Конспект урока на тему "Алексей Максимович Горький. Детство"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО» Цели: познакомить с содержанием повести, ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; показать влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях. Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение 2–3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти». – Что же хотел сказать нам автор этими рассказами? III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы. 1. Чтение материала учебника (с. 19–20). 2. Беседа по вопросам. – Что рассказал писатель о своем детстве? – Что значит трилогия? (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты».) – Что поразило Горького в детстве? (Бессмысленная жестокость.) Задание: зачитать высказывание о книгах: (С. 21 «…в ней заключена писавшего…», «иную жизнь показывали», «…обещания помочь людям»…) – Что советует нам писатель? («Учитесь… Читайте…» «Читайте больше…». С. 21.) 3. Слово учителя. Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Повесть «Детство» – произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с народом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Н. Гарина-Михайловского, А. Н. Толстого), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. 4. Чтение учителем I главы повести. 5. Работа по главе. Беседа по вопросам. – Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость. «Светилась изнутри…») – Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? (С. 22. «До нее, как будто спал я… силой для трудной жизни».) – О чем говорят ее восклицания: «… как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.) Задание: зачитать строчки о знакомстве с дедом. – Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «…выдернул» из толпы, «…отодвинул…», «Что-о, дура…», «… скулы – те отцовы… Нарастающее в душе чувство одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной…».) Вывод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной. V. Подведение итогов урока. – Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей? Домашнее задание: прочитать II главу повести «Детство», подготовить пересказ.
Иконка файла материала АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ.docx
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО» Цели: познакомить с содержанием повести, ее героями, подчеркнуть жестокость не только  взрослых, но и детей, жадность; показать влияние окружающей среды на характеры и  поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях. Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение  текста, подбор цитат. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение 2–3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти». – Что же хотел сказать нам автор этими рассказами? III. Сообщение темы и целей урока. IV. Изучение новой темы. 1. Чтение материала учебника (с. 19–20). 2. Беседа по вопросам. – Что рассказал писатель о своем детстве? – Что значит  трилогия? (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты».) – Что поразило Горького в детстве? (Бессмысленная жестокость.) Задание: зачитать высказывание о книгах: (С. 21 «…в ней заключена писавшего…», «иную  жизнь показывали», «…обещания помочь людям»…) – Что советует нам писатель? («Учитесь… Читайте…» «Читайте больше…». С. 21.) 3. Слово учителя. Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о  прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Повесть «Детство» – произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не  про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его  судьбы с народом отличают данную повесть от других произведений автобиографического  жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Н. Гарина­Михайловского, А. Н. Толстого), где уделялось  основное внимание изображению внутреннего мира ребенка. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только  история души ребенка, но и широкая картина русской жизни  в  определенную  эпоху.  Герой  и  автор  (повествование  ведется от 1­го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих  ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и  нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в  детстве, и это обогатило его душевный мир. 4. Чтение учителем I главы повести. 5. Работа по главе. Беседа по вопросам. – Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость.  «Светилась изнутри…»)– Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? (С. 22. «До нее, как будто спал я…  силой для трудной жизни».) – О чем говорят ее восклицания: «… как хорошо­то!»? (Алешу привлекает доброе,  трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею  до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.) Задание: зачитать строчки о знакомстве с дедом. – Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «…выдернул» из толпы, «… отодвинул…», «Что­о, дура…», «… скулы – те отцовы… Нарастающее в душе чувство  одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где  предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной…».) Вывод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и  отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной. V. Подведение итогов урока. – Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его  знакомых и друзей? Домашнее задание: прочитать II главу повести «Детство», подготовить пересказ.

Посмотрите также