Конспект урока на тему "Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в БСП" (9 класс русский язык)
Оценка 4.6

Конспект урока на тему "Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в БСП" (9 класс русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
12.01.2017
Конспект урока на тему "Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в БСП" (9 класс русский язык)
Это четвертый урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" с использованием дифференцированного подхода, ИКТ. На данном уроке девятиклассники изучают бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения и дополнения, отрабатывают навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Урок направлен на подготовку к ОГЭ.
БСП.docx

Русский язык 9 класс

УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. М.: Просвещение.

Базовый уровень обучения

Тема урока: Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 6 часов.

Место урока в системе уроков по теме – четвертый урок.

Цель: познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях со значениями причины, дополнения, пояснения.

Задачи:

·          учить понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями;

·          определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение),

·          правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора,

·          составлять бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие;  

·          воспитывать интерес к языковым явлениям, продолжать формировать эстетическое понятие «красота».

Планируемые результаты

Знать: условия постановки двоеточия между частями БСП, определять значения причины, пояснения, дополнения в БСП; уметь конструировать предложения с данными значениями, оформлять интонационно и пунктуационно.

Техническое обеспечение урока: презентация к уроку в формате PowerPoint, листы оценивания, тестовые задания.

 

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1.        Аксенова Л.А. Сложное бессоюзное предложение // Русский язык №12, 2008.

2.        Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. М., 2006.

3.        Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

Ход урока

1.        Организационный момент.

 

2.        Актуализация ранее пройденного.

а) запись высказывания. (Слайд 1)

Я сорвал цветок – он увял. Я поймал мотылька – он умер у меня на ладони. И тогда я понял: прикоснуться к красоте можно только сердцем. (По Г.Л. Прасоловой)

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Объясним знаки препинания.

 

б) анализ предложений. (слайд 2, 3)

Я сорвал цветокон увял. (БСП со значением противопоставления)

Я поймал мотылькаон умер у меня на ладони. (БСП со значением противопоставления)

И тогда я понял: прикоснуться к красоте можно только сердцем. (БСП, какое значение?)

(слайд 4).

У вас на партах есть листы оценивания. Поставьте знаки + или – за анализ предложений. Работа с листом самооценки (насколько правильно выполнили анализ предложений)

в) Формулирование темы и учебных задач.

Какие предложения рассмотрим на уроке? Сформулируем тему урока. Записываем. (слайд 5)

Что мы должны исследовать? Какую учебную задачу поставим перед собой?

 

3.        Изучение нового материала.

Тема нашего урока сегодня – это еще одна ступенька в изучении синтаксиса сложного предложения и еще один шаг к успешной подготовке к сдаче ОГЭ.

 

а) Работа с таблицей (слайд 6) в группах. 1 ряд изучает БСП со значением  причины, 2 ряд – БСП со значением дополнения, 3 ряд – со значением пояснения. (с. 130 – 131 учебника)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что)

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно)

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что)

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)

 

Каждая группа представляет теорию о БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Работа с листами самооценки (оценивают свой вклад в работу группы).

4.        Практическая работа.

Выборочный диктант (упр. 197). Учащиеся выписывают БСП, в которых:

а) вторая часть разъясняет содержание первой;

б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

 

Конструирование. На слайде 7 даны простые предложения:

1) Таким он [Пушкин] был и в жизни. Простой веселый менее всего походивший на сурового проповедника или философа.

2) Архитектура тоже летопись мира. Она говорит тогда когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

3) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием, определите условия постановки двоеточия.

Работа в парах: взаимопроверка по ключу на слайде 8, взаимооценка в листах оценивания (+/-).

 

Объяснительный диктант (у доски).

Я встал, подошел к окну: за окном все было снежно и безмолвно. (БСП со значением пояснения).

Я доверяю любящим: они великодушны. (БСП со значением причины)

Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. (БСП со значением дополнения)

 

5.        Итог урока. Рефлексия.

Выполнение тестовых заданий дифференцированно: одна группа учащихся выполняет тестовые задания на листах (см. ниже), другая группа (более сильные учащиеся) выполняют тестовые задания №12 варианты 1-4 из сборников.

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а) Поезд ушёл его огни исчезли.

б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

Ответ: в, г.

2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

Ответ: б, в.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе (или несколько предложений) разъясняет первое, т. е. раскрывает его содержание (знаки препинания не расставлены).

а) Наступал вечер шёл дождь с севера порывисто дул ветер.

б) К первому дню праздника всё было готово картины развешаны, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зелёных бочек.

в) Поезд ушёл быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума.

г) Вечерами возле сруба всё население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается.

Ответ: б, г.

Самопроверка по ключу слайд 9, работа с листами оценивания.

В листе оценивания поставьте знак в графе «да», «затрудняюсь» или «нет», оценив себя по критерию «Знаю условия постановки двоеточия в БСП».

Листы оценивания вкладывают в тетрадь.

Домашнее задание дифференцированного характера:

а) § 34; упр. 198; тестовые задания №12 варианты с 5 по 10.

б) § 34; составить восемь-десять бессоюзных сложных предложений на тему «Считаю ли я себя культурным человеком», тестовые задания №12 варианты с 5 по 10.


 

Русский язык 9 класс УМК Т.А

Русский язык 9 класс УМК Т.А

Какие предложения рассмотрим на уроке?

Какие предложения рассмотрим на уроке?

Выполнение тестовых заданий дифференцированно: одна группа учащихся выполняет тестовые задания на листах (см

Выполнение тестовых заданий дифференцированно: одна группа учащихся выполняет тестовые задания на листах (см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017