Конспект урока музыки в начальной школе «Между музыкой разных народов нет границ»
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в начальной школе «Между музыкой разных народов нет границ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл—4 кл
15.02.2018
Конспект урока музыки в начальной школе «Между   музыкой  разных  народов  нет  границ»
Художественное название урока: «Крым - наш общий дом» Цель: продолжать знакомство учащихся с культурой народов, проживающих в Крыму; познакомить с музыкой крымских татар. Задачи 1.Проверить знание понятийного материала по изученной теме (образовательная игра); 2. Продолжать развивать вокально-певческие навыки; 3.Продолжать разучивать элементы народных танцев; Воспитывать интерес к культуре и музыке других народов, толерантное отношение к народам других национальностей.
«Между музыкой разных народов нет границ».docx
Тема  урока: «Между   музыкой  разных  народов  нет  границ» Художественное  название урока:  «Крым ­ наш общий дом»  Цель: продолжать знакомство учащихся с культурой народов, проживающих в Крыму; познакомить с  музыкой  крымских татар. Задачи Образовательные: 1.Проверить знание понятийного материала по изученной теме (образовательная игра); 2. Продолжать развивать вокально­певческие навыки; 3.Продолжать разучивать элементы народных танцев; Воспитательная: Воспитывать интерес к культуре и музыке других народов, толерантное отношение к народам других  национальностей. Тип урока: углубление и закрепление знаний.    Эпиграф.Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:                      И русский, и грек, армянин, караим,                      Еврей, украинец, болгарин, татарин.                      Да, здравствует добрый и щедрый  наш Крым! Учитель.     Мы все знаем, что в Крыму с давних времен и до наших дней проживает много народов и  национальностей. И каждому народу здесь есть место. Не зря его называют многонациональным,  а на гербе Крыма есть надпись "Процветание в единстве» Вопрос:    Какие национальности прозвучали  в эпиграфе? Сегодня мы познакомимся с тремя наиболее многочисленными национальностями, проживающими в  Крыму.  Кто мне их назовет?   Лучше всего это сделать в этнографическом музее, куда мы сейчас с вами совершим виртуальное  путешествие.    А вы знаете, какой музей считается этнографическим?              Этногр фия ­   наука, изучающая народы,  их  быт  и культуру. аа Каждый зал музея отражает быт одного из народов. Посещая залы музея, будьте внимательны,  старайтесь запоминать все увиденное  и услышанное, чтобы в конце нашей экскурсии вы смогли дать  ответы на вопросы. (Перед  входом в зал звучит  р.н.п. «Грицю, Грицю, до роботи» укр.н.п.) Учитель.  Ребята, я думаю вы уже догадались в зал какого народа мы попадем? Как прозвучала эта музыка, какое настроение она вызывает?  (весело, задорно, игриво) К  какому жанру её относят?  (шуточному) Экскурсовод Вы вошли в зал, где отражена культура украинского народа. (Выходит экскурсовод)  Старинная  украинская  хата(мазанка) окнами и дверями обязательно выходила на солнечную  сторону, чтобы выметалось,  высвечивалось  из  неё  всякое  зло.  Украинская хата — это живописная, чаще белена снаружи и внутри, здание, преимущественно под соломенной крышей. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию  помещения. Всегда любили в Украине  целебную красавицу  калину, которая является символом девичьей   красоты и нежности. Она росла вокруг каждого дома.                                                                                    Калину воспевают в песнях, о ней составлены легенды. В одной из них рассказывается о том, как красивая молодая Калина завела в болото врагов­ бусурманов.  Много из них погибло, но всё­таки  погибла и молодая красавица. На месте ее гибели вырос куст, который в память о  девушке и назвали  калиной.Калиной украшали свадебный каравай. Перед молодыми на столе ставили букет из веточек  дуба и калины. И на свадебном полотенце (рушнике) вышивали калину с дубом как символы девичьей  красоты и нежности и мужской силы и прочности.  Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются  символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом,  предками. Рушн кии народного творчества восточных славян.  — расшитое декоративное полотенце  из домотканого холста. Предмет народной культуры и Вышивкой славился не только рушник, но и украинский национальный костюм. Экскурсовод. Обратите внимание на этих двух кукол в национальных костюмах, ярких, нарядных.  звучит музыка   Ой! Наши куклы, кажется, оживают…  (куклы исполняют укр.н.танец «Гопак») Учитель  (обращаясь к детям)  Ребята, вам понравился танец? Вы хотели бы научиться так  танцевать?  (обращаясь к танцорам) Дорогие куклы, покажите нам  некоторые элементы вашего танца.  (показывают  «ковырялочку», присядку.) Ребята все танцуют. Экскурсовод. Переходим в  другой зал.  (звучит музыка «Светит месяц»  р.н. песня – танец.) Учитель. Как вы думаете, музыка какого народа  сейчас прозвучала?  Кто вспомнит ее название?   Верно, это   р.н. песня – танец. «Светит месяц»)  Какой настроение передает музыка? Какие  характерные особенности ?   В каком исполнении прозвучала музыка, в вокальном или  инструментальном? Экскурсовод. Русские избы издавна строились из бревен. Их на Руси называли срубами. Снаружи избу украшали резьбой и орнаментом. "ставенки резные, окна расписные"   Главной в русской избе всегда была печь. В ней готовили, на ней спали, ею обогревали  помещение. Печь  являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто встречается в народных  сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец  провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Так же  любит  печь и Баба­Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей.  Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке  «Гуси­лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и  спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а на обратном пути, прячет девочку  от погони. Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни семьи. С давних пор известно, что основным символом России  является берёза. Это белостволое  дерево   испокон  веков  принималось  в  качестве  знака  чистоты  и девственности. Название березы возникло  от слова "берегиня", от имени славянской богини, которая считалась матерью всех добрых духов и  сил. Так же береза считается символом молодых девушек, не зря в песнях и стихах звучит  "девственная береза" Вопрос:А знаете ли вы песни, в которых поется о березе? («Во поле береза стояла»). А вы знаете, что  эту песню исполняли в хороводе. А что такое хоровод? Хоровод ­  танец­игра, сопровождаемый пением, иногда обрядового значения. Характерно  круговое   движение. Учитель.  А давайте , ребята, споем   эту песню в хороводе. Экскурсовод.  Мы направляемся в следующий зал. И вновь  звучит музыкальная загадка.  Музыку  какого народа вы услышали?   Это крымскотатарская   хайтарма.       В этом зале мы познакомимся с  культурой крымских татар.    Крымские татары жили в небольших домиках с черепичной крышей, которые сохранились и до  наших дней. Внутренний интерьер был очень скудным: небольшой стол посреди  комнатки и  несколько  топчанов вокруг стола, спинками которых были подушки, изготовленные из соломы. Также как русские и украинцы это очень музыкальный  народ. Для того чтобы глубже понять  крымскотатрскую музыку, нужно познакомиться с народными инструментами.   Это  саз­ струнный щипковый инструмент,  кавал­ свистовая дудка,   духовой инструмент, кеманче ­  струнный смычковый инструмент,  думбелек –ударный инструмент в виде двух горшков разных  размеров, на которых натянута кожа. Играют на этом инструменте деревянными палочками.  Думбелеки  больших  размеров предназначались для сбора людей, а также для объявления тревоги в  ханском дворце. У крымских татар очень много танцев и хороводных, и сольных. Самым известным считается   «Хайтарма». Ее танцуют  мужчины и женщины.  Мужчины держат руки врозь, то сжимая, то разжимая пальцы, имитируя полет птицы.  Женщины, ведя плечами и кистями рук, как бы плывут по реке.            Посмотрите  видеофрагмент  выступления  народного  ансамбля  «Ешиль ада», что в переводе с крымскотатарского  означает «Зеленый остров».  Учитель   Ребята, слушайте и смотрите внимательно, а потом расскажите, какие впечатления она на  вас произвела.  Вы заметили, как энергично  танцуют мужчины и как плавно плывут в танце девушки?  Давайте  попробуем повторить некоторые движения. (Разучивание элементов танца.)  Наша экскурсия подошла к концу.Мне кажется, что она всем  понравилась и мы узнали  много нового и интересного об этих  народах.  А чтобы проверить внимательны ли вы были,  поиграем в игру «Лото». Перед вами наборное полотно  с ответами, а на партах карточки с заданием. Каждый, у кого есть карточка, по очереди читает  задание, отвечает на вопрос и вешает на поле, чтобы собралась картинка. Так  что  же   объединяет народы, живущие в Крыму   (дружба)?    Я думаю, что все вы со мной согласитесь, что  народы,  населяющие наш Крым,  живут в согласии.  А какая бывает дружба?   (крепкая, долгая, верная, надежная).   Вы совершенно  правильно определили это слово  «дружба», которое не просто хочется произносить,  но и петь.                          Распевка    «Дружба», пение по полутонам.                                Л. Огурцовой "Крымский хоровод"   Греки, русские, армяне                           Хайтарма, гопак, фрейлахс, Крымчаки и караимы­                             Сырба, барыня, сиртаки, Есть у нас другое имя:                             Словно лютики  и маки Нас еще зовут "крымчане".                      Так полянка загорелась. Украинцы и евреи,                                    Не в саду, не в огороде­ Немцы, крымские татары,                         Мы в семье, в своем народе. Ассирийцы и болгары,                             Дай мне руку, мой ровесник, Становитесь в круг скорее!                      Станем рядом в хороводе. Исполнение песни Ленуры  Джемалядиновой   «Дружба и достлукъ» Игра "Микрофон" Ребята, что нового вы узнали и чему научились на уроке. Учитель. Вы мне сегодня очень помогли. Благодаря вашей активной работе, вашей внимательности мы пришли  к выводу что все народы населяющие Крым должны жить дружно, в согласии. И только в дружбе наш  Крым будет процветать. Ведь даже на гербе Автономной Республики Крым выгравирован девиз:  "Процветание в единстве"

Конспект урока музыки в начальной школе «Между музыкой разных народов нет границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между   музыкой  разных  народов  нет  границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между музыкой разных народов нет границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между   музыкой  разных  народов  нет  границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между музыкой разных народов нет границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между   музыкой  разных  народов  нет  границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между музыкой разных народов нет границ»

Конспект урока музыки в начальной школе «Между   музыкой  разных  народов  нет  границ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018