«Действительные и страдательные причастия»
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели:
Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях,
формировать умение различать действительные и страдательные причастия;
развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая: развивать речь обучающихся, умение составлять предложения с
действительными и страдательными причастиями, выразительно читать эти
предложения.
Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Задачи урока:
дать понятие о смысловых признаках действительных и страдательных
причастий;
выявить грамматические признаки действительных и страдательных причастий.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация
к уроку.
Методы: частичнопоисковый, самостоятельная работа, фронтальная беседа,
моделирование.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация прежних знаний и способов действий.
1. «Орфографическая пятиминутка».
Сформулируйте задание к данным словосочетаниям (списать, графически
обозначить орфограмму).
Пропадающ.. вдали голоса, развевающ..ся на ветру знамёна,
извивающ..ся река, порхающ.. птичка, по усыпан.. листьями аллее,
блистающ.. искорки, в разбушевавш..йся метели.
В словах каких частей речи были пропущены орфограммы? (причастия) Дайте определение, что такое причастие? (определение причастия)
Всегда ли в предложениях встречаются только одиночные причастия?
(причастия с зависимыми словами)
Как называются причастия с зависимыми словами? (причастные обороты)
«Синтаксическая пятиминутка».
2.
Луна, косо висевшая в небе, напоминала ей ёлочную игрушку.
Можете ли сами составить предложения с причастными оборотами?
III. Мотивация.
На доске даны две картинки, составьте по ним предложения с причастным
оборотом.
Солнце, согревающее Землю...
Земля, согреваемая солнцем...
Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:
– Какое из причастий обозначает признак того, что предмет сам
действует?
(согревающее, т.к. солнце само согревает)
– Какое причастие обозначает признак того, что ктото совершает над ним
действие? (согреваемая, т.к. согревает ктото другой)
– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным,
а какое – страдательным? Почему?
(причастие «согреваемая» можно назвать страдательным, т.к. оно обозначает
признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, т.е.
страдает
;
причастие «согревающее» можно назвать действительным, т.к. оно обозначает
признак предмета, который сам выполняет действие, т.е. действует).
IV. Целеполагание.
– Сформулируйте тему нашего урока (действительные и страдательные
причастия)
– Запишите тему урока в тетради.
– Какие цели мы поставим перед собой, изучая данную тему? (должны узнать,
что причастия бывают действительными и страдательными, а также
научиться отличать их друг от друга)
V. Формирование новых знаний и способов действий.
1. Работая в парах, проанализируйте учебную статью (стр. 191) и упражнение
333. Составьте модель ГК залог. ГФ1 (дейст. прич.) – ГЗ1 (не направлено действие на предмет)
ГФ2 (страд. прич.) – ГЗ2 (есть направленность действия на предмет)
ГК залог
Или
ГФ1(дейст.прич.) – ГЗ1 (сам выполняет действие)
ГК залог
ГФ2 (страд. прич.) – ГФ2 (испытывает на себе действие)
– Это смысловые признаки причастий, но есть и грамматические помощники,
найдите их.
2. Рассмотрите предложения, найдите грамматических помощников при
определении действительных и страдательных причастий.
1 группа. (дейст. наст. вр.)
1. В саду образовались приятные уголки, манящие к задумчивости и сну.
2. Солдаты, стоящие на карауле, любили её.
3. Они любовались набегающим прибоем.
4. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись арбы (телеги).
5. Книга, лежащая на письменном столе, привлекала его внимание.
2 группа. (действ. прош.вр)
1. Это был стремительный поток, ломавший преграды.
2. Перед путниками простиралось зарево, обнимавшее полнеба.
3. Дальше начинался пологий подъём, поросший густым невысоким сосняком.
4. Алёша увидел рыбаков, бежавших к нему.
5. Через обширный двор, заросший кустарником, мы пришли к огромному
дому.
3 группа (страд. наст. вр.)
1. Музыканты, приводимые в отчаяние бессмыслицею сочинения, часто
бросали смычки.
2. Мы, волнуемые надеждами и сомнениями, бродили по коридору.
3. Стихи молодого поэта, публикуемые в журнале, свидетельствуют о его
таланте.
4. Лодка, подгоняемая волнами и ветром, быстро неслась по реке.
5. Без конца тянулись влекомые волами длинные арбы (телеги).
4 группа (страд. прош. вр.)
1. Захар сидел у ворот, обращённых в переулок.
2. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 3. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
4. На старой ветле заворковала горлинка, пригретая ранними лучами солнца.
5. Старик стоял погружённый в свои думы.
2. Составим таблицу «Суффиксы причастий».
Действительные
Страдательные
Настоящее время
ущ (ющ),
ащ (ящ)
читающий
Прошедшее время Настоящее время
вш, ш
ом, ем, им
Прошедшее время
нн, т, енн
читавший
оберегаемый
прочитанный
VI. Применение новых знаний и формирование умений и навыков.
1. Заполните таблицу данными причастиями, выделите их суффиксы.
Клеящий, клеимый, припоминающий, припоминаемый, прерывающий,
прерываемый, вращающий, вращаемый, вовлекающий, вовлекаемый, мыслящий,
мыслимый.
2. Образуйте действительные и страдательные причастия от глаголов, обозначьте
их суффиксы:
Сопровождать, подавлять, выполнять, рекомендовать, возрождать,
восстанавливать.
3. Замени причастия одного залога причастиями другого залога:
прочитавший книгу прочитанная книга
нашедший гриб найденный гриб
испуганный взгляд испугавший взгляд
возвращенный долг возвративший долг
уважаемый человек уважающий человек
видимый глазом видящий глазом
ожидающий ответа ожидаемый ответ
VII. Контроль новых знаний.
Графический диктант.
Определите вид причастия – действительное или страдательное
1. Поднимаемый груз,
2. видимый издали корабль,
3. строящийся дом,
4. надетый костюм, 5. обжигающий огонь
6. качаемая колыбель,
7. двигающийся поток,
8. погружённый в думы,
9. пересекавший путь,
10. бегущая по волнам.
1
с
2
с
3
д
4
с
5
д
6
с
7
д
8
с
9
д
10
д
Домашнее задание:
VIII.
«Действительные и страдательные причастия».
§63,
упражнение 335,
выучить таблицу
IX. Рефлексия.
– С какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие
действительное и страдательное)
– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия?
суффиксы
(суффиксы действительных причастий содержат шипящие,
страдательных причастий их не содержат)
– Что сегодня было самым трудным, а выполнение какого задания не вызвало
затруднений?
– Написание синквейна:
Синквейн по уроку.
Причастие
Действительное, страдательное
Выполняет, испытывает, относится
Обозначает процессуальный признак предмета
Морфология
Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.