Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Изучение согласных звуков [н], [н’] и соответствующих им букв Н и н.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [н] и [н’] и находить их место в слове.
Задачи:
1) Обучающая: познакомить со звонкими согласными звуками [н] и [н’] и с буквами Н и н; учиться давать характеристику звукам; учить самоонализу.
2) Развивающая: развивать речь детей, навыки фонематического анализа слов, внимание.
3) Воспитательная: воспитывать умение работать в группе.
Оборудование:маленькие солнца для каждого ребёнка; технические средства (проектор, компьютер, колонки); предметные картинки (носорог, носки, насос, ножницы, нож, нитки, снег); лента букв; синие и зелёные карточки
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Изучение согласных звуков [н], [н’] и соответствующих им букв Н и н.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [н] и [н’] и находить их место в слове.
Задачи:
1) Обучающая: познакомить со звонкими согласными звуками [н] и [н’] и с буквами Н и н; учиться давать характеристику
звукам; учить самоонализу.
2) Развивающая: развивать речь детей, навыки фонематического анализа слов, внимание.
3) Воспитательная: воспитывать умение работать в группе.
Оборудование:маленькие солнца для каждого ребёнка; технические средства (проектор, компьютер, колонки); предметные
картинки (носорог, носки, насос, ножницы, нож, нитки, снег); лента букв; синие и зелёные карточки
Ход урока:
Этапы
Организационный
момент (2
минуты)
Деятельность учителя
Метод: вступительное слово учителя
Утром ранним ктото странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Здравствуйте, ребята!
Давайте и мы поздороваемся с солнцем:
Здравствуй, солнце!
Присаживайтесь, запишите в тетрадях
Деятельность учеников
Дети здороваются с солнцем:
Здравствуй, солнце!
После присаживаются на свои места,
открывают тетради и записывают дату.
Примечания
На партах, у каждого
ребёнка, лежат
маленькие солнца.
На слайде презентации
появляется солнышко
с улыбкой.сегодняшнее число – десятое мая.
Символом нашего сегодняшнего урока
будет солнышко! Оно будет освещать наш
урок и подарит нам свое тепло. У вас на
партах тоже есть свое маленькое
солнышко, которое будет дарить свои
лучи каждому из вас.
Сегодня мы с вами на уроке
познакомимся с новыми звуками и изучим
новую букву.
Метод: беседа
Какие буквы мы с вами уже поселили в
домики?
На какие группы можно разделить все
звуки?
На какие группы можно разделить все
согласные звуки?
А какие бывают гласные звуки?
Метод: работа со слайдами
На слайде написаны слова с буквами,
которые мы уже знаем. Прочитайте их.
Метод: дидактической игры
Ребята, составьте из слова «рисовал»
другие, знакомые нам слова.
Метод: беседа; работа с предметными
картинками
На доске висят картинки, скажите, что на
них изображено?
Проверка
домашнего
задания и
повторение
изученного (810
минут)
Знакомство с
новым звуком (3
5 минут)
ы, а, о, и, у, п, с, б, к, т
Все звуки можно разделить на гласные и
согласные.
Все согласные звуки можно разделить
на твёрдые и мягкие.
Бывают ударные и безударные гласные
звуки.
Дети читают слова хором, затем по
цепочке.
Дети составляют слова: рис, овал, сова,
вал, вари, сори
Дети отвечают на вопросы:
На картинках нарисованы носорог,
нитки, носки, насос, снег, ножницы,
нож.
На стене висит
буквенная лента.
На слайде написаны
слова:
Пуск, бас, сок, бок,
суп, кит, ток, пот,
бусы.
На доске из разрезной
азбуки выложено
слово «рисовал».
На доске висят
предметные картинкиЧто их объединяет?
В каких словах нам встретился звук [н]?
А в каких звук [н’]?
Правильно, ребята. Давайте теперь дадим
характеристику этим звукам.Какие они?
Метод: игра; инструктирующее слово
учителя
Сейчас мы с вами поиграем в игру,
которая называется «Каменьвата».
Поднимите синюю карточку, если
услышите твердый согласный звук [н],
зеленую – если услышите звук [н’].
Их объединяет наличие звука [н] и [н’].
В словах носорог, носки, насос,
ножницы, нож – звук [н].
А в словах нитки, снег – звук [н’].
Звук [н] согласный, звонкий, твёрдый, а
звук [н’] – согласный, звонкий, мягкий.
Дети поднимают синюю карточку на
твёрдых звуках в словах:
Он, сосна, Наташа, Нина, нора, кино,
носорог
Поднимают зелёную карточку на мягких
звуках в словах:
Линь, снег, встань, лень, Нина, няня,
Аня, плавник.
Выполнение
звуковых
упражнений (57
минут)
Хорошо, молодцы. Теперь давайте
проверим как хорошо мы с вами
научились определять наличие или
отсутствие звуков [н] и [н’]. Сейчас я
буду читать вам слова, а вам необходимо
хлопнуть в ладоши один раз, если
услышали слово со нашими звуками.
Дети хлопают на словах:
Народ, канцелярия, насморк, налог,
витамин, апельсин, ананас.
Физкультминутка
Дети повторяют за героями из видео.
Знакомство с
буквой (24
минуты)
Метод: слово учителя; беседа
Учитель читает загадку про букву Н:
Две босые ножки
Дети отгадывают:
В букву Н
Использование синих и
зелёных карточек.
Языковой материал 1:
он, линь, сосна, снег,
встань, лень, Наташа,
Нина, Нора, кино,
няня, носорог, Аня,
плавник.
Языковой материал 2:
Народ, зима,
канцелярия, тетрадь,
насморк, налог, арбуз,
витамин, шарик,
апельсин, ананас,
ручка.
Включается видео с
физической разминкой
На слайде появляется
стих про букву Н.Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву… (Н).
Верно. Именно так называется буква,
определяющая звуки [н] и [н’].
Метод: работа с учебником; беседа
Обратите внимание на четыре варианта
написания буквы Н.
Рассмотрите печатную и прописную буквы
Н.
Чем они похожи?
На что похожа буква Н?
Метод: работа с разрезной азбукой
Ребята, составьте слогислияния с буквой
Н и прочтите их.
А теперь составьте слова так, чтобы в них
была буква Н.
Метод: игра
Давайте поиграем с вами в игру, которая
называется «Конец слова за тобой». Вам
необходимо придумать слова, которые
будут начинаться на слог На.
Метод: инструктирующее слово
Берём свои тетради для печатания и
записываем в них слова, которые вы
Работа с
разрезной азбукой
или в тетрадях
для печатания (5
7 минут)
Дети рассматривают письменную и
печатную Н.
Они похожи наличием двух палочек и
одной перекладины.
Буква н похожа на буквы П и И.
Дети составляют слоги и читают их:
На, но, ни, ну, ны, не, нё, ня, ню, нэ
Составляют слова:
Нос, ботинок, насос, баня, нога.
На доске висит
разрезная азбука и
лежит у каждого на
столах.
Ребята придумывают слова:
Народ, насос, насморк, налёт, накипь,
нарды.
Дети записывают придуманные и
составленные словаЧтение страницы
азбуки (1012
минут)
только что составили.
Метод: работа с азбукой
Ребята прочитайте хором слогслияния,
написанные на странице азбуки.
Теперь прочитайте слоги с твёрдым
звуком [н].
Теперь с мягким звуком [н’].
А теперь первый вариант подбирает слова,
в которых встретится мягкий звук [н’], а
второй вариант подбирает слова, в
которых встречается твёрдый звук [н] и
после этого по цепочке назовите свои
слова.
Метод: сопутствующее слово учителя
Молодцы. Теперь давайте по цепочке
прочитаем столбики слов.
Найдите среди них слово из трёх слогов.
Теперь хором скажите слова, состоящие
из двух слогов.
Какое слово у нас осталось? Из скольки
слогов оно состоит?
Метод: работа с азбукой; беседа
Прочитайте текст, посчитайте, сколько в
нём предложений. Из скольки слов
состоит самое маленькое предложение? А
самое большое?
В тексте найдите слова с изученной
буквой и назовите их.
О чём этот текст?
А теперь прочитайте текст выразительно
Ребята читают хором слогслияния из
азбуки (На, но, ни, ну, ны). Затем
выборочно читают слоги с твёрдым
звуком [н] (на, но, ну, ны), а после слоги
с мягким звуком [н’] (ни).
Дети подбирают слова по вариантам с
прочитанными слогами, после чего
произносят их в слух по цепочке (налог,
нитки, нос, няня).
Дети читают по цепочки слова из азбуки
(носорог, народ, нора, юнга, нос, книга).
Дети ищут слово из трёх слогов и
произносят его (носорог).
Произносят слова из двух слогов (на
род, нора, юнга, книга).
У нас осталось слово «нос», оно состоит
из одного слога.
Дети читают:
Носорог нашёл наволочку. Понюхал.
Надкусил – невкусно. Напялил на
ножищу. Не налезает. Нахлобучил на
нос. Надевал набекрень, наискосок,
наклонял налево, направо. Никак!
Нет! Нам, носорогам, непонятный
наряд не нужен! – насупился носорог.
В данном тексте 11 предложений.
Самое маленькое предложение состоит(индивидуальное чтение)
Работа по
развитию речи на
основе текста (35
минут)
Подведение итого
(23 минуты)
Комментирование
домашнего
задания
Метод: аналогии
Сейчас вам нужно будет работать в парах,
в которых вы сидите. Придумайте рассказ
по аналогии с прочитанным текстом и
озаглавьте его.
Метод: обобщающее слово учителя
Сегодня мы с вами познакомились с со
звуками [н] и [н’] и обозначающей их
буквой н. Давайте теперь поселим букву
Н в её домик на ленте букв. Где её домик?
Метод: самоанализа
Если вам понравился урок, поднимите
свое маленькое солнышко вверх.
Представьте, что вы маленькое солнышко
и дарите свои лучики радости и тепла
всем вокруг. Солнышки на партах
Метод: инструктирующее слово
учителя
Ребята, вам необходимо дома подобрать
слова с новыми звуками и прочитать
следующую страничку азбуки.
из одного слова, а самое большое
предложение из 6 слов.
В каждом слове текста встречается
изученная буква.
Этот текст о носороге.
Дети индивидуально читают текст
выразительно.
Дети работают в парах, совместно
придумывают рассказы и названия для
них.
Работа в парах.
Ребята называют домик для буквы и
«селят» её туда.
После поднимают своё солнышко вверх.
На стене висит лента
букв.
Солнышки лежат на
партах
Дети записывают домашнее задание