Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
19.11.2018
Разработка урока литературы на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". Для обучающихся 8 класса. представлен подробный ход урока литературы. а также подробно прописаны цели урока литературы. домашнее задание прописано с учетом индивидуальности. по программе Коровиной Веры Яновны. Сценарный план урока.
шинель.docx
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Конспект урока на тему:
«Н.В.Гоголь. «Шинель»
как «петербургский текст»
8 класс
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Галина Николаевна
1 Сценарный план урока
Основное содержание урока:
Мечта и реальность в повести «Шинель».
Петербург как символ вечного адского холода.
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.
Тщетность этой мечты.
Роль фантастики в художественном произведении.
Основные виды деятельности:
Выявление признаков реалистического и фантастического произведения.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм.
Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.
Личностные:
Формирование готовности
обучающися к саморазвитию
и самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию;
развитие эстетического
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Умение создавать
обобщения, устанавливать
аналогии, самостоятельно
выбирать основания и
критерии для
сопоставления, строить
2
Предметные:
Осознание значимости
чтения и изучения
литературы для своего
дальнейшего развития,
коммуникативно
эстетических возможностей сознания через освоение
художественного наследия
русской литературы и
творческой деятельности
эстетического характера.
догическое рассуждение и
делать выводы; развитие
навыков смыслового чтения
и ИКТкомпетенции.
языка художественной
литературы; формирование
умений воспринимать,
анализировать, критически
оценивать и
интерпретировать
прочитанное; сопоставлять
литературу с
произведениями других
искусств.
I. Организационный момент урока.
II.
Актуализация опорных знаний.
Мечта и реальность в повести «Шинель».
Рассказ о замысле и истории создания повести «Шинель».
Мемуарист П.В.Анненков вспоминает, что первоначальный замысел повести
возник у Гоголя в 1836 году, еще до отъезда за границу:
«…Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о какомто бедном
чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и
неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на
покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями).в первый раз, как на
маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив
драгоценное свое ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению,
в какомто самозабвении и пришел в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел
своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он гдето
проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в
постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей,
узнавших о происшествии, возвращен он был к жизни. Но о страшном событии он уже не
мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице. Все смеялись анекдоту,
имеющему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который слушал его
задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести «Шинель», и она
заронилась в душу его в тот же самый вечер».
Слово учителя.
Какой конфликт между мечтой и реальностью заключен в анекдоте о купленном
и утраченном ружье?
Как он разрешается в анекдоте и в повести «Шинель»?
Аналитическая беседа:
Найдите в повести цитаты,
рассказывающие, о чем мечтал Башмачкин.
Какова динамика развития этого мотива?
Нет мечты: «Когда все мечтают развлечься,
Акакий Акакиевич не предавался
никакому развлечению… Чтото Бог пошлет
3 переписывать завтра».
Сопротивление мечте: «Тутто увидел
Акакий Акакиевич, что без новой шинели
нельзя обойтись, и поник совершенно
духом».
Рождение мечты: «…он питался духовно,
нося в мыслях своих вечную идею будущей
шинели… Самое существование его
сделалось както полнее, как будто бы он
женился».
Путь к мечте изменил героя: «…он
сделался тверже характером… С лица и с
поступков его исчезло само собою
сомнение».
Осуществление мечты: «День самый
торжественнейший в жизни Акакия
Акакиевича».
Вывод: мечта и деятельное стремление к ней возвышают человека.
Найдите цитаты, рисующие реальность жизни Башмачкина. Какова динамика
развития этого мотива?
Предчувствие реальности: «… предчувствовал, что будет титулярный советник».
Повседневная реальность: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения…
В… переписывании ему виделся какойто свой разнообразный и приятный мир… Не
предавался никакому развлечению. Ел все это с мухами. Умел быть довольным своим
жребием.
Реальность города: «Враг этот не кто другой, как наш северный мороз… Худой гардероб..
Пустынные улицы с тощим освещением… Сняли с него шинель, дали ему пинка коленом…
Частный принял както чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели…В жизнь
свою он не был еще так сильно распечен генералом… сильная горячка.. Доктор ничего не
нашелся сделать… Бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
Вывод: холодный и равнодушный город и его чиновничья верхушка унижают человека и
ведут его к гибели.
Обобщающая беседа:
Какие черты реализма можно обнаружить в повести «Шинель»?
Как проявлялся в повести принцип воплощения «типического характера в
типических обстоятельствах»?
Какова связь героя, среды и времени, в котором он живет7 какие черты
эпохи уловил и отобрал автор?
Как появился в повести историзм мышления Гоголя?
4 Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда
согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты
III.
Актуализация имеющихся знаний учащихся об образе Петербурга в русской
литературе.
Каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее («Ночь перед
Рождеством» Гоголя, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, вступление
к «Медному всаднику»Пушкина)?
Аналитическая беседа:
Каким предстает в повести Петербург? Какое настроение вызывают
картины города?
Найдите и прокомментируйте картины городского пейзажа и интерьеры
петербургских домов.
Проследите, как автор воплощает в повести мотив холода: холода природы
и холода людей.
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Найдите цитаты, указывающие, как воплощен в повести мотив шинели.
Подумайте, почему Гоголь отказался от первоначального названия
произведения – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».
Запишите причины, по которым мечта о шинели оказалась для героя
тщетной. Могла ли быть воплощена какаялибо другая мечта Башмачкина?
Почему в жестокой, но неизменной реальности герой чувствует себя
счастливым, а изменения во внешнем и внутреннем мире героя приводят его
к гибели?
В литературоведении о Гоголе есть мнение, что шинель стала для героя
последней надеждой согреться в холодном мире. Подтвердите или
опровергните эту точку зрения, приведя необходимые аргументы.
Кто виноват в гибели Башмачкина: холодный Петербург, человеческое
равнодушие, он сам? Обоснуйте свой ответ или найдите другие причины
смерти героя.
В русском и зарубежном литературоведении нередко отмечали сходство
сюжета «Шинели» с текстом жития святого Акакия. Какие черты житийной
литературы можно заметить в повести Гоголя?
Литературовед О.Г. Дилакторская пишет:
«Гоголю удалось слить взаимоисключающие жанровые структуры –
анекдота, жития, сакральной пародии (т.е. антижития) в неразложимый
художественный синтез,
породивший стилевую многослойность.
Неодномерность художественных образов, двойной – комический и
трагический пафос повести».
Докажите примерами, что в повести переплетаются комический и
трагический аспекты.
Презентация и обсуждение иллюстраций русских художников к повести
«Шинель».
5 Роль фантастики в художественном произведении
Назовите черты фантастического произведения (высокая степень условности
повествования; нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на
замысел4 создание вымышленных, «чудесных» миров)
Какие признаки фантастики есть в повести «Шинель»? Приведите примеры.
Практическая работа.
Составление плана анализа финала повести.
Используя примерный план анализа эпизода эпического произведения, составьте
план анализа финала повести «Шинель» (со слов «Итак, значительное лицо сошел с
лестницы…» до конца повести.)
Вопрос
Какой речевой строй использует автор в
эпизоде? Как связаны герои и события в
повествовании финала?
Каковы художественное время и
пространство финала повести? Можно ли
считать время и пространство в эпизоде
условными?
Какова роль изобразительновыразительных
средств в эпизоде?
Какова авторская позиция по отношению к
героям эпизода?
Какие события и образы повторяются в
повести и в финальном эпизоде и с какой
целью?
Как связана месть чиновникамертвеца с
темой повести в целом?
Какую символическую роль играет в
эпизоде образ разгулявшейся стихии, ветра,
метели?
Каково место финального эпизода в
развитии сюжета и композиции повести?
Каковы предшественники и последователи
Башмачкина в русской литературе?
Каково значение финального эпизода для
раскрытия идейного смысла произведения?
Пункт плана
Взаимосвязь героев и событий в финале
повести.
Противопоставление
обезличенной
действительности в жизни героя и
бесконечной и вечной Вселенной
Роль гротеска и риторических восклицаний.
Просьба о милосердии, возмездие или
протест?
Роль повторяющихся событий и образов в
повести и финальном эпизоде
Возможна ли месть «маленького человека»?
Символический смысл картин городского
пейзажа в финале повести.
Развязка или эпилог?
Герой «Шинели» в галерее образов
«маленького человека».
Идейный смысл финала
При раскрытии последнего пункта плана можно познакомить учащихся с оценками
финала «Шинели» крупнейшими литературоведами.
Итоговый вопрос:
6 Против чего направлена повесть «Шинель» и как в ней раскрывается тема
возмездия?
Рефлексия.
IV.
V. Домашнее задание. Письменно проанализировать финал повести или ответить на
итоговый вопрос урока (по выбору учащихся). Подготовиться к контрольной работе
по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. проект. Составление электронного
альбома «Петербург начала 19 века и его обитатели в повести «Шинель».
7
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Конспект урока на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.