Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
11 кл
15.11.2018
Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики « военного коммунизма». С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы.Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики « военного коммунизма». С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы.
нэп.docx
Тема урока: « Новая экономическая политика ».
1. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920х гг. Её часто называют
Россией нэповской. Нэп новая экономическая политика, которую большевики
начали проводить с 1921 г. Наша задача понять суть нэпа, уметь отличить эту
политику от политики « военного коммунизма». С переходом нашей страны от
войны к миру перед партией встали новые сложные социальноэкономические и
идейнополитические проблемы. "А что же дальше?" Этот вопрос задавал себе и
тот, кто с оружием в руках в годы гражданской войны и интервенции защищал
Советскую власть. Март 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение об отказе от
“военного коммунизма”.
В чём сущность политики «военного коммунизма».
Политика “ВК”
Введение продразверстки
Непосредственный продуктообмен между городом и деревней
Национализация всей крупной, средней и мелкой промышленности
Запрещение аренды земли, применения наемного труда в с/х. Запрещение частной
торговли. Государственное распределение продовольствия и товаров народного
потребления по карточкам и классовому принципу.
Введение трудовой повинности; создание трудовых армий
Натурализация заработной платы вследствие обесценивания денег, бесплатность
гос. услуг (квартиры, транспорта).
Почему большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики
“военного коммунизма”? Кризис политики ВК.
Почему победа Советской власти в гражданской войне обернулась поражением?
Один из уроков гражданской войны заключался в том, что в борьбе за власть без
поддержки крестьянства победить невозможно, так как Россия аграрная страна.
Чтобы сохранить власть, большевикам нужно было менять экономический курс.
ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ В 1920 году.
К 1921 Россия буквально лежала в руинах. По подсчётам специалистов численность
населения едва достигала 135 млн. Потери на этих территориях в результате войн, эпидемий, эмиграции, сокращения рождаемости составили с 1914 г. не менее
25 млн. человек
Изза нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены
покидать города и уезжать в деревню. Общий объём промышленного производства
сократился в 5 раз. Оборудование давно не обновлялось.
Объём сельскохозяйственного производства сократился на 40 % в связи с
обесцениванием денег и дефицитом промышленных товаров.
Таким образом, главная задача внутренней политики РКП(б) и Советского
государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании
материальнотехнической и социальнокультурной основы для построения
социализма, обещанного большевиками народу.
Из воспоминаний П.А. Сорокина
К 1921 году разрушительные последствия программы коммунистов стали ясны даже
самым отсталым крестьянам. Их поля не возделывались и заросли сорняками. У
крестьян не было ни семенного зерна, ни стимулов к труду на земле. Города
умирали, национализированные заводы, лишившись топлива, останавливались.
Железные дороги были разрушены. Здания превратились в руины. Школы почти не
функционировали.. Бурные митинги и волнения на заводах и среди крестьян
участились …Народ был измучен, люди жили впроголодь. Не хватало одежды,
обуви. Таким масштабным был тогда кризис.
ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:
Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги –
“Долой продразверстку” “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”.
“Крестьянская контрреволюция” – опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”.
В. И. Ленин.
Рабочие: 1920 – 1921 г – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в
Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики
большевиков.
Кронштадтское выступление матросов – последняя капля в недовольстве
большевиками. Кронштадтские моряки, в прошлом активно поддерживающие
коммунистов, взбунтовались…
Пути выхода из кризиса.
Учитель спрашивает, каким мог быть выход из такого положения для страны, для
власти.
Учащиеся высказывают свои версии и приходят к выводу, что путей выхода могло
быть 3.
Первый путь продолжение военного коммунизма, т. е. террор, насилие, репрессии. Такой путь привёл бы к ещё большей вооруженной борьбе со стороны населения.
Второй путь полное удовлетворение требований мятежников, т. е. оставление
большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии.
Третий путь тактический манёвр, при котором, с одной стороны, командные
высоты сохраняются за большевиками, а с другой делается временная уступка
небольшевистским силам. Ленин не без колебаний выбрал третий путь.
То, что выбран именно третий путь, стало ясно 8 марта 1921г. на 10 съезде РКП (б)
из выступлений В.И. Ленина.
Началом НЭПа стало постановление X съезда РКП (б) о замене
продразверстки продналогом, в марте 1921 года, оформленное декретом
ВЦИК.
Смысл нового курса партии заключался в том, чтобы выполнить экономические
требования крестьянства и одновременно закрепить политическую диктатуру
большевиков.
Продналог – натуральный, четко зафиксированный налог на продовольствие,
собираемый с крестьянских хозяйств в России и затем в СССР с 1921 по 1923
годы.
Продразверстка – система заготовки продовольствия, дважды вводившаяся в
России с 1916 по 1921 годы и предполагавшая сдачу государству крестьянами
всех излишков по утвержденным ценам.
Главное отличие продналога от продразвёрстки – экономический стимул.
Политика “ВК”
НЭП
Введение продразверстки
Замена продразверстки продналогом
Непосредственный продуктообмен
между городом и деревней
Торговля основная форма экон. смычки
между городом и деревней
Национализация. всей крупной,
средней мелкой промышленности
Запрещение
применения наемного труда в
аренды
земли,
с/х. Запрещение частной торговли
Государственное распределение
продовольствия
товаров
и
Сохранение в руках гос. крупной и средней
промышленности. Допуск частного капитала в
промышленности: концессии, аренда мелких
государственных предприятий,
частные
(мелкие) предприятия
Разрешение аренды земли и применения
наемного труда в с/х.
Разрешение частной торговли под контролем
гос. развитие гос. и кооперативной торговли. народного потребления по
карточкам и классовому принципу
Введение трудовой повинности;
создание трудовых армий
Отмена трудовой повинности упразднение
трудовых
Обеспечение
промышленности рабочей силой через биржи
труда
армий
Натурализация з/п вследствие
обесценения денег, бесплатность
гос. услуг (квартиры, транспорта)
Укрепление денежной системы, переход к
денежной з/п; отмена бесплатных услуг
КРИЗИСЫ НЭПа
Кризисы НЭПа это нарушение взаимодействия и товарооборота между городом и
деревней,
Неумение
большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.
между промышленностью и сельским хозяйством.
Причина: политика большевиков, отдававшая приоритет развитию промышленности.
Неспособность промышленности обеспечить потребности сельского хозяйства.
Сущность”кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т. н. “ножниц”
высокие цены на промышленные товары и низкие на сельскохозяйственные
продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней. Последствия
товарный голод на промышленные изделия в деревне.
Причина: Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП.
Сущность: Кризис хлебозаготовок.
ИТОГИ НЭПа
Плюсы НЭПа: сельское хозяйство увеличивало свои объёмы, к1923 г. были
восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна
почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России
пятилетии с 1909 по 1913 г.
Несмотря на частые кризисы, динамично развивалось и промышленное
производство. К1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том
числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. Улучшилось
материальное положение рабочих, крестьян, служащих. Реальная заработная плата
рабочих к 19251926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка.
Результаты НЭПа
Положительные результаты
Отрицательные результаты 1.Большевики удержались у власти.
1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов
– результат отставания темпов возрождения
промышленности от производства сельского
хозяйства.
2.Востановлено разрушенное народное
хозяйство, превзойдён довоенный уровень
( к 1925 году в сельском хозяйстве, к 1928
году в промышленности).
2. Социальная и имущественная
дифференциация крестьянства.
3. Созданы условия для нового этапа
индустриализации.
3.К 1928 году безработица – более 2 млн чел.
4.Пробудилась частная инициатива
(возродилась рыночная экономика).
4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный
товарообмен между городом и деревней.
5.Национальный доход возрос на 18 % в
год; рост промышленной продукции
составил 30 % в год.
5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год –
“Философский пароход”. б) Уничтожено 200
тыс. священнослужителей.
6. Золотой червонец – твёрдая валюта.
6. Инфляция второй половины 20х годов
7.Концессии
7. Большой чиновничий аппарат.
Продолжительность рабочего дня равнялась 7 ч. при 6дневной рабочей неделе.
Разнесите слова по соответствующим колонкам.
1.Продразверстка. 2.Оплата по труду.3.Продналог. 4. Переход к
товарообмену.5.Национализация
промышленности. 6. Запрет наёмного труда.
7.Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности.
9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные
коммунальные услуги. 11. Отмена денег.
12.Разрешение государством открыть мелкие частные
предприятия. Военный
коммунизм.
НЭП.
1,5,6,7,9,10,11 2,3,4,8,12
Домашнее задание: параграф 14, заполнить сравнительную таблицу на стр 129.
Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Конспект урока на тему:"Переход к НЭПу"( 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.