Тема: Кальций и его соединения Урок № Дата:
Цель: Изучить общую характеристику кальция и его соединения
Задачи:
образовательная: закрепление умений и навыков по составлению уравнений
химических реакций; изучение соединений кальция, их значения и применения;
развивающая: развитие познавательной активности;
воспитательная: расширение кругозора учащихся.
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, организационные.
Ход урока
Учитель: Мы много говорим о значении той или иной науки в жизни, но иногда
затрудняемся ответить на вопрос: где могут пригодиться в жизни знания по данной теме.
Сегодня мы попытаемся решить эту проблему.
Тема нашего урока: «Кальций, его соединения». Урок необычный урок интервью.
Сегодня большинство из вас получат первоначальные навыки профессии корреспондента.
Вы будете задавать вопросы, а учёныеспециалисты будут на ваши вопросы отвечать.
Чтобы было меньше газетных «уток», будьте внимательны, ведите строгий учёт
полученных сведений в своих блокнотах. Ведь вам необходимо будет написать статью в
газету.
А сопровождать наше интервью будет компьютерное обеспечение. За пультом управления
главный специалист Компьютерщик. (Выступления учёныхспециалистов сопровождаются
демонстрацией фрагментов при помощи мультимедийного проектора.)
Итак, прошу специалистов занять свои места; в эфире передача «Известное об известном»
и её постоянный Ведущий.
Ведущий:
Уважаемые дамы и господа, сегодня тема нашего разговора «Кальций вчера, сегодня,
завтра». В нашей студии присутствуют ведущие специалисты страны, для того, чтобы
обсудить все вопросы, которые вы нам прислали, связанные с химическим элементом
кальцием. Итак, у нас в гостях: Историк, Биолог, Стоматолог, Химикпрактик,
Строитель, Спелеолог, Врачдиетолог, Косметолог, Поэтесса.
Прямую трансляцию осуществляют наши лучшие Операторы.
Вопрос к Историку: «Расскажите об объекте Вашего исследования».
УченыйИсторик:
Им является кальций. (Работа у периодической системы.)
Это элемент 4 периода, 2 группы, главной подгруппы. На внешнем энергетическом уровне
у него 2 спаренных «эс» электрона, валентность 2, степень окисления +2, относительная
атомная масса 40 атомных единиц массы.
(Содержание в земной коре 3.6%. Название элемента происходит от латинского слова
«калькс», которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, где кальций есть, но и
многие другие легкообрабатываемые минералы, где кальция могло и не быть.
Кальций был открыт в 1808 г.
Получил кальций методом электролиза учёный Г.Дэви.
Ведущий: Теперь слово предоставляем Учёномубиологу.
Учёныйбиолог.
Я изучала нахождение кальция в природе, в живых организмах и его значение.
Природный кальций – смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций – 40
(96.97%).
Основные природные соединения – известняк, мрамор, гипс, в гидросфере его содержится
0,4%. Минералы кальция: кальцит, исландский шпат и аргонит СаСО3 , ангидрид Са SO4, гипс, флюорид (плавиковый шпат) – широко распространены. Круговороту способствует
выветривание известковых отложений. В живых организмах кальций также играет большую
роль. Так, у человека он участвует в процессе свертывания крови, образовании кровяного
сгустка – тромба. Имеет много других значений. В организме человека массой 70 кг масса
кальция составляет 1 кг 700г. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов.
Ведущий: Теперь слово предоставляем Стоматологу.
Стоматолог.
Зуб состоит из 3х частей: коронки, шейки, корня. Зуб покрыт эмалью.
Зубы под воздействием вредных условий могут портиться, возникает кариес, зубной
камень, воспаление. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать меры гигиены: чистка,
полоскание. Раньше зубы чистили зубными порошками, содержащими из абразивного
материала мела. Но природный мел состоит из раковин моллюсков, поэтому вызывает
царапины на эмали. Сейчас применяют зубные пасты. Их состав: абразивные, связывающие,
пенообразующие вещества, загустители.
Поэтесса читает стих о карбонатах (ассистент показывает опыт: дует через трубку в
раствор известковой воды, она мутнеет).
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к.
выделяется углекислый газ.
СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2
СКАЗКА О БРАТЬЯХ КАРБОНАТАХ.
На земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться,
В жаркой печке прокалиться,
СаО да СО2 образуются тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну, а это СаО
Жарко обожжённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем,
Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ!
Известковым молоком Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив извёстку в мел.
Фокуспокус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легколегко
Превратилась в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Всё в заботах, всё в работе
От зари и до зари –
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
Ведущий: Какое же значение имеет кальций для химика? Слово предоставляем Химику
практику.
Химикпрактик:
Са – щелочноземельный металл, активно взаимодействует с водой, образуя щёлочь(опыт:
вода, фенолфталеиновый, кальций).
СаО – оксид кальция или негашеная извасть, получают его разложением известняка:
СаСО3=СаО + СО2 – это оксид щелочноземельного металла, поэтому он активно
взаимодействует с водой: СаО + Н2О = Са(ОН)2
Са(ОН)2 – гидроксид кальция или гашеная известь, поэтому реакция СаО + Н2О = Са(ОН)2
называется гашением извести. Если раствор профильтровать, получается известковая вода
– это раствор щелочи, поэтому он изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет.
Ведущий: Слово Строителю.
Строитель:
Я в своей работе применяю гашеную известь. Ее смесь с песком и водой хороший
связывающий материал. Под действием углекислого газа смесь отвердевает Са(ОН)2+ CO2
= СаСОз +Н2О.
Одновременно часть песка и смеси превращается в силикат Ca(OH)2+SiO2 = CaSiO3+H2O.
Так же я широко применяю в строительстве карбонат кальция СаСОз это мел, известняк,
мрамор. Все вы видели наш железнодорожный вокзал: он отделан белым мрамором,
привезенным изза границы.
Спелеолог рассказывает по таблице:
Уравнения Са (ОН)2 + СО2 = СаСО2 +Н2О и СаСО3 +Н2О + СО2 = Са(НСО3)2 играют
большую роль в природе и в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ в
образе ваятеля и зодчего создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. Он
способен под землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных
породах вода, содержащая растворенный в ней углекислый газ, попадает в толщу
известняка, образуя полости — кастровые пещеры. Гидрокарбонат кальция существует
только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре, испаряя в подходящих
условиях воду: Са(НСОз)2 = СаСОз + Н2О + СО2 , так образуются сталактиты и
сталагмиты, схема образования которых предложена известным геохимиком А.Е.
Ферсманом. Очень много кастровых пещер в Крыму. Их изучением занимается наука
спелеология.
Врачдиетолог: Кальция много не только в неживой природе: он входит в состав тканей организма,
поэтому необходимо постоянно пополнять его запас. Кальция много в молоке, твороге и
других молочных продуктах. Суточная потребность в кальции у человека – 800мкг/сутки
или 0,5 литра молока или 100 г. сыра. Детям необходимо 1,5 – 2 г/сутки. При недостатке
кальция кости становятся хрупкими, ломкими, может возникнуть заболевание – рахит.
Врачкосметолог:
Кальций является компонентом многих парфюмерных изделий (кремов, пудр, паст). Но
сегодня мне хочется сказать о средствах ухода за волосами. Соединения кальция придают
воде жесткость. Они не только оседают на стенках трубопроводов, образуя накипь, но и
мешают воспользоваться мылом для стирки и мытья. Мыло в такой воде плохо пенится,
образуются хлопья. Расход мыла при стирке повышается на 2530%. Мало растворимые
соли кальция и магния оседают на ткани, делая ее грубой, с плохой воздухо и
влагопроницаемостью. Она быстрее изнашивается, рвется. А при мытье головы делают
волосы липкими и ломкими. Поэтому для стирки в жесткой воде лучше применять
синтетические моющие средства, а для мытья гели и шампуни.
Учащиеся проделывают опыты по определению жесткости воды, используя таблицу.
Задают вопросы «специалистам», дописывают свои «заметки». На классной доске
оформляют газету (домашние заготовки по теме урока).
Подведение итогов урока.
Жесткость воды и способы ее устранения
Состав жесткой
воды
катионы
Способы устранения
Вид жидкости
способу
по составу
анионы
её
+
НСО
3
карбонатная
2
Са
Mg 2+
по
устранения
временная
некарбонатна
я
постоянная
общая
Сl
N0
3
SO4
2
Сl
N0
3
SO4
2
НСО
3
нагревание
добавка извести
пропускание
через
1)
2)
3)
ионообменник
добавка
1)
2)
ионообменник
1)
ионообменник
2) добавка соды
пропускание
пропускание
соды,
через
через
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Конспект урока на тему "Кальций и его соединения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.