Конспект урока. Обобщение по теме"Второстепенные члены предложения"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
23.03.2017
Урок " Обобщение по теме "Второстепенные члены предложения"проводится в 8 классе. Он разработан в соответствии с программой по русскому языку для 5 – 9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (Москва, «Просвещение», 2008 год). Целью данного урока является системаизация знаний о второстепенных членах предложенияКонспект урока
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»..docx
Тема: Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения».
Цель урока: обобщение и систематизация изученного о второстепенных членах предложения.
Задачи:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение
различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора
простого предложения, анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать
проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку
деятельности.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку развивать интерес к
изучению русского языка, любви к родной природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Группа – это коллектив людей, которых
связывают общие цели, интересы, деятельность. И чтобы настроиться и почувствовать друг друга,
возмитесь за руки,улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь
посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно
Девиз: знаешь сам – раскажи всем, умеешь сам научи другого
Начнем урока с орфографич разминки (Под запись)
Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда.
Эти слова принадлежат известному лингвисту Измаилу Ивановичу Срезневскому и будут эпиграфом к
нашему уроку.
Как вы понимаете это высказывания? Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается
информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно.
И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Определение темы урока
Тему урока вы сформулируете сами, ответив на вопрос: о чем идет речь?(вывешиваются на доске)
зависит от глагола, обозначает признак действия (обстоятельство)
определяет лишь предметы (определение)
отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение)
с определением дружен и существительному нужен (приложение)
II Объявление темы урока, постановка целей
Работать мы будем не только в группах, но и индивидуально. Каждый из вас по ходу урока должен
будет заполнить карточку самоконтроля и выяснить, насколько хорошо он усвоил тему и в конце урока
оценить свои знания.
Актуализация знаний
Какие члены предложения наз. второстепенными? ( Второстепенные члены –поясняют как главные
так и второстепенные члены предложения)
Работа в групах (вывешиваются на доске)
группа получает пакет с набором слов терминов. Вам необходимо выбрать только те термины, которые
характеризуют заданный член предложения
1 группа – дополнение, 2 группа – определение, 3 группа – обстоятельство. Итогом работы группы будет
считаться пять правильно отобранных карточек
Отработка практических навыков
Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас
переходим от теории к практическим заданиям. А о каком члене предложения мы начнем разговор,
определите вы сами. Перед вами предложение
Какой второстепенный член есть в этом предложении? Найдите его.
рассказ о дополнении (1 чел от группы удоски)
Мы разговаривали о книгах.
Определить вид дополнения. Укажите номер, где употребляется прямое дополнение
1.Не сказал тебе правды истинной. .
2 И ударил своего ненавистника…
3..И вот на поле грозной сечи ночная пала тень…
4. Ты слушать исповедь мою сюда пришел…
5. И вспомнил я отцовский дом…
6. Уж постоим мы головою за родину свою!
7. Чуть утро осветило пушки… 1,2,4,5,7
Поставь балл в зависимости от количества правильных ответов
Определение
Что мы можем сказать о слове с ˆ н и
Каким второстепенным членом будет это слово? Вставьте его в предложение
Мы разговаривали об интересных книгах.
рассказ об определении (1 чел от группы удоски)
их □
А.Укажите предложения с согласованным определением
1) Я видел горные хребты…
2) Я видел груды темных скал…
3) И кудри виноградных лоз вились…
4) И вспомнил я отцовский дом… 1,4
Б.Укажите предложения с несогласованным определением
1) В нем рано проснулась страсть к поэзии.
2) Книгу его стихов можно взять в библиотеке.
3) Ночевала тучка золотая на груди утёса…
4)Воспоминанья тех минут во мне, со мной пускай умрут. 1,2,3
Обстоятельство
.
В словах какой части речи отсутствует окончание?
Какое наречие можно вставить в предложение? Каким второстепенным членом будет это слово?
Мы долго разговаривали об интересных книгах.
рассказ об обстоятельстве (1 чел от группы удоски)
Назовите виды обстоятельств
1.Это врёшь ты мне назло. (цель)
2. Здесь будет город заложен назло надменному соседу.(места)
3. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (образ дя)
4 . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (время)
5. Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью какнибудь. (причина)
Роль инфинитива
Что можно сказать о слове с окончанеим ть? Каким членом предложения может быт инфинитив? Определите синтаксич. роль инфинитива в
предложениях
Отец научил меня слушать музыку леса
Попрощаться с теплым летом выхожу я за овин.
Природа с затаенной грустью будет ждать зимы
Охота странствовать напала на него
О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?
рассказ о приложении (1 чел от группы удоски)
Выпишите слова с ошибкой в употреблении дефиса , исправив ее
Москва – река, журнал «Природа», зима волшебница, попугай какаду, господа офицеры, газета
«Почепское слово», озеро Байкал, Десна река , девочка подросток, художник пейзажист.
Лингвистический эксперимент.
Ребята, мы с вами повторили материал о второстепенных членах предложения.
Как вы думаете, нужны ли они в речи?
Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились.
Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.
Перед вами отрывок:
Утро.
Нивы печальные.
Вспомнишь былое,
Вспомнишь лица позабытые.
Что напоминает этот текст?
Какое впечатление производит этот текст? Возникает целостная картина?
Понятно ли чувство, которое хотел передать автор?
Почему? Чего в нем не хватает?
«В дороге» И.С. Тургенев – это один из авторов, кто мастерски, виртуозно владел русским языком, в том
числе и второстепенными членами предложения, создавая романтические образы.
А теперь прочитаем отрывок из текста, который создал И.С. Тургенев
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Что изменилось? Какое впечатление производит этот текст? (возникает целостная картина)
Каким мотивом пронизано четверостишие? (мотивом грусти при воспоминании о былом)
Давайте найдем в тексте второстепенные члены предложения? Какими средствами выразительности
они являются? (эпитеты «состояние героя передается через цветовую гамму: «седое утро, утро туманное»;
печальные, былое, давно, позабытое»; синтаксические средства: использование однотипных по структуре
части предложения, содержащих перечисление, повтор, инверсия)
В чем убедил нас эксперимент?второстепенные члены предложения нужны в речи, они украшают её, при
помощи них лучше можно передать настроение автора.
романс видео
Творческая работа в группах. Дополнить текст второстепенными членами.
Я проснулся _______________вышел __________ и увидел __________ _____________. Мне показалось,
что _____________________________. Это было (а) ___________________.
Синтаксический разбор (самостоятельно)
VI. Подведение итога урока. Урок подошёл к концу. Чем же мы сегодня занимались? Какую роль играют вт чл.? Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные
члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более
понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Можем ли мы сказать, что мы сегодня на уроке мы подтвердили высказывание Срезневского?
Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?
Полезна ли была информация урока?
Выставление оценок.
Домашнее задание: упр. 192 (роль инфинитива) Написать сочинение: «Роль второстепенных членов
Приложение
Работа в групах
группа получает пакет с набором слов терминов.Вам необходимо выбрать только те термины, которые
характеризуют заданный член предложения
1 группа – дополнение, 2 группа – определение, 3 группа – обстоятельство. Итогом работы группы будет
считаться пять правильно отобранных карточек
прямое
косвенное
переходность
предмет
кто? что?
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?
признак предмета
согласованное
несогласованное
виды связи в словосочетании
какой? чей?
признак действия
признак признака
Где? Куда? Когда? Сколько? Почему ?Зачем?Как?
сравнительный оборот
деепричастие
определение
существительное
дефис
согласованное
несогласованное
Конспект урока. Обобщение по теме"Второстепенные члены предложения"
Конспект урока. Обобщение по теме"Второстепенные члены предложения"
Конспект урока. Обобщение по теме"Второстепенные члены предложения"
Конспект урока. Обобщение по теме"Второстепенные члены предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.