КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Оценка 5

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
11.05.2017
КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ
Цель урока: 1) ознакомление со звуком [ч`], буквами Ч, ч, обучение слоговому чтению; 2) воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время; 3) развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение). Урок полезен учителям начальных классов и студентам педагогических колледжейоткрытый урок
Буквы Ч,ч.docx
КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ   ПО  ТЕМЕ: «Звук [ч`], буквы Ч, ч» Цель урока:       1)  ознакомление    со    звуком    [ч`],    буквами     Ч,  ч,     обучение                                   слоговому чтению; 2 3 воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время; развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение). Оборудование:   магнитная азбука;                              картинки;                              слоговые карточки;                              «хитрые» буквы;                              «перепутанные» буквы;                              магнитофон. Ход урока I II III IV Организация класса. Активизация внимания. ­ Сегодня на наш урок чтения пришли очень хитрые буквы. Они замаскировались, хотят,   чтобы   мы   их   не   узнали.   Посмотрим,   удастся   ли   им   это.   (Учитель показывает картинки, дети узнают буквы) ­ Молодцы, узнали все буквы. Повторение изученного. 1 Вопросы. ­ Что обозначают буквы? (Звуки) ­ Какие бывают звуки? (Гласные и согласные) ­ Произнесите гласные звуки. ­ Произнесите согласные. ­ Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу) ­ Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым).   Почему   для   обозначения   согласных   нужно   2   цвета?   (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими ­ зеленый) 2 Классификация букв. ­ На   магнитной   доске   буквы   расшалились,   перепутались.   Давайте   наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета) ­ Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму) ­ А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко. Сообщение цели урока. ­ Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой Ознакомление со звуком [ч`] 1 Отгадывание загадок («Доскажи словечко!») ­ Идёт спокойно, не спеша – Пусть видят все как хороша! Удобна и прочна рубаха, В которой ходит … (черепаха) ­ Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица, Не тигрёнок, не лисица, Не котёнок, не щенок, Не волчонок, не сурок, Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовётся … (Чебурашка) ­ Из каких  сказок эти герои? Кто их автор? (Учитель прикрепляет картинки на магнитную доску) 2 Выделение звука [ч`]. Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук хором, по одному. 3 Характеристика звука. ­ Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный) ­ Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик. ­ А,   может,   в   слове   «черепашка»   этот   звук   произносится   твердо?   (Нет). ­ Прикрепляем зеленый квадратик. Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться. 4 Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно. 5 Подбор антонимов и синонимов. ­ Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова­наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]  В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)  Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)   Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто) ­ А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по­другому?  Правдивый человек (честный)  Внимательный (чуткий) 6 Активизация словаря. ­ Назовем профессии людей (по картинкам). Во всех названиях  есть звук [`ч]. (Ткач, почтальон, часовщик, печник, скрипач, птичница и т.д.) 7 Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове. Учитель показывает картинки и четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник) Учитель оставляет картинку с изображением чайника, читает стихотворение, дети имитируют движения Я – маленький чайник, На столе начальник. Вот моя ручка – ручка­закорючка, Вот мой носик – носик­вопросик. Кому поклон подарю, Того чаем напою 8 Лексическая работа. ­ Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая) ­ Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной) 9 Нахождение звука в словах стихотворения ­ А   вы   любите   пить   чай?   Наши   друзья   черепашка   и   Чебурашка   тоже   любят. Послушайте   стихотворение.   Будьте   внимательны.   Найдите   в   нем   слова   со звуком [ч`]. Часто в гости к черепашке Забегает Чебурашка Как из чашек чай попьют, Так частушки запоют. Под черемухой в саду Поиграют в чехарду. Поиграют час – другой,  И глядишь, пора домой. V Ознакомление с буквами Ч, ч. 1 ­ Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его   в   словах,   сами   вспомнили   слова   с   этим   звуком.   Пора   познакомиться   с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч. 2 Рассматривание букв по плакату. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных. Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры ­ 3 На что похожа печатная буква Ч? а) на цифру «4» ­ Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:      Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.      б) на солдатика с поднятой рукой ­ Буква «Ч» сказала: «Есть!» Отдала кому­то честь 4 Найти   буквы   Ч   ч   по   классной   «ленте   букв»,   в   настенном   алфавите,   среди других. VI Упражнение в чтении. 1 Слоги с «Ч» по сигнальным карточкам: а) закрытые (ач, оч, ич…) б) открытые (ча, чо, чи…) 2 Слова по сигнальным карточкам: ча сы, туча, дача, лучи, мячи, чудо. 3 Слова с доски (для удобства чтения каждый слог написан своим цветом) а) ученик     учебник     ручка Объяснить   лексическое   значение   каждого   слова.   Найти   родственные   слова. Наблюдение над многозначностью слова «ручка» б) грач     бабочка     ласточка Соотнесите  слова  с  картинками.  Упражнение   в  исключении  (Какая   картинка меняется? Почему?) в) мяч     обруч     волчок Соотнесение   с   картинками.   Упражнение   в   обобщении.   (Как   назвать   одним словом?) Конкретизация понятия. (Какие еще игрушки знаете?) 4 Текст. (На доске). Установка ­ Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек. Девочки играли во дворе. У Ниночки мяч. У Леночки обруч. У Анечки палочка. Им было … Прочитать цепочкой, хором. Добавить последнее слово («весело», «хорошо»). Учитель стирает имена, оставляя первые буквы. Дети вспоминают имена девочек. Учитель стирает названия игрушек. Дети вспоминают. Учитель прикрепляет вместо слов соответствующие картинки. Текст приобретает вид:  Девочки играли во дворе. У Н… (картинка мяча) У Л… (картинка обруча) У А… (картинка палочки) Им было весело (хорошо) Дети восстанавливают по памяти весь текст. ­ Какая игрушка была у Ниночки? (Мяч) «Мой веселый, звонкий мяч; Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой!» VII Словарная работа ­ Вы   заметили,   как   называли   девочек?   (Ласково).   У   нас   тоже   есть   девочки. Давайте и их назовем ласково. (Ралиночка, Катенька, Ксюшенька, Любочка…) ­ А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля) ­ Звук   [ч`]   и   буквы   Ч   ч   –   волшебные.   Они   помогают   нам   быть   вежливыми, ласковыми. ­ А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель  показывает  картинку с  изображением  гномика,  прикрытую  листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения). Не колпак, а … (колпачок) Не куртка, а … (курточка) Не башмаки, а … (башмачки) Кто получился? (Гномик) ­ Гномик сам маленький и любит все маленькое. У него не стул, а … (стульчик), Не диван, а … (диванчик), Не тарелка, а … (тарелочка), Не стакан, а … (стаканчик), Не ложка, а … (ложечка). VIII Вывод.  1 Работа по учебнику. ­ Где  живут гномики?  (В лесу,  в пещерах, в  маленьких  домиках).  А еще где? Отгадаем загадку:  Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.      (Часы) 2 Работа по картинке. ­ Что видим? (Часы) ­ Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные) ­ Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири) ­ Кого мы видим на картинке? (часовщика) ­ Что он делает? Работа над скороговоркой: Часовщик, прищурив глаз,  Чинит часики для нас. 3 Закрепление. а) найти буквы Ч ч, сравнить заглавную и строчную. Рассмотреть старинную букву «червь» в «Азбуке», в «Сказочной азбуке» б) чтение слогов в «Азбуке» в) работа над текстом («Азбука» с.129.) Чтение  Анализ содержания. ­ О чем говорится в тексте? Какие бывают часы? Для чего нужны часы? Озаглавление ­ Мы узнали, как много есть разных часов. Есть еще главные часы. Они находятся в   столице   России   –   в   городе   Москва,   на   Спасской   башне   Кремля. (Демонстрируется фотография Спасской башни) ­ Послушаем   их   голос   (звучит   запись   боя   курантов).   Дети   обмениваются впечатлениями. IX Обобщение, подведение итогов. ­ С какой буквой мы познакомились? (используется плакат) ­ Какого цвета заглавная печатная «Ч»? ­ А письменная строчная? ­ Какой звук обозначает? ­ Что в нем особенного? ­ Какие слова запомнили? ­ Что понравилось? Учитель отмечает внимательных, активных детей.

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017