для себя каждый свои мысли
записывает в свою тетрадку потом закончится музыка я вам дам 5 минут
заполнить этот листок командой. вынесли командное решение об этой
музыки. И так мы слушаем музыку и думаем какой характер в этой музыки
какие особенности музыкальной речи элементы музыкальной речи обращая
внимание особенно на ритм что придает музыке этот ритм ну и так же
подумайте, что хотел этой музыкой сказать композитор. Как вам кажется.Мы попадаем в концертный зал перед нами будет играть оркестр
белгородской филармонии.
Включаю оркестр
И так вы сейчас прослушали произведение, и я предлагаю теперь уже команде
сделать мини проект…заполнить листок…я даю вам 5 мин времени
обговорить…
я даю вам небольшую мысль, наводящую обратите особое внимание, когда
будите заполнять особенности ритма опишите какой вы здесь слышали ритм
и вот сейчас я наиграю вам специально что бы вы подумали именно на эту
тему что дает эта ритмическая группа музыки. Что она придает.
Самая знаменитая интонация.
Итак, я даю вам 5 мин времени заполняем.
Закончили…
Мы с вами прослушали замечательный шедевр музыкальный …один из самых
знаменитых музыкальных произведений
И вот сейчас я хотела бы услышать ваше мнение как эта музыка на вас
воздействовала? Какая она эта музыка и что в ней наиболее характерного что
наиболее ярко выражается в этой музыке.
Мнение команды
Особенности динамики
Что характерно для этой музыки
Спасибо большое
Теперь скажите всетаки эта ритмическая фигура она ровная или нет?
Давайте прохлопаем…она ровная…это ровный ритм
Д: тревожный, буйный, резкий, тяжелый
У: спасибо так вот композитор из 18 века передает нам какуюто тревогу
отчаяние
Что нам Бетховен хочет сказать этой музыкой?
Что бы мы были сильными боролись с трудностями.
Вам понравилась эта музыка?Д: ответ
Ну а сейчас мы переходим к более легкой возьмите слова, которые лежат у
вас на партах…сейчас мы слушаем и про себя проговариваем
Включаю песню
Про что песня?
Про там тамы.
Там там это небольшой африканский инструмент
Домашнее задание: сообщение о творчестве Бетховена
Попытаться самим составить ритмическую строчку.