Конспект урока на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"( 4 класс,русский язык)
Оценка 4.9

Конспект урока на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"( 4 класс,русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Детсад—4 кл
31.03.2017
Конспект урока на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами"( 4 класс,русский язык)
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами Данный урок -это урок-закрепление по изученной теме.В ходе урока обучающиеся повторят и закрепят знания о правописании не с глаголами.На уроке отрабатывается навык правописания не с глаголами, расширяются знания по изученной теме; Активизируется познавательная деятельность школьников. Развивается речь учащихся, логическое мышление, Развивается умение работать в группе и самостоятельно.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.docx

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

Тип урока: урок-закрепление

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании  Не с глаголами.

Задачи:                                                                                                                          

Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме;                                                                                                                                   

Развивающие:Активизировать познавательную деятельность школьников.                                                                                                     Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.                                              

Воспитательные:                                                                                                                                                                                           Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение.Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.

 

                                             Ход урока.

I.Организация начала урока. 1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.- Добрый день, дорогие ребята!  И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что  мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».

-Давайте хором прочитаем стихотворение   -Если мы грустим,Все вокруг грустит.

 Если мы шалим,Все вокруг шалит. Мир ведь каждый час Отражает нас.Потому не злись

Миру улыбнись.- Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.

II.Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.

1.Вопрос классу:

- Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?

-Да. Действительно, в  стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.

2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах. (можно совещаться

   (Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы,, морфологические признаки- время, вид, спряжение)-Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!

Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему  НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).Молодцы!

III. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. 1.Исследование языкового материала

-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

- Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)

-Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его.  ( НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?

-Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)

-Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?

(ответы детей, помощь  учителя).

-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д.   Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.

Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.

Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется.

2. Работа у доски. Повторение правописания НЕ с глаголами.

Выполнение заданий.

Лексическая работа.

-Давайте определим значение слов

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. ( -Какими действиям человек показывает недоумение?

 чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

     Нездоровится – болеть, хворать

Нежиться – предаваться неге, наслаждаться

 -Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?

Вывод из наблюдений  :                         

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться

Физминутка

-Устали? Давайте  проведем физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо спрятаться под крышей ( делаем крышу над головой, сцепив пальцы).

 IV.Закрепление материала

      1. Работа с текстом.

- Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? ( Ответы детей).- Давайте прочитаем  еще одно стихотворение. Это стихотворение  поэта  20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете:

     Твой друг. Он честен и бесстрашен.

На суше и в воде.

Товарища и друга не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,

Не виснет на подножках , чужого не берет.

-Назовите глаголы.

Как они пишутся?

Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.

–Чем являются глаголы в предложении?

3. Запись пословиц и поговорок.

- Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.

Правильно, эта пословица - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.

-Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время?(Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет-А какие еще пословицы вы знаете? 4.Игра «Собери пословицу»-Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде.  

 Без хорошего друга                                                           а старых не забывай.

  Друга на деньги                                                         разобьешь — не сложишь.

  Дружба как стекло:                                                   не узнаешь своих ошибок.

  Новых друзей наживай,                                          не купишь.

V. Контроль знаний.

- Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка – 1 балл.)

VI. Рефлексия. -Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?

VII. Итоги урока.

-Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры  слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем – как мы пишем НЕ с глаголами?

Чтение хором стихотворения-правила. 

                                                       Глаголы, не любя безделья,
                                                       С частицей пишутся раздельно!
                                                       Всегда? Нет! Без сомнения,
                                                       Бывают исключения.

Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» - менее 5 баллов. Оценки.

VIII. Домашнее задание:

 

 

Спиши, раскрывая скобки.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Лежит доска на болоте, (не)  сохнет, (не) гниет, (не) ржавеет. Я (не) навижу уроки музыки.

Прочитай внимательно текст, подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.

                                  Друзья природы.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.

 

 

 

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами


 

Тема: Слитное и раздельное написание

Тема: Слитное и раздельное написание

Выполнение заданий. Лексическая работа

Выполнение заданий. Лексическая работа

Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок

Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017