Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
23.01.2018
данная разработка содержит сценарий урока, проведенного в форме круглого стола, в рамках встречи учащихся МБОУ СОШ №5 Староминского района с представителем Законодательного собрания Краснодарского края VI созыва Хараман Александром Юрьевичем. раскрываются: возникновение термина "парламентаризм", особенности развития парламентаризма в Российской империи, в СССР, Российской федерации, а так же предусмотрен региональный компонент- появление и развитие парламентаризма на Кубани.
сценарий круглого стола тема развитие парланентаризма в России.docx
Ведущий: Здравствуйте дети! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на открытом
мероприятии, посвященном возникновению и развитию парламентаризма в России и в Краснодарском крае.
Хочу представить вам наших гостей, это Хараман Александр Юрьевич депутат Законодательного Собрания
нашего края,
______________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
наше мероприятие пройдет сегодня в виде ученической конференции в форме круглого стола. Сегодня мы
заслушаем выступления наших учеников. Главная задача, стоящая перед нами разобраться в том, что такое
парламентаризм, как он возник в мире и в нашей стране, что такое истинная демократия и в чем её важность,
как отразилось развитие парламентаризма и демократии на правах общества и отдельной личности.
Итак, первое что нам предстоит сделать это разобраться в происхождении парламента и зарождении
парламентского строя.
Докладчик 1
Происхождение термина парламентаризм. Зарождение парламентского строя.
Понятие парламент неразрывно связано с историей Англии 13 века. Я хотел бы рассказать как рождался этот
политический строй.
Исторически наиболее ранней формой политического устройства общества являлась абсолютная монархия это такая
форма государственного устройства, при которой вся власть в государстве сконцентрирована в руках одного человека,
при этом власть в государстве передавалась от отца к сыну по наследству.
При этом, я считаю, нужно учесть что монархия имеет определенные минусы:
Вопервых, не всегда случалось так, что наследник был хорошим правителем. Были в мировой истории случаи,
когда престол занимали монархи не заботящиеся о своих подданных, грабящие свое население, живущие по принципу
«после нас хоть потоп», да и просто слабоумные.
Вовторых, монарх не несет ответственности перед обществом за принятые им решения, он считается лицом,
богом помазанным на царство, поэтому задача подданных только подчиняться и не рассуждать. Такое государственное
устройство может легко превратиться в диктатуру. Так если решения монарха не защищают интересы общества
механизма защиты собственных прав нет, единственный способ обратить внимание на себя только бунт.
Втретьих, во всех абсолютных монархиях нарушается принцип равенства людей, большинство населения
являются бесправными, но платящими все налоги, тогда как горстка знати не знает особых забот и гордится своим
положением, пользуясь всеми благами жизни.
В 1213 вв в Англии как раз и происходят попытки укрепления королями своей власти. Одним из таких
правителей был Иоанн Безземельный, который проводил политику фискального и политического нажима на общество.
В частности: арестовывал баронов, лишал их земли, казнил их без суда, нарушал феодальные обычаи, резко увеличил
государственные налоги, вел неудачную внешнюю политику, приведшую к потере многих земель. Все это привело к
тому, что общество восстало против монарха. Итогом послужило то, что король вынужден был подписать «Великую
хартию вольностей», которая обязывала короля соблюдать права населения и стала первым в истории документом,
ограничивающим власть короля.
В дальнейшем такие ограничения развивались, постепенно парламент превратился в высший государственный
законодательный орган. Английский опыт в наше время переняли большинство стран мира.
Ведущий: Итак, парламентский строй является самым прогрессивным политическим устройством
общества, так как является выборным органом от народа, формируемым народной волей, призванным
защищать народные права через создание законов. Мы должны помнить то, что он рождался в борьбе народа за
свои права. Борьба эта была кровопролитной. Можно сказать, что парламент это достижение многих
поколений наших предков, омытое их слезами, потом и кровью. Об этом нужно помнить. Нужно дорожить.
Нужно пользоваться теми правами, которые нам достались.
Рождался парламент действительно в Англии, но нам важно проследить историю возникновения
парламентаризма именно в нашей с вами стране, где противостояние власти и общества было не менее
жестоким и трагичным.
Докладчик 2.
Исторические условия возникновения первого российского парламента.
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
1
2 Первый русский Парламент рожался непросто. Император категорически не соглашался на ограничение
самодержавной власти ни конституцией, ни парламентом. Одновременно действующее правительство не справлялось с
социальноэкономической ситуацией в стране. В обществе накапливались противоречия и проблемы. Они состояли в
следующем:
1. Тяжелое положение рабочих (большой рабочий день и низкий заработок);
2. Русификаторская политика (главенство русских, и пропаганда русской культуры со стороны власти);
3. Главная: Аграрная проблема ( малоземелье крестьян, выкупные платежи, господство помещичьего
землевладения);
4. Поражение в РусскоЯпонской войне(19041905), (народ обвиняет правительство в несостоятельности);
5. Противостояние общества и самодержавия изза бесправности основной части населения( народ требовал
демократических свобод).
Требовались реформы в стране, но власть медлила. По стране прокатилась волна стачек и забастовок. Народ пытался
этими действиями привлечь внимание власти к проблемам общества, но власти применяли силу. Против бастующих
были брошены силы полиции и действующей армии. Уличные столкновения превращались в настоящие сражения,
жертвы были с обеих сторон. В октябре 1905 года разрозненное забастовочное движение переросло во всероссийскую
политическую стачку, достигшую 1,5 миллиона человек по всей стране. Стали раздаваться лозунги свержения
самодержавия. Стало ясно, что только силой народ не остановить.
Только под угрозой начала гражданской войны император решился на уступку обществу и издал Манифест от 17
октября 1905г, который усовершенствовал государственный порядок и вводил демократические свободы на
территории России. Были наконецто отменены выкупные платежи, уменьшена продолжительность рабочего дня и
повышена заработная плата. Главным итогом стало создание Государственной Думы, без одобрения которой не мог
быть принят ни один закон в государстве. Депутаты выбирались на 5 летний срок, но выборы не стали равными и
всеобщими: имелся имущественный ценз, избирательных прав лишались женщины, военнослужащие, мужчины младше
25 лет.
Не была первая Государственная Дума и полноправным законодательным органом, т.к. обладала только правом
законодательной инициативы, т.к. все законопроекты должны были утверждаться Государственным Советом,
формировавшимся из верных императору людей.
И первая и вторая Государственные Думы не работали долго, т.к. пришедшие в нее представители трудовиков, т.е.
простого трудящегося народа придерживались идеи раздела земли между теми, кто её обрабатывал. К таким
кардинальным переменам власть была не готова, поэтому всегда находила повод распустить парламент. Таким образом
первая российская революция закончилась. Её итогом стали тысячи жертв противостояния власти и общества и
маленькие сдвиги в сторону предоставления демократических прав и свобод населению.
Ведущий: Итак, из доклада нашего коллеги видно, что рождение первого российского парламента не
проходило бескровно. Тысячи людских жертв сопровождали это событие. Не трудно понять, что таких
последствий удалось бы избежать, если бы было согласие власти на проведение назревших реформ. И хоть
полученные результаты не стали бесспорными и не привели к полному установлению демократии и равенства в
обществе , но все таки это было знаковое событие в нашей истории. Интересна история возникновения
самоуправления в казачьей среде.
Докладчик 3.
Возникновение самоуправления на Кубани
На Кубани существуют глубокие традиции выборности должностных лиц. Запорожские казаки, переселившиеся
на эти земли, традиционно избирали своего кошевого атамана, войскового атамана, судью, писаря. Казачество
сохранило вечевые "формы народоправства", ведь в Запорожской Сечи не существовало ни писаных законов, ни
законодательного кодекса, ни специального органа для его выработки и применения. Все вопросы решались прямым
волеизъявлением казаков. Круг решаемых вопросов был очень широк, и решения носили, окончательный характер и
не подлежали обжалованию.
Но уже император Павел I на рубеже XVIII—XIX веков ликвидировал выборность кошевых атаманов и ввел
должность войскового атамана, назначаемого высочайшим Указом. С казачьей демократией на долгие годы было
покончено, самоуправление и выборность реализовывались исключительно на уровне станичной администрации.
Во второй половине XIX века выборной оставалась только должность станичного атамана.
В 70х годах XIX века в городах Кубани, как и по всей России, начинает вводиться городское самоуправление.
Сначала оно появилось в Ейске, Екатеринодаре, Темрюке, а впоследствии — в Майкопе и Новороссийске.
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
1
2 В Екатеринодаре первые выборы в городскую думу состоялись в 1874 году. В них участвовали 1704 человека из
27306 жителей города. В Екатеринодарскую городскую думу вошли 73 гласных, которые избрали городского голову и
сформировали исполнительный орган — городскую управу.
Начальник Кубанской области мог приостановить любое постановление думы и управы. Но даже в таком виде
городское самоуправление способствовало решению вопросов благоустройства, проведению водопровода, организации
народного образования.
Ведущий: итак, из доклада нашего коллеги видно, что первой, самой древней формой управления среди
казачества была народная демократия. В дальнейшем казачество попало под контроль государственной власти
и вольница была ограничена. Для понимания сущности вопроса развития парламентаризма , необходимо
разобраться в том, какие права получило казачество после первой российской революции.
Докладчик 4.
Парламент Кубани в имперской России и начальный период революции.
Парламентаризм зародился в России в начале XX века. Николай II подписал Манифест 1905 года, который
провозглашал демократические свободы, в том числе участие представителей различных сословий в работе
Государственной думы России. В состав первой и второй Государственных дум входило по шесть депутатов от
Кубанской области и Черноморской губернии. В думу избирались трое представителей от казачества и трое — от
горожан и иногородних. Первая и вторая думы были распущены до истечения сроков полномочий, в третьей и
четвертой думах было представлено по одному депутату от казачьего и неказачьего населения трех регионов —
Кубанской и Терской областей, а также Черноморской губернии.
Среди депутатов Государственной думы от Кубани были такие известные деятели, как Кондрат Лукич Бардиж
(был депутатом всех четырех дореволюционных дум) — на момент избрания являлся атаманом станицы Брюховецкой,
в 1917 году стал комиссаром Временного правительства в Кубанской области; Виктор Игнатьевич Лунин (депутат
первой Государственной думы) — народоволец, сподвижник Н.Г. Чернышевского, известный просветитель Кубани;
Федор Андреевич Щербина (депутат второй Государственной думы) — известный историк, статистик, общественный
деятель; Петр Григорьевич Кудрявцев (депутат второй Государственной думы) — известный врач; Павел Семенович
Ширский (депутат второй Государственной думы) — талантливый публицист, прославившийся как защитник
кубанских революционеров на судебных процессах.
Вскоре после выборов в первую Государственную думу, в конце 1906 года, в Екатеринодаре прошел съезд
уполномоченных станичных обществ по наделению казаков земельными наделами из войскового земельного фонда. На
съезд приехали по два представителя от каждой станицы. Официально он именовался "землеустроительной комиссией"
или Кубанской казачьей Радой. Председательствовал на заседании Рады Ф.А. Щербина. Рада была призвана решить
конкретный вопрос о наделении землей беднейших станиц и не стала постоянно работающим органом, хотя ее
участники мечтали, что первая Рада не будет последней.
Впоследствии представительные органы в самых разнообразных формах возникают в революционное время. В
феврале массовые стачки в Петрограде и других городах перерастают в вооруженное восстание, и власть переходит в
руки Временного правительства. Император Николай II отрекается от престола. В марте 1917 года, после получения
известий об этих событиях в Петрограде, на Кубани была образована структура Временного правительства —
временный Кубанский областной исполнительный комитет. Весной 1917 года проходили собрания и съезды разного
уровня, они порождали новые властные структуры.
В апреле 1917 года на I съезде представителей населенных пунктов Кубани был избран Кубанский областной
Совет как высший орган гражданской власти в области. Уже в ходе съезда его участникиказаки объявили себя
Кубанской краевой войсковой Радой, а 17—22 апреля 1917 года в Екатеринодаре прошел первый казачий съезд,
подтвердивший создание Рады и сформировавший Временное Кубанское войсковое правительство. В сентябреоктябре
1917 года на второй Кубанской краевой Раде были приняты "Временные основные положения о высших органах власти
в Кубанском крае" — своего рода первая конституция Кубани. Кубанская краевая Рада объявлялась верховным
органом всего Кубанского края. В выборах могли участвовать казаки, горцы и коренные крестьяне. Краевая Рада из
числа своих членов должна была сформировать законодательную Раду — постоянно действующий законодательный
орган. В октябре состоялись выборы в Кубанскую законодательную Раду. В них не участвовали иногородние,
проживавшие на Кубани менее трех лет, и рабочие. 1 ноября 1917 года открылась первая сессия Кубанской
законодательной Рады. Председателем был избран Николай Степанович Рябовол, который возглавлял Раду бессменно
до своей гибели в 1919 году. Он был сторонником кубанской государственности в рамках федерации. После смерти
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
1
2 Н.С. Рябовола председателем Кубанской законодательной Рады стал его заместитель Султан Шахим Гирей — потомок
крымских ханов, участник Ледяного похода генерала Корнилова.
Ведущий: итак, из доклада нашей коллеги видно, что с развитием демократических начал в имперском
обществе после первой российской революции казачья среда с готовностью откликнулась на предоставленные
возможности участия в делах государства. Возникают различные формы объединений и после Октябрьской
социалистической революции. Казачеством делаются попытки решить самые больные, насущные проблемы на
местах. В пору гражданской войны казачьи объединения получают дальнейшее развитие.
Докладчик 5
Самоуправление на Кубани в пору гражданской войны и становления советской
власти.
В ноябрьские дни 1917 года собрался и первый областной съезд иногородних. Он отверг предложение
кубанских большевиков о признании власти Совета Народных Комиссаров. Но уже в декабре на втором съезде
иногородних произошел раскол. Часть делегатов объединилась с краевой Радой, и был проведен общеобластной съезд
представителей казаков, иногородних и горцев, где была избрана объединенная законодательная Рада с равным
представительством казаков и иногородних (по 45 человек), а также горцев (8 человек). Эта объединенная
Законодательная Рада 8 января 1918 года Кубань была провозглашена самостоятельной республикой, входящей в
состав России на федеративных началах.
В январе 1918 года на сессии объединенной Кубанской законодательной Рады Кубанский край (Кубанская
область) был провозглашен самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.
Органы советской власти с момента зарождения также являлись выборными. В феврале 1918 года в Армавире
состоялся I съезд Советов Кубанской области, провозгласивший советскую власть на территории всей области. Был
избран Кубанский исполнительный комитет областного Совета. Через полтора месяца в Екатеринодаре на II съезде
Советов Кубанской области была провозглашена Кубанская Советская республика, но она просуществовала недолго.
В конце мая в Екатеринодаре открылся III Чрезвычайный объединенный съезд Советов Кубани и Черноморья,
образовавший КубаноЧерноморскую Советскую республику. Через месяц первый СевероКавказский съезд Советов
объединил КубаноЧерноморскую, Ставропольскую и Терскую республики в единую СевероКавказскую Советскую
республику. Советская власть на Кубани в рамках этой республики была ликвидирована после того, как 17 августа
1918 года Добровольческая и Кубанская армии заняли Екатеринодар. Была восстановлена власть Кубанской
законодательной Рады и краевого правительства.
В этот период разрабатывается государственная символика края. 23 февраля 1919 года на заседании Кубанской
законодательной Рады утвержден Кубанский флаг, представляющий триколор синего, малинового и зеленого цветов,
легший в основу нынешнего флага Краснодарского края. Синий цвет считался цветом донских казаков, участвовавших
в заселении края, малиновый (самая широкая полоса) символизировал запорожцев, которые первыми начинали
осваивать эти земли, и зеленый — цвет горцев. Тогда же на заседании Рады впервые был исполнен кубанский гимн с
текстом священника Константина Образцова "Ты, Кубань, ты наша Родина".
В марте 1920 года Екатеринодар взяли части Красной Армии, была восстановлена советская власть, на всей
территории области начала действовать Конституция РСФСР. Гражданскую власть взял в свои руки временный
Кубанский исполнительный комитет. 27 марта он передал свои полномочия Кубанскому областному революционному
комитету (с 29 марта — КубаноЧерноморский) под председательством Я.В. Полуяна.
В ноябре 1920 года КубаноЧерноморский областной революционный комитет постановил провести в ноябре
декабре того же года выборы в Советы рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов по всей территории
КубаноЧерноморской области. В декабре этого же года по ходатайству КубаноЧерноморского областного ревкома
Екатеринодар был переименован в Краснодар. В январе 1921 года прошел I съезд Советов КубаноЧерноморской
области, где был избран КубаноЧерноморский областной исполнительный комитет, председателем которого стал Я.В.
Полуян.
В июне 1924 года Президиум ВЦИК СССР принял постановление, согласно которому КубаноЧерноморская
область ликвидировалась, а на ее территории образовывались четыре округа, подчинявшиеся краевому центру в
РостовенаДону. В 1930 году округа были ликвидированы, а районы стали напрямую подчиняться РостовунаДону.
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
1
2 Таким образом, более 13 лет Кубань не была самостоятельной административной единицей. Краснодарский край был
образован 13 сентября 1937 года разделением АзовоЧерноморского края на Краснодарский край и Ростовскую
область. В состав Краснодарского края вошли 14 городов и 77 районов, в том числе 6 районов Адыгейской автономной
области. Краснодар стал краевым центром.
Краснодарский краевой Совет депутатов трудящихся (с октября 1977 года — народных депутатов) просуществовал с
различными реорганизациями до января 1994 года.
Ведущий: для более ясного понимания процессов, происходящих в конкретном регионе страны необходимо
рассмотреть эти же процессы в контексте истории всего государства. Важно понимать как развивался
парламентаризм в Советском Союзе, потому что изучение отдельных сторон региональной истории в отрыве от
истории страны приводит к историческим ошибкам и искажению действительности.
Докладчик 6.
Советский парламентаризм
Конституция СССР, принятая в 1936 г, гарантировала всем гражданам, достигшим совершеннолетия, независимо от
расы, национальности, вероисповедания и образования, имущественного положения и прошлой деятельности право
избирать и быть избранными. Но на самом деле интересы государства рассматривались выше интересов и прав
отдельной личности, которые хоть и декларировались Конституцией страны, но , но являлись формальными и на деле
не соблюдались. Не получили избирательного права лица, жившие на нетрудовые доходы. Это были лица, жившие на
проценты с капитала, имевшие доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п. В категорию «лишенцев»
попали частные торговцы, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов, служащие и агенты бывшей
полиции, члены царствовавшего в России дома
Высшим органом власти в СССР был Совет Союза Социалистических республик. Он состоял из двух палат: Совета
Союза и Совета национальностей. Совет Союза избирался съездом из представителей республик пропорционально
количеству их населения. Совет Национальностей включал по пять представителей от каждой республики и по одному
от автономной области. При этом в стране действовала единственная партия ВКП(б), Центральный комитет которой
фактически сконцентрировал в своих руках всю власть в стране: готовили решения, определяли деятельность всех
государственных органов, определяли порядок формирования и работы Советов, был инициатором изменений
избирательного законодательства. Возглавлял страну Генеральный Секретарь. Любая критика в его адрес (или кого
либо из его ближайшего окружения) воспринималась как контрреволюционный заговор. Всякий советский гражданин,
знавший о возможности заговора, воспринимался как сообщник, и, наряду с самим заговорщиком, считался «врагом
народа» и приговаривался к расстрелу или помещению в концлагерь. В отношении общества властью принимались
жесткие репрессивные меры, это нашло свое отражение в резком росте заключенных, создании системы ГУЛАГА.
Цензура в СССР, т.е. контроль со стороны государства за деятельностью СМИ, носила тотальный и идеологический
характер. Личная переписка граждан подвергалась массовому вскрытию, что нарушало тайну частной жизни граждан,
неприкосновенность частной жизни гарантированные по Конституции.
После убийства Кирова С.М. (руководителя ленинградской партийной организации) борьба с контрреволюцией была
ужесточена, вводился упрощенный порядок рассмотрения дел о террористических актах. Основанием вынесения
обвинительного приговора было личное признание подследственного, причем следователю разрешалось использовать
пытки , а сам процесс проходил без участия прокурора и защитника. Приговор суда выносился без права обжалования
и исполнялся незамедлительно. Смертную казнь разрешалось применять к лицам, достигшим 12ти летнего возраста,
это обстоятельство позволяло выбивать признательные показания с родителей под угрозой расстрела их детей. Члены
семей «врагов народа» без суда подлежали ссылке, лишались гражданских прав. Точные цифры жертв репрессий до сих
пор не установлены, по примерной оценке историков расстреляны около 800 тыс. человек, около 18 мил человек
находились в концлагерях. Таким образом партия большевиков боролась с оппозицией.
Ведущий: из выступления нашей коллеги видно, что в советское время государство оказывало значительное
давление на общество. Хотя основной закон страны и декларировал права трудящегося народа, на деле они не
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
1
2 соблюдались. Не было равенства в правах, не было реальной оппозиции правящей партии, которая в
действительности срасталась с госаппаратом и диктовала свою волю всему обществу. Это приводило к
беспощадному террору в отношении реальных и мнимых оппонентов, т.е. плюрализма мнений не существовало.
Такая ситуация постепенно ослаблялась, в 80х годах власть осознала необходимость перемен, но реальное
изменение политической обстановки в стране происходит только в 90х годах. Что же изменилось?
Докладчик 7.
Основы демократии в России.
Я хотела бы рассказать об особенностях демократии в современной России. В 1993 году в нашей стране прошла
конституционная реформа, заложившая новые основы государственного устройства. Россия стала демократическим
федеративным государством с республиканской формой правления. «Демократия — способ организации коллектива,
при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления». И этот факт
находит свое отражение в основных положениях нашей Конституции. Так например, единственным носителем
суверенитета и источником власти является народ, который может осуществлять свою власть как непосредственно, так
и через своих выборных представителей. Формой непосредственного волеизъявления являются: выборы, референдум,
митинги, петиции. Демократия дает народу возможность реально защищать свои права, выступать с критикой власти.
Однако для этого необходим высокий уровень политической активности и правовой культуры общества, готовность
осознавать реальные проблемы общества и государства и конструктивно, в формате диалога с властью.
Еще одной формой демократии является демократия представительная, т.е. осуществляемая народными избранниками
в интересах народа. Эта форма в России реализуется через федеральный парламент, региональные законодательные
органы и органы местного самоуправления. Наш парламент называется федеральное собрание, оно устроено
следующим образом:
При этом важно, для истинной демократии, чтобы избирались высшие должностные лица на основе прямых, равных,
альтернативных выборов с тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права. Избирательные права в
нашей стране имеет все совершеннолетнее население, причем они равные и не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от
имущественного или социального положения. Лишены избирательных прав только недееспособные и отбывающие
наказание по приговору суда, что я нахожу довольно справедливым, т.к. в этом нет политизации и идеалогизации. При
этом абсолютно каждый гражданин может быть избран как президентом (с 35 лет), так и депутатом (с 21).
Еще одним достоинством нашего Основного закона является то, что власть не концентрируется только в столице
государства, а равномерно распределена по его территории. Субъектам РФ предоставляется возможность
правотворчества, т.е. есть реальная возможность решать важные проблемы на местах, а главное своевременно и быстро.
В каждом субъекте населением выбираются региональные законодательные органы. В последнее десятилетие их
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1
2 значение и роль постоянно возрастает, потому что они служат средством консолидации общества, развития
гражданской инициативы и политической активности на местах.
Ведущий: с развитием демократических начал в стране стал развиваться парламентаризм и в регионах. С 1994
г постоянно действующим законодательным и представительным органом в Краснодарском крае стало
Законодательное Собрание. Оно успешно занимается решением важных насущных проблем региона, создавая
законы, действующие только на нашей территории. В этом году прошли очередные выборы депутатов. Полезно
было бы узнать какой стала новая власть?
Докладчик 8.
Новая власть Кубани
10 сентября 2017 г состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Краснодарского края шестого созыва.
Они были признаны легитимными. Выборы прошли по смешанной избирательной системе: из 70 депутатов
35 были избраны по партийным спискам, остальные 35 — по одномандатным округам. Для избрания партиям
необходимо преодолеть 5%й барьер. Срок полномочий кубанского парламента шестого созыва — пять лет.
На 1 января 2017 года в Краснодарском крае было зарегистрировано 4 042 403 избирателей. Наш
избирательный округ назывался Степной, он включал в себя Староминский , Щербиновский и Кущевский
район, в нем было зарегистрировано 114 299 избирателей. Победил на выборах и получил место в Краевом
парламенте Александр Юрьевич Хараман.
По итогам проведенной проверки, с учетом рекомендации рабочей группы краевой избирательной комиссией
отменены результаты голосования только на двух участках в Краснодаре, но они не оказали существенного
влияния на общий результат выборов. Обновление депутатского корпуса стало почти пятидесятипроцентным.
можно говорить о том, что на Кубани действительно появилась новая власть.
Смещение силовых акцентов
Новый парламент на Кубани отличается от старого даже количеством депутатских кресел — их теперь 70 вместо 100,
как было ранее. 35 депутатов избраны по одномандатным округам и 35 по партийным спискам. В нём попрежнему
преобладает «Единая Россия», члены которой занимают 62 кресла. Остальные места поровну распределены между
представителями КПРФ и ЛДПР. Средний возраст избранных депутатов — 49 лет.
Из депутатов прошлого пятого созыва в новый состав парламента вошли 36 народных избранников. Один из них —
бессменный спикер всех созывов Владимир Бекетов, начавший политическую карьеру ещё в советское время. Ещё до
выборов его коллеги по партии уже признавались, что на этот раз Владимиру Бекетову «не избежать повышения до
федерального уровня». Так и произошло: на первой же сессии нового парламента он был выдвинут сенатором в Совет
Федерации от законодательного органа власти.
Новым председателем парламента избран Юрий Бурлачко, который при Кондратьеве работал заместителем
губернатора по внутренней политике в администрации края. До этого пять лет был председателем избирательной
комиссии края.
Вместе с Юрием Бурлачко в парламент отправлены бывшие заместители губернатора Сергей Алтухов и Сергей
Усенко. Теперь они стали заместителями председателя и при этом возглавили соответственно комитет по вопросам
промышленности, инвестиций, предпринимательства и комитет по вопросам имущественных и земельных отношений.
Вместе с ними заместителями председателя кубанского парламента стали секретарь краевого отделения «Единой
России» Николай Гриценко и ректор КубГАУ Александр Трубилин.
Большинство новых руководителей администрации и Законодательного собрания — это люди в возрасте 3040 лет. Это
общий тренд кадровой политики Президента в отношении губернаторского корпуса
7
1
2
3
4
5
6
7
8
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
1
2 Кондратьевский призыв
Особый интерес вызывают новые люди в депутатском корпусе края. Наблюдатели называют их представителей
«кондратьевским призывом». В основном это главы муниципалитетов, представители крупного бизнеса и
общественных объединений. Их опыт всегда необходим, особенно при взаимодействии с местными элитами
Ведущий: в нашем государстве идут демократические перемены. Это безусловно очень важно, это говорит о
прогрессе в политической системе. Есть в нашем обществе некоторые трудности, но в целом динамика весьма
положительна. Одной из проблем, важность которой признана Президентом РФ, является проблема низкой
политической активности граждан. Корни этой проблемы кроются в первую очередь в низком уровне
правосознания российского общества, а так же в несформированности институтов гражданского общества. Что
же это такое?
Докладчик 9.
Гражданское общество это совокупность общественных групп, движений, некоммерческих организаций, религиозных
и национальных общностей, созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивания
интересов конкретных людей. Развитое гражданское общество является предпосылкой становления правового
государства, т.е. такого государства, которое реально защищает права каждого своего
гражданина. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической
системы.
Только сознательные, свободные и политически активные граждане готовы взять на себя хозяйственную и
политическую ответственность. Человек в таком обществе обладает гражданским сознанием, уверен в себе,
самостоятельно решает свои проблемы без вмешательства государства, способен на самостоятельные поступки, может
организовывать деятельность других людей и создавать необходимые для этого инструменты. А государство в этом
случае неизбежно приобретает характер социального государства и создает условия обеспечивающие достойную жизнь
и свободное развитие человека
Гражданское общество создает реальную свободу личности и подлинную демократию, способствует формированию и
упрочению демократических органов государства. Граждане активно участвуют в избирательных кампаниях и ре
ферендумах, акциях протестов , в формировании общественного мнения. Гражданское общество выполняет функцию
социального контроля по отношению к своим членам: независимо от государства оно располагает средствами и санк
циями, с помощью которых может заставить отдельных его членов соблюдать общественные нормы, воспитывает
граждан, информирует государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами
государства, решает общенациональные задачи. Результатом его деятельности становится совершенствование
политической системы, совершенствование судебной системы, правоохранительной системы, правозащитной
деятельности.
Ученными политологами доказано, что становление гражданского общества это длительный процесс, его становление
не проходит одномоментно. Необходимы следующие условия: соблюдение прав и свобод личности, развитая система
самоуправления, реальной конкуренция между различными политическими силами, высокая степень общественного
сознания. О необходимости формирования обществ гражданской инициативы неоднократно говорил наш президент ВВ.
Путин, и не просто говорит, а активно создает условия их существования и оказывает всевозможную поддержку.
Сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться
за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался
в сложной жизненной ситуации. Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни,
а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями.
И ничего с веками в этом смысле не меняется. Эти традиции нам нужно укреплять. В этом мощнейший ресурс
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
1
2 развития России, единения общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии. .А это поддержка
инвалидов, ветеранов, детейсирот, развитие культуры.
Мы все хорошо знаем, что Россия нередко сталкивается с серьёзными вызовами. И чтобы достойно на них ответить,
укрепить наше самосознание, нашу самостоятельность, суверенитет, в первую очередь нужно создавать атмосферу
сотрудничества и доверия в обществе, действовать в одной повестке дня, расширять пространство свободы для
гражданской инициативы
"Конструктивный диалог всегда нужен и крайне полезен", считает Путин. Особенно важна работа на местах
именно там чаще всего и возникают проблемы. А общественный контроль повышает легитимность выборов,
помогает определить моменты, которые нуждаются в дополнительном законодательном регулировании.
Ведущий : итак, гражданское общество это граждане патриоты страны, готовые своими руками делать
жизнь лучше. Многое мы можем изменить сами, стоит только знать проблемы нашего общества. Одна из
учениц 10 класса получила задание высказать свое мнение о наиболее острых проблемах нашей российской
молодежи.
Докладчик 10.
ПРОБЛЕМы СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ РОССИИ
Молодой человек стоит перед проблемой — стать самостоятельным, занять свое место в жизни. Перед ним стоит
множество проблем, которые необходимо решить. Я бы хотела озвучить собственное мнение по этому поводу.
1. первая и самая важная проблема, которая стоит перед всеми выпускниками школ: Где учиться?
В нашей стране в целом растет уровень образованности населения, все больше. Больше молодых людей стремятся
получить высшее образование. Но в тоже время на рынке труда больше требуются рабочие специальности, а молодежь
неохотно идет получать рабочие профессии. Причина этого прежде всего в низкой оплате труда рабочих. Естественно
каждому молодому человеку хотелось бы самостоятельно обеспечивать себя на достойном уровне. Поэтому
выпускники стремятся получить именно высшее образование, а государство уменьшает количество бюджетных мест и
из года в год усложняет проведение ЕГЭ. Нынешний экзамен по многим предметам выходит за рамки школьной
программы. То есть получается следующая ситуация: мало хорошо учиться в школе, нужно еще заниматься углубленно
либо самостоятельно, либо с репетитором. Зачастую вступительные экзамены являются соревнованием кошельков.
Потому что малообеспеченные семьи не в состоянии позволить себе это. Это важная проблема для меня, т.к. мы
проживаем в сельской местности, где актуальна проблема безработицы и ,самое главное, низкой оплаты труда.
Современная ситуация в образовании только усиливает социальное неравенство, усложняет возможность реализовать
свое конституционное право на получение бесплатного высшего образования. Многим приходится учиться на
коммерческом отделении, причем цены постоянно растут.
2. вторая не менее актуальная проблема: На что жить?
Найти работу, которая станет источником основного дохода — это очередная трудность, которую необходимо
преодолеть. Ни для кого не является секретом, что существенная часть российских предприятий зачастую не
принимает на работу выпускников учебных заведений без опыта работы по специальности, не желает вкладываться в их
обучение на рабочем месте, в особенности в период кризисных явлений в экономике. Особенно тяжелое положение
сложилась в небольших поселениях . Это зачастую обостряется тем, что существует всего несколько градообразующих
предприятий, на которых работает большинство трудоспособных жителей При этом, хочется особо отметить то, что
получение высшего образования, зачастую за плату, не гарантирует возможность найти свое место в жизни,
реализоваться в профессии, получать достойную зарплату. Отсутствие у молодежи постоянного источника дохода, в
свою очередь, часто приводит к совершению различных преступлений имущественного характера. Чтобы не допустить
этого молодежи из сельской местности приходится уезжать в города.
3. И из этого вытекает еще одна проблема: Где жить?
Квартирный вопрос имеет так же остро стоит перед молодежью. Она всегда и везде не является обеспеченной частью
общества, так как только начинает жить и пользуется ресурсами своих родителей. Многое зависит от их материальной
обеспеченности. В России очень мал средний класс, поэтому в большинстве случаев родители не могут решить
квартирный вопрос своих детей.. К сожалению, при решении квартирного вопроса молодому поколению не приходится
рассчитывать на государственную помощь в том объеме, в каком она была развита во время молодости наших
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
1
2 родителей. Ипотека в России практически не развита, так как является достаточно дорогой. Эта проблема порождает
демографическую: поздние браки, отсутствие детей во многих молодежных семьях.
.
4. еще одна немаловажная проблема: Где отдыхать?
Где проводить время вне учебы, дома и работы? Это вопрос очень важный для сельской местности. Как правило, в
свободное время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает. Важно, чтобы молодой человек
в это время действительно чемто занимался, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от
хулиганства до убийства. «Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, дракам и другим преступлениям.
Молодежь нуждается, чтобы для нее были созданы доступные центры досуга: клубы, дискотеки, спортивные и
культурные центры, кинотеатры. Конечно в нашем районе в последние годы ситуация несколько улучшилась и
современный кинотеатр открыли, и спорт комплекс построили, но это в районе, а туда особо не наездишься: и
далековато и дорого. Хотелось бы создания достойных условий для развития спорта в нашем поселке.
Ведущий: итак, ребята, мы сегодня выяснили какую роль в нашей жизни играет парламент. А сегодня у вас есть
уникальная возможность задать интересующие вас вопросы народному избраннику, действующему депутату
Законодательного Собрания Края, Александру Юрьевичу.
1. Какие перемены ждут наш край в ближайшем будущем?
2. Почему вы решили стать депутатом?
3. Какой была ваша предвыборная программа, что нужно в нашем крае
4. Будут ли решаться проблемы молодежи на селе и как?
5. Вам приходится очень много работать, что нужно делать чтобы не уставать?
6. Александр Юрьевич как вы заработали первые деньги и куда вы их
изменить?
потратили?
7. Можно ли улучшить условия для занятия спортом в нашей школе?
8.
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1
2
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Конспект урока обществознания на тему "Развитие парламентаризма в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.