Конспект урока М.Зощенко "История болезни"
Оценка 4.8

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
02.04.2017
Конспект урока М.Зощенко "История болезни"
Конспект урока по рассказу Михаила Зощенко "История болезни" поможет учителю литературы провести урок, на котором организовано повторение теоретических понятий юмора и сатиры, обучение анализу произведения с целью выявления идеи произведения и средств, которые автор использует для этого, воспитание художественного вкуса.
конс истор болез зощ.docx
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ  М.ЗОЩЕНКО «ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ»  Цели урока:  ­показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказе  Зощенко;  ­совершенствовать умения анализа литературного произведения;  ­вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко;  ­воспитывать художественное чутье и вкус.  Ход урока.  1.Организационный момент.  ­Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Весна! Пробужденье природы.  Какое настроение у вас сейчас? Что может стать причиной хорошего  настроения? Как вы думаете, чтение может улучшить настроение? (да,  особенно, если это юмористическое произведение)  Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как  “животное, умеющее смеяться”  2. Повторение изученного материала.  ­Что такое юмор? (насмешка, не обижающая чувств других)  ­Назовите другую разновидность комического.(сатира)  ­В чем их отличие? (Сатира высмеивает недостатки или пороки человека) Зощенко создал свой, совершенно неповторимый стиль, показывая натуру  человека то в сатирическом, то в грустно­ироническом, то в лирико­  философском освещении. Он высмеивает мещанство, обывателей, невежество, грубость и хамство.  Герои его произведений ­ обычные люди из окружающего мира, которых  можно было встретить в коммуналках, длинных очередях, в бане, больнице,  трамвае.  3) Инсценировка эпизода и беседа по содержанию  ­Готовясь к уроку, дома вы прочитали рассказ Зощенко «История болезни».  Предлагаю вам вспомнить сюжет, посмотрев инсценировку эпизода,  подготовленную нашими артистами.  ­Какое впечатление сложилось о больнице?  ­Чем привлекательно начало рассказа? (В первой фразе формулируется  общий смысл происходящего, «Откровенно говоря, я предпочитаю хворать  дома».)  ­Каким правильнее назвать рассказ Зощенко – юмористическим или  сатирическим? Обоснуйте свою точку зрения.  ­Давайте попробуем найти приемы изображения сатирического; поговорим о  тех языковых особенностях, которые помогают созданию комического.  ­Что первоначально в этом рассказе вызывает смех? Какой эпизод? (Вывеска,  затем обмывочный пункт, умирающая старуха купается в ванне.) ­Остановимся на этом эпизоде подробнее. Только ли смех он у вас вызывает?  Зощенко показывает эту ситуацию как трагикомическую. Ведь смех Зощенко  особой, гоголевской природы. Если у читателей его рассказы вызывают смех,  то самого автора это огорчало, так как за юмором скрывалась трагическая  сущность действительности. В "сухом остатке" большинства его произведений ­ чувство горечи и стыда за человека, не живущего, а выживающего,  сострадание к человеку. ­ Какие еще моменты обращают на себя внимание?  («Белье не по росту», «Небольшая палата на тридцать человек» ­ прием  несоответствия.)  ­ В каком еще эпизоде мы находим этот прием? (Бухгалтерия по ошибке  сообщила семье о смерти нашего героя.Какое отношение бухгалтерия  больницы имеет к уведомлениям о смерти?)  ­Как вы поняли, над кем и над чем смеѐтся писатель?  Что обличает автор в этом рассказе? Какие явления? (Антисанитария,  равнодушие медицинского персонала к больным)  ­Что можно сказать о фельдшере и медсестре? (Они не любят людей и свою  профессию.Как специалисты они некомпетентны.)  С каким рассказом Чехова перекликается "История болезни"? ("Хирургия".)  Чем похожи эти два произведения?  ­ От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? ( сказовая манера)  Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всѐ самое  характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном  виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда­ то и стал он  литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)  ­Кто такой рассказчик? (Лицо, близкое своим персонажам; человек,  обладающий довольно низким уровнем культуры, примитивным сознанием.)  ­В чем особенность языка рассказчика и героев? Они говорят на обычном, разговорном языке, который изобилует  фразеологизмами, сниженной лексикой, канцеляризмами, нелепым  косноязычием, неправильным словоупотреблением. В лексике героев большое  количество вводных слов, они употребляют несложные предложения. К.И.  Чуковский заметил, что Зощенко первый из писателей своего поколения ввѐл  в литературу в таких масштабах эту новую, разлившуюся по стране  внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею, как своей  собственной речью. Здесь он ­ первооткрыватель, новатор.  Рассказчик не отделяет себя от героев и читателей, таким образом, читатель  получает возможность посмотреть на себя со стороны.  4) Прием «Совместное рисование» (работа в парах)  ­Представьте, что вам предложили сделать иллюстрации к этому рассказу в  новой книге. Прокомментируйте рисунок.  3. Подведение итогов  Сегодня мы с вами говорили о творчестве замечательного писателя Зощенко.  Что нового вы для себя открыли? Свой ответ начните со слов «Теперь мы  знаем, что…»  Составление диаманты  Юмор  Веселый, ироничный  Радует, развлекает, обличает  Легкий юмор, затаенная печаль  Овладевает, переполняет, растет  Легкая, сдержанная  Печаль  4. Домашнее задание  ­прочитать рассказ Теффи «Жизнь и воротник»  ­определить, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказе

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"

Конспект урока М.Зощенко "История болезни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017