Конспект урока по географии предназначен для изучения темы "Гидросфера", 6 класс. Цели урока: 1. Сформировать представление о реке и ее частях. 2. Развивать кругозор детей, умение работать с картографическим материалом.3. Воспитывать экологическую культуру и чувство прекрасного.
Четко выделена структура урока.Конспект урока по географии на тему: "Река и ее части", 6 класс
Конспект урока по географии на тему Река и ее части.docx
Конспект урока по географии на тему
«Река и её части», 6 класс
Цели:
1. Сформировать представление о реке и ее частях.
2. Развивать кругозор детей, умение работать с картографическим
материалом.
3. Воспитывать экологическую культуру и чувство прекрасного.
Оборудование:
карта полушарий, диск CDR, атласы 6 кл.
План
I. Организация класса:
1. Приветствие
2. Знакомство
II Показ слайдшоу
1. Рассказ учителя о реке и её частях
2. Показ слайд – шоу «Река. Её части»
III. Закрепление
1. Беседа
2. Работа с картой
IV. Домашнее задание: § 30
Ход урока.
I. Организация класса
II.
1.
Какая река расположена вблизи вашего населенного пункта?
Опишите ее (р. Дон – кормилец, труженик, судоходный, равнинная река,
спокойного характера течения)
Показ трех слайдов р. Дон.
Что такое река?
Откройте ваши тетради, запишите определение в тетрадь: Река –
водный поток, текущий в выработанном им углублении русле реки.
Показ 4 слайда
Что такое река?
Вода атмосферных осадков, попавших на земную поверхность,
просачивается через горные породы или стекает по поверхности в виде
временных или постоялых потоков. Небольшие речки называются ручьями.
Показ 5 слайда
По характеру течения реки бывают: равнинные, р.Дон, р.Волга, или
горные, р.Терек.
Как правило, течение реки бывает непрерывным. Но встречаются и
временно пересыхающие реки – Африка, Азия – вади, Австралия – крики
(карта).
Какое течение у горных рек?
Какое течение у равнинных рек?
Показ 6 и 7 слайда
Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления,
называются речной долиной.
Запишите определение в тетрадь.
Показ 8 слайда
Анализ рис.57
Показ 9 слайда
Речная долина р. Амазонки и р. Дон – 10,11 слайды.
Показ 10 и 11 слайдов.
Река течет по уклону земной поверхности: её начало всегда
расположено выше, чем окончание. Начало реки – её исток. Запишите
определение: Исток – то место, откуда начинается река.
Родник
Болото
Ледник
Озеро
Показ 12 слайда
Истоком может быть:
а)
б)
в)
г)
Показ 13,14,15,16 слайдов.
Что такое исток?
Что может быть истоком?
Волга, например, берет начало на Валдайской возвышенности.
Послушайте четверостишие русского поэта о этой реке:
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская, великая река.
Откройте атласы на с. 1617
Что является истоком р.Волга
Показ 17 слайда, 18 слайда
Откуда берет начало р. Ангара (оз. Байкал)
Что является истоком р. Терек? (ледник Кавказа)
Где берет начало р. Обь? (от слияния 2х рек – Бии и Катуни) Покажите на карте: р. Ангара, р. Терек, р. Обь.
Если река имеет притоки, то вниз по течению она становится шире и
полноводнее. Только в реках, начинающихся в горах или текущих по пустыне,
количество воды вниз по течению постепенно уменьшается и они иногда
теряются в песках ( р.Амударья на орошение )
Что может быть истоком реки?
Пользуясь атласом, определите, где находится исток рек:
р. Ангара – оз. Байкал
р. Инд – в г. Гималаи
р. Дон – Среднерусская возвышенность.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется
устьем
Запишите определение.
Приведите примеры рек, устьем которых является озеро (р. Волга),
океан (р. Амазонка), море (р. Нил), река (р. Иртыш впадает в р. Обь)
Показ 19 слайда
Запишите определение: Длина реки – расстояние от истока до устья.
Покажите на карте р. Лена, р. Волга, р. Дон – атлас с.1617
Покажите на карте все самые большие реки впадающие в море или
заливы океана
Показ 20 слайда
Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство являются
притоками других рек Ангара Енисей, Северский Донец – Дон, Ока – Волга.
Чтобы узнать, каким притокам реки является река, правым или левым,
нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по
течению)
Определите, каким притоком является:
Кама для Волги – левый
Иртыш для Оби – левый
Ангара для Енисея – правый
Главная река со всеми притоками образует речную систему
Показ 21 слайда
Запишите определение «речная система».
Показ 22 слайда – рис. 58
Участок земной поверхности, с которой вся вода стекает в реку,
называется водосборным бассейном.
Запишите определение «водосборный бассейн».
рис.58 – 22 слайд
Свой бассейн имеет каждая река, даже маленькая. Бассейн главной
реки, включает бассейны всех её притоков.
Бассейн р. Дон – слайд 23 Самый большой бассейн – у р. Амазонки. Его площадь – 7 мм км2 – лишь
немного уступает площади Австралии.
Показ 24 слайда – р. Амазонка из космоса
Показ 25 слайда – правый приток р. Амазонки
Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется
водоразделом.
Запишите в тетрадь определение «водораздел».
Показ 26 слайда
Дельта реки
Исток
Левый приток
Правый приток
Устье реки (море Лаптевых)
III.
Определите по рис. 58, что обозначено под цифрами на карте.
Показ слайда 27 – рис 58
1)
2)
3)
4)
5)
Что такое река?
Что такое бассейн реки?
Что такое исток?
Что может быть истоком?
Что такое устье реки?
Что такое водораздел?
Покажите на карте р. Нил, р. Амазонка, р. Волга, р. Дон.
IV.
Откройте ваши дневники, запишите домашнее задание § 30 выучить
определения, записанные в тетради.
Конспект пробного урока по географии на тему
«Питание рек», 6 кл.
Цели:
1. Дать общие сведения о питании реки и уровне воды в реке, научить
учащихся описывать реки по типовому плану.
2. Развивать умение работать с картографическим материалом.
3. Воспитывать бережное отношение к картографическому материалу,
патриотические чувства.
Оборудование:
физическая карта полушарий, атласы 6 кл.
Литература:
учебник географии 6 кл., Т.П. Герасимова.
План
I. Организация класса
II. Актуализация знаний по теме «Река. Ее части» в виде цифрового
диктанта.
III. Изучение новой темы
1. рассказ учителя о питании и уровне воды в реке
2. рассказ учителя о паводках и половодьях
IV. Домашнее задание
V. Практическая работа «Характеристика реки по типовому плану».
VI. Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса
Ход урока
I.
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Елена
Владимировна. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник,
дневник, ручка, атлас.
II.
Сейчас мы с вами проведем цифровой диктант и проверим как вы
усвоили материал темы «Река. Ее части». Возьмите листок и положите его
горизонтально, в правом верхнем углу подпишите свою фамилию. Посмотрите
внимательно на доску: на ней написаны названия географических объектов и
географические понятия. Я вам буду называть определения, а вы должны
записать только номер определения. Ответы надо записывать в строчку через
запятую. Если вы не знаете ответ, поставьте прочерк и продолжайте отвечать.
Теперь закройте свои учебники и тетради.
Слушайте внимательно вопросы: 1. Расстояние от истока до устья реки.
2. Граница, разделяющая соседние речные системы.
3. Море, в которое впадает р. Волга.
4. Водный поток, текущий в выработанном им углублении.
5. Самый высокий водопад мира.
6. Главная река со всеми ее притоками.
7. Место, откуда река берет свое начало.
8. Река, берущая начало из самого глубокого озера мира.
9. Русло реки, расположенное на дне более широкого углубления.
10. Место, Гед река впадает в другую реку, озеро или море.
11. Часть речной долины, заливаемая водой во время половодья.
12. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
1. речная система
2. река
3. водораздел
4. устье
5. вдп. Анхель
6.
водосборный
бассейн
7. речная долина
8. р. Ангара
9. пойма реки
10.
Каспийское
море
11. исток
12. длина реки
2
0
1
1
3
1
2
5
1
1
8
7
4
9
6
III.
Сегодня мы с вами рассмотрим особенности питания рек, сделаем
характеристику р. Дон по типовому плану.
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока
«Питание рек».
1.
Реки питаются дождевой водой, талыми водами снега и льда и
подземными водами. От питания реки зависит изменение уровня воды в реке.
Немало рек, питающихся исключительно дождевой водой. Среди них
самые полноводные реки мира: Амазонка и Конго.
Откройте атласы на странице 1415й (физическая карта полушарий). Найдите р. Амазонку и покажите ее на карте.
Найдете р. Конго и покажите на карте.
Уровень воды в этих реках почти не изменяется, так как обильные дожди
здесь выпадают практически в течение всего года.
Талыми водами ледников питаются пустынные реки, истоки которых
находятся высоко в горах. Самый высокий уровень воды в этих реках – летом,
когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше уровень воды в реках. К таким
рекам относится, например, Амударья (показ).
Найдите на карте р. Амударью и покажите.
Большинство равнинных рек нашей страны имеют смешанный тип
питания. Зимой эти реки покрыты льдом, и единственный источник питания в
этот период – выходы грунтовых вод. Если бы не подземное питание, реки бы
зимой подо льдом могли бы вообще иссякнуть.
Назовите самые полноводные реки на Земле.
Почему эти реки полноводны в течение всего года?
Как вы думаете, какой тип питания имеет р. Волга?
Найдите на карте р. Терек и определите тип питания этой реки.
2.
Весной в реки впадают талые снеговые воды. Они переполняют русла и
заливают дно долин. Это – весеннее половодье. Откройте тетради и запишите
понятия:
Половодье – ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке.
Что такое половодье?
Летом происходит сильное испарение воды из реки и с поверхности ее
бассейна. И хотя выпадают дожди, главным снова становится подземное
питание. Уровень воды в реках падает.
Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды
в реке прибывает, уровень воды в реке повышается. Сильные дожи могут
вызвать кратковременный подъем уровня воды в реке – паводок.
Запишите в тетрадях следующие понятия:
Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.
Межень – низкий уровень воды в реке.
Что такое межень?
Откройте учебники на странице 115й, рис. 63 «График изменения уровня
р. Волги у г. Ярославля до и после возведения плотин.
Посмотрите внимательно на рис. 66. Сплошной линией показано
изменение уровня воды равнинной реки со смешанным типом питания. Так
изменяется уровень р. Волги у г. Ярославля до сооружения на ней плотин и
образования водохранилищ. Пунктирная линия на графике показывает
изменение уровня реки после ее преобразования.
Как изменился режим реки после ее преобразования? Как вы
думаете, почему? IV.
Откройте дневники и запишите домашнее задание § 30 «Питание и
уровень реки», выучить определения.
V.
Запишите в тетрадях название практической работы «Характеристика
реки по типовому плану».
Ставим цифру 1. Название реки: р. Дон.
Ставим цифру 2. исток, направление течения, устье:
Что такое исток?
Что является истоком р. Дон?
Что такое устье?
Что является устьем р. Дон?
Куда впадает река?
Посмотрите внимательно на карту и определите направление течения
реки.
Исток – родник в г. Новомосковске Тульской области; устье – Азовское
море; направление течения – с С на Ю.
Ставим цифру 3. Определите, бассейну какого океана принадлежит:
бассейну Атлантического океана.
Ставим цифру 4. Подумайте, что будет являться источником питания
реки: река имеет смешанный тип питания (дождевое, талые снеговые воды,
подземные воды).
Как вы думаете, как в течение года будет меняться уровень воды в
реке?
Ставим цифру 5. Весеннее половодье определяется таянием снега.
Межень устанавливается осенью – зимой.
Назовите виды хозяйственного использования реки.
Ставим цифру 6. Дон используется как рекреационная зона, судоходная
река, для орошения.
VI.
Закрепление изученного материала в виде фронтального опроса.
Что такое река?
Назовите и покажите на карте самые полноводные реки мира.
р. Дон является горной или равнинной рекой? (показ)
Что такое исток реки?
Что является истоком р. Дон?
Что такое устье?
Куда впадает р. Дон?
Что такое паводок? Что такое половодье?
Что такое межень?
Какой тип питания имеет р. Дон?
Определите тип питания р. Терек?
р. Терек является равнинной или горной рекой? Конспект пробного урока по географии на тему
«Озера», 6 кл.
Цели:
1. Сформировать у учащихся общее представление об озерах.
2. Развивать умение работать с картографическим материалом,
анализировать.
3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к учебному
материалу.
Оборудование:
физическая карта полушарий, фотографии озер, карточки с заданиями.
Литература:
учебник географии 6 кл. Т.П. Герасимова, дидактические материалы 6
кл., энциклопедия по географии «Аванта+».
План
I. Организация класса (2 мин)
II. Повторение изученного (10 мин)
1. работа по карточкам по вариантам
III. Изучение новой схемы (20 мин)
1. рассказ с элементами беседы об озерах
2. рассказ с элементами беседы о происхождении озер
3. рассказ о свойствах воды в озерах
IV. Домашнее задание
V. Закрепление изученного (10 мин)
1. викторина «Озера»
VI. Итог урока
1. оценивание учащихся
I.
Здравствуйте, меня зовут Оксана Александровна. Проверьте, все ли у вас
Ход урока
готово к уроку: атлас, учебник, тетрадь и дневник.
II.
1. У вас на столах лежат карточки. В правом верхнем углу ручкой
подпишите свою фамилию.
1 вариант №1. Дайте определение:
Река –
Устье –
Межень –
Водосборный бассейн –
Пороги –
Паводки –
№2. Классифицируйте реки по характеру течения. Приведите по два
примера к каждому типу.
реки
горные
равнинные
2 вариант
№1. Дайте определение:
Исток –
Речная система –
Водораздел –
Межень –
Половодье –
Река –
№2. Классифицируйте реки по типу питания. Приведите по одному
примеру к каждому типу.
типы питания рек
Что такое внутренние воды?
Что относится к внутренним водам?
С каким типом внутренних вод вы познакомились?
III.
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока
«Озера». Ребята, какие озера вам известны? Покажите их на карте.
Как вы думаете, как они образовались?
1. На суше немало замкнутых углублений различного происхождения, в
которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление
воды поступает больше, чем за это же время испаряется, то вода
накапливается и образуется озеро.
Запишите в тетрадях понятие: oзеро – скопление воды в природном
углублении на суше.
Что такое озеро?
Как вы думаете, является ли озеро частью океана?
Почему?
Как вы думаете, чем озеро будет отличаться от реки?
Откройте свои атласы на странице 1415 и найдите Каспийское море
озеро (показ). Это самое большое озеро в мире. Его площадь равна 396 тыс.
кв. км. Запишите в тетрадь: самое большое озеро – Каспийское, его
площадь составляет 396 тыс. кв. км.
Покажите на карте Каспийское море. Какова его площадь?
Найдите на карте в атласе оз. Байкал (показ). Это самое глубокое озеро
мира. Его глубина равна 1637 м (демонстрация фотографий). Запишите в
тетрадь: самое глубокое озеро – Байкал, его глубина равна 1637 м.
Покажите оз. Байкал на карте, какова его глубина?
Запишите в тетрадях определение: озерные котловины – углубления, в
которых находятся озера.
Что такое озерные котловины?
2. Причины образования котловин различны и сами по себе котловины
различны. Самые глубокие из них образуются в результате движения земной
коры. При медленном опускании земной коры возникли котловины
Каспийского и Аральского озер (показ). Котловина оз. Байкал (показ) –
следствие образования гигантских трещин и движения участков земной коры.
В долинах горных рек встречаются глубокие запрудные озера, например,
оз. Сарезское на Памире. На этом месте протекала р. Мутаб и размещалось
селение кишлак Сарез. В начале в. произошел обвал и горные породы
перекрыли реку селение погибло. В честь этого селения было названо озеро
Сарезское.
Есть озера, занимающие кратеры потухших вулканов. Таких озер много
на пове Камчатка (показ), например влк. Кроноцкая сопка – потухший
вулкан, в его кратере образовалось Кроноцкое озеро.
В местах, сложенных растворимыми горными породами, озера
образуются вследствие опускания над пустотами. На холмистых равнинах
озера находятся между склонами холмов. В пойменных долинах можно
встретить небольшие озера – старицы. Откройте свои учебники на странице
97й, рис. 64. Старицы – это участки бывшего русла реки, изменившей в этом месте свое направление. Такие озера можно наблюдать на р. Волге и р. Дон
(показ).
Озера, как и реки, питаются дождевой и талой водой, а также
подземными водами. Вода из озера расходуется на испарение и выносится
реками.
Различают сточные и бессточные озера.
Запишите в тетрадях: озеро, их которого вытекает хотя бы одна река,
Например, оз. Байкал. В атласах на странице 1617 найдите, какая река
называется сточным.
вытекает из оз. Байкал.
Покажите на карте.
Озеро, из которого не вытекает ни одна река, называется
бессточным. Например, Каспийское мореозеро (показ).
Вода, поступающая в озеро, приносит в него растворимые вещества, соли.
Количество соли может быть очень большим. Из сточного озера вода
выносится, а из бессточного – нет, поэтому в бессточном озере количество
соли увеличивается. Например, соленость Мертвого моряозера составляет
270 ‰, что означает, что на 1 литр воды приходится 270 г соли. Средняя
соленость составляет 35 ‰.
Необычное оз. Балхаш (показ). Его необычность состоит в том, что оно
наполовину соленое, наполовину – пресное.
Внимательно посмотрите на карту и подумайте, почему так
происходит?
Впадают ли реки в ту часть озера, которая сиреневого цвета?
Если озеро заполняется наносами и зарастает, оно может превратиться в
болото.
Запишите в тетрадях понятие: болото – участок земной поверхности,
сильно увлажненный и заросший влаголюбивой растительностью.
IV.
Запишите домашнее задание § 31, выучить определения и найти все
объекты на карте.
V.
На ваших столах лежат чистые листы и подпишите их в верхнем правом
углу. Ваша задача – написать о чем идет речь.
1. Скопление воды в природном углублении называется…
2. Самое глубокое озеро мира.
3. Самое большое озеро мира.
4. Самое соленое озеро мира.
5. Если из озера вытекает хотя бы одна река, это озеро называется…
6. Если из озера не вытекает ни одна река, то это озеро называется…
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Конспект урока на тему: "Река и ее части"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.