Конспект урока на тему "Имя существительное. (Закрепление.)(2 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных. Формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности, воспитывать чувство патриотизма.
Иконка файла материала урок русского языка 2 класс.doc
Благоварский район Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Мирный  муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан (МОБУ СОШ с. Мирный) Составила: учитель начальных классов  Ризванова Ирина  МихайловнаТема урока: Имя существительное. (Закрепление.) с. Мирный  Цели  урока:  создать   на   уроке   условия   для   совершенствования  знаний   об особенностях  имени  существительного;  отработки  практических  навыков   в написании   и   определении   существительных;  организовать  деятельность учащихся   по   формированию   универсальных   учебных   действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных. Задачи   урока:  формировать   умение   организовывать   совместную   учебную деятельность;  развивать  мышление,   память,   внимание,   речь,   пробуждать интерес к предмету;  воспитывать чувство коллективизма и ответственности, воспитывать чувство патриотизма. Личностные действия:  навыки сотрудничества с учителем и сверстниками   мотивация к творческому труду, к работе на результат. Предметные:  определять признаки существительного;  находить   существительное   и   определять   число,   одушевленное   и неодушевленное, собственное и нарицательное; Метапредметные: Познавательные действия:  активное   использование   речевых   средств   для   решения коммуникативных и познавательных задач;  логические действия, установление аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений. Регулятивные действия:  ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные действия:  готовность слушать собеседника и вести диалог;   излагать   своё   мнение   и   аргументировать   свою   точку зрения;   участвовать в групповом обсуждении. Оборудование: ­ учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина–  2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация;  карточки для групповой и парной работы; карточки­слова для словарной  работы, слова для пословицы, карточки­смайлики для самооценки. Ход урока I. Организационный момент. 1.Слово приветствие.  Итак, русский язык друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! 2.Психологический настрой на урок Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. ­ Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.  II. Разминка пальцев.  Чтобы  красиво  писать, надо  соблюдать  определенные  правила,  какие  они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки) ­ Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики) III. Минутка чистописания.  - В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.­  Дайте  информацию   об  этой   букве.  (Буква   эм  обозначает   звук  м    Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым ). Запишите в тетради одну строку этой буквы.  Выпишите   3  слова   из   словаря   с   буквой  (эм)   в   начале   слова.   Какие   слова записали? (Дети называют записанные слова) IV. Орфографическая минутка.  Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна, солдат. - На   какие   группы   по   орфографическим   признакам   можно   разделить   эти слова?   (Слова   с   непроверяемой   безударной   гласной,   слова   с   проверяемой безударной гласной, слова с парным согласным). 1.Задание по группам.  Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй­ с  проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд ­ слова с парным согласным ­ Какое слово попало в два столбика? ­ Подберите синоним к слову солдат.(воин) Презентация «Дети войны» 2.Проверка ­ Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как   они   отвечают   на   вопросы   кто?   или   что?   и обозначают предметы). ­ На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные). V. Актуализация знаний и постановка темы урока.  ­О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?  ­Попробуйте   сформулировать   тему   сегодняшнего   урока.   (Закрепление знаний об имени существительном как части речи).  ­Какова   же   цель   нашего   урока?   (Вспомним   и   закрепим   свои   знания   о грамматических признаках этой части речи).  VI. Закрепление изученного. 1. Работа над стихотворением  - Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень). ­ Какой частью речи они являются? ­ А сейчас послушайте стихотворение. Подумайте, о каком времени года в нем говорится?Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова. Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного… Ей казалось, что её лес и не заметил. Он заметил. Он её птичьим звоном встретил. Пробудились ото сна все лесные дали. Удивляется она: неужели ждали? А деревья ей в ответ низко поклонились. Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне). ­  По   каким   признакам   вы   догадались,  что   речь   идет   о   весне?   Как   можно озаглавить это стихотворение? (Весна).  ­ Какое время года у нас на дворе? (Весна). ­ Весна наступила и стали появляться первые цветы. Давайте и мы сейчас соберём букет. 2.Первые цветы.  - Внимательно прочитаем и выберем только те слова­цветы, которые являются именами существительными.  Бежит,   Москва,   яркое,   круглый,   спит,   звенит,   медведь,   ворона,   грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки. ­ Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос) ­  Какие   слова   называются   именами   существительными?  (  Слова,   которые обозначают предметы и в начальной форме отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными). ­   Составьте   предложение   с   выбранными   именами   существительными.(  2 предложения записываются в тетрадь) 3.Работа в паре.  ­ Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их   разделить?  (Слова,   отвечающие   на   вопросы   кто?   или   что? одушевленные и неодушевленные). ­ Распределите слова в две группы. Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре. Кто?                      Что? медведь                  Москва грач                        солнце Роман                         снег заяц                         мороз лиса                     оттепельворона                 сосульки ­ Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?  (Москва, Роман ­ эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные). ­ Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы  (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…) ­ Какие имена существительные отвечают на вопрос ­ кто?   ­ Какие имена существительные отвечают на вопрос ­ что? Имена   существительные,   которые   называют   людей   и   животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).  Другие   имена   существительные   отвечают   на   вопрос   что? (неодушевленные.) ­ Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные ­ со строчной) 4. Игра «Сплести паутину». (задание на интерактивной доске) ­ Найдите пару собственного имени существительного для нарицательного  имени существительного.( пары слов записываются в тетрадь) О книгах А.  Линдгрен. 5. Работа в паре.  Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки. ­ Прочитайте слова, какой частью речи они являются? ­ Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна». ­   Что   вы   можете   сказать   об   этих   именах   существительных  (Они   все   в единственном числе). ­ Измените их число. ­ Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа) ­   Обсудите   с   товарищем,   чем   отличается   имя   существительное   в единственном числе от существительного во множественном числе? (Существительное   в   единственном   числе   обозначает   один   предмет,   во множественном числе – два или несколько предметов). ­ Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном? (Имена существительные изменяются по числам) ­ Всегда ли имена существительные изменяются по числам? ­   (Нет,   есть   такие   существительные,   которые   бывают   только   в единственном   числе   (солнце,   смех,   золото,   молоко…)   и   только   во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)6. Игра «Построить лестницы к домикам совы» (задание на интерактивной доске)­ ед.ч. и мн.ч им. сущ. ­ Составьте предложение с любым словом. (2 лучших предложения записываются в тетрадь)  7.  Игра  «Построить   лестницы   к  домикам  совы» (задание на интерактивной доске) ­ одуш. и неодуш. им. сущ. ­   Составьте   предложение   с   любым   словом.(2   лучших   предложения записываются в тетрадь) VIII. Обобщение по теме.  ­ О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? ­ Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи. ­ А сейчас мы обобщим наши знания. Проверочная работа. (задание на интерактивной доске) IX. Проверка работы. Рефлексия.  ­  А   сейчас   каждый   из   вас   оценит   свою   работу,   используя   карточки   для самооценки. ­ отлично усвоил тему урока  ­ знаю, но не могу рассказать  ­ ничего не понял  X. Итог урока.  ­ Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые,  внимательные, прилежные, старательные.  Я вспомнил…. Мне удалось….. Мне понравилось….. Я могу похвалить себя за.. XI. Домашнее задание.  Задание в тетради для самостоятельных работ упр.158, с. 34.

Посмотрите также