Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
04.06.2018
Образование и становление Древнерусского государства
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян.
Задачи урока:
Обучающие:
- раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян;
- сформировать представление о закономерности образования государства;
- продолжить работу по формированию понятия «государство»;
- раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;
- продолжить формирование умения работать с исторической картой, с иллюстрациями, с графическими источниками;
- продолжить формирование умения работать с историческим документом; Развивающие:
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;
- развитие умения давать характеристику историческому событию;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины
поддерживать интерес к истории наших предков.конспект
конспект.docx
Образование и становление Древнерусского государства
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования
государства у восточных славян.
Задачи урока:
Обучающие:
раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных
славян;
сформировать представление о закономерности образования государства;
продолжить работу по формированию понятия «государство»;
раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;
продолжить формирование умения работать с исторической картой, с
иллюстрациями, с графическими источниками;
продолжить формирование умения работать с историческим документом;
Развивающие:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;
развитие умения давать характеристику историческому событию;
Воспитательные:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины
поддерживать интерес к истории наших предков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского
государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства;
легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве.
Основные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь
«из варяг в греки».
Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив.
Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 –
завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского
государства.
Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: походы
норманнов.
Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IXXII вв.”; учебник
«История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под
редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013
параграф §3.
Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации
(приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия
информации (приемы: презентация.);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
Ход урока
1 Организационный момент Приветствие, Сообщение целей, задач урока
2.Проверка домашнего задания.
Форма проверки: фронтальный опрос.
1. Соотнести названия славянских племён с местами их расселения?
Работаем в группах, по очереди каждая группа называет племя. Для этого
поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске показываем на
карте
2 Почему верования древних славян называют язычеством ?
3. Назовите, пожалуйста, соседей восточных славян?
4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию?
2. Изучение новой темы
План
1. Предпосылки создания Древнерусского государства.
2. Появление княжеской власти у восточных славян.
3. Образование государственных центров. 4. Образование древнерусского
государства.
Работа с учебником.
Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике, с.20. Зачитаем
его. Таким образом, государство – это такая организация власти, при которой
существует единая система управления людьми, поживающими на одной
территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых
законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом
взаимоотношения с другими государствами или народами.
Рассказ учителя
Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда
общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс,
результат разложения родоплеменного строя.
Вопрос классу: Что способствовало формированию государства? (торговля с
соседями, становление городов, внешняя угроза.)
В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля
Работа с картой Давайте проследим его на карте. Откройте, пожалуйста, свои
атласы. Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят по
атласу.
Рассказ учителя.
Сжатое сообщение.
Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались
в крупные города, куда местные звероловы и бортники привозили свою добычу
для продажи купцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.
Работа с картой
Учитель показывает города на карте. Рассказ учителя.
Работа с понятием.
Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для
местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города
подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так
возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя,
правителя города. Княжения существовали у полян, древлян, кривичей,
ильменских словен, дряговичей. Большую роль в стремлении к объединению
сыграла внешняя угроза. Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были
вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой
стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или
печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под
контроль всю нижнюю часть Днепра.
А на северозападе на земли восточных славян участились набеги норманнов.
2. Варяги в Восточной Европе.
Давайте, вспомним, кто такие норманны?
Каковы их основные занятия? (Скандинавские племена, совершавшие в конце
VIII – IX веке набеги на Западную Европу).
Скандинавы обложили данью финноугорские племена чудь и мерю, а также
кривичей, ильменских словен. Финноугры называли норманнов, поселившихся на
землях восточных славян, «роутси», или «русы». Вскоре города начинают
приглашать отряды русов во главе с военачальником за небольшую плату для
защиты. Наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами.
Как вы думаете, почему?
Впоследствии варяжские князья начинают выполнять и другие обязанности: их
стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из
руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей.
Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо
жалования постоянную и более высокую плату – дань.
3. Образование государственных центров.
В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых
стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере, в Приильменье,
с центром в Новгороде, другое – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве.
Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходило.
Работа с документом.
Мы с вами будем работать с документом – отрывком из «Повести временных
лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему. Вопросы для
каждой группы свои. Работать вы будете в парах, можете совещаться друг с
другом. На выполнение задания у вас пять минут.
Ответы на вопросы. Скажите, а как автор «Повести временных лет» объясняет
происхождение названия Древнерусского государства Русь?
Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании
варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории, авторами которой являются немецкие
ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, считают, что славяне не способны были создать
собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию
государства у восточных славян. Русский ученый М. В. Ломоносов – автор другой
теории, антинорманнской, по которой государство у восточных славян
складывалось постепенно, а варяги не сыграли никакой роли.
4. Образование древнерусского государства.
Рассказ учителя
Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами
усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в
882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил
Киев. Подробнее о том, как это произошло, вы познакомитесь дома, прочитав
документ на странице 28. 882 год – год образования Древнерусского государства.
Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем,
в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье.
Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела попрежнему
решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей,
опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного
ополчения – тысяцких. Таким образом, в конце IX века на землях восточных
славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный
процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северозападе
и хазар на юге.
3. Закрепление.
Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций.
Рассмотрите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, какое у вас складывается
впечатление о первом русском государстве на основании этих иллюстраций в
учебнике. Ответ можете представить в любой форме: будь то рисунок,
четверостишие, схема. Высказывается самый смелый. 4 Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского
государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его
возникновения.
5. Домашнее задание: §3, ответить на вопросы к документу на стр. 28.
Приложение Из «Повести временных лет»
В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой
владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали
воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял
бы нами и судил по праву». И пошли за море к врягам, к руси, ибо так звались те
варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и
обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И
избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к
словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в ладоге старейший Рюрик, а
другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов
прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И
принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не
племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И
отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили:
«Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые
построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань
хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много
варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в
Новгороде.
Вопросы к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы
между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?
Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Конспект урока "Образование и становление Древнерусского государства" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.