Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
18.06.2018
Конспект урока "Образы  русских богатырей  в былинах"  6 класс
Данный урок проводится по программе М.Б.Ладыгина в шестом классе после изучения произведений народного эпоса, поскольку требует сопосиавления богатрые и европейских рыцарей. Работа проводится в минигруппах по 3-4 человека, на котрые учащиеся делятся самостоятельно. Основа для работы - тексты двух былин "Илья Муромец и Соловей -разбойник" и " Святогор и Илья Муромец". Тип урока- исследование, где учащиеся сами должны выявить признаки былины.Данный файл представляет подробную разработку урока по русским былинам.
Образы русских богатырей в былинах.docx
Программа  М.Б. Ладыгина Образы  русских  богатырей  в  былинах. Цели  урока: 1. Познакомиться  с фольклорным  жанром  былины. 2. Выяснить, кто  такие богатыри. 3. Выявить  различия  и  сходства   с героями  рыцарских  романов. Домашнее  задание  к  уроку «Прочитать  былину  «Илья  Муромец  и Соловей­разбойник»  и  составить план. .. Тип  урока  ­  урок  ­исследование. Работа  проводится  в  минигруппах. Ход  урока. Учитель: Добрый день,  ребята. Сегодня  м ы  с вами  будем  говорить о русских  богатырях. Мы  попробуем  дать  им  характеристику,  узнаем, что  ценили  люди  в  своих  героях,  попробуем  сравнить  с рыцарями из     европейского     эпоса.   Но     вначале   напомните     мне,     что   такое фольклор? Варианты     ответов:    устное     народное     творчество,     творчество народа,  где     народ    выражает    свое    отношение     к   происходящему, воплощает  идеал. Учитель: Ключевое  слово  Идеал­  то  есть,  герои былин  ­  это те, кто воплощают   лучшее   сточки   зрения   народа. Вот   эти   черты   мы   и попробуем  выявить. Наши  группы­  давайте  представимся.  Группы  предлагают  свои  названия  и девизы  в  духе  рыцарей (  в качестве  домашнего  задания  нужно  было  придумать  такой девиз,   чтобы     его     можно     было   поместить     на   герб).   Звучат варианты    «Честь    и   совесть!»   «Победа   добывается   честно» «Главное­ не отступать,» Учитель: Теперь  нам  предстоит поработать  с кластером. Мы  с  вами достаточно  много  говорили  о  героях  средневекового эпоса:   Ахилле, Роланде.  Слушали  доклады  о  Зигфриде  и  короле  Артуре. Вот  и давайте    попробуем    вспомнить:  на   лучиках   этого    кластера    надо записать  черты , общие  для  жанра  эпоса. ( Варианты: повествует  о событиях  прошлого­ реальных; чудесное рождение     героя;     необычные     подвиги,     проверка     дружбой, отражает     в     герое     идеальные     черты,   наличие     грандиозного сражения)­ ответы групп. Учитель:   Молодцы!   А   теперь     попробуем     с   вами     разобраться     с героями   русских   былин. Как   вы думаете, на   что нацеливает   само слово «былина»­  это  было. Каких вы знаете богатей? Ребята     называют   :   Илья   Муромец,   Алеша   Попович,   Добрыня Никитич, Вольга. Учитель: Давайте  сейчас,  используя  текст былины  «Илья  Муромец и  Соловей­ разбойник,  попробуем  составить его  характеристику. Даю пять  минут­ каждая группа  готовит  свой ответ. Выступления     групп.(   Варианты     ответов­   сильный,     могучий, владеет  силой  воли,  поверил  в себя, доброжелательный,  хорошо относится   к людям;   настойчивый( поехал   по прямой   дороге, несмотря   на предострежения Черниговцев), не боялся   умереть; неподкупный, ведь  ему  предлагали  выкуп за Соловья­разбойника; патриотичный, борется  за  Землю Русскую. Учитель: теперь  давайте  сравним  нашего  греоя  с  рыцарями (просто дети  лучше  всего  помнили Роланда  и  короля Артура). Работаем  в группе Запишите  в   виде  сравнительной  таблицы. Варианты  ответов. Общее:   сильные,     храбрые,     не     боятся     смерти.   Различия:   рыцарь сражается   за     господина­сюзерена, богатырь ­   за   землю   Русскую; рыцарь   благородного     происхождения,     богатырь     может     быть   и крестьянином. Творческое  задание. Учитель  :То   есть   главное для богатыря­ защищать   Родную   землю, именно  эти  идеальные  качества  важны  для  русского  народа. Ведь наша  страна  постоянно нуждалась  в  защитниках.Кто  в этой  былине является   врагом? Соловей­разбойник,     татары­     вполне   реальные враги     (кто­то   из   детей     вспоминает     о   татаро­монгольском     иге). Давайте  попробуем  с  вами  сочинить   «Наказ русскому  богатырю  от народа  русского» Работа  в  группах. Варианты ответов «Указ  издан  князем  Владимирским. Русскому богатырю  следует защищать   землю   родную,   людям     помогать,   злых змеенышей топтать, чудищ0юдищ убивать. Не   должен   богатырь быть тщеславным   и злым. И тогда   русский   богатырь   нардом будет  любим!» «Богатырь  должен  помогать  русскому  народу, ничего  не бояться, быть смелым  и великодушным. Надо  быть  целеустремленным  и уверенным  в себе, потому  что, если  он  не будет  обладать этими качествами, то он  не сможет  защищать свой  народ. Но  и люди русские  должны  помогать  русскому  богатырю»   «Могучий   русский   богатырь,   силен   ты будь   и будь   ты   ловок. Хитер  ты  будь, не  будь  тщеславен. Великодушен  будь со всеми, не делай     людям    предпочтений.   Ты    ­наш  великий    богатырь,    так оставайся  ты  таким!» Учитель. Молодцы!  А теперь  давайте  узнаем  об  Илье  Муромце, был ли     он   в   реальности,   как   рыцари.   Слушаем     заготовленный     доклад ученика  об  Илье  Муромце. Доклад  ученика. Учитель: Как  вы  видите,  Илья  Муромец­ вполне  реальные  человек, который  заслужил  уважение  своими  подвигами. Конечно, многие  из них  полностью переделаны, ведь это  же  фольклор, устное  творчество. Естественно, что многое  переосмысляется. И  вот  теперь  попробуем на     основе     двух   былин    (   раздать     текст     «Илья     Муромец     и Святогор»)   выделить   характерные   признаки   былин. Даю   вам   10 минут­ прочитать  и  опять  же  в группе все это расписать. Варианты   ответов. Былина – фольклорный   жанр, в котором   в отличие  от сказок,  есть  что­то  реальное,  былины  не  бывают авторскими;     есть   зачин     и   концовка,   гиперболы   «Всю     землю поднял   бы..»; постоянные   эпитеты     « по белу   лицу». «Добрый конь», «Чисто поле»; строки  состоят  из  11­ 15 слогов, без  рифмы, что     напевность;   повторяющиеся фрагменты; герой  ­необычный  человек;  есть много  устаревших слов,  не всегда  хороший  конец. Учитель.  Отлично.   Давайте     посмотрим     на     презентации     научное определение   былины,   запишем   ее   в   тетради. А теперь   посмотрим   назвали.   Синтаксический признаки     определенную     создает     былины­     добрым     какие     вы     не параллелизм­  что  же  это  такое? Записываем  определение  и находим примеры  в былинах. Учитель. Подводим   итоги.  МЫ   замечательно    поработали,  многое смогла  сделать. Но  обратите  внимание  на  схему  в презентации:  ведь у нас  не  только  Илья Муроммец «сильно могучий  богатырь»,  есть  и другие. Ваше  домашнее  задание:  вы вытаскиваете у меня  карточку  с именем   русского богатыря, и на   основе былин   о нем   готовите   в группе     его   характеристику. ( Алеша   Попович, Добрыня   Никитич, Волх   Всеславич). Очень неплохо было   бы   , если   бы   кто­нибудь поискал  свидетельства  реальности  вашего героя. Д.З. Читать 2   былины, связанные   с богатырем, и готовить его характеристику.

Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс

Конспект урока "Образы  русских богатырей  в былинах"  6 класс

Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс

Конспект урока "Образы  русских богатырей  в былинах"  6 класс

Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс

Конспект урока "Образы  русских богатырей  в былинах"  6 класс

Конспект урока "Образы русских богатырей в былинах" 6 класс

Конспект урока "Образы  русских богатырей  в былинах"  6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018