Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Оценка 5

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
10.02.2017
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Урок "Жесткость воды и способы устранения.
Публикация является частью публикации:
№34.docx
Тема: Кальций и его соединения                                       Урок №         Дата: Цель: Изучить общую характеристику кальция и его соединения Задачи:   образовательная:  закрепление   умений   и   навыков   по   составлению   уравнений химических реакций; изучение соединений кальция, их значения и применения; развивающая: развитие познавательной активности; воспитательная: расширение кругозора учащихся.   Методы и методические приемы: словесные, наглядные, организационные. Ход урока Учитель:  Мы   много   говорим   о   значении   той   или   иной   науки   в   жизни,   но   иногда затрудняемся ответить на вопрос: где могут пригодиться в жизни знания по данной теме. Сегодня мы попытаемся решить эту проблему. Тема нашего урока: «Кальций, его соединения». Урок необычный ­ урок интервью. Сегодня большинство из вас получат первоначальные навыки профессии корреспондента. Вы будете задавать вопросы, а учёные­специалисты будут на ваши вопросы отвечать. Чтобы   было   меньше   газетных   «уток»,   будьте   внимательны,   ведите   строгий   учёт полученных сведений в своих блокнотах. Ведь вам необходимо будет написать статью в газету. А сопровождать наше интервью будет компьютерное обеспечение. За пультом управления главный специалист ­ Компьютерщик. (Выступления учёных­специалистов сопровождаются демонстрацией фрагментов при помощи мультимедийного проектора.)  Итак, прошу специалистов занять свои места; в эфире передача «Известное об известном» и её постоянный Ведущий. Ведущий: ­  Уважаемые дамы и господа, сегодня тема нашего разговора «Кальций ­ вчера, сегодня, завтра».   В   нашей   студии   присутствуют   ведущие   специалисты   страны,   для   того,   чтобы обсудить   все   вопросы,   которые   вы   нам   прислали,   связанные   с   химическим   элементом кальцием.   Итак,   у   нас   в   гостях:  Историк,   Биолог,   Стоматолог,   Химик­практик, Строитель, Спелеолог, Врач­диетолог, Косметолог, Поэтесса. Прямую трансляцию осуществляют наши лучшие Операторы. Вопрос к Историку: «Расскажите об объекте Вашего исследования». Ученый­Историк:  ­ Им является кальций. (Работа у периодической системы.) Это элемент 4 периода, 2 группы, главной подгруппы. На внешнем энергетическом уровне у него 2 спаренных «эс» электрона, валентность 2, степень окисления +2, относительная атомная масса 40 атомных единиц массы. (Содержание   в   земной   коре   3.6%.   Название   элемента   происходит   от   латинского   слова «калькс», которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, где кальций есть, но и многие другие легкообрабатываемые минералы, где кальция могло и не быть. Кальций был открыт в 1808 г. Получил кальций методом электролиза учёный Г.Дэви. Ведущий: Теперь слово предоставляем Учёному­биологу. Учёный­биолог. ­ Я изучала нахождение кальция в природе, в живых организмах и его значение.  Природный кальций – смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций – 40 (96.97%). Основные природные соединения – известняк, мрамор, гипс, в гидросфере его содержится 0,4%. Минералы кальция: кальцит, исландский шпат и аргонит СаСО3 , ангидрид Са SO4, гипс, флюорид (плавиковый шпат) – широко распространены. Круговороту способствует выветривание известковых отложений. В живых организмах кальций также играет большую роль. Так, у человека он участвует в процессе свертывания крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Имеет много других значений. В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов.  Ведущий: Теперь слово предоставляем Стоматологу. Стоматолог. ­ Зуб состоит из 3­х частей: коронки, шейки, корня. Зуб покрыт эмалью. Зубы   под   воздействием   вредных   условий   могут   портиться,   возникает   кариес,   зубной камень, воспаление. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать меры гигиены: чистка, полоскание.   Раньше   зубы   чистили   зубными   порошками,   содержащими   из   абразивного материала  мела.  Но  природный  мел  состоит   из   раковин  моллюсков,  поэтому  вызывает царапины на эмали. Сейчас применяют зубные пасты. Их состав: абразивные, связывающие, пенообразующие вещества, загустители.  Поэтесса  читает стих о карбонатах  (ассистент показывает опыт:  дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет).  Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Приливает   к   образовавшемуся   осадку   уксусную   кислоту,   наблюдается   вскипание,   т.к. выделяется углекислый газ. СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2 СКАЗКА О БРАТЬЯХ КАРБОНАТАХ. На земле живут три брата Из семейства Карбонатов. Старший брат ­ красавец МРАМОР, Славен именем Карары, Превосходный зодчий. Он Строил Рим и Парфенон. Всем известен ИЗВЕСТНЯК, Потому и назван так. Знаменит своим трудом, Возводя за домом дом. И способен, и умел Младший мягкий братец МЕЛ. Как рисует, посмотри, Этот СаСО3! Любят братья порезвиться, В жаркой печке прокалиться, СаО да СО2 образуются тогда. Это углекислый газ, Каждый с ним знаком из вас, Выдыхаем мы его. Ну, а это СаО ­ Жарко обожжённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ.  Добавляем к ней воды, Тщательно мешая, Чтобы не было беды, Руки защищаем, Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ! Известковым молоком Стены белятся легко. Светлый дом повеселел, Превратив извёстку в мел.  Фокус­покус для народа: Стоит лишь подуть сквозь воду,  Как она легко­легко Превратилась в молоко! А теперь довольно ловко Получаю газировку: Молоко плюс уксус. Ай! Льётся пена через край! Всё в заботах, всё в работе От зари и до зари –  Эти братья Карбонаты, Эти СаСО3! Ведущий: Какое же значение имеет кальций для химика? Слово предоставляем Химику­ практику. Химик­практик: ­ Са – щелочноземельный металл, активно взаимодействует с водой, образуя щёлочь(опыт: вода, фенолфталеиновый, кальций). СаО   –   оксид   кальция   или   негашеная   извасть,   получают   его   разложением   известняка: СаСО3=СаО   +   СО2  –   это   оксид   щелочноземельного   металла,   поэтому   он   активно взаимодействует с водой: СаО + Н2О = Са(ОН)2 Са(ОН)2 – гидроксид кальция или гашеная известь, поэтому реакция СаО + Н2О = Са(ОН)2 называется гашением извести. Если раствор профильтровать, получается известковая вода – это раствор щелочи, поэтому он изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет. Ведущий: Слово Строителю. Строитель:  ­ Я в своей работе применяю гашеную известь. Ее смесь с песком и водой ­ хороший связывающий материал. Под действием углекислого газа смесь отвердевает Са(ОН)2+ CO2 = СаСОз +Н2О. Одновременно часть песка и смеси превращается в силикат Ca(OH)2+SiO2 = CaSiO3+H2O. Так же я широко применяю в строительстве карбонат кальция СаСОз ­ это мел, известняк, мрамор.   Все   вы   видели   наш   железнодорожный   вокзал:   он   отделан   белым   мрамором, привезенным из­за границы. Спелеолог рассказывает по таблице: ­ Уравнения Са (ОН)2  + СО2  = СаСО2  +Н2О и СаСО3  +Н2О + СО2  = Са(НСО3)2  играют большую  роль   в   природе   и   в   формировании   облика   нашей   планеты.   Углекислый   газ  в образе ваятеля   и зодчего  создает подземные  дворцы  в  толщах карбонатных  пород. Он способен под землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных породах   вода,   содержащая   растворенный   в   ней   углекислый   газ,   попадает   в   толщу известняка, образуя полости  — кастровые  пещеры. Гидрокарбонат кальция  существует только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре, испаряя в подходящих условиях   воду:   Са(НСОз)2  =   СаСОз   +   Н2О  +  СО2  ,  так   образуются   сталактиты   и сталагмиты,   схема   образования   которых   предложена   известным   геохимиком   А.Е. Ферсманом.   Очень   много   кастровых   пещер   в   Крыму.   Их   изучением   занимается   наука спелеология. Врач­диетолог: ­ Кальция  много  не только  в неживой  природе:  он  входит  в  состав  тканей  организма, поэтому необходимо постоянно пополнять его запас. Кальция много в молоке, твороге и других молочных продуктах. Суточная потребность в кальции у человека – 800мкг/сутки или 0,5 литра молока или 100 г. сыра. Детям необходимо 1,5 – 2 г/сутки. При недостатке кальция кости становятся хрупкими, ломкими, может возникнуть заболевание – рахит. Врач­косметолог:  ­ Кальций является компонентом многих парфюмерных изделий (кремов, пудр, паст). Но сегодня мне хочется сказать о средствах ухода за волосами. Соединения кальция придают воде жесткость. Они не только оседают на стенках трубопроводов, образуя накипь, но и мешают воспользоваться мылом для стирки и мытья. Мыло в такой воде плохо пенится, образуются хлопья. Расход мыла при стирке повышается на 25­30%. Мало растворимые соли   кальция   и   магния   оседают   на   ткани,   делая   ее   грубой,   с   плохой   воздухо­   и влагопроницаемостью.  Она   быстрее  изнашивается,  рвется.  А  при   мытье  головы  делают волосы   липкими   и   ломкими.   Поэтому   для   стирки   в   жесткой   воде   лучше   применять синтетические моющие средства, а для мытья гели и шампуни. Учащиеся   проделывают   опыты   по   определению   жесткости   воды,   используя   таблицу. Задают   вопросы   «специалистам»,   дописывают   свои   «заметки».   На   классной   доске оформляют газету (домашние заготовки по теме урока). Подведение итогов урока. Жесткость воды и способы ее устранения  Состав   жесткой воды  катионы Способы устранения    Вид жидкости способу   по составу анионы её   + НСО­ 3 карбонатная  2 Са Mg 2+ по   устранения временная ­ некарбонатна я постоянная ­ общая Сl  N0­ 3 SO4 2­ Сl  N0­ 3 SO4 2­ НСО­ 3 нагревание   добавка   извести   пропускание       через   1) 2) 3) ионообменник   добавка 1) 2)   ионообменник 1) ионообменник 2) добавка соды   пропускание   пропускание соды,     через   через

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"

Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017