Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
28.04.2017
Знакомить детей с поэзией весны в творчестве композитора П И Чайковского, русских художников, поэта Н А Некрасова.
учить воспринимать содержание поэтического текста;
умение чувствовать настроение, передаваемое музыкой, картиной;
учить наблюдательности, умению видеть прекрасное в повседневном.
бережно относиться ко всему живому;
показать учащимся, что восприятие окружающего мира может быть выражено поэтическими, музыкальными, художественными средствами.
развивать представление о средствах речевой выразительности;
развивать умение сопоставлять, выражать мысли коротким, четким высказыванием;
обогащать словарь учащихся за счет поэтических слов и выражений;
воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи;
воспитывать правильное, бережное отношение к природе.
проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
поддерживать атмосферу психологического
благополучия и учебной успешности.Знакомить детей с поэзией весны в творчестве композитора П И Чайковского, русских художников, поэта Н А Некрасова.
учить воспринимать содержание поэтического текста;
умение чувствовать настроение, передаваемое музыкой, картиной;
учить наблюдательности, умению видеть прекрасное в повседневном.
бережно относиться ко всему живому;
показать учащимся, что восприятие окружающего мира может быть выражено поэтическими, музыкальными, художественными средствами.
развивать представление о средствах речевой выразительности;
развивать умение сопоставлять, выражать мысли коротким, четким высказыванием;
обогащать словарь учащихся за счет поэтических слов и выражений;
воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи;
воспитывать правильное, бережное отношение к природе.
проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
поддерживать атмосферу психологического
благополучия и учебной успешности.
ЛИТ ЧТ.doc
Предмет: литературное чтение
Учебник: «Родное слово», автор Г.М.Грехнева, К.Е.Корепова
Учитель: Зуйкова Н.А.,учитель начальных классов МОУ СОШ №3
им. В.П.Чкалова, стаж работы 22 года
Тип урока: объяснение нового материала
Тема: Поэзия весны в произведениях композиторов, художников,
поэтов.
Цель: знакомство детей с поэзией весны в творчестве композитора
П И Чайковского, русских художников, поэта Н А Некрасова.
Задачи:
Образовательные:
1)учить воспринимать содержание поэтического текста;
2)умение чувствовать настроение, передаваемое
музыкой, картиной;
3)учить наблюдательности, умению видеть прекрасное в
повседневном.
4)бережно относиться ко всему живому;
5)показать учащимся, что восприятие окружающего мира
может быть выражено поэтическими, музыкальными,
художественными средствами.
Развивающие:
1) развивать представление о средствах речевой
выразительности;
2)развивать умение сопоставлять, выражать мысли
коротким, четким высказыванием;
3)обогащать словарь учащихся за счет поэтических слов и
выражений;
Воспитательные:
1)воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи;
2)воспитывать правильное, бережное отношение к
природе.
Здоровьесберегающие:
1)проводить профилактику умственного перенапряжения
путем смены видов деятельности;
2) поддерживать атмосферу психологического
благополучия и учебной успешности. Оборудование:
картины на тему «Весна»
грамзапись из цикла «Времена года» Чайковского, пьеса
«Март»
портреты Н.А.Некрасова, П.И.Чайковского;
таблица «Характер музыки;
учебник, тетрадь. Структура урока
1. Организационный момент 2 минуты
2. Вступительное слово.
Сообщение темы урока. 5 минут
3. Работа по пьесе «Март» из цикла
«Времена года» П И Чайковского 7 минут
5. Физкультминутка 3 минуты
6. Работа по картинам на тему «Весна» 10 минут
7. Физкультминутка 3 минуты
8. Работа с текстом Некрасова «Идетгудет
Зеленый Шум 10 минут
9. Подведение итогов 3 минуты
10. Инструктаж выполнения домашнего задания 2 минуты Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Вступительное слово.
Сообщение темы урока.
Каждый урок – открытие, разгадка тайны, преодоление незнания.
Что ожидает вас сегодня, поймете, если отгадаете загадку.
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку,
А молодая пришла –
Весь мост развела.
Назовите имя молодой.
(весна)
Итак, наконецто пришла весна, а зима не торопится уходить – сдавать свои
позиции.
А сейчас послушайте небольшое стихотворение и скажите: как реагировала зима
на приход весны.
(читает заранее подготовленный ученик)
Весна идет! Весна идет!
Уже растаял толстый лед,
Грачи вернулись, гнезда вьют
И песни весело поют.
А вот зима не рада:
Ей это не награда, Она трудилась, все белила
Весна пришла и размочила.
Зима кричит: «Долой весну!»
И сыплет хлопьев кучу.
Весна хохочет и вовсю
Бьет солнцем изза тучи.
Так как реагировала зама на приход весны?
(кричит: долой весну;
сыплет снегом…)
Посмотрите на доску
(на доске напечатанные слова)
Ворчать
Сердиться
Возмущаться
Дуться
Угрожать
действия зимы или весны характеризуют эти глаголы? Докажите.
(зимы, т к эти действия характерны для старой женщины. А зиму мы с
ней
и сравниваем)
Какое слово лишнее? Почему?
(угрожать, остальные слова – синонимы)
Какими звуками характеризуется приход весны?
(звон капели, журчание ручья, щебет птиц)
Давайте сегодня на уроке начнем подготовку к сочинению о весне и составим
«Словарь Весны», куда войдут красивые слова и выражения.
(на доске: Словарь Весны)
Из ваших ответов появляются первые красивые слова.
Капель, щебет
Весна – это свет, радость, начало новой жизни. Весна – это утро года. Природа
весной просыпается, оживает. Весне посвящали свои произведения поэты,
художники, композиторы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о весне в музыке, живописи, стихах.
Работа по пьесе «Март» из цикла «Времена года»
П.И.Чайковского. Какой вид искусства изображает мир звуками?
(музыка)
Кто создает музыку?
(композиторы)
Сегодня мы слушаем «музыку весны».
Послушайте, как композитор П И Чайковский передал в музыке свое настроение,
которое у него возникло с приходом весны.
Портрет
Какое же у него было настроение?
Настроение ожидания весны;
Волнующее;
Радостное;
Трепетное;
Воодушевление.)
Какой характер музыки?
(на доске таблица)
(музыка плавная, протяжная, спокойная…)
Это произведение композитор назвал «Март» или «Песня жаворонка»
Как вы думаете, почему? Что услышали?
(капель, журчание ручейка, трель птиц)
Какое интересное слово. Давайте его запишем в «Словарь Весны»
(трель, воробьиный гомон)
При помощи чего представлен характер весны у композиторов?
(при помощи звуков)
Физкультминутка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Нука, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Работа по картинам на тему «Весна»
Пусть трещат морозы, нет ни капели, ни воробьиного гомона, молчат
синицы, но на календаре 1 марта – это уже начало весны.
Вряд ли ктото из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем
4 периода весны и каждый имеет свое название.
Послушайте стихотворение и найдите картину, которая к нему подходит.
(на доске висят картины)
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей, невольно, улыбнулась.
(находят картину)
Начало всей весны называется Весна Света.
(название на доску)
Давайте подумаем, почему весна первого периода так называется.
Посмотрите на картину. Она вам поможет.
(яркий свет, чистое синее небо, длинные тени, снег сверкает особой,
хрустальной белизной)
Какие слова из этого периода можно записать в наш словарь?
(хрустальная белизна)
Послушайте еще одно стихотворение о весне и найдите соответствующую
картину.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег Бегут, и блещут, и гласят.
(находят картину)
Этот период называется Весна Воды.
(название на доску)
Почему весна этого периода так называется? Обратимся за помощью к
картине.
(пятнами проступает сквозь снег земля;
идет бурное снеготаяние;
половодье)
Какое интересное слово. Давайте запишем его в Словарь Весны
Давайте послушаем еще одно стихотворение и подберем к нему картину
Все темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
В чаще леса цветут;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет.
Соловьи до рассвета поют.
(находят картину)
Начинается следующий период весны – Весна Зелени
(заголовок на доску)
Ребята, что характерно для весны этого периода?
( распускаются листочки, появляются цветы, шмели, пчелы,
бабочки)
Дома вы писали минисочинение. Подходит оно к этому периоду весны?
(да)
Давайте зачитаем.
(зачитывается несколько работ)
Как же называется этот период?
(Весна Зелени)
У нас осталась одна картина и одно стихотворение. Послушайте его и
скажите, подходит оно к картине или нет.
Под величавые раскаты
Далеких, медленных громов
Встает трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов Последний ветер в содроганье
Приводит влажные листы
Под ярким солнечным сияньем
Блестят зеленые кусты.
Четвертый период весны называется Предлетье – переход от весны к лету.
(название)
Началом этого периода считается цветение сирени.
Посмотрите внимательно на картину и скажите, что характерно для этого
периода?
( устанавливается теплая погода,
Солнце светит ярко,
Цветет сирень
Небо чистое голубое лазурное
Слово лазурное и запишем в наш словарь.
Какая весна вам нравится больше? Почему?
С помощью чего художники передают нам красоту весны?
(при помощи красок и кисти)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре
(Работают руками)
Зажмурили глаза
Резко открыли 5 раз
Посмотрели вправо до упора – влево 5 раз
Обвели восьмерку по часовой стрелке – против 2раза
Работа с текстом Некрасова «Идетгудет Зеленый
Шум
Мы услышали, как композиторы воспевают весну, как художники ее
изображают.
А теперь посмотрим, как поэты говорят о весне.
Цитата (запись на доске) «Я русский человек, и русская природа любезна мне, а я ее пою»
Виктор Гусев
Эти слова поэта В.Гусева можно отнести к русскому поэту Н.А.Некрасову,
который одним из первых в русской литературе показал поэзию весны, ее
влияние на человеческую душу.
Послушайте стихотворение и подумайте, что такое «Зеленый Шум»
(читает заранее подготовленный ученик)
(приход весны)
Какие новые звуки появляются весной?
(шум весеннего ветра,
Легкий шум садов,
Шум молодой листвы)
К какому периоду весны относится это стихотворение? Почему?
(весна зелени, все расцветает)
Прочитайте стихотворение про себя.
Вслух.
Понравилось? Чем?
Какое настроение возникло у вас, когда читали стихотворение?
(веселое, радостное)
Как бы вы определили главный смысл стихотворения?
(возрождение природы)
Его еще называют гимном природе.
Что лежит в основе стихотворения?
(приход весны)
В образе кого автор показывает приход весны?
(в образе Зеленого Шума)
Что символизирует этот образ?
О чем создается представление?
( представление о свежем, бодрящем весеннем ветре;
весеннем ветре;
шорохе нежной зелени;
о просыпающейся нежной зелени.)
Обратите внимание на композицию стихотворения.
Как оно построено? С чего начинается и чем заканчивается?
(композиция кольцевая: начинается и заканчивается приходом
весны)
Какие средства художественной выразительности использовал автор?
(сравнения:
как облако все зелено;
как молоком облитые; и белая березонька с зеленою косой)
Олицетворения:
идетгудет Зеленый Шум;
играючи расходится вдруг ветер верховой;
лепечут песню новую)
Сосновые леса «шумят»
Липа и березонька «лепечут» песню
Какие звуки в стихотворении помогают услышать «шум», а какие передают
«лепет»?
(Шумят повеселелые
Сосновые леса
Шипящие звуки передают «сухой» звук сосновых веток
« А рядом с новой зеленью…
Лепечут… липа бледнолистая
И белая березонька с зеленою косой)
Повторение взрывных (р), (б) и плавного (л) помогает
передать звук, который издают мягкие молодые листья)
А как поэт увидел весну?
Какие зрительные впечатления от природы он передал?
( качающиеся под ветром кусты;
облако цветочной пыли;
весенняя зелень;
белые весенние сады;
белые стволы берез;
липы со светлыми листьями;
высокий клен;
тростинка малая;
сосновый лист)
«Белая березонька с зеленою косой»
Что поэт назвал «зеленой косой»? Почему?
(листву, как волосы у девушки свисают вниз)
Какие еще слова и выражения можно занести в словарь?
(нежная зелень)
С помощь чего поэты воспевают весну?
(с помощью слова) Подведение итогов.
Что общего в произведениях Некрасова, Чайковского, художников?
( общая тема «Весна»;
авторы горячо любили родную природу;
были очень наблюдательными;
видели прекрасное в повседневном)
Давайте посмотрим, как пополнился наш «Словарь Весны»
(зачитать)
Эти слова и выражения помогут вам в написании сочинения.
Что понравилось?
Что запомнилось?
Какие качества следует развивать в себе, чтобы увидеть чудо в обычном
пробуждении природы?
( быть наблюдательным, любящим природу, свою родину)
Инструктаж выполнения домашнего задания.
Выучить стихотворение наизусть;
Нарисовать весеннюю картину по представлению.
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.