Конспект урока "Образ Дины в новелле Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок: «Образ Дины в новелле Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины; - решить вопрос о роли Дины в произведении. ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок: «Образ Дины в новелле Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­ проследить за тем, как создается в новелле образ Дины; ­ решить вопрос о роли Дины в произведении. ОФОРМЛЕНИЕ   ДОСКИ:   репродукции, иллюстрирующие   эпизоды,   в   которых   появляется   Дина;   рисунки   учащихся помещены на отдельный стенд.   портрет   Л.   Н.   Толстого; ХОД УРОКА: 1. Вступительное слово учителя. Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место   в   произведении   всегда   занимают   персонажи   –   действующие   лица произведения. Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении. На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина   и   Костылина.   Сегодня   же   нам   предстоит   поработать   над   образом Дины. 2. Работа     с   текстом   новеллы   «Кавказский   пленник».   Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях. 1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что  необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?  портрет поступки речь взаимоотношения с другими персонажами отношение автора 2).  Теперь   давайте   обратимся   к   тексту.  Вспомните   эпизод,   в   котором   Динапоявится   перед   читателем   впервые   /эпизод   читается   наизусть   заранее подготовленным учеником/. От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».  ­ Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?  /Дина показана глазами Жилина/ ­ ­ ­ ­ О чем рассказывает ее одежда? Как характеризуют ее движения? Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина? Что важного открыл нам данный эпизод? 3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.  От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит». ­ Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/ ­ Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину? /Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку.  Затем ­ Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему  доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей  одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю  дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./ ­ О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода? Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого  человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем  же и др. 4). А теперь давайте обратимся к 6 главе  / побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/ ­Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите. / «Вдруг прямо ему на коленки…»/ ­О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины? /она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/ ­Почему она убежит, но потом вернется? /узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/­Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять? /Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы,  передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь  же – притихла: «посидела, помолчала»./ ­Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих? / Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/ ­Что нового узнаем о Дине? /Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой;  не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая,  решительная, предусмотрительная./ ­Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней? «глаза, как у кошки»                                                   /          «глазенки, как  звездочки» «отпрыгнула, как коза»                                             /          «легко, как козочка» руки                                                                             /           «ручонки.., как  прутики»  ­Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так  быстро убежала? /Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./ 5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении? /Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается  портрет. Он  звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»).  Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной  окраски.  Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней  красотой, любовью, верностью и преданностью./ В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие  фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание полученоучеником заранее).         3. Итог урока. Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н.  Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?» /Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача  художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины  воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в  эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может  служить для нас примером верности и преданности. Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви,  взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас  любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если  таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете  воцарится мир./ ­ Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга? Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини  новеллы Л. Н. Толстого? Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо  своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского  аула.

Посмотрите также