«Но́вый курс» — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США с 1929 по 1933.
Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 годах. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии.
Новый курс Рузвельта.docx
Новый курс Рузвельта
Законодательство о стабилизации финансовой системы
Одной из важнейших задач первого периода «Нового курса» в 1933 г. была
задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической
системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф.
Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического
строя. Поэтому свой первый рабочий день президент Рузвельт начал с
принятия срочных чрезвычайных мер по спасению банков, которых в США
насчитывалось около 14207, из них федеральными были 4897 банков, а
остальные – местными.
В воскресенье 5 марта 1933 г. президент своим решением объявил
«банковские каникулы», для того, чтобы предпринять необходимые шаги для
«лечения» больной банковской системы, и заявил о созыве 9 марта
специальной сессии Конгресса США. Он закрыл банки страны и запретил им
производить платежи или экспортировать золотые монеты и слитки,
воспользовавшись чрезвычайными полномочиями, которые предоставлялись
законом «О торговле с враждебной стороной» (Trading With The Enemy Act)
1917 года, принятым во время Первой мировой войны
9 марта, в первый же день работы специальной сессии, на обсуждение
конгресса был представлен проект закона о банках. Обсуждение заняло всего
40 минут. Через 8 часов после зачтения билля в конгрессе он был подписан
президентом и стал законом. Разработанный банкирами и чиновниками
министерства финансов, назначенными еще Гувером, он ни в малой степени
не ущемлял интересов финансовых магнатов.
Чрезвычайный закон о банках (Emergency Banking Relief Act) включал в себя
следующие меры: предоставление займов банкам; наделение министра
финансов правом предотвращать массовое изъятие вкладов; открытие после
«банковских каникул» только тех банков, которые будут признаны
«здоровыми». В основу закона был положен дифференцированный подход к
открытию банков, которые разделялись на три группы. К первой группе
относились «здоровые» банки, и их следовало открывать в первую очередь.
Ко второй – банки, которые могли функционировать при оказании им помощи.
К третьей причислялись банки, не способные функционировать. Они
подлежали ликвидации. Было решено выдать ссуды из Федеральной
резервной системы нуждающимся банкам под залог ценных бумаг,
государственных облигаций. Банкам было разрешено выпускать
привилегированные акции для их скупки Реконструктивной финансовой
корпорацией и получения наличности. В целях предотвращения утечки золота
за границу Президент получил право контролировать международные
финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. Прекращался
размен банковских билетов на золото, устанавливался государственный
контроль над золотым запасом банков. Также этот Закон дал право
президенту срочно напечатать 2 млрд. долларов. Деньги были направлены в
12 городов Америки, где существовали банки Федеральной резервной
системы. Они сразу же возобновили свою работу. В целом к концу марта 1933
г. 4/5 банков – члены ФРС были открыты, но 2 тысячи банков не получили
разрешения продолжать свою деятельность. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его
регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта,
изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание
доллара). В январе 1934 года золотое содержание доллара снизилось на 41%.
Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным
балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом
бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел иной путь
инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки
золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До
конца 1933 года золота было закуплено на 187,8 млн. долларов. Это
искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят
из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен
выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие
банковский резерв. В начале 1934 года был принят Закон «О золотом резерве»
(Gold Reserve Act), устанавливающий новую (действовавшую до 1917 года)
цену на золото 35 долларов за унцию. Это привело к распределению дохода в
пользу промышленного капитала. Были предотвращены массовые
банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий
правительству, усилились экспортные возможности США.
Правительство установило жёсткие ограничения банковской деятельности.
Законом Гласса Стигалла (Glass Steagall Act) от 16 июня 1933г., банкам было
запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции для
предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных
вкладов в ничем не обеспеченные проекты. Закон предусмотрел страхование
вкладов для всех банков – для федеральных банков это страхование стало
обязательным, для банков штатов – добровольным. На основе этого Закона в
1934 г. были созданы Федеральная корпорация по страхованию депозитов
(Federal Deposit Insurance Coгрoration; FDIC), а затем Федеральная корпорация
по страхованию сбережений и займов (Federal Savings and Loan Insurance
Coгрoration, FSLIC), призванные восстановить доверие к банкам, защитить
банковские вклады населения. Было проведено реформирование
Федеральной резервной системы.
В том же 1933 году Конгрессом был принят Закон «О ценных бумагах»
(Securities Act) с целью восстановления доверия инвесторов к рынку ценных
бумаг. Согласно требованиям этого закона, инвесторы могли получить
финансовую и прочую информацию о компании, выпустившей ценные бумаги.
Закон запретил предоставление неверной и искаженной информации.
Правительство стремилось упорядочить и спекулятивную деятельность
фондовых бирж, скандально процветавшую в предкризисный период. В
развитие Закона 1933 г., в 1934 г. был принят Закон «О биржах» 1934 г.
(Securities Exchange Act), на основании которого была создана Федеральная
комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission —
SEC). Закон 1934 г. предусматривал предоставление всем участникам рынка
равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации
о деятельности компаний. SEC была наделена правом регистрации всех
ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Были разработаны жесткие правила
деятельности для холдинговых компаний (т.е. прибыли которых основывались
только на обладании акциями других предприятий).
Закон о банках от 23 августа 1935 г (билль Флетчера–Стигалла) – завершал
банковскую реформу, начатую в США Чрезвычайным банковским законом 1933 г. Принятый во второй период проведения «Нового курса» Рузвельта, в
условиях дальнейшего падения престижа банковской системы, Закон о банках
стал вторым основным банковским законом администрации Рузвельта. Он
предусматривал значительное расширение власти правительства над
Федеральной резервной системой и кредитным рынком. Президент получил
право назначать 7 членов Совета управляющих ФРС и через них утверждать
президентов 12 федеральных резервных банков, а министр финансов и
контролер валюты – право занимать место в управлении ФРС по должности.
Совет устанавливал норму резервов банков – членов ФРС, регулировал
учетные ставки, полностью контролировал их иностранные операции на
открытом рынке и т.д. ФРС значительно расширялась, в ее рамках создавался
комитет по операциям на открытом рынке, который мог проводить операции
со всеми банками. Было облегчено использование федеральных резервов для
кредитования банков – членов ФРС.
В результате финансово-кредитная система целиком перешла под контроль
президента.
Законодательство об улучшении положения в промышленности, меры
по борьбе с безработицей
16 июня 1933 г. был принят один из двух наиболее важных (по мнению самого
Рузвельта) законов «Нового курса» – Закон о восстановлении национальной
промышленности (National Industrial Recovery Act - NIRA). Закон вводился на
два года. Для его проведения была создана Национальная администрация
восстановления (NRA), в состав которой вошли представители финансовой
олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт
ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели
Американской федерации труда (American Federation of Labor). Эмблемой этого
органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной
компании не было, то общество ее товары бойкотировало.
Закон NIRA вводил систему государственного регулирования промышленных
отраслей экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал
меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной
ситуации. Основной упор делался на Кодексы честной конкуренции (Fair-trade
acts), в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. В
соответствии с Законом NIRA вся промышленность была разделена на 17
групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами
для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень
заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта
продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно
оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не
допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось
право на их организацию, определялись низший предел зарплаты и
максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае
утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие
антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех
отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746
кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.
Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения
и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств
этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию развития общественных работ (Works Progress Administration,
WPA), которую возглавил министр внутренних дел Гарольд Икес. На
организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долларов, сумма
невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей
были: создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-
25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной
одеждой, им платили 1 доллар в день. Численность молодежи в лагерях
достигала 250 тысяч человек. Работами руководили офицеры резерва ВС.
Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и
в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала
леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала
дороги. Масштабы общественных работ, организованных американским
правительством, следует признать значительными – на них к январю 1934 г.
было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было
возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось
строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв,
контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси.
Работы были предоставлены 40 тысячам человек. Для трудоустройства
безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура –
строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее.
Сначала NIRA был воспринят американскими деловыми кругами с
энтузиазмом, но к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией
и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем
более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции
резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового
курса» они создали специальную организацию – Американскую лигу свободы.
Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении
срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление
разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали NIRA с позиций
идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем
почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что
NIRA ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г.
сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный
суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль
государства во многом сохранилась.
Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве
Весной 1933 г. начался новый подъем фермерского движения. Фермерская
стачечная организация требовала решительных действий со стороны
государства. Таких как: повысить цены на сельскохозяйственные продукты,
урезать баснословные прибыли посредников, выдачи пособий нуждающимся и
прекращения продаж имущества разорившихся. Президент Федерации
фермерских бюро Эдвард О’Нил в начале 1933 г. предупреждал комитет
сената: «Если что-нибудь не будет сделано для американского фермера,
менее чем через двенадцать месяцев в деревне разразится революция».
Фермерская стачечная организация наметила национальную забастовку на 13
мая. Но уже 12 мая 1933 г. для выхода из сельскохозяйственного кризиса
Конгрессом принимается очень важный Закон о помощи фермерам («Закон об
улучшении положения в сельском хозяйстве» - Agricultural Adjustment Act – ААА) – о смягчении бедственного положения национальной экономики путем
повышения покупательной способности сельского хозяйства, о проведении
упорядочения ликвидации акционерных земельных банков и проведении
других необходимых мер. Для его проведения была создана Администрация
регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration –
ААА).
Этот орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты,
устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами
посевных площадей: «Каждому такому производителю, согласившемуся на
уменьшение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его
дальнейшей передачи, оптационный контракт о продаже вышеуказанному
производителю такого количества хлопка из запасов, находящихся в
распоряжении и под контролем министра сельского хозяйства, на которое
данный производитель хлопка дал согласие уменьшить его производство...
Министр сельского хозяйства уполномочивается: С помощью заключаемых на
основе добровольности соглашений с производителями или с помощью других
методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного
производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных
продуктов». Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей
Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции. Были
перепаханы миллионы гектаров земли, засеянной хлопчатником и пшеницей,
были уничтожены миллионы голов скота, сожжены огромные запасы зерна.
Создание ААА все же привело к ожидаемым результатам: продажа с
аукционов почти прекратились, закладные продлевались. Инфляция привела
к облегчению тяжести фермерской задолженности и одновременно помогла
продвижению американских товаров на зарубежных рынках. Закон вызвал
ярое негодование банкиров: вместо 16% с суммы займа они могли получать
5%. Правительство их жалобы игнорировало.
31 января 1934г. был принят Закон о рефинансировании фермерских
закладных (Farm mortgage refinancing Act), который создавал механизм
рефинансирования долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и
удлинив срок погашения долга. В 1933 году была учреждена также
Администрация фермерского кредита (Farm Credit Administration, FCA), которая
предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд.
долларов. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с
кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тысяч) разорились и были
проданы с молотка.
Меры, предусмотренные рассмотренными законами, прежде всего,
затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли
сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери
улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных
машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения
получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также
конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные
сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от
повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной
собственности усилился.
В 1935 году было начато проведение широкой программы помощи фермерам.
Создана Администрация по переселению (Resettlement Administration, RA)., которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по защите
фермерских хозяйств (Farm Security Administration, FSA), в обязанности
которой входило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и
мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на
более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких
фермеров и пр.
С подписанием 1 марта 1936 г. Закона о сохранении плодородия почв и о
квотах внутреннего рынка (Soil Conservation and Domestic Allotment Act)
открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель
правительства осталась прежней – поднять цены на продукцию,
поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее
достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату
премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли
из-под посевов тех культур, которые ее истощали.
Закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act)
подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной
политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, Закон
1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний
государства относительно поступления на рынок основных
сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда
нормальной житницы», согласно которой поддержание цен в отличие от
принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции,
а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет
еще не проданных ими товаров.
Трудовое и социальное законодательство
В области восстановления деловой активности меры, принятые
правительством в необычайной спешке, привели к определенному
улучшению. Однако в плане решения острейшей национальной проблемы,
непосредственно касавшейся судеб миллионов людей, - проблемы занятости –
достижения администрации были весьма скромными. Многие исследователи
говорят даже о провале программы борьбы с безработицей, осуществляемой
под эгидой различных правительственных ведомств начиная с 1933 г.
В силу того, что политика администрации Рузвельта в деле оказания помощи
безработным и решения проблемы занятости преследовала весьма
ограниченные цели и не отличалась последовательностью, процесс
обнищания больших масс городского населения страны так и не удалось
приостановить. Зимой 1934 г. число тех, кто получал прямую материальную
помощь по безработице, составляло свыше 20 млн. человек. Но размеры этой
помощи не превышали 16 долларов в месяц на семью из четырех человек. К
1937 г. это пособие в связи с ростом стоимости жизни было несколько
повышено (до 20 долларов), однако и эта сумма не покрывала самых
скромных расходов на питание, не говоря о прочих статьях семейного
бюджета.
Рабочее движение продолжало развиваться по восходящей линии, причем
эпицентр активности сместился на территории действующих предприятий, в
ведущие отрасли американской промышленности. Уже в 1933 г. бастовало
свыше миллиона американских рабочих, отстаивая приемлемые условия
существования и право организации в профсоюзы. В 1934 г. число участников
забастовочного движения достигло 1,5 млн. человек. В борьбу включились десятки тысяч рабочих автомобильной промышленности (Детройт, Толидо),
текстильщики (Фол-Ривер), шахтеры (Алабама), портовики западного
побережья, строители, рабочие алюминиевых предприятий, водители такси
Филадельфии, швейники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и т.д. Стоит отметить,
что рабочие не ограничивались только экономическими требованиями, а
повсеместно добивались осуществления и законодательного закрепления тех
основных прав на коллективную защиту от крайностей капиталистической
эксплуатации, которые формально были гарантированы NIRA.
В этих условиях от правительства требовались решительные меры, способные
предотвратить социальный взрыв. Чтобы не было сомнений в
действительности социальных мероприятий, правительство инициировало
принятие новых трудовых законов. 19 июня в послании к конгрессу президент
предложил ввести прогрессивный налог на крупные состояния и прибыли
корпораций, а 5 июля 1935 г. был подписан Закон Вагнера о трудовых
отношениях (National Labor Relations Act), подтвердивший и усиливший права
рабочих на организацию в профсоюз и коллективный договор,
зафиксированные в статье 7-а NIRA.
Закон Вагнера не только впервые в истории США провозгласил официальное
признание профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих
прав: в ст. 7 закона перечислялись права рабочих, нарушение которых
входило в понятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей. Закон
Вагнера запрещал работодателям: «препятствовать… в осуществлении прав»
рабочих; вмешиваться в действия рабочих, «направленные на создание какой-
либо организации или мешать им оказывать финансовую или какую-нибудь
другую необходимую поддержку такой организации»; отказываться от
переговоров о заключении коллективного договора. Помимо этого, в законе
отмечалось, что «ни одно из положений… закона не должно истолковываться
как препятствующее или ограничивающее… право на объявление стачек».
Хотя Закон закреплял право рабочих на забастовку, всем своим содержанием
он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой
целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым
отношениям (National Labor Relations Board, NLRB), на который была возложена
обязанность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую
практику» предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли
быть отменены только в судебном порядке.
Закон Вагнера создал определенный дисбаланс политических сил,
ограничивая свободу действий только в отношении предпринимателей, что не
могло не вызвать бурного протеста с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935
г. началась сразу же после его принятия. В нее включились возникшая в это
время антирузвельтовская организация Американская лига свободы и такие
крупные организации американского бизнеса, как Национальная ассоциация
промышленников, Торговая палата и др. До 1937 г. борьба велась за
признание закона неконституционным, затем за пересмотр его Конгрессом, в
котором за последующие 10 лет было рассмотрено около 200
соответствующих законопроектов. В 1947 г. такой пересмотр состоялся, был
принят Закон Тафта-Хартли, который действует до сих пор.
Еще одним важным шагом в направлении улучшения социального положения
рабочих стало принятие в августе 1935 года Закона о социальном
обеспечении (Social Security Act). Законом вводились (впервые в США) пособия
по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны. Закон о социальном
страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным
и некоторым категориям нетрудоспособного населения.
Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам
устанавливался новый ежегодный налог па индивидуальные доходы
работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на
0,5 % через каждые следующие три года. Для предпринимателей в
дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог
в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые
следующие три года налог повышался на 0,5 %.
Закон не распространялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих,
домашнюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом,
интересы только половины всех работающих по найму лиц. Кроме того,
уровень страховых выплат был крайне низок. Пенсии по старости назначались
с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.
В 1938 году принимается Закон о справедливых стандартах труда (Fair labor
standards Act, FLSA), фиксирующий максимальную продолжительность
рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы.
Справедливые условия труда были распространены на всю промышленность,
вводилась минимальная оплата труда (0,25 долларов в час), проведено было
сокращение рабочей недели с нормативной оплатой (до 40 часов). Закон
устанавливал оплату сверхурочных работ в полуторном размере и запрещал
детский труд.
Впоследствии были приняты и другие законы, дополняющие, корректирующие
законодательство «нового курса», но главные направления экономической и
социальной политики американского государства оставались неизменными.
Самый длительный эффект из программных законов «Нового курса» имели
Закон о социальном страховании, заложивший основы современного
социального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он
закреплял официальное признание роли профсоюзов. В заключение
необходимо отметить, что социальные реформы, проводимые в период
«Нового курса» были результатом движения «снизу». Рузвельту постоянно
приходилось искать компромиссное решение, для того, чтобы поддерживать
стабильность в стране. Реформам социальной направленности противостояли
крупные предприниматели, капиталисты, корпорации, консервативно
настроенные конгрессмены. Только мощное давление «снизу», грозившее
вылиться в мятеж, социальный взрыв способствовало принятию тех или иных
социальных законов.
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Конспект урока "Новый курс Рузвельта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.