Конспект урока на тему "Лента времени" (3 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Конспект урока на тему "Лента времени" (3 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
окружающий мир
3 кл
21.01.2018
Конспект урока на тему "Лента времени" (3 класс, окружающий мир)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе Перспективная начальная школа (авторы учебников О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов). На данном уроке обучающиеся начинают работу с новым разделом (История). В ходе урока они знакомятся с историей календаря, работают с карманным календарем. На уроке используется наглядный метод обучения и практическая работа. На этапе закрепления есть вопросы на воспроизведение ранее полученных знаний, на их логическое осмысление и практическое применение.
Можем.docx

Он с каждым годом молодеет 

И каждый год на год стареет 

Он помнит Ваши дни рожденья 

Он знает День благодарения 

Он не собьется, не соврет 

Он знает кто за кем идет.

Ребята, мы часто с вами слышим такие выражения: «Торжественная дата», «Дата его рождения».
- А  что же такое дата?

Ответ уч-ся: Это когда называют – день, месяц и год события.

Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?

Еще в глубокие древние времена, наблюдая смену ночи и дня, перемену внешнего состояния Луны, изменения времен года, люди обнаружили некоторые закономерности, при помощи которых возможно измерение промежутков времени. Так появились первые календари. Дней в неделе было столько, сколько и пальцев на одной руке. Ее назвали «малая неделя». Далее начали считать пальцы на обеих руках. Так возникла  «большая неделя». Затем древние люди заметили изменения внешнего вида Луны. Промежуток от новолуния  до полнолуния (тридцать дней) начали называть лунным месяцем.

Далее  появились солнечные календари, с большей единицей измерения временного промежутка – солнечного года.

Само слово «календарь» происходит от латинского calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – "провозглашать", "созывать. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.

В Древнеримской империи все долги выплачивались в первый день месяца. Принят был Римский календарь в 700 г. до н.э. Состоял он из 10 месяцев. Ну а в 76 г. н.э. он был реформирован по приказу Юлия Цезаря и получил название юлианского.

В 1552г. при папе Григории 3 была проведена новая реформа. И этот календарь стали называть григорианским или «нового стиля», а юлианский соответственно «старым стилем».

Одновременно с принятием христианства, Древняя Русь приняла летосчисление, которое применяли римляне – юлианский календарь.

В течении долгого времени (многих веков) год начинался 1 марта. А в 1492 году начало нового года перенесли на 1 сентября и так было на протяжении двухсот лет.

Петр 1 19 декабря 1708 года издал указ об изменении календаря в России, согласно которому вводилась новая дата начала года – 1 января. Так продолжается и по сей день, и мы до сих пор используем календари.

 

- Откуда же взялось слово «календарь»?
- Что же сейчас называют словом «календарь»?

У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

- Сколько месяцев составляет год? 
- На какие группы мы можем разбить месяца? (По временам года)

-Сколько будет таких групп?

-Как они будут назваться?

-А сколько месяцев в каждой группе?

Сегодня мы начнем знакомство с новым разделом. Откройте учебник на стр. 103. Как называется новый раздел?

Какая будет тема нашего урока? (Лента времени)

Как вы думаете, что мы сегодня должны будем узнать? (Что такое лента времени, как ей пользоваться)

Давайте прочитаем, чему мы сегодня должны будем научиться:

1)       Определять век по написанию арабскими и римскими цифрами

2)       Уметь называть эру и обосновывать почему

3)       Представлять исторические события

Прочитайте учебник, все ли мы правильно сказали.

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Лента времени)

А можем мы нарисовать ленту времени вашей жизни?

- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени

 (На доске учитель чертит  линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

ПРИМЕР:

http://festival.1september.ru/articles/526801/1.gif

- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей? (Год рождения)
- Когда вы пошли в школу? 
- Сколько лет вы учитесь в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ

- Как вы думаете, а происходили ли  какие-либо события до вашего рождения?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом? (История)

Сегодня мы отправимся в путешествие по истории. А дорога у нас непростая, это мостовая из камней времени. Что ни камень, то событие.

Есть различные виды дорог и называются они по-разному: автомобильные дороги (шоссе), железные дороги, дороги для пешеходов (тротуары), линии метрополитена и другие. А вы должны расположить на нашей дороге времени остановки: прошлое, настоящее и будущее. Как мы можем назвать эту «дорогу»? (Лента времени). Лента времени бесконечна как в одну, так и в другую сторону. Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны понять, что такое лента времени. Это по ней можно определить, когда появились первые поселения древних людей, древние государства. Чтобы правильно понять, что изображено на ленте, надо знать следующие правила:

Век, столетие – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет = 10 веков

Годы принято обозначать арабскими цифрами - 1, 2, 3… 10…

Века обозначают римскими цифрами -  I, II, III… X…

И сегодня все события, о которых мы с вами будем говорить, мы будем отмечать на нашей ленте времени.

В России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова

Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии – христианства.

События, которые произошли после рождения Христа – наша эра. Какой сейчас идёт год?  (2016). Значит, после рождения Христа прошло 2016 лет. Эта дата – наша эра.

А в каком веке мы живем? Как определить век по записи года? (Век вычисляется следующим образом: у значения года отбрасываются две последние цифры, и к результату прибавляется единица. Тут нужно внести одно уточнение. Век - это промежуток длиной в сто лет. Если последние две цифры года - 01, то это первый год века. Если 00 - последний. Таким образом, в нашем правиле есть исключение. Если последние две цифры года - нули, то единицу мы не прибавляем. Как определить век по такого году? Например, 2000 год. Отбрасываем последние две цифры даты, но держим в уме, что это нули, и ничего не прибавляем. Получается 20 век. А уже в следующем 2001 году начался новый 21 век В котором мы с вами живем)

А какое это тысячелетие? (Отбрасывать придется не две, а три последние цифры даты, а прибавлять по-прежнему 1)

То, что произошло до рождения Христа, договорились называть «до нашей эры». Как опеределить век у событий того времени? От 1 года до 100 года до н.э – это первый век до н.э. От 101 до 200 – второй, и так далее. Таким образом, чтобы определить век по году до рождества Христова, надо отбросить последние две цифры года и прибавить единицу. И точно так же, при последних цифрах в два нуля – ничего не прибавляем.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД:

Посмотрите на эти 2 иллюстрации. Что на них изображено? (Московский Кремль)

Чем отличаются эти 2 иллюстрации? (Кремль деревянный и современный)

Первая иллюстрация – это картина русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова, брата великого русского художника Виктора Васнецова которая называется «Московский Кремль при Иване Калите». Иван Калита правил с 1328 по 1340. Значит на первой иллюстрации Московский Кремль какого века?

А на второй иллюстрации Кремль в наши дни. Значит сколько веков прошло? А сколько это лет?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Алгоритм чтения исторической карты

Задание: Дать название исторической карте

1.       Внимательно рассмотри карту. Какая это карта? Рассмотри территории, изображённую на карте. Подумай, когда могло произойти это событие;

2.       Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

3.       Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:

а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) Определи деятельность людей, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

4. Какое событие изображено на карте?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

На воспроизведение:

Давайте выполним задание 1 на стр. 107. Нанесем эти даты на Ленту времени

1703-год основания города Петрозаводска

28 июня 1944-снятие оккупации Петрозаводска

2015 год - городу Петрозаводску присвоено почетное звание города воинской славы

На Логическое осмысление:

Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр.  Что эта дата означает?

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь на …. ногах, и тот спотыкается.
… одного не ждут.

- Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?( Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

 

На практическое применение: №6 (если что домой)

- Что нового сегодня на уроке мы узнали?

- Что же такое лента времени?

- Десятилетие, век, тысячелетие


 

Он с каждым годом молодеет И каждый год на год стареет

Он с каждым годом молодеет И каждый год на год стареет

Определять век по написанию арабскими и римскими цифрами 2)

Определять век по написанию арабскими и римскими цифрами 2)

То, что произошло до рождения Христа, договорились называть «до нашей эры»

То, что произошло до рождения Христа, договорились называть «до нашей эры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018