Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
Тип урока: урок-закрепление
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании Не с глаголами.
Задачи:
Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме;
Развивающие:Активизировать познавательную деятельность школьников. Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение.Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.
Ход урока.
I.Организация начала урока. 1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.- Добрый день, дорогие ребята! И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».
-Давайте хором прочитаем стихотворение -Если мы грустим,Все вокруг грустит.
Если мы шалим,Все вокруг шалит. Мир ведь каждый час Отражает нас.Потому не злись
Миру улыбнись.- Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.
II.Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.
1.Вопрос классу:
- Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?
-Да. Действительно, в стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.
2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах. (можно совещаться)
(Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы,, морфологические признаки- время, вид, спряжение)-Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!
Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).Молодцы!
III. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. 1.Исследование языкового материала
-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:
Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет
Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
(Не) делай того-то…
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!
- Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)
-Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его. ( НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?
-Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)
-Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?
(ответы детей, помощь учителя).
-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.
Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.
Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется.
2. Работа у доски. Повторение правописания НЕ с глаголами.
Выполнение заданий.
Лексическая работа.
-Давайте определим значение слов
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. ( -Какими действиям человек показывает недоумение?
чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)
Неволить – принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать
Нежиться – предаваться неге, наслаждаться
-Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?
Вывод из наблюдений :
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы. |
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ. Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться |
Физминутка
-Устали? Давайте проведем
физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца
(потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо
заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо
спрятаться под крышей ( делаем крышу над головой, сцепив пальцы).
IV.Закрепление материала
1. Работа с текстом.
- Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? ( Ответы детей).- Давайте прочитаем еще одно стихотворение. Это стихотворение поэта 20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете:
Твой друг. Он честен и бесстрашен.
На суше и в воде.
Товарища и друга не бросит он в беде.
Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,
Не виснет на подножках , чужого не берет.
-Назовите глаголы.
Как они пишутся?
Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.
–Чем являются глаголы в предложении?
3. Запись пословиц и поговорок.
- Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.
Правильно, эта пословица - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.
-Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время?) (Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет-А какие еще пословицы вы знаете? 4.Игра «Собери пословицу»-Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде.
Без хорошего друга а старых не забывай.
Друга на деньги разобьешь — не сложишь.
Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок.
Новых друзей наживай, не купишь.
V. Контроль знаний.
- Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка – 1 балл.)
VI. Рефлексия. -Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?
VII. Итоги урока.
-Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем – как мы пишем НЕ с глаголами?
Чтение хором стихотворения-правила.
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся
раздельно!
Всегда? Нет! Без
сомнения,
Бывают исключения.
Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» - менее 5 баллов. Оценки.
VIII. Домашнее задание:
Спиши, раскрывая скобки.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Лежит доска на болоте, (не) сохнет, (не) гниет, (не) ржавеет. Я (не) навижу уроки музыки.
Прочитай внимательно текст, подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.