Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Оценка 4.7
Раздаточные материалы +1
docx
Междисциплинарный 4
5 кл
26.04.2017
Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.
Карточки инструктивные к уроку Познаем тайны мироздания.docx
Группа «Исследователей вулканологов» 1. Ознакомьтесь с информацией Вулканы   –   это   огнедышащие   горы.   Их   назвали   именем   огнедышащего   бога   огня Вулкана.   Как   устроен   вулкан?   Обычно   он   похож   на   гору,   в   верхней   части   которой   есть углубление – это кратер, а в толще вулкана есть канал – это жерло. Он ведет в особую камеру – очаг магмы. Магма  представляет собой расплавленное вещество мантии.  Извержение вулкана начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы и она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность. Извергшуюся на поверхность магму называют  лавой. При извержении на поверхность выходит не только лава, но и разные газы, пары воды, пыль, пепел, камни, дым.   Извержение вулканов – это грозное природное явление. Оно может сопровождаться землетрясениями, которые могут унести много жизней, разрушать постройки, уничтожать все живое вокруг. Действующий вулкан Потухший вулкан 2. Давайте поработаем с моделью вулкана! Используя модель конического вулкана, укажите элементы его строения. Для этого используйте   этикетки   с   названиями   и   клей­карандаш.   Приклейте   каждое   название   к соответствующему элементу вулкана. Расскажите ребятам, как устроен вулкан, продемонстрируйте свою модель. Проведите эксперимент, демонстрирующий работу вулкана 1.Подготовьте эксперимент. Вы   можете   использовать   модель   конического   вулкана,   бенгальский огонек, спички, соду и кислоту. Продумайте,   как,   используя   имеющиеся   у   вас   предметы,   вы   можете показать работу действующего вулкана так, чтобы были видны не менее 3 признаков работы вулкана. 2.Продемонстрируйте свой эксперимент всем ребятам. 3.Объясните, как работает ваш вулкан? 4.Какие 3 признака работы вулкана вы продемонстрировали? 5.Объясните, какое  явление вы наблюдали во время работы вулкана? Запомните! В ходе своего эксперимента вы провели химическую реакцию! Химическая реакция – это взаимодействие нескольких веществ друг с другом, в результате чего образуется новые вещества. (Например, сода + кислота=газ + вода) Группа «Исследователей геологов» 1. Ознакомьтесь с информацией Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено  ядро.  Затем следует мантия, занимающая значительную часть объема  нашей планеты, и земная кора.  Ядро Земли имеет 2 слоя: внешнее – жидкое, внутреннее – твердое. Температура ядра достигает 60000С. Ядро состоит из железа и никеля.  Мантия  – это самый мощный слой Земли. Ее верхний слой размягчен и пластичен, а внутри мантия снова твердеет. Температура мантии 20000С.  Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли. Ее толщина колеблется от 5 км на равнинах до 75 км в горах. Поверхность земной коры неровная, состоит из гор, равнин, холмов, оврагов, которые все вместе образуют рельеф. Земная кора и верхний слой мантии не сплошные, а состоят из отдельных частей – плит.  Плиты очень медленно (со скоростью несколько сантиметров в год) движутся – скользят   по   размягченному,   пластичному   слою   мантии.   В   результате   материки перемещаются по поверхности Земли. На протяжении многих миллионов лет расположение материков на Земле менялось несколько раз! В тех местах, где плиты смыкаются, часто возникают землетрясения и извержения вулканов. Внутреннее строение Земли Деление земной коры на плиты Расположение материков 180 млн лет Расположение материков 135 млн лет назад назад 2. Давайте поработаем с моделью Земли - глобусом! Используя модель Земли ­ глобус, укажите элементы внутреннего строения планеты. Для   этого   используйте   этикетки   с   названиями   и   клей­карандаш.   Приклейте   каждое название к соответствующему элементу вулкана. Расскажите   ребятам,   как   устроена   внутри   планета   Земля,   продемонстрируйте   свою модель. Проведите эксперимент, демонстрирующий движение материков 1.Подготовьте эксперимент. Вы можете использовать модель, показывающую  расположение плит Земли в древности. Продумайте, как, используя имеющуюся у вас модель, вы можете показать движение плит Земли, чтобы образовались современные материки и океаны? 2.Продемонстрируйте свою модель всем ребятам. 3.Объясните, как работает ваша модель? 4.Какие древние материки и океаны возникали раньше на нашей планете? 5.Объясните,   как   сегодня   называются   современные   материки   и   океаны? Обозначьте на модели их названия с помощью имеющихся  у вас этикеток. Запомните! Тектонические движения – это медленные движения плит Земли, в результате которых изменяется внешний облик нашей планеты. Группа «Исследователей историков» 1. Ознакомьтесь с информацией Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Наша планета Земля – часть необъятной Вселенной.   Люди   издревле   стали   задумываться   над   вопросом,   как   устроена   Вселенная. Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были другими. Долгое время центром Вселенной считали Землю.  Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе, плывущей по океану.  В   древней   Месопотамии   считали  тоже,   что   Земля   плоская,   возвышается   над океаном на огромных колоннах, которые держат весь мир. Вселенная в представлении древних Так люди представляли себе небо и Землю индийцев в древности Вселенная в представлении древних египтян Древняя Месопотамия 2. Давайте поработаем с моделями. 1. Соберите модель строения Вселенной древних индийцев. Подумайте,   почему   именно   так   представляли   Землю   себе   древние индийцы?  Для ответа вы можете использовать символы ­ подсказки: Черепаха – символ неба, Слон – символ могущества, Плавание в воде –   символ   бесконечности   существования,  Плоская   земля  –   символ замыкания земного пространства. 2. Соберите модель строения Земли жителей древней Месопотамии.  Как вы думаете, что символизировали высокие колонны в этой модели? 3. Представьте свои модели для всех ребят.  Расскажите, как в древности люди представляли себе Вселенную? Почему представления древних так сильно отличались от современных? Группа «Исследователей историков» 1. Ознакомьтесь с информацией Древнегреческий ученый Пифагор впервые предположил, что Земля имеет форму шара.   А   древнегреческий   ученый   Аристотель  создал   первую   модель   Вселенной,   в которой в центре расположена неподвижная Земля, вокруг нее вращаются восемь планет. Все   небесные   тела   он   назвал   сферами.   Внешняя   сфера   в   модели   Аристотеля   была двигателем Вселенной. Позже  древнегреческий   ученый   Аристарх   Самосский  выяснил,   что   в   центре Вселенной находится не Земля, а Солнце и что все планеты движутся вокруг Солнца.  Ученый Птолемей определил, что планеты вращаются вокруг собственной оси. Польский астроном Николай Коперник выяснил, что в центре Вселенной Солнце, вокруг него двигаются планеты, а также вращаются вокруг собственной оси за 24 часа. Итальянский ученый Джордано Бруно считал, что Вселенная бесконечна. Она не имеет единого центра. Солнце – это центр Солнечной системы, в ней, возможно, есть и новые неизвестные планеты. Бруно предполагал, что, может быть, и на некоторых планетах есть жизнь. Галилео   Галилей  изобрел   собственный   микроскоп,   увидел,   что   Солнце   и   Луна вращаются, смог открыть планету Юпитер. Модель Вселенной Аристотеля Модель Вселенной Коперника   2.Давайте поработаем с моделями. 1. Соберите   модель   Вселенной   Аристотеля.  Расположите   планеты   в следующей последовательности от центра Вселенной: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.  Чем эта модель отличается от современного строения Вселенной? 2. Соберите   модель   строения   Вселенной   Коперника.    Расположите планеты   в   следующей   последовательности   от   центра   Вселенной: Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс, Юпитер, Сатурн.  Чем эта модель отличается от современного строения Вселенной? 3. Представьте свои модели для всех ребят.  Сравните данные модели с современной моделью строения Вселенной. Насколько сильно они отличаются? Почему? Современная модель строения Вселенной Группа «Исследователей палеонтологов» 1. Познакомьтесь с информацией Ученые считают, что первые живые организмы на Земле появились 3,5 миллиарда лет назад, причем не на суше, а в океане, где для этого были более благоприятные условия. Природа на Земле развивалась долго и постепенно. Многие организмы вымерли, а многие живут и в наше время. Ученые   подробно   изучили,   как   развивалась   живая   природа   на   основе   раскопок, найденных   остатков   древних   животных,   их   окаменелостей.   Все   время   существования живых организмов на планете ученые разделили на временные отрезки. Их назвали эрами. Эры разделили на периоды и дали им специальные названия. Все вместе они и образовали ленту времени. В каждом периоде была своя природа и свой живой мир. Лента времени Как выглядела природа Эры Периоды кембрий Эра древней жизни (палеозой) ордовик силур девон карбон пермь триас Эра пресмыкаю щихся животных (мезозой) Какие организмы жили Морские трилобиты – предки раков водоросли,   Первые наземные растения, первые   рыбы,   моллюски (ракушки) Морские пауки, насекомые, много рыб Первые   хвойные,   первые земноводные – стегоцефалы,   много   рыб, акулы       плауны, первые Хвощи, папоротники,   пресмыкающиеся (ящерицы,   крокодилы, земноводные звероподобных Развитие   пресмыкающихся и насекомых, многие древние животные вымирают змеи, черепахи),   Первые   динозавры   и яйцекладущие млекопитающие животные юра мел третичны й Эра млекопитаю щих животных (кайнозой) четвертич ный   Первые цветковые растения,   первые   зубатые птицы, крупные динозавры, сумчатые животные Развиваются   лиственные леса,   расцвет   динозавров, первые современные птицы   Процветают копытные, хищные   животные,   слоны, лошади, верблюды, человекообразные обезьяны.   Зарождается   человеческое общество, природа приобретает   современный облик   2. Давайте выполним практическую работу по созданию ленты времени 1. Рассмотрите модели животных, определите их названия. 2. Определите, в какую эру и период возникло впервые каждое животное. 3. Разместите на ленте времени ваши животные в таком порядке, как они возникали в природе. 4. Если вы правильно разместили животных на ленте времени, вы сможете узнать, как же называется процесс развития живой природы на Земле, происходящий миллионы лет. 5. Продемонстрируйте   свою   ленту   времени   и   расскажите   ребятам,   как   вы   ее создавали. Группа «Исследователей биологов» 1. Познакомьтесь с информацией Ученые считают, что первые живые  организмы на Земле появились 3,5  миллиарда лет назад. Земля была в это  время раскаленным огнедышащим шаром.  Постоянно извергались вулканы. Сверкали  молнии. Раскатывались мощные  электрические разряды. Некоторые ученые считают, что на Землю в  то время падало из космоса много  метеоритов и приносили некоторые  химические простые вещества. На суше было очень жарко, с гор стекали  грязевые потоки с вулканическим пеплом. В атмосфере накапливались разные газы: азот, метан, аммиак, углекислый газ. В углублениях на поверхности Земли стала  скапливаться вода с разными химическими  элементами. Постепенно образовался древний океан. Он  был не глубоким, вода прогревалась на  солнце, была теплой. Здесь были более  мягкие условия, чем на суше. Поэтому  многие ученые считают, что первые живые  клетки зародились в воде, а не на суше. Благодаря химическим превращениям в  древнем океане стали накапливаться  питательные вещества: белки, углеводы,  нуклеиновые кислоты. Они попали внутрь  жирных капель и под действием  электрических разрядов соединились в  простейшие клетки. В дальнейшем клетки стали усложняться,  развиваться. Из них возникли  многоклеточные организмы. 2. Проведите эксперимент 1. Перед вами смесь веществ, сходных по составу с водами древнего океана. 2. Определите, из каких веществ состояла вода древнего океана. 3. Для проведения эксперимента действуйте по плану: 1 действие: разделите вашу смесь на 3 части в отдельные химические стаканы. 2   действие:  в   первую   порцию   смеси   добавьте   кислоту.   Что   наблюдаете?   По   таблице результатов определите, какое вещество вы обнаружили. 3 действие:  вторую порцию смеси профильтруйте через фильтровальную бумагу в новый стакан.   Какое   вещество   осталось   на   стенках   фильтровальной   бумаги?   Какое   вещество профильтровали в стакан? 4 действие: в третью порцию капните несколько капель раствора йода. Что наблюдаете? Какое вещество вы обнаружили? 5   действие:  рассмотрите   образцы   неизвестных   кристаллических   веществ   в   пробирках. Какие внешние признаки вы наблюдаете? Какие вещества вы рассмотрели? Таблица определения результатов эксперимента Что наблюдаем Расплывающиеся жирные пятна Выпадение мутного осадка Бесцветная прозрачная жидкость Фиолетовый раствор Твердые кристаллики различного цвета Какое вещество получили Капли жира Белок Вода Углевод крахмал Разные виды солей 6   действие:   полученные   результаты   экспериментов   сфотографируйте   с помощью   микроскопа   с   адаптером   и   продемонстрируйте   свои   результаты ребятам. Кратко расскажите, как же возникла первая живая клетка на Земле?

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.

Конспект урока на тему: "Познаем тайны мироздания", 5 класс, введение в естественные науки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017