Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."
Оценка 4.8

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
8 кл—10 кл
11.02.2017
Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."
Урок можно использовать в 8 и 10 классе. На уроке демонстрируются положительные и отрицательные стороны внутренней и внешней политики Павла Первого. Учащиеся анализируют политику Павла Первого в крестьянском вопросе, в армии, в области государственного управления и культуры. Учащиеся работают с материалами учебника.
урок по павлу.docx
Урок «Бедный, Бедный Павел» 1. Начало урока­ видеофрагмент из фильма. 2.Смерть с Безумьем устроили складчину! И, сменив на мантию камзол, В Петербург прискакавши из Гатчины, Павел 1­ый взошел на престол. И, Судьбою в мантию укутанный, Быстрым маршем в века зашагал, Подгоняя Россию шпицрутеном, Коронованный Богом капрал. В истории России много драматических страниц. Вот и судьба императора Павла I таит в себе еще много неразгаданных тайн., Пожалуй, нет в истории российской   государя,     который   вызывал   столь   негативные   оценки   как   его современников   так   и   исследователей   его   политики.   "   А   между   тем   надо прислушаться к фразе В. Ходасевича мы не можем узнать истинный облик этого Царя, потому что его история создавалась Его убийцами". Сегодня,   наконец,   появились   первые   попытки   установить   достоверную биографию   императора   Павла   I.   Действительно,   не   пора   ли   обратиться   к мнению   достойных   и   известных   своей   исследовательской   деятельностью людей, например, к лекциям историка В.О. Ключевского, который вовсе не был поклонником императора. Вот что он говорил: "Современники оставили нам много рассказов о тех немногих годах: все эти рассказы довольно однообразны,   все   они   ­   анекдоты.   Между   тем   в   основании правительственной политики, внешней и внутренней, лежали серьезные помыслы   и   начала,   заслуживающие   наше   полное   сочувствие.   Это царствование   органически  связано   как   протест  ­  с прошедшим, а  как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников ­ с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого Императора, борьба с сословными привилегиями ­ его главной задачей".  Павел Петрович Романов царствовал 4 года 4 месяца и 4 дня. По образному выражению И. Христофорова, его царствование было коротким и резким, как удар хлыста. Оно получило весьма противоречивые оценки в воспоминаниях современников и отечественной историографии. Большинство историков XIX –   начала   XX   вв.   характеризовали   Павла   I   как   “мстительного   азиатского деспота”,   “венчанного   психопата”,   “сумасшедшего   императора”,   изображая его   царствие   как   “террор   правительственной   власти”,   “ужасное   время”, “царство страха”. Между тем, некоторые современники и историки занимали совершенно иные позиции в освещении личности Павла I. Известно, что А.С. Пушкин, вначале сравнивающий императора с “римским Калигулой”, к концу жизни   изменил   свое   мнение   к   монарху,  назвав   его  “романтическим   нашим императором”,   “врагом   коварства   и   невежд”.   Есть   и   позитивная   т.   з.   , оценивающая   Павла,   как   царя­реформатора,   имевшего   чёткую   программу действий, Так   кто   же   он   Павел   I   –   полусумасшедший   тиран   или   неудавшийся реформатор?   Решая   вопросы   ЕГЭ   мы   неоднократно   сталкивались   с заданиями,   в   которых   предлагается   выбрать   т.з.   и   привести аргументы.это задание С5 Давайте   попробуем   ответить   на   этот   вопрос.   Но   прежде,   чем   мы   начнём работу,   мне   бы   хотелось   обратить   ваше   внимание   на   слова,   сказанные французским философом и писателем М. Монтенем: «Ошибки, совершаемые королями, я сужу более снисходительно, чем это принято, ибо со страхом думаю о тяжком бремени, лежащем на властителях. Трудно соблюдать меру в могуществе столь безмерном».  3. Анализ краткой характеристики личности Павла I .  Вопрос к классу ­ что же повлияло на формирование характера Павла? 4. Анализ внутренней политики Павла I . Давайте попробуем определить, исходя из высказываний Павла I , какую  общую направленность будет иметь внутренняя политика, проводимая им.  «Блаженство всех и каждого!» главный принцип, провозглашённый  императором.  «В стране нет вторых, только первый – и все остальные»  «…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех  пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!» ( Презентация, слайд №13)  Указ о престолонаследии (7 апреля 1797 г .)    а) Начать анализ целесообразно с указа о престолонаследии. ( Презентация,  слайд №14 ) Изложив его суть, необходимо выявить его значение. Изменение системы местного управления  Закрыты городские думы.  Гражданский и уголовный суды объединены. Сокращено количество губерний. Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления.  Восстановлен ряд коллегий.    б) Изменения в системе местного управления ( Презентация, слайд № 15 )  анализируются по следующим вопросам:  В чём отличие системы местного управления, созданной Павлом I от системы, созданной Екатериной II ?  Все ли мероприятия по изменению системы местного управления имеют  общую направленность? О чём это свидетельствует?  Каков общий итог изменений системы местного управления, проведённых  Павлом I ?  Политика по отношению к дворянству Массовая раздача государственных крестьян в частные руки  Возврат к обязательности службы  Установление налога с дворян  Учреждение вспомогательного банка  Ограничение права выборов и собраний  Ограничение перехода с военной службы на гражданскую службу  Княжеские и графские пожалования  Введение телесных наказаний    550­600 тыс. новых крепостных были переданы помещикам вместе с 5 млн.  десятин земли (при Екатерине II – 800 тыс.).  указ, обязывающий всех дворян записываться на службу (за отказ –  ограничение или лишение привилегий).  никто не мог «по своему хотению» выбрать гражданскую службу вместо  военной службы, для этого требовалось разрешение Сената, утверждённое  царём.  введена подушная подать – 20 рублей с души.  исчезает даже слово «выборы». Оно заменяется термином «дворянский  набор»  за служебные провинности началась практика телесных наказаний в  соответствии с решением императора.  Вопросы классу:  Можно ли, объединив мероприятия, выделенные курсивом, назвать  «Разжалованной грамотой дворянству»? Почему?  Была ли политика по отношению к дворянству противоречивой? Если да, то  докажите.  Политика по отношению к крестьянам  Сокращение рекрутских наборов Прекращение переходов крестьян Донской области  Прощение крестьянской недоимки в размере 7.5 млн. рублей  Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам  Запрет продажи крестьян без земли  Ограничение барщины тремя днями  Разрешение крестьянских жалоб Анализ политики по отношению к крестьянству ( Презентация, слайд № 17 )  можно начать с вопросов:  Каким было положение крестьян при Екатерине II ?  Менялось ли это положение теперь? Каким образом?  Ответы на второй вопрос заслушиваются после характеристики учителем  политики Павла I по отношению к крестьянству. Она может быть следующей. Впервые в истории страны крепостным приказано было присягать вместе с  вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно  на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10  бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного  сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно  время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел  он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов,  какие­то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась  продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ,  вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было  предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений  направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими.  Преобразования в армии Введение прусских порядков  Увольнение всех недовольных  Улучшение солдатских харчей  Уравнение в наказаниях низших и высших чинов  Сообщая о введении в армии таких прусских порядков, как: новая форма, копирующая прусскую  армию; парики, пропитанные салом; напудренные букли и косы; муштра; палочная дисциплина;  новые уставы, учитель задаёт классу вопрос:  Какой стороны воинской жизни (внешней или внутренней) касались эти порядки?  Предположите, будут ли эти изменения крайне отрицательно сказываться на результатах сражений? Далее учащиеся знакомятся с извлечением из приказов по армии, отданных императором Павлом I и отвечают на вопросы: Преобразования в области духовной жизни и культуры Запрещено все, связанное с Французской революцией  Цензура  Освобождение Новикова Н.И., Костюшко Т., возвращён из ссылки Радищев  А.Н.  Запрет на ввоз иностранных книг  В заключение анализируются преобразования в области духовной жизни и культуры.  ( Презентация, слайд № 19 ) Эта сфера наиболее близка и понятна учащимся, поэтому  здесь необходимо выразить личностное отношение к подобным изменениям и выявить, в  чём же состоит опасность, на первый взгляд, невинных, мелких запретов. Таких как:  запрет на ношение шляп и других видов одежды  запрет на употребление слов «клуб», «совет»  запрет вальса  запрет ввоза книг из­за границы  В ночь с 11 на 12 марта 1801 года две группы заговорщиков ­ одна во главе с Паленом,  другая во главе с Беннигсеном, ­ вошли в Михайловский замок с разных сторон. Разбуженный шумом император спрятался за каминной ширмой, но толпа заговорщиков  нашла его. Последними произнесенными им словами были: “Что я сделал?”  Объявляя рыцарское мужеское правление 4 января 1797 года Павел I заключил конвенцию  с Мальтийским Орденом, который он возглавил, приняв на себя титул Великого Магистра,  тем самым реализовав идею образования в России рыцарства как самостоятельного  сословия. Оно, по его мнению, должно было стать опорой трона в борьбе с  вольнодумством. В систему государственных наград он ввел Орден Святого Иоанна  Иерусалимского. И мальтийский осьмиконечный крест стал украшать Герб Российской  Империи. Желая стать рыцарем для своей страны, он погиб как преступник, жестоко  задушенный своими недругами , которые притворялись друзьями. Всё своё правление он  строил Михайловский замок, который должен был стать символом обновлявшейся России  и погиб в нём же, ещё не до конца достроенном. Взбалмошный и щедрый русский рыцарь, Не таким ты видел свой исход. Не в бою, а в необжитой спальной Смерть настигнет, призрачно бледна. Задрожит свечою поминальной Свет в прямоугольнике окна. Сорок семь - не так уж это много, Как невыносимо ждать в тиши. Грустный ангел твой сейчас у Бога Начинает: «На исход души...» Время, словно лист бумаги сжато, Отомкнулся вечности засов. Преклони колени, император Остается несколько часов. В темных складках гатчинского плаца, Словно заклейменный палачом, Он встает без четверти двенадцать, Бледный принц с манерами паяца, Пряча шпагу под смешным плащом… Час пройдет за часом, век за веком  Жизнь мелькнет водоворотом слов, Камнем смерть прижмет уста и веки, Но никто не снимет с человека Бремя преступлений и грехов. А вы, ребята, можете написать свое стихотворение об императоре Павле Петровиче. Можете разбиться на группы. Два синквейна. На этом этапе учитель использует прием написания синквейна. Синквейн – это маленькое  стихотворение, состоящее из пяти строк. (Синквейн происходит от французского слова  “5”). Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Этот одинокий, замкнувшийся в своих фантазиях человек, казался современникам  безумным, деспотичным, психически неуравновешенным человеком, что не  соответствовало действительности. Павел I ­ яркая, противоречивая личность, талант и  способности которого не были раскрыты в полной мере в силу сложившихся  обстоятельств. Политика императора Павла была импульсивной, порой противоречивой, но в его нововведениях было много полезного.вопрс ЕГЭ­теперь сумеете ответить.

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."

Конспект урока на тему "Бедный бедный Павел..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017