Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
18.06.2018
Данный урок проводится по программе М.Б.Ладыгина в шестом классе после изучения произведений народного эпоса, поскольку требует сопосиавления богатрые и европейских рыцарей. Работа проводится в минигруппах по 3-4 человека, на котрые учащиеся делятся самостоятельно. Основа для работы - тексты двух былин "Илья Муромец и Соловей -разбойник" и " Святогор и Илья Муромец". Тип урока- исследование, где учащиеся сами должны выявить признаки былины.Данный файл представляет подробную разработку урока по русским былинам.
Образы русских богатырей в былинах.docx
Программа М.Б. Ладыгина
Образы русских богатырей в былинах.
Цели урока:
1. Познакомиться с фольклорным жанром былины.
2. Выяснить, кто такие богатыри.
3. Выявить различия и сходства с героями рыцарских романов.
Домашнее задание к уроку «Прочитать былину «Илья Муромец и
Соловейразбойник» и составить план.
..
Тип урока урок исследование. Работа проводится в минигруппах.
Ход урока.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня м ы с вами будем говорить о
русских богатырях. Мы попробуем дать им характеристику, узнаем,
что ценили люди в своих героях, попробуем сравнить с рыцарями
из европейского эпоса. Но вначале напомните мне, что такое
фольклор?
Варианты ответов:
устное народное творчество, творчество
народа, где народ выражает свое отношение к происходящему,
воплощает идеал.
Учитель: Ключевое слово Идеал то есть, герои былин это те, кто
воплощают лучшее сточки зрения народа. Вот эти черты мы и
попробуем выявить.
Наши группы давайте представимся.
Группы предлагают свои названия и девизы в духе рыцарей
( в качестве домашнего задания нужно было придумать такой
девиз, чтобы его можно было поместить на герб). Звучат
варианты «Честь и совесть!» «Победа добывается честно»
«Главное не отступать,»
Учитель: Теперь нам предстоит поработать с кластером. Мы с вами
достаточно много говорили о героях средневекового эпоса: Ахилле,
Роланде. Слушали доклады о Зигфриде и короле Артуре. Вот и
давайте попробуем вспомнить: на лучиках этого кластера надо
записать черты , общие для жанра эпоса. ( Варианты: повествует о событиях прошлого реальных; чудесное
рождение героя; необычные подвиги, проверка дружбой,
отражает в герое идеальные черты, наличие грандиозного
сражения) ответы групп.
Учитель: Молодцы! А теперь попробуем с вами разобраться с
героями русских былин. Как вы думаете, на что нацеливает само
слово «былина» это было. Каких вы знаете богатей?
Ребята называют : Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня
Никитич, Вольга.
Учитель: Давайте сейчас, используя текст былины «Илья Муромец
и Соловей разбойник, попробуем составить его характеристику. Даю
пять минут каждая группа готовит свой ответ.
Выступления групп.( Варианты ответов сильный, могучий,
владеет силой воли, поверил в себя, доброжелательный, хорошо
относится к людям; настойчивый( поехал по прямой дороге,
несмотря на предострежения Черниговцев), не боялся умереть;
неподкупный, ведь ему предлагали выкуп за Соловьяразбойника;
патриотичный, борется за Землю Русскую.
Учитель: теперь давайте сравним нашего греоя с рыцарями (просто
дети лучше всего помнили Роланда и короля Артура). Работаем в
группе Запишите в виде сравнительной таблицы.
Варианты ответов.
Общее: сильные, храбрые, не боятся смерти. Различия: рыцарь
сражается за господинасюзерена, богатырь за землю Русскую;
рыцарь благородного происхождения, богатырь может быть и
крестьянином.
Творческое задание.
Учитель :То есть главное для богатыря защищать Родную землю,
именно эти идеальные качества важны для русского народа. Ведь
наша страна постоянно нуждалась в защитниках.Кто в этой былине
является врагом? Соловейразбойник, татары вполне реальные
враги (ктото из детей вспоминает о татаромонгольском иге).
Давайте попробуем с вами сочинить «Наказ русскому богатырю от
народа русского»
Работа в группах.
Варианты ответов «Указ издан князем Владимирским. Русскому богатырю следует
защищать землю родную, людям
помогать, злых
змеенышей топтать, чудищ0юдищ убивать. Не должен богатырь
быть тщеславным и злым. И тогда русский богатырь нардом
будет любим!»
«Богатырь должен помогать русскому народу, ничего не бояться,
быть смелым и великодушным. Надо быть целеустремленным и
уверенным в себе, потому что, если он не будет обладать этими
качествами, то он не сможет защищать свой народ. Но и люди
русские должны помогать русскому богатырю»
«Могучий русский богатырь, силен ты будь и будь ты ловок.
Хитер ты будь, не будь тщеславен. Великодушен будь со всеми, не
делай людям предпочтений. Ты наш великий богатырь, так
оставайся ты таким!»
Учитель. Молодцы! А теперь давайте узнаем об Илье Муромце, был
ли он в реальности, как рыцари. Слушаем заготовленный доклад
ученика об Илье Муромце.
Доклад ученика.
Учитель: Как вы видите, Илья Муромец вполне реальные человек,
который заслужил уважение своими подвигами. Конечно, многие из
них полностью переделаны, ведь это же фольклор, устное творчество.
Естественно, что многое переосмысляется. И вот теперь попробуем
на основе двух былин ( раздать текст «Илья Муромец и
Святогор») выделить характерные признаки былин. Даю вам 10
минут прочитать и опять же в группе все это расписать.
Варианты ответов. Былина – фольклорный жанр, в котором в
отличие от сказок, есть чтото реальное, былины не бывают
авторскими; есть зачин и концовка, гиперболы «Всю землю
поднял бы..»; постоянные эпитеты « по белу лицу». «Добрый
конь», «Чисто поле»; строки состоят из 11 15 слогов, без рифмы,
что
напевность; повторяющиеся
фрагменты; герой необычный человек; есть много устаревших
слов, не всегда хороший конец.
Учитель. Отлично. Давайте посмотрим на презентации научное
определение былины, запишем ее в тетради. А теперь посмотрим
назвали. Синтаксический
признаки
определенную
создает
былины
добрым
какие
вы
не параллелизм что же это такое? Записываем определение и находим
примеры в былинах.
Учитель. Подводим итоги. МЫ замечательно поработали, многое
смогла сделать. Но обратите внимание на схему в презентации: ведь
у нас не только Илья Муроммец «сильно могучий богатырь», есть и
другие. Ваше домашнее задание: вы вытаскиваете у меня карточку с
именем русского богатыря, и на основе былин о нем готовите в
группе его характеристику. ( Алеша Попович, Добрыня Никитич,
Волх Всеславич). Очень неплохо было бы , если бы ктонибудь
поискал свидетельства реальности вашего героя.
Д.З. Читать 2 былины, связанные с богатырем, и готовить его
характеристику.
Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс
Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс
Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс
Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.