На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием стили речи литературного языка. Стили речи классифицируются по сфере общения. Проводится работа над развитием речи учащихся, прорабатываютя понятия: стиль языка, стилистика. Организована небольшая исследовательская работа с текстами. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.конспект урока русского языка
Урок3.doc
УРОК. СТИЛИ РЕЧИ
КЛАСС: 5
Цель: формировать умение различать стили речи, работать над развитием
речи пятиклассников.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарноорфографическая работа.
Грамота – grammata – ‘чтение и письмо’ (греч.)
– В каком значении употреблено слово грамота?
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской
грамоте (А. С. Пушкин).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю
жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П.
Чехов).
Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).
III. Сообщение учителя.
Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного
языка и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какуюлибо
сторону общественной жизни: обыденное общение, официальноделовые
отношения;
словесно
художественное творчество.
агитационномассовую деятельность,
науку;
СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Сферы общения
Общение людей в быту
Общение граждан в учреждении
Агитационномассовая деятельность
журналов, листовок и др.)
Научная деятельность (научные статьи, работы)
(стиль газет,
Стиль
Разговорный
Официальноделовой
Публицистический
Научный Словеснохудожественное творчество
художественной литературы)
(стиль
Художественный
Книжными стилями считаются:
публицистический, художественный.
научный,
официальноделовой,
IV. Наблюдение (с. 9 учебника).
– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или
поразному?
Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с
материалом (с. 9, упр. 13).
V. Сообщение учителя.
– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой
обстановке, определяется стиль речи говорящего.
VI. Распознавание стилей речи.
Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.
Работа может быть проведена с использованием карточек.
1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа
боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот
здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе
с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)
3.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить? (Художественный.)
Домашнее задание: упражнение 14.
И. Токмакова «Ива»
Конспект урока "Общение и речь"Стили речи
Конспект урока "Общение и речь"Стили речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.