Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
04.06.2018
Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Образование и становление Древнерусского государства Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Задачи урока: Обучающие: - раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян; - сформировать представление о закономерности образования государства; - продолжить работу по формированию понятия «государство»; - раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»; - продолжить формирование умения работать с исторической картой, с иллюстрациями, с графическими источниками; - продолжить формирование умения работать с историческим документом; Развивающие: - развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; - развитие умения давать характеристику историческому событию; Воспитательные: - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины поддерживать интерес к истории наших предков.конспект
конспект.docx
Образование и становление Древнерусского государства Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования  государства у восточных славян.  Задачи урока:  Обучающие:  ­ раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных  славян;  ­ сформировать представление о закономерности образования государства;  ­ продолжить работу по формированию понятия «государство»;  ­ раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;  ­ продолжить формирование умения работать с исторической картой, с  иллюстрациями, с графическими источниками;  ­ продолжить формирование умения работать с историческим документом;  Развивающие:  ­ развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;  ­ развитие умения давать характеристику историческому событию;  Воспитательные:  ­ воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины поддерживать интерес к истории наших предков.  Тип урока: комбинированный.  Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.  Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского  государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства;  легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве.  Основные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь  «из варяг в греки».  Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив.  Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 –  завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского  государства.  Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: походы  норманнов.  Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX­XII вв.”; учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под  редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013  параграф §3.  Методы и приемы:  1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации  (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);  2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия  информации (приемы: презентация.);  3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);  Ход урока  1 Организационный момент Приветствие, Сообщение целей, задач урока  2.Проверка домашнего задания.  Форма проверки: фронтальный опрос.  1. Соотнести названия славянских племён с местами их расселения? Работаем в группах, по очереди каждая группа называет племя. Для этого  поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске показываем на  карте 2 Почему верования древних славян называют язычеством ?  3. Назовите, пожалуйста, соседей восточных славян?  4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию?  2. Изучение новой темы  План  1. Предпосылки создания Древнерусского государства.  2. Появление княжеской власти у восточных славян.  3. Образование государственных центров. 4. Образование древнерусского  государства.  Работа с учебником.                                                                                            Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике, с.20. Зачитаем  его. Таким образом, государство – это такая организация власти, при которой  существует единая система управления людьми, поживающими на одной  территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых  законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом  взаимоотношения с другими государствами или народами.  Рассказ учителя  Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда  общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс,  результат разложения родоплеменного строя.  Вопрос классу: ­ Что способствовало формированию государства? (торговля с  соседями, становление городов, внешняя угроза.) В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля Работа с картой ­ Давайте проследим его на карте. Откройте, пожалуйста, свои  атласы. Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят по атласу.  Рассказ учителя.  Сжатое сообщение.  ­ Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города, куда местные звероловы и бортники привозили свою добычу  для продажи купцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.  Работа с картой  Учитель показывает города на карте. Рассказ учителя.  Работа с понятием.  Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для  местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города  подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так  возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя,  правителя города. Княжения существовали у полян, древлян, кривичей,  ильменских словен, дряговичей. Большую роль в стремлении к объединению  сыграла внешняя угроза. Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были  вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой  стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или  печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под  контроль всю нижнюю часть Днепра.  А на северо­западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.  2. Варяги в Восточной Европе.  ­ Давайте, вспомним, кто такие норманны?  ­ Каковы их основные занятия? (Скандинавские племена, совершавшие в конце  VIII – IX веке набеги на Западную Европу).  Скандинавы обложили данью финно­угорские племена чудь и мерю, а также  кривичей, ильменских словен. Финноугры называли норманнов, поселившихся на  землях восточных славян, «роутси», или «русы». Вскоре города начинают  приглашать отряды русов во главе с военачальником за небольшую плату для  защиты. Наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами.  ­ Как вы думаете, почему?  Впоследствии варяжские князья начинают выполнять и другие обязанности: их  стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из  руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей.  Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо  жалования постоянную и более высокую плату – дань. 3. Образование государственных центров. В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых  стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере, в Приильменье,  с центром в Новгороде, другое – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве.  Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходило.  Работа с документом.  Мы с вами будем работать с документом – отрывком из «Повести временных  лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему. Вопросы для каждой группы свои. Работать вы будете в парах, можете совещаться друг с  другом. На выполнение задания у вас пять минут.  Ответы на вопросы. ­ Скажите, а как автор «Повести временных лет» объясняет  происхождение названия Древнерусского государства ­ Русь?  Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании  варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории, авторами которой являются немецкие  ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, считают, что славяне не способны были создать  собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию  государства у восточных славян. Русский ученый М. В. Ломоносов – автор другой теории, антинорманнской, по которой государство у восточных славян  складывалось постепенно, а варяги не сыграли никакой роли.  4. Образование древнерусского государства.  Рассказ учителя  Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в  882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил  Киев. Подробнее о том, как это произошло, вы познакомитесь дома, прочитав  документ на странице 28. 882 год – год образования Древнерусского государства.  Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем,  в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по­прежнему  решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей,  опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного  ополчения – тысяцких. Таким образом, в конце IX века на землях восточных  славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо­западе  и хазар на юге.  3. Закрепление.  Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций.  Рассмотрите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, какое у вас складывается  впечатление о первом русском государстве на основании этих иллюстраций в  учебнике. Ответ можете представить в любой форме: будь то рисунок,  четверостишие, схема. Высказывается самый смелый. 4 Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского  государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его  возникновения.  5. Домашнее задание: §3, ответить на вопросы к документу на стр. 28.  Приложение Из «Повести временных лет»  В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой  владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали  воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к врягам, к руси, ибо так звались те  варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и  обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И  избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к  словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в ладоге старейший Рюрик, а  другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов  прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И  принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не  племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И  отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили:  «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые  построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань  хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много  варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в  Новгороде.  Вопросы к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы  между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс

Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2018