Конспект урока на тему "Язык как развивающееся явление."

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с группами славянских языков; показать на примерах лексические и грамматические изменения в языке на протяжении 20-21 веков; стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной речи. Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор. Тип урока: комбинированный. Учебник под ред.Разумовской
Иконка файла материала yazyk-razvivayushch.yavlenie.doc
Язык – развивающееся явление. (7 класс. Урок 1) Цель:  ознакомить учащихся с группами славянских языков; показать на примерах лексические и грамматические изменения в языке на протяжении 20­ 21 веков;  стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной  речи.  Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.  Тип урока: комбинированный. 1. Орг. момент. Ход урока 2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений). 3. Актуализация знаний. Прочитаем текст из презентации. Язык его похож на современную речь? Это отрывок из  «Поучения Владимира Мономаха», составленное в 12 веке… Нам предстоит с ним  познакомиться в этом году на уроках литературы. До середины 1­го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который  теперь называется  праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках  восточных, западных и южных славян. Язык  восточных славян называют древнерусским . Он  был очень звучен и мелодичен.  В  нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке  было  шесть типов склонений существительных, три формы числа ­ единственное,  множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный,  винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы  иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр. Древнерусский язык существовал примерно до 14 ­ 15 веков, а потом распался на три  отдельных языка: русский, украинский и белорусский. В какую группу славянских языков входит русский язык? Заполните схему. 4. Это интересно. М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как  атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 ­ начале  19 века  Карамзин впервые  потребил такие слова, как  благотворительность,  личность, промышленность, влияние, сосредоточенность. Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления  историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок ­  подросток, сей ­ этот, зело ­ очень и др.Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром,  космонавт, инопланетянин, компьютер и др. Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас.  (Презентация, флеш­карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.) Вернулись в русский язык и "старые слова": губернатор, дума, суд присяжных и др.  Какое из данных слов старше: ботинки ­ кроссовки; шуба ­ куртка; спартакиада ­  олимпиада? 5.  Задания (по группам). (После выполнения задания обсуждаются всеми.) 1. Подберите к данным словам синонимы — устаревшие слова. Зрачок (зеница), площади (стогны), дитя (чадо), воин (ратник), невидимый (незримый),  прием пищи (трапеза), дворянин­землевладелец (помещик), юноша дворянского  происхождения, прислуживающий при дворе (паж).  2.  Запишите слова — ваши ровесники, т. е. слова, появившиеся в русском языке в 2000­е  годы (например,  менеджер, дизайн, спикере, менталитет, индексация, инфляция,  биополе, экстрасенс, рейтинг, ноутбук, смартфон). 3.  Напишите ряд слов, обозначающих средства передвижения в XIX, затем в XX веке  (например, карета, экипаж, кибитка, бричка, тройка, сани, телега — теплоход,  паровоз, электровоз, самолет, ракета, космический корабль). 6. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка. ­ Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее,  чем в лексике. Их обнаруживают ученые ­ лингвисты, которые сопоставляют тексты,  написанные в разные периоды существования языка. Так, например, ученые обнаружили, что звук [ ф ], как и буква ф, ­ греческого  происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, мифология и  др. нерусского происхождения. Исконно славянский звук [ ф ] возник в произношении в 12  ­ 13 веках в результате оглушения в словах типа ро[ ф ], ла[ ф ]ка и т.п. Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского языка. Например, в словаре ­ справочнике "Русское литературное ударение и произношение" под ред. Р.И.  Аванесова, изданном в 1955году, указывалось: фольга (не фольга); фольклор (лор и  допустимо лёр). "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под ред. Д.Э.  Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую форму  произношения слова фольга ­ ударение на последнем слоге, а в фольклоре только [ лор ]. А 31 августа Министерство образования и науки хотело утвердить обновленный список  словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Согласно постановлению №195, которое вступило в силу с 1 сентября, в перечень вошли  "Орфографический словарь русского языка" Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой,  "Грамматический словарь русского языка" под редакцией А.Зализняка, "Словарь ударений  русского языка" И.Резниченко и "Большой фразеологический словарь русского языка" с  комментарием В.Телия.  Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у "кофе" могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить "мой кофе" и "мое кофе".Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе ­ изменения рода у  некоторых существительных. Так, в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина мы читаем:  "Полусонный в постелю с бала едет он", а в другой главе мы встречаем написание: ":Он еще в постеле". И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том,  что в те времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в окончании  предложного падежа слова постеля было правильным.   Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими? 1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) ­ И на покорную рояль властительно  ложились руки. (А. Блок)  2. Ветка тополя уже выбросила бледно­желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) ­ За  тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)  3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М.  Горький) ­ Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой) 7. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Запишите, вставляя и объясняя  орфограммы на месте пропусков.  Язык вид. .изменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди (не)зам..чают  пр..шельцев. Но пусть будут они достойны велик., языка, данн.. велик., народу. Прекрасен  русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем. (Н. Рерих) (Николай Константинович Рерих - выдающийся русский художник, ученый, писатель и общественный деятель, путешественник) 10. Подведение итога. Рефлексия. ­ Что нового для себя вы узнали на уроке? ­ Трудно ли вам будет выполнить домашнее задание? ­ Составьте синквейн на тему "Язык" Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим  правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Зачитывается несколько работ учащихся). Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако,  развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять  свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и  передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире. Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что "язык живет вместе с жизнью народа".Д.з. ЗСП ­1, записать без ошибок, составить 3­4 предложения, включив дан. слова в  причастные и дееприч. Обороты; Упр 1.2 пересказать.  Урок русского языка Тема: Изменяется ли язык с течением времени 7 класс Разработала: Луговская Е. В. Цели: 1. Формирование понятия о русском языке как изменяющемся явлении. 2. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотного оформления его записи. 3. Закрепление орфографических навыков. Ход урока Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С. Я. Маршак I. Оргмомент. 1. Беседа. Знакомство с учебником. 2. Требования к тетрадям и к выполнению домашних работ. 3. Постановка цели В 7 классе мы будем продолжать изучение морфологии, и таких частей речи как  наречие, предлог, союз, частица. Задание: поставьте для себя цель. Например: «Я научусь отличать наречие от других частей речи». II. Работа над темой урока. 1. Чтение эпиграфа. Учитель: Что такое эпиграф? (Эпиграф от греч. «epi» – расположение поверх чего­либо + «grafo» ­ пишу) Эпиграф – это цитата или краткое изречение, предваряющее сочинение или отдельный его раздел, в  котором поясняется замысел, идея произведения или его части. Например, к повести «Капитанская дочка» значится эпиграф: «Береги честь смолоду» ­ Подберите слова с таким же иноязычным корнем. (Эпиграмма, эпитафия, эпизод, эпилог) ­ Согласны ли вы с эпиграфом? ­ Почему изменяется язык? (1. В результате общения между народами в язык проникают заимствования. Так ещё в X­XI в.в. после  крещения Руси и принятия христианства на Руси появились византийские церковные книги, которые  переводили с греческого языка. 2. Из объективного желания упрощать, экономить речевые усилия. Во время реформы языка 1917 года ушли из языка буквы «ять» и «ижица». Самая молодая в русском алфавите буква Ё. Известен её создатель, у нас есть «день рождения», и в 1997  году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй  альманах Стихов «Аноиды», в котором впервые использовал букву Ё. До этого для обозначения ударного  звука 0 после мягких согласных использовали диграф iо, введённый в 1735 г., например, слiозы. А в  древнерусском языке звук о после мягких совсем не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс произносили мед, слезы, нес. 3. Меняется уклад жизни, обычаи, развивается культура, наука) 2. Упр. 1 Задание: Выписать главную мысль. (Некоторые слова, лексическое значение которых со временем меняется Вратарь – сторож городских ворот, соратник – сотоварищ в битве. ­ Что обозначают эти слова сейчас? 3. Работа с цитатой. Вот что пишет поэт Н. Асеев в своей статье «Жизнь слова»: «Взять хотя бы самые простые слова, как­то: вода, хлеб, ладонь, день. В их ходовом применении  совершенно перестало слышаться первоначальное корневое значение. В самом деле, разве в слове вода мы  ощущаем то, что она «ведёт» куда­то, т. е. служит путём, дорогою, какой она была для наших предков,  передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка. Помнившая ещё крепостное  право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По  воду – вот как надо сказать!»Хлеб. Кто услышит в этом слове старинное корневое значение жидкой еды – может быть сваренного,  толчёного зерна, заправленного в болтушку, не выпеченного, не поднявшегося в дёже, что было при более  развитом состоянии хозяйства? Связь слова хлеб с глаголом хлебать несомненна, оно родственно и слову похлёбка. Задание: Подберите однокоренные слова, используя исконное значение слова. ( хлеб, хлебушек, хлебать, похлёбка, нахлебник, хлебный, нахлебаться) 4. Знакомство с новым термином. Учитель: Есть специальная наука, которая занимается происхождением слов – этимология. Этимология (греч. – etimos ­ «истина» + logos – «понятие, учение») изучает происхождение слова, его  родственные связи с другими словами в этом или других языках. Узнать о происхождении слова можно, заглянув в этимологический словарь. Этимологический (исторический) анализ слова раскрывает не только интересные, но очень полезные  сведения о нем. Например, почему нужно писать букву Е в слове сметана? Исторический анализ помогает  разобраться в этом вопросе. Оказывается, имя существительное сметана образовано от слова смётанная и  первоначально обозначало «смётанная, собранная в кучу часть сквашенного молока» 5. Упр. 3, 4 Задание: Определите современный состав слова и исторический. С помощью этимологического анализа  объясните правильное написание слов. Природа, родина, ветчина, колесо, сокровище, обед, околица и др. III. Домашнее задание: Творческая работа. Изобразить на альбомном листе этимологию любого слова,  используя этимологический словарь.