Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Оценка 4.6

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
19.11.2018
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Разработка урока литературы на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". Для обучающихся 8 класса. представлен подробный ход урока литературы. а также подробно прописаны цели урока литературы. домашнее задание прописано с учетом индивидуальности. по программе Коровиной Веры Яновны. Сценарный план урока.
шинель.docx
МБОУ «Колонтаевская СОШ» Льговский район Курская область Конспект урока на тему: «Н.В.Гоголь. «Шинель»  как «петербургский текст» 8 класс Учитель русского языка и литературы Курбатова Галина Николаевна 1 Сценарный план урока Основное содержание урока:  Мечта и реальность в повести «Шинель».  Петербург как символ вечного адского холода.  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.   Тщетность этой мечты.  Роль фантастики в художественном произведении. Основные виды деятельности:  Выявление признаков реалистического и фантастического произведения.  Работа со словарем литературоведческих терминов.  Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм.  Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести. Личностные: Формирование готовности  обучающися к саморазвитию и самообразованию на  основе мотивации к  обучению и познанию;  развитие эстетического  Планируемые результаты: Метапредметные: Умение создавать  обобщения, устанавливать  аналогии, самостоятельно  выбирать основания и  критерии для  сопоставления, строить  2 Предметные: Осознание значимости  чтения и изучения  литературы для своего  дальнейшего развития,  коммуникативно­ эстетических возможностей сознания через освоение  художественного наследия  русской литературы и  творческой деятельности  эстетического характера. догическое рассуждение и  делать выводы; развитие  навыков смыслового чтения  и ИКТ­компетенции. языка художественной  литературы; формирование  умений воспринимать,  анализировать, критически  оценивать и  интерпретировать  прочитанное; сопоставлять  литературу с  произведениями других  искусств. I. Организационный момент урока. II. Актуализация опорных знаний. Мечта и реальность в повести «Шинель». Рассказ о замысле и истории создания повести «Шинель». Мемуарист   П.В.Анненков   вспоминает,   что   первоначальный   замысел   повести возник у Гоголя в 1836 году, еще до отъезда за границу: «…Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком­то бедном чиновнике,   страстном   охотнике   за   птицей,   который   необычайной   экономией   и неутомимыми   усиленными   трудами   сверх   должности   накопил   сумму,   достаточную   на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями).в первый раз, как на маленькой   своей   лодочке   пустился   он   по   Финскому   заливу   за   добычей,   положив драгоценное свое ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком­то самозабвении и пришел в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где­то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии, возвращен он был к жизни. Но о страшном событии он уже не мог   никогда   вспоминать   без   смертельной   бледности   на   лице.   Все   смеялись   анекдоту, имеющему в  основании истинное происшествие, исключая Гоголя,  который слушал его задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер». Слово учителя. ­ Какой конфликт между мечтой и реальностью заключен в анекдоте о купленном и утраченном ружье? ­ Как он разрешается в анекдоте и в повести «Шинель»? Аналитическая беседа: Найдите в повести цитаты,  рассказывающие, о чем мечтал Башмачкин.  Какова динамика развития этого мотива? Нет мечты: «Когда все мечтают развлечься, ­ Акакий Акакиевич не предавался  никакому развлечению… Что­то Бог пошлет 3 переписывать завтра». Сопротивление мечте: «Тут­то увидел  Акакий Акакиевич, что без новой шинели  нельзя обойтись, и поник совершенно  духом». Рождение мечты: «…он питался духовно,  нося в мыслях своих вечную идею будущей  шинели… Самое существование его  сделалось как­то полнее, как будто бы он  женился». Путь к мечте изменил героя: «…он  сделался тверже характером… С лица и с  поступков его исчезло само собою  сомнение». Осуществление мечты: «День самый  торжественнейший в жизни Акакия  Акакиевича». Вывод: мечта и деятельное стремление к ней возвышают человека. ­   Найдите   цитаты,   рисующие   реальность   жизни   Башмачкина.   Какова   динамика развития этого мотива? Предчувствие реальности: «… предчувствовал, что будет титулярный советник». Повседневная реальность: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения… В…   переписывании   ему   виделся   какой­то   свой   разнообразный   и   приятный   мир…   Не предавался никакому  развлечению. Ел все  это с мухами. Умел  быть довольным своим жребием. Реальность города: «Враг этот не кто другой, как наш северный мороз… Худой гардероб.. Пустынные улицы с тощим освещением… Сняли с него шинель, дали ему пинка коленом… Частный принял как­то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели…В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом… сильная горячка.. Доктор ничего не нашелся сделать… Бедный Акакий Акакиевич испустил дух». Вывод: холодный и равнодушный город и его чиновничья верхушка унижают человека и ведут его к гибели. Обобщающая беседа:  Какие черты реализма можно обнаружить в повести «Шинель»?  Как проявлялся в повести принцип воплощения «типического характера в типических обстоятельствах»?  Какова связь героя, среды и времени, в котором он живет7 какие черты эпохи уловил и отобрал автор?  Как появился в повести историзм мышления Гоголя? 4 Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты III. Актуализация имеющихся знаний учащихся об образе Петербурга в русской литературе. Каким   изображался   Петербург   в   произведениях,   изученных   ранее   («Ночь   перед Рождеством» Гоголя, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, вступление к «Медному всаднику»Пушкина)? Аналитическая беседа:  Каким   предстает   в   повести   Петербург?   Какое   настроение   вызывают картины города?  Найдите   и   прокомментируйте   картины   городского   пейзажа   и   интерьеры петербургских домов.  Проследите, как автор воплощает в повести мотив холода: холода природы и холода людей.   Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».  Найдите   цитаты,   указывающие,   как   воплощен   в   повести   мотив   шинели. Подумайте,   почему   Гоголь   отказался   от   первоначального   названия произведения – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Запишите   причины,   по   которым   мечта   о   шинели   оказалась   для   героя тщетной. Могла ли быть воплощена какая­либо другая мечта Башмачкина? Почему   в   жестокой,   но   неизменной   реальности   герой   чувствует   себя счастливым, а изменения во внешнем и внутреннем мире героя приводят его к гибели?  В литературоведении о Гоголе есть мнение, что шинель стала для героя последней   надеждой   согреться   в   холодном   мире.   Подтвердите   или опровергните эту точку зрения, приведя необходимые аргументы.  Кто   виноват   в   гибели   Башмачкина:   холодный   Петербург,   человеческое равнодушие, он сам? Обоснуйте свой ответ или найдите другие причины смерти героя.  В русском и зарубежном литературоведении нередко отмечали сходство сюжета «Шинели» с текстом жития святого Акакия. Какие черты житийной литературы можно заметить в повести Гоголя?  Литературовед О.Г. Дилакторская пишет: «Гоголю   удалось   слить   взаимоисключающие   жанровые   структуры   – анекдота,   жития,   сакральной   пародии   (т.е.   антижития)­   в   неразложимый художественный   синтез,   породивший   стилевую   многослойность. Неодномерность   художественных   образов,   двойной   –   комический   и трагический пафос повести».  Докажите примерами, что в повести переплетаются комический и трагический аспекты. Презентация   и   обсуждение   иллюстраций   русских   художников   к   повести «Шинель». 5 Роль фантастики в художественном произведении Назовите   черты   фантастического   произведения   (высокая   степень   условности повествования; нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на замысел4 создание вымышленных, «чудесных» миров) Какие признаки фантастики есть в повести «Шинель»? Приведите примеры. Практическая работа. Составление плана анализа финала повести. Используя примерный план анализа эпизода эпического произведения, составьте план   анализа   финала   повести   «Шинель»   (со   слов   «Итак,   значительное   лицо   сошел   с лестницы…» до конца повести.) Вопрос  Какой   речевой   строй   использует   автор   в эпизоде?   Как   связаны   герои   и   события   в повествовании финала? Каковы   художественное   время   и пространство   финала   повести?   Можно   ли считать   время   и   пространство   в   эпизоде условными? Какова роль изобразительно­выразительных средств в эпизоде? Какова авторская позиция по отношению к героям эпизода? Какие   события   и   образы   повторяются   в повести и в финальном эпизоде и с какой целью? Как   связана   месть   чиновника­мертвеца   с темой повести в целом? Какую   символическую   роль   играет   в эпизоде образ разгулявшейся стихии, ветра, метели? Каково   место   финального   эпизода   в развитии сюжета и композиции повести? Каковы   предшественники   и   последователи Башмачкина в русской литературе? Каково   значение   финального   эпизода   для раскрытия идейного смысла произведения? Пункт плана  Взаимосвязь   героев   и   событий   в   финале повести. Противопоставление обезличенной действительности   в   жизни   героя   и бесконечной и вечной Вселенной   Роль гротеска и риторических восклицаний. Просьба   о   милосердии,   возмездие   или протест? Роль   повторяющихся   событий   и   образов   в повести и финальном эпизоде Возможна ли месть «маленького человека»? Символический   смысл   картин   городского пейзажа в финале повести. Развязка или эпилог? Герой   «Шинели»   в   галерее   образов «маленького человека». Идейный смысл финала При раскрытии последнего пункта плана можно познакомить учащихся с оценками финала «Шинели» крупнейшими литературоведами. Итоговый вопрос: 6 Против   чего   направлена   повесть   «Шинель»   и   как   в   ней   раскрывается   тема возмездия? Рефлексия. IV. V. Домашнее задание. Письменно проанализировать финал повести или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся). Подготовиться к контрольной работе по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. проект. Составление электронного альбома «Петербург начала 19 века и его обитатели в повести «Шинель». 7

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс

Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018