Тема:
"Рассуждение»
Цель :
-обучать
умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи -
рассуждении, наблюдать за особенностями видов рассуждения.
Задачи урока:
- формировать умение распознавать виды текста рассуждения;
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от
выбранной ситуации;
- стимулировать познавательную активность учащихся.
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и
соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Планируемые результаты:
предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания
УУД:
личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
Тип
урока: урок
"открытия" нового знания на основе технологии системно -
деятельностного метода с использованием элементов технологии развития
критического мышления.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная,
индивидуальная.
Оборудование:
-экран, компьютер, мультимедийный проектор, электронная энциклопедия;
-мультимедийное приложение к уроку (презентация, звуковые файлы);
-учебник
Ход урока.
1.Организационный момент..
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость
общения друг с другом.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
Тесты:
№1 Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе
привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
А) повествование;
Б) описание;
Г) рассуждение.
№2 Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы
рассказать об этом.
№3 Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты
объясняешь ему причину своего отсутствия.
3.Целепологание. Звучит песня «Почему?»
Сформулируйте тему урока: «Текст рассуждения»
- Дайте определение текста рассуждения. ( слайд)
-Определите задачи урока:
*узнать виды….
*научиться определять…
* научиться составлять виды…
* объяснительные записки…
4.Работа в паре. Работа с правилом .Стр.83-84.Составление кластера.
5.Работа в группе. Приём « Инсерт» Как вывод вывешивается опорка.
6.Коллективная
работа.
Просмотр
отрывка из мультфильма «Винни – Пух» Работа с текстом стр.68-69
-Найди начало рассуждения и первый вывод.
- Высказывает ли Пух готовую мысль ? Приводит ли доказательства?
- К какому виду рассуждений относится этот текст? (размышление)
-Почему? (нет готовой мысли и Винни –Пух рассуждает, чтобы найти решение)
-Завершите размышления Винни –Пуха. Придумайте концовку.(Значит, я должен его
достать)
7.Работа с текстом упражнения ТПО стр.- 69
-От чьего имени ведётся рассказ текста?
-К какому виду относится текст рассуждения? (объяснение)
-Прочтите мысль, которая объясняется.(выпиши в тетрадь)
-Найдите первое предложение объяснение.
-Найдите второе предложение объяснение. (выпишите их в тетрадь)
-Найдите примеры первого предложения объяснения.
-Найдите примеры второго предложения объяснения.
-Найдите общий вывод. (выпишите их в тетрадь)
8. Работа в группе. А сейчас мы свами станем редакторами «Лесной
газеты» Работать будем с деформированным текстами . Текстами, составленными
Виталием Бианки в его книге «Лесная газета». На нашей выставке книги В. Бианки.
Задание: Составьте тексты рассуждения – объяснения и рассуждения –размышления.
1 группа Грачи прилетели, весну на крыльях принесли, говорят в народе.
А почему?
Да потому, что грачи прилетают с юга первыми.
Очень спешат птицы к нам.
По дороге они не раз попадают в жестокие метели.
Десятки, сотни птиц выбиваются из сил и гибнут в пути.
Первыми долетают самые сильные.
2 Группа Зачем весной вывешивают искусственные гнездовья?
Чтобы в них поселились крылатые друзья.
Чем так полезны птицы?
Они охраняют наши сады от жуков и мошек, берегут наш урожай.
Горячо просим читателей больше строить птичьих квартир.
*3
группа Птичью
квартиру легко изготовить даже детям.
Так как не трудно углубить дупло в трухлявом стволе старого дерева.
Такие квартиры охотно займут совы и дятлы.
Для птичек, гнездящихся на кустах, хорошо перевязать ветви кустов снопиками.
А для сычей и галок можно приготовить дуплянки – лежаки.
*4
группа Найти
на страницах Википедии материал об истории возникновения праздника «День
птиц» и распечатать его.
Практическая работа. Оформление газеты. Вот членами нашего кружка «Мастерская
добрых дел» к международному дню птиц, который отмечают 1апреля, оформлена
газета. Где можно применить этот продукт? (ответы детей)
10. Рефлексия.
*узнали виды….
*научились определять…
* научились составлять виды…
* объяснительные записки… (на экране)
-Как вы думаете объяснительная записка относится к какому виду текстов?
А это тема нашего следующего урока: Написание объяснительных записок.
8 . Выставление оценок за урок. Домашнее задание. Составить текст
рассуждения на тему: Кем я стану, когда вырасту? (Оля, Влад, Кирилл, Вано – по
опоркам)
Определение настроения на конец урока.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.