Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»
Дуплякина Л.А.
1. Буквенный диктант.
На слух записать первые буквы слов грамматических основ:
Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!
(хорошо)
2. Цели урока.
Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.
Сегодня мы должны:
- познакомиться и хорошо изучить новую тему;
- хорошо и активно работать на уроке;
- показать хорошие знания в конце урока.
Слайд 3
Загадка:
Сколько человек сидело в лодке?
В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка.
Сколько человек сидело в лодке?
Почему трудно правильно сосчитать?
3. Знакомство с термином «уточнение».
Слайд 4.
Объяснение нового материала.
- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?
-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь.
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».
Словарь синонимов русского языка.
Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.
Д. Розенталь.
Вспоминаем, что обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное. «Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.
У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».
-Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?
Прочитайте предложение так, чтобы мы поняли, что в нем есть уточняющее слово, уточняющее приложение.
Итак, сегодня на уроке мы должны научиться не только видеть уточняющие члены предложения в тексте, но и правильно такие предложения произносить, правильно обособлять их на письме.
4. Формулируют тему сегодняшнего урока. Какова тема нашего урока?
III. Знакомство с теоретическим материалом.
Слайд 5.
1. [когда?, | когда именно?|,…].
2. [где?,|где именно?|,…].
3. [как?, |как именно?|,…].
1. Около дома, на скамейке, сидели дети.
2. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
3. Она наивно, по-детски, вытерла пальцами глаза.
Слайд 6.
Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.
Ò Уточняющие обстоятельства места.
Ò Уточняющие обстоятельства времени.
Ò Уточняющие обстоятельства образа действия.
Ò Уточняющие определения со значением цвета, размера и пр.
Ò Уточняющее приложения с союзом или (= то есть).
Ò Уточняющее сказуемое.
Слайд 7.
Работа в парах. Выразительно прочитайте предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
Ò Далеко в лесу раздавались удары топора.
Ò Поздно вечером часов в одиннадцать я вышел в сад.
Ò Он наивно по-детски вытер пальцами глаза. (Л.Толстой.)
Ò Длинная в несколько верст тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.)
Ò Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.)
Ò Озеро было широкое более пятисот метров.
Посмотрите на слайд, исправьте ошибки, если они у вас есть. Оцените свою работу. «5»- ошибок нет. «4» - допущена 1 ошибка, «3» - допущено две ошибки.
Слайд 6. Самопроверка
Скажите, какие же уточняющие члены предложения обособляются? Сделайте вывод.
Слайд 8.
Слайд 9.
Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др.
Ò Я ничего не слышал, кроме шума леса.
Ò Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским.
Ò Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М.Г.)
Ò За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.
Слайд 10.
Сравните:
1. Кроме меня в классе оставалось еще несколько человек.(включение остальных)
2. Кроме меня, в классе никого не было.(исключение остальных)
Вывод:
дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо и др. обычно обособляются, если имеют значение выделения, исключения.
Слайд 11.
Ò Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Ò Вдруг за поворотом появился грузовик.
Ò Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал.
Ò В начале лета в России отмечают день рождения А.С.Пушкина.
Слайд 12. Физкультминутка
Слайд 13-27. Игра. Разбиваемся на команды. При правильном ответе - жетон!
Слайд 28. Подведем итоги!
1. Для чего служат в предложении уточняющие члены?
Они уточняют, конкретизируют, ограничивают понятия.
2. Какие члены предложения бывают уточняющими? Все.
3.Какие союзы и слова часто употребляются при обособленных уточняющих членах?
(или, то есть, кроме, помимо, наряду, за исключением и др.)
4. Каково место уточняющего члена в предложении?
Обычно после уточняемого слова.
5. Могут ли уточняющие члены и уточняемые слова быть разными членами предложения?
Да, могут.
Слайд 30.
В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, возможно двоякое понимание смысла предложения.
Загадка:
Сколько человек сидело в лодке?
В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка.
Слайд 31. Домашнее задание.
Рефлексия.
- Все ли понятно было на уроке?
- Какие трудности вы испытывали?
Самооценка работы на уроке. Домашнее задание. Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
а) мне было легко, я выполнил все задания правильно;
Вы выполняете дома задание: выписать из худ.текста 5-7 предложений с уточняющими членами предложения.
б) мне понятен материал урока, но я иногда допускала ошибки; помощь товарища мне бы не помешала ;
Дома выполняете упр. 345 (находят в тексте обособленные члены предложения, расставляют знаки препинания).
в) пока мне трудно справиться с заданиями, мне нужна помощь.
Вы будете работать с упр.340 (обособленные члены предложения уже выделены, нужно лишь определить, какими членами предложения они являются).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.