Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)
Оценка 4.7

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
12.03.2018
Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)
Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения. Цель данного занятия: сформировать понятие об архимедовой силе, выяснить от чего зависит выталкивающая сила, расширить кругозор обучающихся сведениями из истории жизни великих учёных. Урок способствует развитию у обучающихся коммуникативных способностей – вести беседу, вступать в дискуссию, работать парами.
Шашлова Т. открытый урок в 7 классеdoc.doc
План учебного занятия в 7 классе Тема учебного занятия «Действие жидкости на погруженное в нее тело.  Архимедова сила» Вид   учебного   занятия:  урок   изучения   нового   материала   с   использованием технологии проблемного обучения. Цель   занятия:  сформировать   понятие   об   архимедовой   силе,   выяснить   от   чего зависит выталкивающая  сила, расширить кругозор обучающихся сведениями из истории жизни великих учёных. Задачи урока:    ­   содействие   развитию   у   школьников   умений   использовать   полученные   методы познания мира – наблюдения, гипотеза, эксперимент, теория;  ­ в целях развития научного мировоззрения обучающихся показать роль физического эксперимента в физике;  ­ развитие у обучающихся коммуникативных способностей – вести беседу, вступать в ­ дискуссию, работать парами;   ­ продолжить работу по формированию умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения;   ­ создавать условия для развития у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути ее решения; ­ раскрыть причинно­следственные связи в изучаемом материале. Оборудование: сосуд с водой; динамометры лабораторные; набор гирь; внутренний стакан калориметра или стакан; мяч, камень, деревянный куб; ведерко Архимеда. Технические средства обучения: фрагмент опыта по гидростатике, часть 2  Ход урока Эпиграф к уроку: «Плавает как пробка» * «Камнем на дно». Объяснение нового материала. У моего папы в кухне есть вот такой камень (называется он гнет). Ему он служит в качестве создания дополнительной силы на капусту, которую он солит зимой (у многих ваших бабушек и дедушек тоже найдется такой камушек). А мне сегодня на уроке он пригодится   при   знакомстве   с   новой   темой.   Я   предлагаю   решить   такую  проблему: «Действует ли жидкость на погруженное в нее тело (в частности на этот камень), если действует, то как?».  Исходя   из   поставленного   проблемного   вопроса,   речь   на   уроке   пойдет   о  … (действии жидкости на погружённое в неё тело). Запишите тему урока в листах для работы.   Обратите   внимание,   мне   опять   сегодня   на   уроке   понадобиться   ваша самооценка, не забывайте про неё. Вернемся к проблеме: (если   учащиеся   сказали,   что   да   или   нет)   –   давайте   проверять   вашу   гипотезу экспериментально. (если промолчали) – я бы хотела решение проблемы начать с эксперимента. 1. Погружаю   мяч   полностью   в   сосуд   с   водой   и   быстро   убираю   руку.   Мяч «выпрыгивает» из воды. (вспомнилось стихотворение Агнии Барто: Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик, ­ тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.) Почему это происходит? (ответ учащихся – подействовала сила). 2. Хорошо, опускаю принесённый мной сегодня камень в тот же сосуд с водой. Камень утонул.  Действует ли сейчас сила?  (ответ обучающихся – не действует, т.к. тело утонуло; действует). Я   предлагаю   проверить   все   наши   гипотезы   и   сделать   правильный   вывод.   Из имеющихся у вас в лотках приборов нужно с помощью эксперимента проверить, действует ли на цилиндр выталкивающая сила?  Для начала определим  алгоритм, порядок действий.  (уч­ся ­ опустить тело на динамометре в стакан с водой и посмотреть за показаниями динамометра). Проделываем опыт. ­ Что вы заметили? (показания динамометра изменились). ­ Какой вывод можно сделать из этих наблюдений? (на любые тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила).  Вывод: на любые тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила.  этапа! Записываем вывод во второй этап урока и не забываем про самооценку этого ­ Как вы думаете, куда она направлена? (вверх). Теперь давайте выясним, почему возникает выталкивающая сила и как ее найти? Для этого нам надо вспомнить: ­ как определить давление жидкости на дно и стенки сосуда? ( ­ в чем состоит закон Паскаля? (давление жидкости передается в каждую точку p  gh ); без изменения); ­   чему   равна   равнодействующая   сил,   направленных   в   разные   стороны? (равнодействующая направлена в сторону действия большей силы). Я   опускаю   куб   в   воду.   Что   можно   сказать   о   действии   жидкости   на   этот   куб? (жидкость производит давление) ­ Что можно сказать о давлении внутри жидкости на одной   и   той   же   глубине?   (по   закону   Паскаля давление   по   всем   направлениям   на   одном   уровне одинаково). ­ Верно, поэтому и силы, с которой вода действует на боковые   поверхности   куба   будут   равными,   они направлены навстречу друг другу и сжимают куб. ­   Теперь   сравним   давление   на   верхнюю   и   нижнюю грань куба. На   верхнюю   грань   действует   сила   F 1 ,   она направлена вниз  Sp 1   gh 1   Sgh F 1 p 1 F 1 На нижнюю грань действует сила  1 в тетрадь 2F , она направлена вверх 2  F p S 2 2   p gh 2   Sgh F 2 2  h h Т.к.   1 2 , в тетрадь  тоF 2   и   их   равнодействующая   будет   направлена   в   сторону действия большей силы, т.е. вверх. Эта сила называется выталкивающей силой или силой Архимеда. FA   hgS 2 Sgh 1 Sgh gSh gV F 2      F 1 F 1     h 1   2  . A F  ж Мы с вами решили проблему не только практически, но и теоретически. Впервые  ­ сила Архимеда  в тетрадь gV пчт выталкивающую силу рассчитал древнегреческий ученый Архимед.  Вам знакома легенда Архимеда, а я хочу сделать паузу и поиграть. У меня в руках мешок с предметами, которые так или иначе относятся к этой легенде. Необходимо будет, вынимая предмет рассказать, как он связан с легендой. Кто начнет?  (не забывайте про самооценку своей работы на уроке, участие в этой паузе идет бонусом). жидкости, можно доказать, что  Если   учесть,   что   объем   погруженной   части   тела   равен   объему   вытесненной F  A P Убедимся на опыте, что это так.  Демонстрация опыта с ведерком Архимеда. Не смогли бы вы с помощью оборудования определить величину выталкивающей йжидкости вытесненно . силы? Ведь именно сила Архимеда помогла нам удержать цилиндр в воде.   A P Р ввоздухе вжидкости F 1 ряд какую силу получил? – 0,2Н 2 ряд какую силу получил? – 0,2Н Но ведь у вас тела разной массы, изготовлены из разного вещества, а сила Архимеда . одна и та же? (одинаков объем). Вывод:   сила   Архимеда   не   зависит   от   рода   вещества,   а   зависит   только   от объема тела. Ребята, мы с вами знаем, что к газам так же применим закон Паскаля. Поэтому на тела, находящиеся в газе тоже действует сила Архимеда. Я предлагаю посмотреть опыт действия атмосферы на погруженное тело (с диска по гидростатике часть2). Более подробно об этом можно прочесть в § 50 (стр. 146­147). В качестве домашнего задания кроме этого вы возьмете прочитать § 50, 51, выучить формулу нахождения силы Архимеда (это можно найти на школьном портале). Закрепление материала. Мы   славно   потрудились   сегодня.   Подведем   итог.   Решая   разными   путями   нашу проблему, мы пришли к некоторым выводам. Что же мы сегодня узнали: Блиц­опрос ­ действует ли жидкость на погруженное в нее тело? ­ да ­ как называется эта сила? – сила Архимеда или выталкивающая сила ­ как направлена эта сила? – направлена вверх ­ почему возникает выталкивающая сила? – давление сверху и снизу разное. ­ от чего зависит величина выталкивающей силы? – от объема погруженной части тела, от плотности жидкости. Ихтиандр, герой романа Александра Беляева «Человек­амфибия», рассказывает: «Я приручил дельфина. Бедный! Буря однажды выбросила его на берег, и он сильно разбил плавник.   Я   стащил   его   в   воду.   Это   была   трудная   работа:   дельфины   на   суше   гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело. В воде легче живется». Чем это объясняется? ­   Первоклассник   и   одиннадцатиклассник   нырнули   в   воду.   Кого   вода   вытолкнет сильнее? Почему? ­ Анализируя наш урок, попробуйте ответить на следующий вопрос: одинаковая ли сила потребуется для того, чтобы удержать пустое ведро в воздухе или это же ведро, но наполненное водой и полностью погруженное в воду?  Я попрошу вас дать оценку сегодняшнему уроку – выбрать тот рисунок, который соответствует вашему настроению и усвоению сегодняшнего материала:   веселый или грустный, а может задумчивый? Кроме этого, вы должны будете друг другу продолжить предложения, написанные в самооценке, а ваш партнер расскажет, что он услышал от вас. ☺ А я в свою очередь дам оценку вашей работы на уроке. Мне было очень приятно работать с вами. Я хотела бы отдельно оценить следующих ребят:…, предлагаю за работу на уроке поставить «5». Ваша самооценка будет учтена чуть позже, на следующем уроке. Спасибо за урок. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия. Его отец, астроном Фидий, был родственником Гиерона, ставшего в 270 году до нашей эры царем города, в котором они жили.  До нас дошли не все сочинения Архимеда. О многих его открытиях стало известно благодаря   более   поздним   авторам,   в   сохранившихся   трудах   которых   описываются   его изобретения. Так, например, римский архитектор Витрувий в одном из своих сочинений рассказал следующую историю: «Во   время   своего   царствования   в   Сиракузах   Гиерон   после   благополучного окончания   всех   своих   мероприятий   дал   обет   пожертвовать   в   какой­то   храм   золотую корону бессмертным богам. Он условился с мастером о большой цене за работу и дал ему нужное по весу количество золота. В назначенный день мастер принес свою работу царю, который   нашел   ее   отлично   исполненной;   после   взвешивания   вес   короны   оказался соответствующим выданному весу золота. После этого был сделан донос, что из короны была взята часть золота и вместо него примешана такая же часть серебра. Гиерон разгневался на то, что его провели, и, не находя способа уличить это воровство, попросил Архимеда хорошенько подумать об этом. Тот, погруженный в думы по этому вопросу, как­то случайно пришел в баню и там, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекает такое количество воды, каков объем его тела,   погруженного   в   ванну.   Выяснив   себе   ценность   этого   факта,   он,   недолго   думая, выскочил с радостью из ванны, пошел домой не одетым и громким голосом сообщал всем, что он нашел то, что искал. Он бежал и кричал одно и тоже по­гречески: «Эврика, эврика! (Нашел, нашел!)». Затем, пишет Витрувий, Архимед взял сосуд, доверху налил водой, и опустил туда золотой слиток, равный по весу короне. Измерив, объем вытесненной жидкости, он снова налил в сосуд воды и опустил в него корону. Объемы воды оказались разные. Больший объем короны означал, что в ней присутствует менее плотное, чем золото, вещество. Так было доказано, что часть золота была похищена. Карта урока Ф. И. ___________________________________________________________________________________________________________ Этап урока Тема урока Действия обучающегося Самооценка  ___________________________________________ ___________________________________________ Предложил(а) тему урока – _________________ Догадался(ась) о том, что будет на уроке ­ ____ Проведение фронтального  эксперимента Фронтальный опрос Вывод формулы   h1                                                                                                                         h2 ___________________________________________ ___________________________________________ Вывод: ____________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Определил (а) ход работы (алгоритм) ­ ________ Провёл(а) эксперимент ­ ___________ Сделал(а) вывод ­ _____________ Ответы на вопросы Ответил(а) на _____ вопроса(ов) F3 = F4, по закону ___________________________ Применил(а) закон _______________ ­ ______ Правильно расставил(а) силы на рисунке ­ _____ Рассчитал (а) силу ___________________ ­ ____ Верхняя грань:     F1 =      p1 =  Нижняя грань:    F2 =     p2 =     FA = F2 – F1 =  F1 = F2 = Пауза (игра) * бонус ­ ________                                                   Сила Архимеда Проведение эксперимента FA = Pв воздухе – Рв жидкости Pв воздухе = _____________ Рв жидкости = ____________ FA = _____________ Вывод: ____________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Сделал(а) измерения ­ _____________ Рассчитал(а) силу Архимеда ­ _________ Сделал(а) вывод ­ _____________ Блиц­опрос Закрепление Рефлексия Ответы на вопросы Ответил(а) на _____ вопроса(ов) Ответы на вопросы Ответил(а) на _____ вопрос(а) На уроке я узнал(а)………………………………. ……………вызвали у меня трудности. Мне больше всего понравилось …………………. Этот материал я могу использовать ……………. или он мне пригодится …………………….. 12 «+» 12 вопросов         5          7 вопросов      4           5 вопросов    7 «+»                             5 «+» 3

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)

Конспект урока на тему "Сила Архимеда" (7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018