Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."
Оценка 4.7

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
01.02.2019
Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."
Познакомить учащихся с группами славянских языков; показать на примерах лексические и грамматические изменения в языке на протяжении 20-21 веков; стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной речи. Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор. Тип урока: комбинированный. Учебник под ред.Разумовской
yazyk-razvivayushch.yavlenie.doc
Язык – развивающееся явление. (7 класс. Урок 1) Цель:  ознакомить учащихся с группами славянских языков; показать на примерах лексические и грамматические изменения в языке на протяжении 20­ 21 веков;  стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной  речи.  Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.  Тип урока: комбинированный. 1. Орг. момент. Ход урока 2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений). 3. Актуализация знаний. Прочитаем текст из презентации. Язык его похож на современную речь? Это отрывок из  «Поучения Владимира Мономаха», составленное в 12 веке… Нам предстоит с ним  познакомиться в этом году на уроках литературы. До середины 1­го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который  теперь называется  праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках  восточных, западных и южных славян. Язык  восточных славян называют древнерусским . Он  был очень звучен и мелодичен.  В  нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке  было  шесть типов склонений существительных, три формы числа ­ единственное,  множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный,  винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы  иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр. Древнерусский язык существовал примерно до 14 ­ 15 веков, а потом распался на три  отдельных языка: русский, украинский и белорусский. В какую группу славянских языков входит русский язык? Заполните схему. 4. Это интересно. М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как  атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 ­ начале  19 века  Карамзин впервые  потребил такие слова, как  благотворительность,  личность, промышленность, влияние, сосредоточенность. Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления  историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок ­  подросток, сей ­ этот, зело ­ очень и др. Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром,  космонавт, инопланетянин, компьютер и др. Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас.  (Презентация, флеш­карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.) Вернулись в русский язык и "старые слова": губернатор, дума, суд присяжных и др.  Какое из данных слов старше: ботинки ­ кроссовки; шуба ­ куртка; спартакиада ­  олимпиада? 5.  Задания (по группам). (После выполнения задания обсуждаются всеми.) 1. Подберите к данным словам синонимы — устаревшие слова. Зрачок (зеница), площади (стогны), дитя (чадо), воин (ратник), невидимый (незримый),  прием пищи (трапеза), дворянин­землевладелец (помещик), юноша дворянского  происхождения, прислуживающий при дворе (паж).  2.  Запишите слова — ваши ровесники, т. е. слова, появившиеся в русском языке в 2000­е  годы (например,  менеджер, дизайн, спикере, менталитет, индексация, инфляция,  биополе, экстрасенс, рейтинг, ноутбук, смартфон). 3.  Напишите ряд слов, обозначающих средства передвижения в XIX, затем в XX веке  (например, карета, экипаж, кибитка, бричка, тройка, сани, телега — теплоход,  паровоз, электровоз, самолет, ракета, космический корабль). 6. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка. ­ Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее,  чем в лексике. Их обнаруживают ученые ­ лингвисты, которые сопоставляют тексты,  написанные в разные периоды существования языка. Так, например, ученые обнаружили, что звук [ ф ], как и буква ф, ­ греческого  происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, мифология и  др. нерусского происхождения. Исконно славянский звук [ ф ] возник в произношении в 12  ­ 13 веках в результате оглушения в словах типа ро[ ф ], ла[ ф ]ка и т.п. Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского языка. Например, в словаре ­ справочнике "Русское литературное ударение и произношение" под ред. Р.И.  Аванесова, изданном в 1955году, указывалось: фольга (не фольга); фольклор (лор и  допустимо лёр). "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под ред. Д.Э.  Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую форму  произношения слова фольга ­ ударение на последнем слоге, а в фольклоре только [ лор ]. А 31 августа Министерство образования и науки хотело утвердить обновленный список  словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Согласно постановлению №195, которое вступило в силу с 1 сентября, в перечень вошли  "Орфографический словарь русского языка" Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой,  "Грамматический словарь русского языка" под редакцией А.Зализняка, "Словарь ударений  русского языка" И.Резниченко и "Большой фразеологический словарь русского языка" с  комментарием В.Телия.  Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у "кофе" могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить "мой кофе" и "мое кофе". Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе ­ изменения рода у  некоторых существительных. Так, в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина мы читаем:  "Полусонный в постелю с бала едет он", а в другой главе мы встречаем написание: ":Он еще в постеле". И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том,  что в те времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в окончании  предложного падежа слова постеля было правильным.   Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими? 1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) ­ И на покорную рояль властительно  ложились руки. (А. Блок)  2. Ветка тополя уже выбросила бледно­желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) ­ За  тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)  3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М.  Горький) ­ Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой) 7. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Запишите, вставляя и объясняя  орфограммы на месте пропусков.  Язык вид. .изменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди (не)зам..чают  пр..шельцев. Но пусть будут они достойны велик., языка, данн.. велик., народу. Прекрасен  русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем. (Н. Рерих) (Николай Константинович Рерих - выдающийся русский художник, ученый, писатель и общественный деятель, путешественник) 10. Подведение итога. Рефлексия. ­ Что нового для себя вы узнали на уроке? ­ Трудно ли вам будет выполнить домашнее задание? ­ Составьте синквейн на тему "Язык" Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим  правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Зачитывается несколько работ учащихся). Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако,  развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять  свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и  передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире. Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что "язык живет вместе с жизнью народа". Д.з. ЗСП ­1, записать без ошибок, составить 3­4 предложения, включив дан. слова в  причастные и дееприч. Обороты; Упр 1.2 пересказать.  Урок русского языка Тема: Изменяется ли язык с течением времени 7 класс Разработала: Луговская Е. В. Цели: 1. Формирование понятия о русском языке как изменяющемся явлении. 2. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотного оформления его записи. 3. Закрепление орфографических навыков. Ход урока Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С. Я. Маршак I. Оргмомент. 1. Беседа. Знакомство с учебником. 2. Требования к тетрадям и к выполнению домашних работ. 3. Постановка цели В 7 классе мы будем продолжать изучение морфологии, и таких частей речи как  наречие, предлог, союз, частица. Задание: поставьте для себя цель. Например: «Я научусь отличать наречие от других частей речи». II. Работа над темой урока. 1. Чтение эпиграфа. Учитель: Что такое эпиграф? (Эпиграф от греч. «epi» – расположение поверх чего­либо + «grafo» ­ пишу) Эпиграф – это цитата или краткое изречение, предваряющее сочинение или отдельный его раздел, в  котором поясняется замысел, идея произведения или его части. Например, к повести «Капитанская дочка» значится эпиграф: «Береги честь смолоду» ­ Подберите слова с таким же иноязычным корнем. (Эпиграмма, эпитафия, эпизод, эпилог) ­ Согласны ли вы с эпиграфом? ­ Почему изменяется язык? (1. В результате общения между народами в язык проникают заимствования. Так ещё в X­XI в.в. после  крещения Руси и принятия христианства на Руси появились византийские церковные книги, которые  переводили с греческого языка. 2. Из объективного желания упрощать, экономить речевые усилия. Во время реформы языка 1917 года ушли из языка буквы «ять» и «ижица». Самая молодая в русском алфавите буква Ё. Известен её создатель, у нас есть «день рождения», и в 1997  году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй  альманах Стихов «Аноиды», в котором впервые использовал букву Ё. До этого для обозначения ударного  звука 0 после мягких согласных использовали диграф iо, введённый в 1735 г., например, слiозы. А в  древнерусском языке звук о после мягких совсем не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс произносили мед, слезы, нес. 3. Меняется уклад жизни, обычаи, развивается культура, наука) 2. Упр. 1 Задание: Выписать главную мысль. (Некоторые слова, лексическое значение которых со временем меняется Вратарь – сторож городских ворот, соратник – сотоварищ в битве. ­ Что обозначают эти слова сейчас? 3. Работа с цитатой. Вот что пишет поэт Н. Асеев в своей статье «Жизнь слова»: «Взять хотя бы самые простые слова, как­то: вода, хлеб, ладонь, день. В их ходовом применении  совершенно перестало слышаться первоначальное корневое значение. В самом деле, разве в слове вода мы  ощущаем то, что она «ведёт» куда­то, т. е. служит путём, дорогою, какой она была для наших предков,  передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка. Помнившая ещё крепостное  право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По  воду – вот как надо сказать!» Хлеб. Кто услышит в этом слове старинное корневое значение жидкой еды – может быть сваренного,  толчёного зерна, заправленного в болтушку, не выпеченного, не поднявшегося в дёже, что было при более  развитом состоянии хозяйства? Связь слова хлеб с глаголом хлебать несомненна, оно родственно и слову похлёбка. Задание: Подберите однокоренные слова, используя исконное значение слова. ( хлеб, хлебушек, хлебать, похлёбка, нахлебник, хлебный, нахлебаться) 4. Знакомство с новым термином. Учитель: Есть специальная наука, которая занимается происхождением слов – этимология. Этимология (греч. – etimos ­ «истина» + logos – «понятие, учение») изучает происхождение слова, его  родственные связи с другими словами в этом или других языках. Узнать о происхождении слова можно, заглянув в этимологический словарь. Этимологический (исторический) анализ слова раскрывает не только интересные, но очень полезные  сведения о нем. Например, почему нужно писать букву Е в слове сметана? Исторический анализ помогает  разобраться в этом вопросе. Оказывается, имя существительное сметана образовано от слова смётанная и  первоначально обозначало «смётанная, собранная в кучу часть сквашенного молока» 5. Упр. 3, 4 Задание: Определите современный состав слова и исторический. С помощью этимологического анализа  объясните правильное написание слов. Природа, родина, ветчина, колесо, сокровище, обед, околица и др. III. Домашнее задание: Творческая работа. Изобразить на альбомном листе этимологию любого слова,  используя этимологический словарь.

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019