Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС
Оценка 4.8

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
14.04.2017
Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС
Задачи урока:1. раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки великой победы; 2. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения; 3. пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.Конспект урока
11 класс Урок №39 Тёркин - Кто же он такой_.docx
«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») проследить отражение русского национального характера в образе Василия Теркина через выявление его типичных черт. 1. раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки великой победы; 2. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения; 3. пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств. учащиеся знают текст поэмы, анализируют произведение, определяют основные черты обобщенного образа и его роль в годы Великой Отечественной войны; создают монологические и диалогические высказывания в устной и письменной форме текст поэмы, презентация, видеоряд, музыкальное сопровождение, РМ для работы в группе Деятельность учителя 11 класс Урок №39 Цель: Задачи: Прогнозируемы е результаты: Оборудование: Ход урока I. Организацио мотивационн нно- ый этап. 1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально- психологического настроя. - К. Симонов считал поэму “Василий Тёркин” лучшим из всего написанного о войне на войне (обращение к эпиграфу). Многие строки поэмы стали любимыми и дорогими для всех русских людей. Давайте послушаем их. Чтение строчек поэмы сопровождается показом видеоряда. - Какие чувства вы испытали, когда слушали строчки из поэмы и смотрели видеоряд? Поделитесь своими впечатлениями. - Кто же такой В. Тёркин? Какими качествами наделил его поэт? Почему этот герой популярен и любим во все времена? Именно на эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. 2. Целеполагание. из Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Записывают тему урока, эпиграф «Василий Тёркин» - это лучшее всего написанного о войне на войне. К. Симонов Прослушивают начало просматривают поэмы, видеоряд, делятся впечатлениями. Формулируют цели и задачи урока. II. Операционн о-деятельный этап 3. Творческая работа. Реализация домашнего задания. Звучит песня «Дороги» (сл.Л.Ошанина, муз.А.Новикова) - На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Теркин (слайд) Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, своих друзей. Твардовский Заслушивают творческие работы. ФО «Две звезды – одно желание» сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе «Книги про бойца». Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот-вот закончит свою речь и «заведет другую песню»: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете. А завтра снова в путь-дорожку фронтовую. - Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Задание. Составьте диалог, который мог бы состояться между поэтом и его героем (можно использовать цитаты из поэмы – реализация домашнего задания) 4. Сообщение учителя об истории создания поэмы. - «Василий Тёркин» был, по признанию самого поэта его «лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Несколько слов об истории создания поэмы «Василий Тёркин». Твардовский ушел на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее - в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошел до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияло на его творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку, и материал помещал в газету. Постепенно сложилась «Книга про бойца» и всеобщий любимец Теркин. Начальный замысел поэмы возник ещё в период финской компании в 1939-1940 годах. В 1942 году Твардовский вернулся к работе над произведением. Поэт вспоминал: «С того времени, как в печати появились первые части «Тёркина», он стал моей основной и главной работой на фронте». А когда в 1943 году поэт решил расстаться с Василием Тёркиным, он стал получать письма от своих читателей с просьбой не делать этого. «Я с новым увлечением принялся за работу, видя её завершение только в победном Заслушивают сообщение учителя, делают краткие записи в тетради. завершении войны»,- писал автор. - Почему же этот герой стал таким популярным? Давайте попытаемся разобраться. 5. Составление дискуссионной карты. - В строчках, вынесенных в тему урока, сказано, что Тёркин – парень обыкновенный. Так ли это? Согласны ли вы с этим утверждением? Составьте дискуссионную карту, текстом докажите свои предположения. Составляют дискуссионную карту, подбирают аргументы с опорой на текст поэмы. Делают выводы после заслушивания всех групп Теркин Незаурядный человек Русский чудо-человек, Богатырь не тот, что в сказке - беззаботный великан. Храбрее других, бесстрашный, славный товарищ, не унывает в любой обстановке, шутит, подбадривает солдат. Один совершает множество подвигов. Обобщённый образ русский сказочный солдат- богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист. Обыкновенный парень Всегда с солдатами в одном строю, в бою, на службе, на привале. Он один из многих защитников родины. Тёркин живёт теми же заботами, как и другие солдаты, лихой солдат на войне, гость не лишний на гулянке, на работе хоть куда. Парень свой, снова воду черпать из какой-то реки, ступают сапоги солдата по русской земле. В бою не чужд опаски. Святой и грешный. Человек простой закваски. Индивидуальный образ реальный солдат, стойкий боец Советской Армии Вывод: В образе Тёркина автор показал его типичность и необыкновенность, что сделало этого героя ярким и незабываемым. И, подчеркнув эту обычность, его неотделимость от массы бойцов, поэт выявляет его незаурядность: «Но герой – героем». 2. «О награде» 3. «Гармонь» Мужество, смелость, отвага, героизм, продолжатели дела отцов-защитников родины, Стойкость, выносливость Весёлый, скромный, медаль нужна, чтобы произвести впечатление, достоинство и гордость, Мечты о будущем без войны уверенность в победе, умеющий поддержать товарищей, не дать им впасть в уныние или даже замерзнуть, фронтовая дружба, солдат оказался настоящим гармонистом (талантливый) 6. Составление кластера. - В своём любимом герое Твардовский сумел выразить лучшие черты русского народа, увидел главное в русском национальном характере. Давайте вспомним прочитанные нами главы и определим характерные для Василия Тёркина черты характера. Эпизоды (главы) Качества характера Василия Тёркина 1. «Переправа» Работают с текстом поэмы (отдельные главы – по выбору учащихся), на его основе составляют кластер. Защищают работу. ФО: «Светофор» 4. «Два солдата» Мастер на все руки, смекалистый, хитрый, шутник, уверен в победе и готов сделать всё для этого, Патриотизм 6. «Смерть и воин» 5. « Кто стрелял?» Скромность, успокаивает солдата, завидующего ему, что у немцев это не последний самолёт. Любовь к жизни, но и готовность отдать её ради победы разговор человека с самим собой у последней черты, на той грани, где он до последнего обязан оказывать сопротивление «стрелам яростной судьбы»”. То есть и перед лицом смерти герой не может быть равнодушным к судьбе своей страны и не может забыть о родных краях. Лихой солдат, весёлый на гулянке, хороший работник, вера в победу, шутник, неунывающий, терпеливый и выносливый, обладает здравым смыслом и рассудительностью, святой и грешный. 7. «От автора» Вывод. В образе Теркина Твардовский обобщил лучшие черты русского солдата: мужество, силу, выносливость, жизнестойкость, веселость, общительность, надежность, скромность. Теркин, даже оставаясь один на один с врагом или со смертью, ощущает себя частью народа, и поэтому он непобедим. 7. Анализ художественного своеобразия поэмы. Составление дневника «двойной записи». - Что помогло автору сделать образ Тёркина любимым на все времена? Проанализируем через объяснения ключевых слов. Составим двухчастный дневник. художественное своеобразие поэмы Ключевое слово 1. Жанр 2. Сюжет 3. Пафос 4. Рефрен 5. Антитеза 6. Деталь 7. Монолог 8. Образ автора Объяснение Поэма Лиро-эпический жанр Книга про бойца без начала и конца Героический Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле Война и мир, юмор и серьёзность Подробности фронтового быта Характеристика Василия Тёркина через его монологи Образ поэта, друга Тёркина, тоже солдата, воина, военный корреспондент Обобщённый образ защитника Родины защитника Родины, 9. Типичность героя 8. Рефлексия «Письмо герою» III. Рефлексивн о-оценочный этап. - Очень часто на привале, в короткие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Конвертов во время войны не было, письма писались на обычных тетрадных листах, сворачивались в треугольник. На фронтовом треугольнике солдаты писали адрес, и письмо уходило в тыл. Давайте мы тоже сегодня напишем письма нашему герою, защитнику Родины Василию Тёркину. - Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества. Заполняют предложенную таблицу, делают выводы о художественном своеобразии поэмы и её роли в годы Великой Отечественной войны 5 минут для написания письма. Прием «Авторский стул». Чтение писем под музыку военных лет. 9. Заполнение оценочной карты. Критерии работы: 3 балла – участвовал активно, вносил свои идеи, проявлял знание материала и умение его применить; 2 балла – поддерживал идеи других, участвовал в обсуждении; 1 балл – пассивно слушал, выполнял предложенную работу. Ф.И. уч-ся самооценка взаимооценк а оценка учителя итого баллов Осуществляют самооценку и взаимооценку работы в группе, проставляют баллы по предложенным критериям. Домашнее задание. «Летопись страны» в творчестве А. Твардовского (презентация одной из поэм писателя – групповая работа) Записывают задание, уточняющие вопросы. домашнее задают

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС

Конспект урока на тему«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин») 7 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017