Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
29.01.2018
Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Презентация к уроку "Действительные и страдательные причастия".
Действительные и страдательные причастия.docx
«Действительные и страдательные причастия» Тип урока: Объяснение нового материала. Цели:  Обучающая:  дать   понятие   о   действительных   и   страдательных   причастиях, формировать   умение   различать   действительные   и   страдательные   причастия; развивать орфографические и пунктуационные навыки. Развивающая: развивать речь обучающихся, умение составлять предложения с действительными   и   страдательными   причастиями,   выразительно   читать   эти предложения. Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку. Задачи урока: ­   дать   понятие   о   смысловых   признаках   действительных   и   страдательных причастий; ­ выявить грамматические признаки действительных и страдательных причастий. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку. Методы: частично­поисковый, самостоятельная работа, фронтальная беседа, моделирование. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. II. Актуализация прежних знаний и способов действий. 1. «Орфографическая пятиминутка». ­   Сформулируйте   задание   к   данным   словосочетаниям   (списать,   графически обозначить орфограмму).  Пропадающ..   вдали   голоса,   развевающ..ся   на   ветру   знамёна, извивающ..ся   река,   порхающ..   птичка,   по   усыпан..   листьями   аллее, блистающ.. искорки, в разбушевавш..йся метели. ­ В словах каких частей речи были пропущены орфограммы? (причастия) ­ Дайте определение, что такое причастие? (определение причастия) ­   Всегда   ли   в   предложениях   встречаются   только   одиночные   причастия? (причастия с зависимыми словами) ­ Как называются причастия с зависимыми словами? (причастные обороты)  «Синтаксическая пятиминутка». 2. Луна, косо висевшая в небе, напоминала ей ёлочную игрушку. Можете ли сами составить предложения с причастными оборотами? III. Мотивация. На   доске   даны   две   картинки,  составьте   по   ним   предложения   с  причастным оборотом. Солнце, согревающее Землю... Земля, согреваемая солнцем... Сравните значения причастий в первом и втором предложениях: – Какое из причастий обозначает признак того, что предмет  сам     действует? (согревающее, т.к. солнце само согревает) – Какое причастие обозначает признак того, что  кто­то  совершает над ним действие? (согреваемая, т.к. согревает кто­то другой) – Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое – страдательным? Почему? (причастие «согреваемая» можно назвать страдательным, т.к. оно обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, т.е. страдает    ; причастие «согревающее»  можно назвать действительным, т.к. оно обозначает признак предмета, который сам выполняет действие, т.е. действует). IV. Целеполагание. –   Сформулируйте  тему  нашего   урока   (действительные   и   страдательные причастия) – Запишите тему урока в тетради. –  Какие цели мы поставим перед собой, изучая данную тему? (должны узнать, что   причастия   бывают   действительными   и   страдательными,   а   также научиться отличать их друг от друга) V. Формирование новых знаний и способов действий. 1. Работая в парах, проанализируйте учебную статью (стр. 191) и упражнение 333. Составьте модель ГК залог. ГФ1 (дейст. прич.) – ГЗ1 (не направлено действие на предмет)                  ГФ2 (страд. прич.) – ГЗ2 (есть направленность действия на предмет)  ГК залог Или  ГФ1(дейст.прич.) – ГЗ1 (сам выполняет действие) ГК залог ГФ2 (страд. прич.) – ГФ2 (испытывает на себе действие) –   Это   смысловые   признаки   причастий,   но   есть   и   грамматические   помощники, найдите их.  2. Рассмотрите   предложения,   найдите   грамматических   помощников   при определении действительных и страдательных причастий. 1 группа. (дейст. наст. вр.) 1. В саду образовались приятные уголки, манящие к задумчивости и сну. 2. Солдаты, стоящие на карауле, любили её. 3. Они любовались набегающим прибоем. 4. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись  арбы (телеги). 5. Книга, лежащая на письменном столе, привлекала его внимание. 2 группа. (действ. прош.вр) 1. Это был стремительный поток, ломавший преграды. 2. Перед путниками простиралось зарево, обнимавшее полнеба. 3. Дальше начинался пологий подъём, поросший густым невысоким сосняком. 4. Алёша увидел рыбаков, бежавших к нему. 5. Через   обширный   двор,   заросший   кустарником,   мы   пришли   к   огромному дому. 3 группа (страд. наст. вр.) 1. Музыканты,   приводимые   в   отчаяние   бессмыслицею   сочинения,   часто бросали смычки. 2. Мы, волнуемые надеждами и сомнениями, бродили по коридору. 3. Стихи   молодого   поэта,   публикуемые   в   журнале,   свидетельствуют   о   его таланте. 4. Лодка, подгоняемая волнами и ветром, быстро неслась по реке. 5. Без конца тянулись влекомые волами длинные арбы (телеги). 4 группа (страд. прош. вр.) 1. Захар сидел у ворот, обращённых в переулок. 2. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 3. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу. 4. На старой ветле заворковала горлинка, пригретая ранними лучами солнца. 5. Старик стоял погружённый в свои думы. 2. Составим таблицу «Суффиксы причастий». Действительные Страдательные Настоящее время ­ущ (­ющ),  ­ащ (­ящ) читающий Прошедшее время Настоящее время ­вш, ­ш ­ом, ­ем, ­им Прошедшее время ­нн, ­т, ­енн читавший оберегаемый прочитанный VI. Применение новых знаний и формирование умений и навыков. 1. Заполните таблицу данными причастиями, выделите их суффиксы. Клеящий,   клеимый,   припоминающий,   припоминаемый,   прерывающий, прерываемый, вращающий, вращаемый, вовлекающий, вовлекаемый, мыслящий, мыслимый.  2. Образуйте действительные и страдательные причастия от глаголов, обозначьте их суффиксы:  Сопровождать,   подавлять,   выполнять,     рекомендовать,   возрождать, восстанавливать. 3.  Замени причастия одного залога причастиями другого залога: прочитавший книгу             ­                прочитанная книга нашедший гриб                        ­                найденный гриб испуганный взгляд                ­                испугавший взгляд возвращенный долг               ­                возвративший долг уважаемый человек             ­                уважающий человек видимый глазом                     ­                  видящий глазом ожидающий ответа           ­                 ожидаемый ответ  VII. Контроль новых знаний.   Графический диктант. Определите вид причастия – действительное или страдательное 1. Поднимаемый груз, 2. видимый издали корабль, 3. строящийся дом,  4. надетый костюм, 5. обжигающий огонь  6. качаемая колыбель, 7. двигающийся поток, 8. погружённый в думы, 9. пересекавший путь, 10. бегущая по волнам. 1 с 2 с 3 д 4 с 5 д 6 с 7 д 8 с 9 д 10 д   Домашнее   задание:  VIII. «Действительные и страдательные причастия». §63,   упражнение   335,   выучить   таблицу IX. Рефлексия. –   С   какой   категорией   причастия   вы   познакомились   сегодня?   (причастие действительное и страдательное) – Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия?   суффиксы (суффиксы   действительных   причастий   содержат   шипящие, страдательных причастий их не содержат) –  Что сегодня было  самым трудным, а выполнение какого задания не вызвало затруднений? – Написание синквейна: Синквейн по уроку. Причастие Действительное, страдательное Выполняет, испытывает, относится Обозначает процессуальный признак предмета Морфология

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018