Конспект урока "Обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" (9 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 9 классе к учебно-методическому комплексу Ладыженской, разработан в соответствии с ГОС Луганской Народной Республики. Цель урока- обобщить с учащимися изученный материал по теме "Сложносочиненные предложения". В ходе урока использованы карточки для индивидуальной работы, задания для групповой работы.
Иконка файла материала Сложносочиненные предложения. 9 кл.doc
Урок русского языка в 9 классе Тема. Обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение». Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о группах сложносочинённых предложений   по   значению   и   союзам,   о   знаках   препинания   между   частями сложносочинённых предложений, о синтаксическом разборе ССП; развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы и работы в группах, учебные тексты. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ  (приветствие,   проверка   готовности   класса   к уроку, проверка присутствующих). II. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. Запись на доске: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,  И журавли, печально пролетая,  Уж не жалеют больше ни о чем. Учитель   предлагает   классу   определить   вид   предложения,   вместе   с   учениками определяет   тему   и   цели   урока,   который   является   последним   в   теме «Сложносочиненное предложение». III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Слово учителя о том, насколько важно правильно интонировать ССП, использовать их в своей речи, уметь правильно расставлять знаки препинания. Умения и навыки по данной   теме   пригодятся   для   написания   контрольной   работы   на   следующем   уроке, успешной   сдачи   ГИА   в   конце   учебного   года,   поступления   в   выбранное   учебное учреждение. IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. 1. Проверка домашнего задания. Ролевая игра «Учитель­ученик». Одни   учащиеся   задают   вопросы   по   таблице   «Виды   сложносочиненных предложений»,   составленные   дома,   другие   отвечают   на   вопросы,   иллюстрируя   свои ответы примерами из домашнего задания. 2. Индивидуальная работа «Верные и неверные утверждения». Задание: рассмотрите «верные и неверные» утверждения, произведите на листах их правку. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Дата Фамилия, имя   В   сложносочинённом   предложении   все   предложения 1. Предложение – это синтаксическая единица 2. ОДНАКО, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ – подчинительные союзы. 3. равноправны. 4.   Сложноподчинённое   предложение   состоит   из   главного   и придаточного предложения. 5. Запятая перед союзом   И не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член. 6.   Тире   в   сложносочиненном   предложении   ставится,   если передается быстрая смена событий 17.   В   предложении   НА   НЕБЕ   ГОРЕЛИ   ЗВЕЗДЫ   И   СВЕТИЛА ЛУНА ставится запятая перед союзом И Ответы V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. 1. Работа в малых группах по карточкам (4 группы). Карточка №1 Используя   схемы,   расскажите   об   основных   видах   сложных   предложений.   Подберите примеры,   обоснуйте   свой   ответ.   Какое   из   предложений   не   относится   к   теме   урока   и почему? [ ], [ ]. [ ], (который…) [ ], и [ ]. Карточка №2 Закончите предложения. Предикативные части, входящие в состав ССП, связываются между собой… Между частями ССП может и не быть запятой если… Грамматические и интонационно­смысловые особенности ССП передаются на письме с  помощью…. Карточка №3 Заполните таблицу и озвучьте её. Соединительные                 ?                   ? а               же но              зато да однако Карточка №4 Заполните таблицу и озвучьте её.                 ?                 ? Группы союзов по значению                 ? Значения Союзы (примеры) Явления происходят одновременно или  следуют одно за другим                 ?                 ?                 ? А, но, да (= но, однако, зато, же                ? Чередование явлений                 ? 2. Беседа.  Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.  Какие значения выражаются между частями ССП? Обоснуйте свой ответ.  Можно ли менять местами части ССП? Обоснуйте свой ответ. VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ. 21. Работа с учебником. Выполнить   упражнение   116   (комментированное   письмо).   Подчеркнуть грамматические   основы,   объяснить   постановку   знаков   препинания,   вставить пропущенные буквы. 2. Творческая работа. Составить и записать сложносочиненные предложения с союзом  и. каждое из сложных   предложений   должно   начинаться   с   общего   второстепенного   члена предложения: осенью, в лесу, в эту прекрасную пору. 3. Самостоятельная работа с текстом. Прочитать   текст;   выписать   предложения   в   такой   последовательности:   а) сложносочиненные   предложения   с   простыми,   соединенными   союзом  и;   б) сложносочиненные   предложения,   в   которых   два   простых   имеют   общий второстепенный   член;   в)   бессоюзные   предложения.   Расставить   знаки   препинания. Выполнить синтаксический разбор 4 и 7 предложений. Весна пришла Все время держалась настоящая весенняя погода. По ночам подмораживало и звезды   усеивали   темное   небо.   В   ночном   воздухе   чувствовалась   легкая   весенняя свежесть. А дни стояли солнечные и лес весь день рисовался на голубом безоблачном небе. С утра ветерок резко развевал дым над трубами караулки. Заря ярко краснела из­за черного леса. В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели. А потом около грязного порога образовывалась лужа корни   деревьев   окружились   прогалинами   прилетели   жаворонки   снег   в   полях разрыхлел и стал быстро таять. (По И.Бунину) 4. Проверка самостоятельной работы. VII.   ПОДВЕДЕНИЕ   ИТОГОВ   УРОКА,   РЕФЛЕКСИЯ,   ОЦЕНИВАНИЕ   РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. 1. Беседа:   Какие предложения называются сложносочиненными? Какие   смысловые   значения   можно   выразить   в   форме союзами соединительными   с   сложносочиненного   предложения   (разделительными, противительными)?     Обособляются ли части сложносочиненного предложения? Когда в сложносочиненном предложении не ставится запятая? Когда в сложносочиненном предложении ставится тире? Каков   порядок   синтаксического   разбора   сложносочиненных предложений? 2. Слово учителя о результативности урока. 3. «Микрофон»: Что мне нужно повторить, чтобы хорошо справиться с контрольной работой? VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (комментирование учителем). 1. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе. 2. Выполнить упражнение 118. 3. Высокий уровень: написать сочинение­миниатюру «Есть в осени первоначальной короткая,   но   дивная   пора…»   (Ф.   Тютчев),   используя   сложносочиненные предложения. 3