Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
10.06.2019
Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)
Открытый урок по дагестанской литературе в 11 классе на тему: "Талисман страны гор". Урок посвящен жизни и творчеству народной поэтессы Республики Дагестан Фазу Гамзатовне Алиевой, которая прославилась те только как поэтесса, но и как человек, умеющий бороться за справедливость, отстаивать свои интересы. Ее творчество поистине бесценно. Оно учит молодое поколение трудолюбию,уважению традиций предков,любви к своему краю.
Талисман страны гор.docx
МКОУ»СОШ№9» Открытый урок по дагестанской литературе в 11 «б» классе на тему : «Талисман  Страны гор»  ( к 85­летию со дня рождения Ф.Алиевой) Учитель : Дука Л.Н. Учитель русского языка и литературы: Дука Людмила Николаевна Цель: привлечение внимания учащихся к истории родного края и культуре  как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей  горцев, укрепления живой связи поколений на примере творчества Народного  поэта Республики Дагестан Фазу Алиевой. Оборудование : выставка книг Фазу Алиевой, мультимедийная презентация, видеоролики  Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Вы уже знаете, что 2016 год объявлен Президентом  Республики Дагестан Годом Гор. В рамках Года Гор мы проводим наш урок, посвященный  творчеству выдающейся дагестанской поэтессы Фазу Алиевой, которая умерла в первый день  этого года. Нет, не умерла. Она жива в нашей памяти и останется  бессмертной, благодаря своим произведениям . Память, как пишет Фазу Гамзатовна, «учит и призывает, убеждает и  предостерегает, дает силы и внушает веру». Тема нашего урока: «Талисман Страны Гор» ­Что такое талисман?  Фазу ­ это талисман на груди Дагестана. Этот талисман освещает и указывает дорогу Дагестану  ­ ровную и приносящую удачу. И пока он есть, беды и печали не коснутся его Итак, целью нашего урока является знакомство с жизнью и творчеством Ф.Алиевой,  постараться проникнуться высоким чувством патриотизма и гордости за свою Родину А начать урок я хочу стихотворением «Фазу!» Фазу! ­ С этим именем сказочным,  звонким  Я шла и иду по земному пути. Иду,  нет, лечу, как дерзкая птица,  Глупеть не желающая взаперти,  Лечу через горы ­ в край вечного  лета, Где всех наших грез цветет  волшебство.  Как будто желанье мое угадали В  восторге от имени я своего! ­Почему в стихотворении возникает образ птицы и какое значение имеет(жар­птица)? Она ,как птица, всю жизнь кружила над миром, согревая и оберегая людей. Жизнь ее была полна и радости и горести, но она никогда не жаловалась, а хотела жить во имя добра Стихотворение «Мне кажется, иду дорогой горною» Мне кажется, иду дорогой горною, Наматывая на руку свою Тугую нить, то белую, то черную _ Свой путь земной, который я пою. з, как у всех, ­ из радостей и горестей, $ встреч и слез, из смеха и разлук... И чем клубок становится объемистей, Тем я опасливей гляжу вокруг, Боюсь увидеть кончик нити жизненной, Пусть вовсе не бела, пускай черна, Пускай колючки на неё нанизаны, Но только бы не кончилась она! •А сейчас давайте посмотрим ролик о ее жизни Ролик «Краткая биография поэтессы» Да, много званий, много наград. Но разве суть только в этом. «Мое сердце всегда болит за всех. Вся моя жизнь ­ борьба с  собой и с не­ справедливостью», ­ так говорит Фазу Алиева. Стихотворение «Мне всё равно, что обо мне болтают» Надсадно выбиваются из сил. Мне всё равно, что обо мне болтают Я птицей взмыла в синий небосвод. И хоть с земли в меня швыряют грязью, Но до меня она не достаёт. Пусть злые люди треплют языками, Я рыбкой золотою, всё равно Те камни, что они в меня бросают, А что, скажи, ещё им делать, если Аллах любовью их не наградил? Когда же обернусь другим на зависть, Безрезультатно падают на дно. 4.­Как же складывался творческий путь Фазу Алиевой и кто были ее учителями?. Сообщение Фазу Гамзатовна с первых шагов в литературе шла красиво и мужественно, с гордо поднятой  головой. Её произведения проникнуты высокой человечностью, они представляют собой единое  целое с народом, с родиной. По книгам Фазу Алиевой можно изучать жизнь аула. Она всегда  писала свободно, как дышала. Путь в литературу у поэтессы был более чем тернистым и  напоминал, по её словам, тропинку, посыпанную битым стеклом. Фазу Алиева выросла в семье без отца, мать подрабатывала где только можно, чтобы обеспечить четверых детей. В доме было холодно и голодно, но главной потребностью маленькой Фазу было чтение. Ее учителями в литературе были Гамзат Цадаса, Махмуд из Кахаб­Росо и Омарла Батырай.  Ещё одним учителем в жизни девочки стала мудрая бабушка, знавшая много притч и  пословиц. Она научила внучку любоваться цветами и родником, беречь каждую крошку  хлеба. Фазу Алиева росла в ауле и на всю жизнь сохранила искренность и доверчивость  души. 5.­Бабушка была самым главным учителем, потому что научила ее правильно жить,  жить в добре и справедливости. Образ бабушки часто появляется в ее рассказах. Один из  которых учащиеся попытались проинсценировать, а называется он «Лечение добром» Сценка «Лечение добром» 6.­Очень важную роль в ее жизни сыграл и Расул Гамзатов. Вот, что он вспоминает. Воспоминания Расула Гамзатова о Фазу Алиевой. «Я помню Фазу, когда, будучи совсем молодым учителем, в 1940 году приехал преподавать в  Аранинскую среднюю школу. Она училась в первом классе и уже тогда заметно выделялась  среди сверстниц ­ писала стихи. Одно время Фазу даже жила в нашем доме. Мы ­ родственники. Затем я уехал в Махачкалу, Москву и потерял ее из виду. И уже, когда приехал в Цада молодым председателем Союза писателей Дагестана, увидел перед собой светящуюся поэзией молодую  женщину. Мы отправили ее учиться в Литературный институт, откуда и началось  стремительное восхождение Фазу Алиевой в большую поэзию. Источник ее поэзии ­ Дагестан,  родной аул, люди, живущие на этой земле» 7.­Что вдохновляло Фазу Алиеву при написании произведений, узнаем из уст поэтессы Ролик «Откровение» 8. ­ Фазу Гамзатовну знают и любят как яркого поэта, самобытного писателя, публициста,  гражданина, патриота Дагестана. Ее читательская аудитория в нашей стране и за  рубежом огромна. Ее книги издаются на аварском и русском языках, переведены почти на  70 языков мира. Одно лишь перечисление всех ее поэтических, прозаических книг, статей,  выступлений, переводов на разные языки мира перевалило за тысячу. Рожденному в родных горах творчеству вскоре стало тесно среди высоких скал и глубоких  ущелий Дагестана и, взмахнув орлиными крыльями, поэтесса взлетела не только над  Россией, но и над всем миром. Первой страной, которую посетила поэтесса, была Польша, где Фазу Алиева посетила  могилы своих земляков Гамзата и Гаджиява Муртазаевых, погибших за освобождение  Польши. Как выяснилось, поляки свято чтят память героев, отдавших свои жизни за их  землю. Семье Муртазаевых и подвигу простых людей во время ВО войны посвящена поэма  «Восхождение». Отрывок из поэмы      «Восхождение» 9.­ Военная тематика занимает большое место в ее творчестве. Но если попытаться  определить главные темы многожанрового, многопланового творчества Фазу Алиевой, то  это будут тема мужества и тема труда. «Мужество и терпеливый труд дают результат. Труд и  только труд раскрывает таланты и гении...» ­ говорит она. Давайте послушаем, что сама Фазу Алиева говорит о труде и мужестве Ролик »Труд и мужество» 10. ­Когда мы читаем страницу за страницей произведения поэтессы, перед нами возникает  Дагестан во всем неповторимом своеобразии его природы, быта и обычаев горцев. Мы видим суровые, неприступные вершины, цветущие долины с их кривыми каменными улицами и саклями.  Видим почтенных седых стариков аксакалов, неторопливо беседующих на годекане, видим  стройных горских девушек с загорелыми лицами, идущих плавной походкой, проплывающих, словно  куропатки... И видим праздники аульчан ­весны, первой борозды, укрощения молодого коня.. И будто  присутствуем на сельских сходах, свадьбах, поминках... Она часто признавалась в любви  своему краю. Стихотворение «Я нахожусь в стране любви» Я нахожусь в стране любви, В стране невиданного чуда, Меня отсюда не зови, Как прояснились небеса! Туман рассеялся повсюду Иду, слегка прикрыв глаза, Я не хочу уйти отсюда! Не знаешь ты, с каким трудом Страну я эту обретала. Пленившись лаской и добром, Ларцом раскрытым сердце стало! Иду, сама подобна чуду. Растения на всем пути Полны высокого призванья. О, мой любимый, погоди, Не прерывай очарованья! 11. ­ Однажды кто­то из корреспондентов задал Фазу Алиевой вопрос: Скажите о главном, то есть о любви. Конечно же она, как и многие женщины, любила и очень много произведений  посвятила любовной тематике Протяни мне, любимый, ладонь, На ладонь положу я огонь, Просто сердце свое обнажу И тебе на ладонь положу! Обнаженное, ­ будет болеть, Алым пламенем будет гореть, Но руки твоей не обожжет, Только звезды во взгляде зажжет, Стихотворение «Протяни мне, любимый, ладонь» Только станет свечою твоей Среди сирых и пасмурных дней. Только станет горячим крылом На пути одиноком твоем. Протяни мне, любимый, ладонь, На нее положу я огонь, То есть душу свою обнажу И тебе на ладонь положу 12. ­В любви она была щедра, но очень горда, не выносила женскую слабость, потому  что она борец по жизни Стихотворение «Я не люблю плакучей ивы». Я не люблю плакучей ивы. Тоску и слабость презираю, — Приняв удар несправедливый, Не кинусь вслед, не зарыдаю. Когда любовь уйдёт навеки, Напрасны слёзы и стенанья, — Пусть у других краснеют веки, Я буду твёрже изваянья. В любви, как в подвиге, не место Сомненью, слабости, обману. Решишь уйти­ признайся честно, Молить, удерживать не стану. Что нелюбимой остаётся? Прощусь с тобою молча, строго, Легко ли мне, такой певучей, Стать крепче дуба векового?.. Как туча провожает солнце, Встав у закатного порога. Не тучей, нет­ скалою стану, И пусть на ней следы ненастий, — Лавины, ливни ураганы Над нею не имеют власти. Столетним крепким дубом стану, И пусть на нём следы от молний­ Он слёз не льёт, он терпит раны, Угрюмый, гордый и безмолвный... Но если можно, пусть, любимый, Всё злое будет позабыто, — Легко ли мне, такой ранимой, Стать непреклоннее гранита, Сумею стать я гордым дубом И неуступчивой скалою. Но быть покорной, быть плакучей­ Не ждите от меня такого! Да, оскорбишь ли словом грубым, Захочешь ли порвать со мною, Стерпеть смогу любую рану, Любым страданьем сердце мучай­ Плакучей ивой я не стану, Не стану ивою плакучей! 13. ­А еще ее спрашивали: « Есть ли что­то сильнее для Вас, чем любовь? Любовь к родным  людям, к своим детям, любовь к мужчине? Фазу Гамзатовна ответила так: Любовь­ это сильное  оружие. Я расскажу лишь о любви к моим близким. Для меня нет ничего ближе, чем они! Мои  сыновья, их дети ­ это частичка меня! Я никогда не забываю о них и они обо мне... Любовь ­ это  окрыленность, это самое характерное в моём творчестве, любовъ­это вдохновение. Стихотворение «Любовь ­ она бывает разной».  Любовь ­ она бывает разной. Бывает отблеском на льду. Бывает болью неотвязной Бывает яблоней в цвету Бывает вихрем и полетом Бывает цепью и тюрьмой... Мы ей покоем и работой, И жизнью жертвуем самой! Но есть еще любовь такая, Что незаметно подойдет И поднимая, помогая, Тебя сквозь годы поведет. И будет до последних дней Душой и совестью твоей 14. «У меня случилось в жизни так, ­ продолжила Фазу Гамзатовна, ­ что моя любовь ­  это непереносимая боль. Мой сын погиб, вернувшись из пылающей афганской земли, погиб, как  мой отец, в том оке возрасте. Сейчас я даже не могу вспомнить, как случилось, как моя боль стала переливаться в строчки, становясь стихами, знаю лишь то, что если б не раскрыла в этих  стихах своего сердца, я б вскрыла себе вены. Но я смогла подняться из тёмной безысходности,  побороть своё отчаяние. Эта боль и борьба ярко показана в стихотворении. Ролик. Стихотворение « Возрождение» 15.­Пройдя через боль потери, как никто другой понимала, что жизнь женщины­горянки очень тяжела, но она должна быть сильной. Послушаем стихотворение, которого не коснулось перо переводчика, на родном языке  поэтессы о тяжелой доле женщины Стихотворение на аварском языке 16. ­Сердце мое всегда болит за всех, не только за сыновей и внуков, но и за друзей и близких,  за весь Дагестан,­ повторяла вновь и вновь Ф.Алиева Во время празднования своего юбилея Фазу Гамзатовна обратилась к почитателям  своего творчества, оставив потомкам своего рода завещание,. Завещание Фазу Алиевой Фазу Алиева сказала: «Благодарю за любовь ко мне, к моему творчеству всех дагестанцев, всех  россиян. И прошу вас только об одном. В жизни бывает всякое ­ люди могут не любить друг  друга, ссориться. Но я прошу вас ­ никогда не стреляйте друг в друга. Ничто на свете не может  этого оправдать. Еще хочу сказать дагестанцам, не заставляйте женщин плакать, не доставайте  оружия, женщина не должна плакать на могиле мужчины, погибшего не своей смертью! Мы  можем иметь разные мнения, можем любить или не любить друг друга, можем высказывать своё  недовольство словами, но никогда, дагестанцы, никогда не доставайте оружия! Мы не должны  делить себя на аварцев, даргинцев, лакцев, кумыков ­ для меня это совершенно не имеет  значения, а важны человеческие качества. И всё равно, я всегда верю, люблю и хорошо думаю  обо всех людях, потому что не умею иначе». Эти переживания также отразились в стихотворении «Ах горы, горы... Ах, горы, горы! Вы не просто горы, собой, А знак преодоления невзгод. И скалы, устрашающие взоры, И речки, что текли по горным склонам, В одну реку сливаясь меж  Ему повелевали быть сплоченным, Не просто скалы, ­ стойкости оплот. Горжусь я славой моего народа, Хоть он, сказать по совести, всего На древе человеческого рода ­ смерть. Чуть видимая веточка его. Не горы ли бесстрашию учили И мудрости его из года в год, А камни вековые ­ не они ли Терпеньем одарили мой народ? Когда вступал он с недругами в бой. Наветы презирать и пустословье И в лихолетье смолоду уметь Сражаться до последней капли крови По формуле: победа или  И жить свободно на земле свободной, А коль отнимут волю, то тогда, Простясь с землей в печали неисходной, С лица земли исчезнуть без следа. 18. ­ О Фазу Алиевой можно говорить бесконечно, настолько это многогранный и духовно богатый человек. Но сейчас просто послушаем, как читает Фазу Алиева на родном  языке. Ролик . Чтение Фазу Алиевой 19.­На вопрос, какое определение ее творчества ей наиболее импонирует, она, прежде чем  ответить, долго думала. Потом, улыбаясь, призналась: «Как­то моя переводчица и подруга  Инна Лиснянская назвала мое творчество планетарным. Я точно не знаю, какой смысл  вкладывают в это слово литературоведы, но хочу с этим скромно согласиться. А вообще,  если серьезно, ведь действительно мои стихи ­ это моя планета. Еще я очень гордилась,  буквально светилась от счастья, когда во время поездок с Комитетом мне говорили:  «Голубка мира прилетела». Итог. Читайте стихи Фазу Алиевой. От них веет свежим ветром с гор Дагестана. Они несут в себе мудрость, неторопливость и живительную влагу родников. В них вы всегда найдете слова Любви, Верности и Нежности. То, чего так часто не хватает нам, вечно спешащим по делам. Несмотря на то что жизнь Ф.Алиевой была трудна, она считала себя счастливой, потому что дарила людям добро и заботу. Мне тоже хочется пожелать вам найти свое счастье, а потому хочу предложить формулу счастья ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ Возьмите   чашу   терпения,   влейте   в   нее   полное   сердце   любви,   добавьте   2   горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути Дом. Задание: Написать сочинение на тему:«Я горжусь тем, что рожден в Дагестане!»

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)

Конспект урока на тему: "Талисман страны гор"( 11 класс ,дагестанская литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019