Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Оценка 4.9

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
28.04.2017
Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Знакомить детей с поэзией весны в творчестве композитора П И Чайковского, русских художников, поэта Н А Некрасова. учить воспринимать содержание поэтического текста; умение чувствовать настроение, передаваемое музыкой, картиной; учить наблюдательности, умению видеть прекрасное в повседневном. бережно относиться ко всему живому; показать учащимся, что восприятие окружающего мира может быть выражено поэтическими, музыкальными, художественными средствами. развивать представление о средствах речевой выразительности; развивать умение сопоставлять, выражать мысли коротким, четким высказыванием; обогащать словарь учащихся за счет поэтических слов и выражений; воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; воспитывать правильное, бережное отношение к природе. проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной успешности.Знакомить детей с поэзией весны в творчестве композитора П И Чайковского, русских художников, поэта Н А Некрасова. учить воспринимать содержание поэтического текста; умение чувствовать настроение, передаваемое музыкой, картиной; учить наблюдательности, умению видеть прекрасное в повседневном. бережно относиться ко всему живому; показать учащимся, что восприятие окружающего мира может быть выражено поэтическими, музыкальными, художественными средствами. развивать представление о средствах речевой выразительности; развивать умение сопоставлять, выражать мысли коротким, четким высказыванием; обогащать словарь учащихся за счет поэтических слов и выражений; воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; воспитывать правильное, бережное отношение к природе. проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной успешности.
ЛИТ ЧТ.doc
Предмет: литературное чтение Учебник: «Родное слово», автор Г.М.Грехнева, К.Е.Корепова Учитель: Зуйкова Н.А.,учитель начальных классов МОУ СОШ №3                     им. В.П.Чкалова, стаж работы 22 года Тип урока: объяснение нового материала Тема: Поэзия весны в произведениях композиторов, художников,  поэтов. Цель: знакомство детей с поэзией весны в творчестве композитора  П И Чайковского, русских художников, поэта Н А Некрасова. Задачи: Образовательные: 1)учить воспринимать содержание поэтического текста; 2)умение чувствовать настроение, передаваемое   музыкой, картиной; 3)учить наблюдательности, умению видеть прекрасное в  повседневном. 4)бережно относиться ко всему живому; 5)показать учащимся, что восприятие окружающего мира  может быть выражено поэтическими, музыкальными,  художественными средствами.   Развивающие: 1) развивать представление о средствах речевой  выразительности; 2)развивать умение сопоставлять, выражать мысли  коротким, четким высказыванием; 3)обогащать словарь учащихся за счет поэтических слов и выражений; Воспитательные: 1)воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; 2)воспитывать правильное, бережное отношение к  природе. Здоровьесберегающие: 1)проводить профилактику умственного перенапряжения  путем смены видов деятельности; 2) поддерживать атмосферу психологического  благополучия и учебной успешности. Оборудование: ­картины на тему «Весна» ­грамзапись из цикла «Времена года» Чайковского, пьеса  «Март» ­портреты Н.А.Некрасова, П.И.Чайковского; ­ таблица «Характер музыки; ­учебник, тетрадь. Структура урока 1. Организационный момент                                              2 минуты 2. Вступительное слово.      Сообщение темы урока.                                                 5 минут 3. Работа по пьесе «Март» из цикла     «Времена года» П И Чайковского                                   7 минут 5. Физкультминутка                                                               3 минуты 6. Работа по картинам на тему «Весна»                               10 минут 7. Физкультминутка                                                                3 минуты 8. Работа с текстом Некрасова «Идет­гудет      Зеленый Шум                                                                      10 минут 9. Подведение итогов                                                               3 минуты 10. Инструктаж выполнения домашнего задания                 2 минуты Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Вступительное слово. Сообщение темы урока. ­ Каждый урок – открытие, разгадка тайны, преодоление незнания. ­ Что ожидает вас сегодня, поймете, если отгадаете загадку. Старый дед, ему сто лет, Мост намостил во всю реку,  А молодая пришла –  Весь мост развела. ­ Назовите имя молодой. (весна) ­ Итак, наконец­то пришла весна, а зима не торопится уходить – сдавать свои  позиции. ­ А сейчас послушайте небольшое стихотворение и скажите: как реагировала зима  на приход весны. (читает заранее подготовленный ученик) Весна идет! Весна идет! Уже растаял толстый лед, Грачи вернулись, гнезда вьют И песни весело поют. А вот зима не рада: Ей это не награда, Она трудилась, все белила Весна пришла и размочила. Зима кричит: «Долой весну!» И сыплет хлопьев кучу. Весна хохочет и вовсю  Бьет солнцем из­за тучи. ­ Так как реагировала зама на приход весны? (кричит: долой весну; сыплет снегом…) ­ Посмотрите на доску (на доске напечатанные слова) Ворчать Сердиться Возмущаться Дуться Угрожать ­ действия зимы или весны характеризуют эти глаголы? Докажите. (зимы, т к эти действия характерны для старой женщины. А зиму мы с  ней  и сравниваем) ­ Какое слово лишнее? Почему? (угрожать, остальные слова – синонимы) ­ Какими звуками характеризуется приход весны? (звон капели, журчание ручья, щебет птиц) ­ Давайте сегодня на уроке начнем подготовку к сочинению о весне и составим   «Словарь Весны», куда войдут красивые слова и выражения. (на доске: Словарь Весны) ­ Из ваших ответов появляются первые красивые слова. Капель, щебет   ­ Весна – это свет, радость, начало новой жизни. Весна – это утро года. Природа  весной просыпается, оживает. Весне посвящали свои произведения поэты,  художники, композиторы.   ­ Сегодня на уроке мы будем говорить о весне в музыке, живописи, стихах. Работа по пьесе «Март» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. ­ Какой вид искусства изображает мир звуками? (музыка) ­ Кто создает музыку? (композиторы) ­ Сегодня мы слушаем «музыку весны».   ­Послушайте, как композитор П И Чайковский передал в музыке свое настроение,  которое у него возникло с приходом весны. Портрет   ­ Какое же у него было настроение? Настроение ожидания весны; Волнующее; Радостное; Трепетное; Воодушевление.) ­ Какой характер музыки? (на доске таблица) (музыка плавная, протяжная, спокойная…) ­ Это произведение композитор назвал «Март» или «Песня жаворонка» ­ Как вы думаете, почему? Что услышали? (капель, журчание ручейка, трель птиц) ­ Какое интересное слово. Давайте его запишем в «Словарь Весны» (трель, воробьиный гомон) ­ При помощи чего представлен характер весны у композиторов? (при помощи звуков) Физкультминутка. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота.  Ну­ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись. Как пружинки мы присели,  А потом тихонько сели. Работа по картинам на тему «Весна» ­ Пусть трещат морозы, нет ни капели, ни воробьиного гомона, молчат  синицы, но на календаре 1 марта – это уже начало весны. ­ Вряд ли кто­то из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем  4 периода весны и каждый имеет свое название. ­ Послушайте стихотворение и найдите картину, которая к нему подходит. (на доске висят картины) Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей, невольно, улыбнулась. (находят картину) ­ Начало всей весны называется  Весна Света. (название на доску) ­ Давайте подумаем, почему весна первого периода так называется. ­ Посмотрите на картину. Она вам поможет. (яркий свет, чистое синее небо, длинные тени, снег сверкает особой, хрустальной белизной) ­ Какие слова из этого периода можно записать в наш словарь? (хрустальная белизна) ­Послушайте еще одно стихотворение о весне и найдите соответствующую  картину. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег Бегут, и блещут, и гласят. (находят картину) ­ Этот период называется Весна Воды. (название на доску) ­ Почему весна этого периода так называется? Обратимся за помощью к  картине. (пятнами проступает сквозь снег земля; идет бурное снеготаяние; половодье)  ­ Какое интересное слово. Давайте запишем его в Словарь Весны ­ Давайте послушаем еще одно стихотворение и подберем к нему картину Все темней и кудрявей Березовый лес зеленеет; Колокольчики ландышей В чаще леса цветут; На рассвете в долинах Теплом и черемухой веет. Соловьи до рассвета поют. (находят картину) ­Начинается следующий период весны – Весна Зелени (заголовок на доску) ­ Ребята, что характерно для весны этого периода? ( распускаются листочки, появляются цветы, шмели, пчелы,  бабочки) ­ Дома вы писали мини­сочинение. Подходит оно к этому периоду весны? (да) ­Давайте зачитаем. (зачитывается несколько работ) ­Как же называется этот период? (Весна Зелени) ­ У нас осталась одна картина и одно стихотворение. Послушайте его и  скажите, подходит оно к картине или нет. Под величавые раскаты Далеких, медленных громов Встает трава, грозой примята,  И стебли гибкие цветов Последний ветер в содроганье Приводит влажные листы Под ярким солнечным сияньем Блестят зеленые кусты. ­ Четвертый период весны называется Предлетье – переход от весны к лету. (название) ­ Началом этого периода считается цветение сирени. ­ Посмотрите внимательно на картину и скажите, что характерно для этого  периода? ( устанавливается теплая погода, Солнце светит ярко, Цветет сирень Небо чистое голубое лазурное ­Слово лазурное и запишем в наш словарь. ­Какая весна вам нравится больше? Почему? ­ С помощью чего художники передают нам красоту весны? (при помощи красок и кисти)  Физкультминутка. Раз, два, три, четыре (Работают руками) Зажмурили глаза Резко открыли           5 раз Посмотрели вправо до упора – влево    5 раз Обвели восьмерку по часовой стрелке – против     2раза Работа с текстом Некрасова «Идет­гудет Зеленый Шум ­ Мы услышали, как композиторы воспевают весну, как художники ее  изображают. ­ А теперь посмотрим, как  поэты говорят о весне. Цитата (запись на доске) «Я русский человек, и русская природа любезна мне, а я ее пою» Виктор Гусев ­ Эти слова поэта В.Гусева можно отнести к русскому поэту Н.А.Некрасову,  который одним из первых в русской литературе показал поэзию весны, ее  влияние на человеческую душу. ­Послушайте стихотворение и  подумайте, что такое «Зеленый Шум» (читает заранее подготовленный ученик) (приход весны) ­ Какие новые звуки появляются весной? (шум весеннего ветра, Легкий шум садов, Шум молодой листвы) ­ К какому периоду весны относится это стихотворение? Почему? (весна зелени, все расцветает) ­ Прочитайте стихотворение про себя. ­ Вслух. ­ Понравилось? Чем? ­Какое настроение возникло у вас, когда читали стихотворение? (веселое, радостное) ­Как бы вы определили главный смысл стихотворения? (возрождение природы) ­ Его еще называют гимном природе. ­ Что лежит в основе стихотворения? (приход весны) ­В образе кого автор показывает приход весны? (в образе Зеленого Шума) ­ Что символизирует этот образ? ­ О чем создается представление? ( представление о свежем, бодрящем весеннем ветре; весеннем ветре; шорохе нежной зелени; о просыпающейся нежной зелени.) ­ Обратите внимание на композицию стихотворения. ­ Как оно построено? С чего начинается и чем заканчивается? (композиция кольцевая: начинается и заканчивается приходом  весны) ­ Какие средства художественной выразительности использовал автор? (сравнения:  ­как облако все зелено; ­как молоком облитые; ­ и белая березонька с зеленою косой) Олицетворения: ­ идет­гудет Зеленый Шум; ­ играючи расходится вдруг ветер верховой; ­ лепечут песню новую) ­ Сосновые леса  «шумят» ­ Липа и березонька «лепечут» песню ­Какие звуки в стихотворении помогают услышать «шум», а какие передают  «лепет»?              (Шумят повеселелые              Сосновые леса                             Шипящие звуки передают «сухой» звук сосновых веток              « А рядом с новой зеленью…                Лепечут… липа бледнолистая                И белая березонька с зеленою косой)                              Повторение взрывных (р), (б) и плавного (л) помогает                               передать звук, который издают мягкие молодые листья) ­ А как поэт увидел весну? ­ Какие зрительные впечатления от природы он передал?                  (­ качающиеся под ветром кусты;                   ­ облако цветочной пыли;                   ­ весенняя зелень;         ­ белые весенние сады;                   ­ белые стволы берез;                   ­ липы со светлыми листьями;                   ­ высокий клен;                   ­ тростинка малая;                   ­ сосновый лист) ­ «Белая березонька с зеленою косой» ­ Что поэт назвал «зеленой косой»?  Почему? (листву, как волосы у девушки свисают вниз) ­ Какие еще слова и выражения можно занести в словарь? (нежная зелень) ­ С помощь чего поэты воспевают весну? (с помощью слова) Подведение итогов. ­ Что общего в произведениях Некрасова, Чайковского, художников? ( ­ общая тема ­ «Весна»; ­ авторы горячо любили родную природу; ­ были очень наблюдательными; ­ видели прекрасное в повседневном) ­ Давайте посмотрим, как пополнился наш «Словарь Весны» (зачитать) ­ Эти слова и выражения помогут вам в написании сочинения. ­ Что понравилось? ­ Что запомнилось? ­ Какие качества следует развивать в себе, чтобы увидеть чудо в обычном  пробуждении природы? ( быть наблюдательным, любящим природу, свою родину) Инструктаж выполнения домашнего задания. ­ Выучить стихотворение наизусть; ­ Нарисовать весеннюю картину по представлению.

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."

Конспект урока на тему: "Поэзия весны в произведениях композиторов, художников, поэтов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017