Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)
Оценка 4.7

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
04.01.2019
Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)
На уроке поставлены задачи: актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; выявить ассоциативно-образные связи музыки с другими видами искусств; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?
Героические образы в музыке Захарова А.А. МБОУ Школа 14.docx
1  .  edu   .  ru):  Учитель музыки : Захарова Анна Александровна МБОУ «Школа №14» Кемеровская область, город  Полысаево Урок музыки в 5 классе,  3 четверть Тема урока: «Героические образы в разных видах искусства» ЦОР:  ресурсы   Единой   коллекции   цифровых   образовательных  ресурсов  (http  collection   Дидактическая цель урока: обеспечение условий знакомства  учащихся с образом  богатырей,  защитников  Отечества через различные виды искусств Цель урока: Исследовать , как разные искусства (музыка,кино, литература и  изобразительное искусство) по­своему и независимо друг от друга воплотили одно и то  же жизненное содержание и обогатили наше представление о русских богатырях. Тип урока: метапредметный Форма урока: урок­погружение Задачи урока: Образовательные:   ://   school  ­      актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины;  проанализировать,   как   музыка,   изобразительное   искусство   и   литература   разными путями   идут   к   созданию   образа   защитника   Отечества;  выявление   ассоциативно­ образных связей музыки с другими видами искусств;  исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?  проконтролировать степень усвоения знаний (с помощью заданий по группам: сочинить синквейн,ответить на вопросы по теме ­  дополнить предложения словами). Воспитательные:   формировать умение учащихся давать эмоционально­образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;  воспитывать нравственно­эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.  Развивающие:  развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;  совершенствовать вокально­хоровые навыки;  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;  развивать коммуникативные навыки,формировать навыки самооценки и рефлексии. Методы обучения: проблемный, частично­поисковый, исследовательский Формы организации обучения: индивидуальна, коллективная, групповая, парная Средства обучения:    ПК,   мультимедийный   проектор,   сборники   песен,   репродукции   картин,   портреты композиторов, аудиозапись А.П. Бородин  симфония № 2, словарь настроений и чувств, магнитофон, презентация к уроку «Богатырские образы в разных видах искусства»;  Группы: 1 группа ( работа с эмоциональными терминами настроения музыки) 2 группа( изображение в красках настроения музыки, создание частей музыкального произведения –цветом)                  3 группа (работа с картинами художников, ищут соответствие музыки и картины)  2 Эпиграф. Нету счастья выше, нету чести выше, Чем любимой Родине служить! А.С. Ерикеев I. Мобилизирующий (этап мотивации) Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!Здравствуйте, учитель! Распевание­ скороговорка (слайд №1) Ход урока 1. Родина моя ­ русская земля. 2. Славна богатырями русская земля. 3. Богатырь умирает, а слава воюет. 4. Богатыря узнаешь на поле брани. 5. Русь святая богатырская (по тонам вверх) 6.  «Звуки музыки» II  Проверка   дом.   задания:  работа   в   парах   по   слов   муз.   терминам,   2   ученика   у доски:название муз.произведения и его композитор. III. Целеполагание. ­Ребята, соберите в правильной последовательности слова в предложении и прочитайте высказывание. (слайд № 2)           счастья  Родине чем нету чести выше  Нету выше любимой служить!  Нету счастья выше, нету чести выше,  Чем любимой Родине служить!   (слайд № 3 проверка правильности выполнения  задания)                                     А. Ерикеев       (Ахмед Ерикеев ­ выдающейся татарский поэт). ­Как вы понимаете слова эпиграфа? (Защита Родины, герои защитники России) ­Наш урок мне хотелось бы начать словами из былины: (слайд № 4) Уж как были на Руси гусляры­певцы, Да любили петь про Русь­матушку, Про дела героические, военные, Про силу богатырскую,  Да про удаль молодецкую. Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, 3 Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову. ­Ребята, как вы думаете, о ком пойдет сегодня речь на уроке? ( о богатырях )  ­ Кто такие богатыри? Как правильно и точно ответить на этот вопрос. Где можно  найти полную информацию о слове? (в толковых словарях, обратимся к ним:  Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Даля, Большая советская  энциклопедия)   (слайд № 5,6) (Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины, человек  очень большой силы, стойкости, отваги. Известен крепким телосложением, очень  высоким ростом и очень крепким “богатырским” сном) ­А откуда мы узнаем о богатырях? (Из былин, народного творчества, поэзии,  литературы, музыки, живописи, театра, кино). ­  Как можно назвать все, что вы перечислили, одним словом? (Искусство ( слайд №7)  ­ Сформулируйте тему урока. (Учащиеся определяют тему урока) Тема урока: «Богатырские образы в разных видах искусства» (слайд №8) ­ Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке? (Выяснить, что мы можем  узнать о богатырях  из музыки, литературы и живописи, киноискусства) ­Чем   мы  будем   заниматься  на   уроке?   Составьте  план   действий  ?   (Сегодня   я познакомлюсь   с   произведениями   искусства,   которые   рассказывают   о   подвигах людей.   Буду   слушать,   анализировать,   петь   песни   о   богатырях   или   защитниках Отечества). ­   О   подвигах,   о   доблести,   о   славе   защитников   Отечество   создано   много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве,   кино,   театре).   Они   прославляют   величие   и   красоту,   силу   и   мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние   былины,   воспевающие   мужество   русских   витязей   и   богатырей,   канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях. ­С образами каких защитников отечества на уроках мы уже знакомились?  Былины о русских богатырях   С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»   Солдатские песни   Песни о полководцах и русских воинах   М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»   Песни Великой Отечественной войны   Песни гражданской войны: «Орлёнок», «Песня о маленьком трубаче» (слайд №9) IV. Вокально­хоровая работа ­Исполнение песни «О маленьком трубаче» 1.Характер песни? (отважный, решительный) 2.Какие выразительные средства музыки позволяют передать такой характер песни? (динамика и темп, ритм маршевый) 3.Есть ли кульминационное развитие у песни?(к 4 куплету) 4.Можем ли мы назвать богатырём, героем трубача? 5.Знаете   ли   вы   пословицу,   которая   соответствует   песни?  («Мал     золотник,   да дорог»). 6. Знаете ли вы ещё маленьких героев ­ защитников Отечества? (приводят примеры детей­героев)  4 V.   Момент   осознание   учащимися   недостаточности   имеющихся   знаний   и умений. Коммуникация. Русские   композиторы,   художники,   писатели   и   поэты,   режесёры   постоянно обращаются   в   своём   творчестве   к   теме   защиты   Родины,   к   образам   защитников Отечества.  ­Почему? С чем это связано?  (Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь   наступали   враги,   пытались   завладеть   нашими   землями,   богатствами, поработить наш народ).  ­Образ богатыря,  защитника Отечества является одним из главных образов искусства.  1. Построение проекта выхода из затруднения ­Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к этой теме. Один из них А.П.Бородин.  (слайд №10). ­ Что вам уже известно о  А.П.Бородине?(композитор «Могучей кучки». Он был  Окончил ученым­химиком,   композитором,   педагогом,   общественным   деятелем. Медико­хирургическую академию, не прекращая заниматься музыкой. Сочинил оперы, симфонии,   квартеты,   романсы.   Писал   статьи   о   музыке,   научные   работы.рассеяным человеком.)  ­ С каким произведением вы знакомы? («Струнный квартет» ) ­Прочитайте, что о нём вспоминает  русский советский писатель, инженер­химик, младший   брат  Самуила Яковлевича   Маршака  ­   М.  Ильин  (настоящее   имя  —  Илья Яковлевич Маршак)  (слайд №11) «Сколько  ему   досталось   даров:   могучий  разум  ученого,  и  гений   композитора,  и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым»­ Ильин М 2. Слушание и анализ фрагмента симфонии№2 часть1 (видеофрагмент) ­ Слушая фрагмент музыки А.П.Бородина, наблюдайте за ее развитием, характером,  сменой частей. Музыка поможет вам представить, увидеть, вообразить героев этой  музыки. Во время слушания вы будете работать по группам. 1группа  ­ анализ частей, подбор эмоц слов, сколько частей, настроений   (Мужественно ,Сурово, Твердо, Смело, Могущественно,Сильно, песенная,маршевая,  богатырская, Широко,Светло,Наивно,Чисто, нежная, лирическая, напевная) 2группа   ­  изображение   в   красках   настроения   музыки,   создание   частей музыкального произведения –цветом.  3группа – подбор к музыке картин (собрание картин) 5 Помощь 1 и 2  группе: 3. Выполнение задания 1 группой. 1) Менялся ли характер музыки? Сколько тем прозвучало? Охарактеризуйте их.              1 тема ­ сильная, песенно­маршевая, богатырская; (Сурово, в низком регистре у  струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев). 2 тема ­ нежная, лирическая, напевная, тема родины, души богатырей; ?( Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ  Родины). 3 тема – снова похожа на 1 тему­ мужественная,богатырская. 2) Так сколько частей в прозвучавшей музыке? (Три).  3) Какие инструменты исполняют эти темы?(1 тема­струнные, 2 тема­ виолончель, 3 тема­ струнные инструменты симфонического оркестра)  (слайд №12) 4) Определите жанр произведения? (симфония)  5) Знакомство с термином «симфония». Обратимся к  муз.словарям.(слайд №13) 6)   Какое   название   вы   могли   бы   дать   этой   музыкальной   картине?(   предполажение детей) ­   Современники   дали   название   «Богатырская»,   а   А.П.Бородина   в   мировой   музыке называют «богатырем» русской музыки. (слайд №14) Симфония  была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили её как   лучшую   русскую   симфонию.   Обсуждение   после   прослушивания   было   бурным: Модест   Петрович   Мусоргский   предложил   её   назвать   «Славянская   героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!» «Богатырская» ­ это название Вторая симфония А. П. Бородина носит и по сей день. Слушая   музыку   Второй   –   «Богатырской»   симфонии   А.   Бородина,   мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы ­ весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней   могучее   дыхание,   размах,   ширь,   простор;   в   ней   гармоничное   здоровое   чувство жизни, радость от сознания, что живёшь».  ­ Что композитор показывает нам этой музыкой?( сила, мужество, храбрость)  ­ Для чего нужна богатырям сила, мужество, храбрость? (Конечно, для того, чтобы защищать Родину). 4. Проверка правильности выполнения задания 2 группой. Физминутка исполнение песни с движениями  «Богатырская сила» (слайд №15) 5.  Продолжаем, 3 группа сопоставляла картины и музыку (слайд №16) 1. Какая  из предложенных вам картин соответствует муз. произведению? (Муз.  Произведению «Симфония №2»  соответствует картина «Богатыри» Виктора  Михайловича Васнецова). (слайд №17) 6 2. Докажите. (1 тема музыки­ образ богатырей;  2 тема – образ Родины;  3 тема­ враг  наступает на нашу землю) Анализ картины : 1.Кто изображен на картине? (В центре 3 фигуры застыли в дозоре: Добрыня Никитич, Илья Муромец,  Алёша Попович). 2. Каким изображен каждый из богатырей? (Три былинных героя на выезде  примечают, нет ли в поле врага, не обижает ли кто кого.  В центре ­ Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно  осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит "сорокапудовая" палица. Во всём облике этого силача нет ничего устрашающего, он  великодушен и добр.  Слева ­  Добрыня Никитич, его белый конь тревожно заржал, и Добрыня  вынимает меч из ножен.  Справа ­ самый младший, Алёша Попович. Он не только храбрый и ловкий, но в  борьбе с врагом может применить хитрость и даже обман. Алёша вложил стрелу в лук и озорно скосил весёлые глаза. Его образ самый жизнерадостный и лукавый. 3.Какими чертами характера наделены богатыри? (Одному дана сила, другому ­ ум, третьему ­ доброта). 4. Что важнее для богатыря из этих трёх качеств? (все качества вместе) 5. С каким деревом можно сравнить богатырей? (С дубом. Богатыри крепкие как дубы. Им не страшны ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия. Они как наша матушка­Русь. В древней Руси родовым деревом считался дуб, он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход , богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям,   а   родная   земля   защитит   от   врагов.   Убережёт   от   смерти,   поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.) 6.     Какими   художественными   средствами     художник   передает   тревожность   того времени? (Серые тучи, ветер разносит клубы черного дыма, хищная птица парит над кромкой леса, серые могильники).  (слайд №19) В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка,   пелась,   как   былина,   волновала,   как   родная   песня…»  «Богатыри»   ­   самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа. ­ Что роднит (объединяет) два произведения? Музыку А.Бородина и картину  В.Васнецова? ( Произведения воплощают идею величия и могущества Родины, силу  русского народа, характер, который ему присущ: мужественность, решительность, смелость, отвага). (слайд №20) 6. Киноискусство. ­  Вспомните какие фильмы, мультфильмы рассказывают нам о подвигах богатырях?  Перечислите их. 7  Кадр из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей” VI.  Взаимопроверка и взаимоконтроль. Проблемный вопрос: ­Что     же   вдохновляет   художников,   композиторов,   исполнителей   обращаться   к героическим   образам   и   сюжетам   прошлого?   (русская   богатырская   мощь,   герои   – защитники Отечества) ­   Какие   качества   человеческой   души   воспитывают   произведения   искусства, посвящённые   богатырям,     защитникам   Отечества?(достоинство,   честь,   величие, благородство,силу, гордость.мужество.героизм,уверенность, патриотизм) ­ А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кто они? Где их можно встретить?  (Военные, пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.).  ­ Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?  (богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –  тоже богатырь) Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка­Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов  Родины. ­ А вы можете стать богатырями? (Мы можем стать военными, полицейскими,  спортсменами, врачами. Хорошо учиться­это тоже воспитание в себе  богатырских качеств) Конечно, всегда есть люди, готовые защищать свою Родину, совершая подвиги,  отдавать за нее свою жизнь!  1 группа Синквейн «БОГАТЫРСКАЯ ТЕМА» 2 группа Ответ на вопросы: 1.Какие виды искусства рассказывают о богатырской теме:  музыка, литература,  ………… 2.Богатырь – герой русских………………, совершающий подвиги во имя Родины. 3.Александр Порфирьевич Бородин был не только великим композитором,  но и  талантливым  ………………………………………. 4.Симфония № 2 имеет еще название «…………………………..». 5. 6.В. Васнецов написал картину, которую назвал «………………….». 6. Богатырей с картины В. Васнецова зовут: ………………………………………………… 3 группа ответ на вопросы: 1. Что объединяет два произведения? Музыку А.Бородина и картину  В.Васнецова?.................................................................................................................. 2. Какое название предложил М.П.Мусоргский для симфонии  «……………………» 3.Мы исполняли сегодня песни, которые  называются «……………………..  ……………» 4. «Богатырская симфония» написана для …………………………… оркестра. 5. Какими показаны богатыри в музыке А.П. Бородина и картине ……………………….. 6. Фрагмент  «Богатырской» симфонии имеет……….. части. 8 VII. Рефлексия деятельности  Я узнал на уроке…. Я научился… Я буду применять знания…. Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые   в   своих   произведениях   воспели   мужество,   героизм,   силу,   благородство русских защитников Отечества Мы сегодня хорошо поработали.  VIII. Домашнее задание Дома   постарайтесь   найти   пословицы,   поговорки,   стихи   о   смелости   и   храбрости богатырей или сочинить свои. Мы прошли столетия с Россией От сохи до звездного крыла, И взгляни – все то же небо синее И над Волгой та же тень орла И еще немало будет пройдено Коль зовут в грядущее пути, Но святей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается, С ним живет и умирает с ним. Все пройдет, а Родина – Останется, Если мы то чувство сохраним. В.Фирсова «Чувство родины» Выход под музыку. Звучит хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».                                                                                                    Приложение 1. Пословицы о богатырях Красна битва храбрыми воинами С врагами биться ­ надо крепиться Бей врага не в, бровь, а в глаз ­ таков народа наказ Не родом богатырь славен, а подвигом  Богатырь умирает, а слава воюет  В пути нужны отважные, на поле брани ­ богатыри 9 Лишь   проливши   пот,  можно   стать   человеком,  лишь   натягивая   тетиву,   можно   стать богатырем Богатырская рука однажды бьет Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает  Богатырь ­ от силы, красноречивый ­ от мудрости  Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч  Богатырь без ран не бывает  Богатыря узнаешь на поле брани  Богатыря узнаешь в битве, остряка ­ в споре  Стрелок познается на охоте, богатырь ­ в бою  Один ­ сам богатырь, у другого ­ слово богатырь Герой в бою как в песне запевала Герой рождается для жизни, а умирает за Родину За родную землю стой, как скала: трусу ­ пуля, герою– хвала Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля русская. Богатырь умрет, имя его останется                                                                                                                                                                                                             Приложение 2. 2 группа      Ответ на вопросы: 1.Какие виды искусства рассказывают о богатырской теме:  музыка,  литература, ………… 2.Богатырь – герой русских………………, совершающий подвиги во имя  Родины. 3.Александр Порфирьевич Бородин был не только великим композитором,   но и талантливым  ………………………………………. 4.Симфония № 2 имеет еще название «…………………………..». 5.В. Васнецов написал картину, которую назвал «………………….». 6. Богатырей с картины В. Васнецова зовут……………… 3 группа       ответ на вопросы: 10 1. Что объединяет два произведения? Музыку А.Бородина и картину  В.Васнецова?............................................................................................................ ...... 2. Какое название предложил М.П.Мусоргский для симфонии   «……………………» 3.Мы исполняли сегодня песни, которые  называются «……………………..  ……………» 4.   «Богатырская   симфония»   написана   для   …………………………… оркестра. 5. Какими показаны богатыри в музыке А.П. Бородина и картине  ……………………….. 6. Фрагмент  «Богатырской» симфонии имеет……….. части. 1    группа написать ­    синквейн 1) Тема «Богатырская симфония» 2) 2 прилагат.­…………………………………….. 3) 3 глагола­………………………………………………… 4) Фраза­ ……………………………………………………….. 5) Вывод в одно слово:……………………………………………………..                                                                                                     Приложение 3. Александр Порфирьевич Бородин Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 году в Петербурге. Маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Ещё в детстве он  усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский. Мальчик  Любил  бегать  на Семёновскую площадь Царского села послушать оркестр военных  музыкантов. Мать, заметив настойчивый интерес сына к музыке, пригласила солдата­ флейтиста Семёновского полка обучать мальчика игре на флейте. Музыкальная  одарённость будущего композитора развивалась быстро и бурно,  самоучкой он  научился играть на виолончели. Первую польку «Елена»,   названную так в честь одной  из подруг детства, он написал в 9 лет, а через  4 года сочинил   уже вполне серьёзное 11 музыкальное произведение – концерт для флейты. Несмотря на выдающиеся  музыкальные способности, юношу отдали учиться в Медико­ хирургическую академию, по окончании которой он некоторое время служил в  госпитале, а в 25 лет защитил диссертацию и получил звание доктора наук.       В 1862­м году Бородин – профессор на кафедре химии в Петербургской Медико­ хирургической академии. Он обогатил химию  выдающимися работами и ему по праву  принадлежит почётное место в истории русской науки. Но любовь к музыке не  покидает учёного­химика, и в 1876 году  он задумал, а в 1876 году закончил работу над созданием 2­й симфонии. Друзья композитора назвали её…  Давайте попробуем  вернуться во вторую половину ХIХ века и, слушая фрагмент этой симфонии «увидеть», какие зрительные /живописные/ образы или определённую  картину вызывает в нашем воображении эта музыка  и как  её назвали друзья  композитора.      В.М.Васнецов Детские годы Виктора Михайловича Васнецова прошли в живописном селе “Рябово”,  Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими  зимними вечерами, под шум дремучих деревьев, будущий художник впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей.  Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и  чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в  картинах.  «Богатыри» ­ самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это  мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная  выразить дух русского народа. Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены  запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не  бытовые, не жанровые, а героические. В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная  уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на  грозный вид ­  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой  копье, ­ исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» ­ Алеша Попович. Молодой  красавец, полный отваги и смелости, он «душа­парень», большой выдумщик, певец и  гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь –  Добрыня Никитич ­  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие  черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость  и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие  изворотливости ума и дипломатического такта. Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят  торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. 12 Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного»  пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению  богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый  ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи,  гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и  серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик  богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается  в позах, фигурах. За спинами богатырей русская земля. Неброские краски в картине.  Богатыри крепкие, как дубы. Им не страшны ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся  столетия. Они как наша матушка­Русь.                                                                                                                          Приложение 4. Мужеств енно  Могуществ енно Богатыр ская Сурово Сильно Широко Твердо Песенная Светло Смело Маршевая Наивно Чисто Нежная Лиричес 13 кая Напевная Источники информации 1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. WindowsDVD­2006 2 Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г. 3 Даль В. Пословицы и поговорки русского народа.  4 Единая   коллекция   цифровых   образовательных   ресурсов.   Музыка,   изобразительное искусство(http   ://   school    ­  collection    .  edu   .  ru):  Иллюстрации: Баян (N 123453) Бой скифов со славянами (N 123343) Шипка­Шейново (Скобелев под Шипкой) (N 123373) Богатырь (N 123455) Радуга (N 160099) Золотая осень. Слободка (N 123313) Сумерки. Луна (N 160133) Озеро (N 123360) Заросший пруд (N 123349) Ранняя весна (N 123345) Страдная пора (Косцы) (N 123359) Радуга (N 159988) Переход Суворова через Альпы в 1799 году (N 123449) Покорение Сибири Ермаком (N 123342) Дубы (N 160204) Корабельная роща (N 123318) Богатырь (N 123455) Переход Суворова через Альпы в 1799 году (N 123449) Александр Невский (N 112721) Шлем "шапка ерихонская". (По ранее бытовавшей легенде ­ "Шлем великого князя Александра Невского") (N 178128) Портрет А.П. Бородина (N 160106) Богатыри (N 109745) Аудиофрагмент: 14 С. Прокофьев. Сюита "Александр Невский" (N 168217) Симфония N 2 си минор "Богатырская". Allegro 9.05 (N 21347) Гипертекст с иллюстрациями: Корин Павел Дмитриевич (N 146536) Видеофрагмент: из к/ф "Александр Невский" (N 165104) Текст/Текст с иллюстрациями Бородин А.П. Биография (N 22759) "Богатырская" А. Бородин. Ноты (N 206888) Жуков Георгий Константинович (N 142365) Видеотренажер: "Богатырская" А. Бородин. Видеотренажёр (N 206213) 5 Пузицкий В. Родная история. Саратов «Детская книга» 1994г. 6 Сергеева Г., Критская Е. Музыка. Учебник для 5­го класса. М­2003г. 7 Слово о музыке. Хрестоматия М­1990г. 8 Терехов В. Александр Невский. М­1990г.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8B%D0%BD_%D0%BF 9.Википедия %D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0 10.Сыны полков http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%81%D1%8B %D0%BD%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE %D0%B2&img_url=www.museum.ru%2FimgB.asp%3F51491&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?p=33&text=%D1%81%D1%8B%D0%BD%D1%8B %20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE %D0%B2&img_url=img59.imageshack.us%2Fimg59%2F9159%2F32ch5.jpg&rpt=simage

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)

Конспект урока  на тему "Героические образы в музыке" (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019