Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 8 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Фефиловой Г.Е. . Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
Тема8.doc
тема. Обособленные определения
дать понятие об обособленных определениях;
познакомить с условиями их обособления;
формировать умение определять эти условия.
Цели:
Оборудование: учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
\ Беседа
— Что вы знаете об обособленных членах предложения?
— Вспомните, какие бывают определения. (Согласованные, несогла
сованные, распространённые, нераспространённые).
— С какой новой формой определения вы познакомились в 8 классе?
2. Практическая работа
В Прочитайте предложения, выделяя голосом подчеркнутые слова.
Определите, какими членами предложения они являются.
0 Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе
2.
пробежали по земле и небу (Л. Толстой). 2. Лимонница, желтая бабочка, сидит на
бруснике (М. Пришвин). 3. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки (М.
Горький). 4. В сенях, у окошка, сидела худая сгорбленная старуха (А. Писемский). 5.
Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвост (В. Шишков). 6.
Мы скоро ушли за двадцать километров, на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли (К.
Паустовский). 7. Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет (М. Пришвин).
8. Перевалившись через задний борт, я опустил руки и упал в снег (В. Солоухин).
III. Мотивация учебной деятельности
0 ч и т е л ь. Послушайте лингвистическую сказку и сделайте вывод
правилах обособления определений (читает лингвистическую сказку). …
2.
Синтаксическое собрание продолжалось…
— Нужно договориться о правилах,— предложил Синтаксис.— Личное местоимение, с
какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?
— С любой.
— А Вы, Существительное?
— Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и
обстоятельственное значение причины или уступки.
— У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства,— продолжал Синтаксис.—
Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять.
— Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно
разрешить им стоять, где угодно.
IV. Изучение нового материала
\ Объяснение учителя (Учащимся предлагается составить в тетрадях план изложения теоретического
материала.)
— Обособленные определения могут быть выражены причастиями
2. зависимыми словами, прилагательными и существительными. Причастие с зависимым
словом или несколькими словами называ
ется причастным оборотом, который в предложении является согласованным
распространённым определением: Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей
на хребте западных гор (М. Лермонтов). Стану продолжать свой журнал,
прерванный столькими странными событиями (М. Лермонтов).
Обособленными являются распространенные определения, выраженные
причастным оборотом с зависимыми словами, если определение стоит после
слова, к которому относится (после определяемогослова): Месяц на закате
похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки
(В. Катаев).
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, явля ется
обособленным, если имеет добавочное обстоятельственное значение причины
или уступки, например: Обессиленный навязчивой мыслью
1.
парусе, дедушка впадал в забытьё (В. Катаев).
Обособленным может быть прилагательное с зависимыми словами, если оно
стоит после определяемого существительного: Высокое небо
\ единственным облаком, похожим на кисть винограда, отражалось в воде
(К. Паустовский). (ср.: Недавно неожиданно обмелел пополнявшийся гор
ными ключами бассейн (А. Гайдар).
0 Являются обособленными два или более однородных согласованных
нераспространённых определения, если они стоят после определяемого
существительного (часто при этом существительном имеется определение,
стоящие и до него): Это был морской офицер,
высокий и бледный (К. Паустовский).
1 Обособленными являются несогласованные распространённые определения,
стоящие после слова, к которому относятся, и выраженные косвенным
падежом существительного с предлогом, на
пример: Дальше шёл уже настоящий город, с высокими домами, лав
ками, складами, воротами (В. Катаев).
2 Является обособленным любое определение (распространённое
0 нераспространённое), стоящее после определяемого слова и перед ним, если
оно относится к личному местоимению, например: Мне,
взрослому, было немного стыдно… (К. Паустовский); Зачем поверил он
словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей? (М. Лер
монтов)
3 Является обособленным любое определение, если оно оторвано от
определяемого существительного или личного местоимения другими
членами предложения, например: Они стояли с узелками, бауль
чиками и корзинками, запылённые и усталые (А. Гайдар).
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V.
Обобщение, систематизация 0 контроль знаний и умений учащихся
к Практическая работа
Задание
• Прочитайте, выделяя интонацией обособленные члены предложения.
Выпишите предложения с обособленными определениями, подчеркнув их,
раскройте скобки и объясните орфограммы.
• Табун между тем уже медле(н, нн)о стал разбредаться по (не)сбитому ещё лугу,
покрытому росой и паром, поднимавшимся одинаково от луга от реки, огибавшей его (Л.
Толстой). С Пушкиным мы (не)расстаёмся до старости, до конца жизни (С. Маршак). В
Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лугов, лесов и
прозрачного воздуха (К. Паустовский). Налево шумели вётлы, широкие, огромные, об
мякшие (И. Бунин).
2. Перепишите предложения, ставя причастные обороты после определяемого слова.
0 Дом стоял в самом конце уходивш..й в поле деревенской улицы.
0 Сева всматр..вался в затуман..(н, нн)ые дождем стёкла, стараясь разгл..деть
пр..ближающ..гося человека. 3. Ст..кающие с крыш струи воды образуют мелкие сосульки.
4. Две машины мчались по обсаж..(н, нн)ой тополями асфальтирова(н, нн)..й дороге. 5.
Только что вернувш..еся из степи трактористы торопились к реке осв..житься. 6. В сквер..
на площад.. десятиклассники горячо обсуждали просмотр..(н, нн)ый вчера фильм. 7.
Рассып..вшиеся во всю ш..рину луга косцы идут рядком друг за дружкой. 8.
Подн..мавш..йся от реки туман пост..пе(н, нн)о и..чезал под лучами солнца. 9. Осып..вшиеся
с деревьев л..пестки душист..й черёмухи уплывают по тихой воде. 10. Окруж..(н, нн)ая
прозрачными обл..ками луна оз..ряла а(л, лл)еи парка. 11. Изящно выполне(н,нн)ая модель
боевого самолёта укр..шала пис(?)меный стол.
0 Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа
— Что такое обособление?
— Чем могут быть выражены обособленные определения?
— Расскажите о пунктуации обособленных определений.
VII. Домашнее задание
4. Выучить теоретический материал учебника.
5. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
Конспект урока "Обособление определений"
Конспект урока "Обособление определений"
Конспект урока "Обособление определений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.