Данный материал поможет учителю провести урок обучения грамоте в 1 классе интересно, познавательно и увлекательно.Учитель сможет
познакомить детей с ролью мягкого знака как показателя мягкости согласного и буквой «ь». На уроке он сможет применять различные педагогические технологии. Дети работают с конструктором "ТИКО".
1
Конспект интегрированного урока обучения грамоте 1класс
I. УМК «Школа России»
II. Тема урока: «ьпоказатель мягкости согласного звука»
III.Основная цель: познакомить детей с ролью мягкого знака как показателя мягкости
согласного и буквой «ь»
планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к
высказываниям и мнениям других людей, развитие эстетических чувств, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты: овладение способностью понимать и принимать
цель учебной деятельности, формирование умения планировать уч. деятельность,
доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь другого человека,
совершенствование умения выделять существенные признаки объектов
Предметные результаты: вырабатывать навыки осознанного чтения, продолжить
формирование навыков правильного написания букв, слогов и слов с этими
буквами, обогащение словарного запаса учащихся
IV. Литература
для учителя – Горецкий В.Г. Азбука. М., 2016.
Валентина Волина “Праздник букваря”. АСТ пресс, Москва,1997.
Игнатьева Т,В. «Поурочные разработки по обучению грамоте» «Экзамен» М.2012
О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» «Рост» М, 2015
V. для учащихся Горецкий В.Г. Азбука. М., 2016., прописи.
VI. Оборудование урока
Конструктор «ТИКО», мультимедийный проектор, индивидуальные карточки в конвертах,
прописи
I. Х од урока:
Речь и деятельность учителя.
Информация из разных источников
Речь и деятельность учащихся
1. Организационный: подготовка учащихся к работе
Учитель настраивает класс на урок:
Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
Мозговая гимнастика
Качание головой. Дышите глубоко, расслабьте
плечи, уроните голову вперёд.( 30 сек.)
«Ленивые восьмёрки» Нарисовать в воздухе в
горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза
каждой рукой, а затем двумя руками.
«Шапка размышлений» Заверните уши от верхней
точки до мочки по три раза.
Учащиеся проверяют готовность к
уроку.
Дети повторяют упражнения за
учителем.2
2. Подготовка к активной учебнопознавательной деятельности: подготовка учащихся
к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний)
Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами? ( на
доске буквы( а,о,у,и,ы,е,я,ь)
Все ли буквы мы изучили ?
Какая же буква нам не знакома?.
Разделите их на группы.
Подумайте и определите тему нашего урока, чему
мы сегодня будем учиться?
буквы
Нет.
Нет, не изучили «Ь»
Гласные показатели твёрдости
(а,о,у,ы) и гласные показатели
мягкости(и,е,я).
Будем учиться читать слова с
новой буквой , писать букву «ь» и
слова с ней
4. Усвоение новых знаний:
Знакомство с ролью «ь» как показателя
мягкости предшествующего согласного звука
Проведем небольшую исследовательскую работу и
выясним, какую роль может играть «Ь»
Посмотрите на первую картинку.
Что это за птицы? Произнесите ещё раз это слово
и сделайте звукобуквенный анализ используя
конструктор «Тико» Кто самостоятельно соберёт
схему слова, тот поднимает карточку.
Кто хочет поработать у доски?
Какая буква в этом слове показывает мягкость
согласного.
Назовите количество слогов в слове, какой слог
ударный?
Напечатайте слово под схемой (ГУСИ).
А теперь поставьте слово в единственное число.
Как оно будет звучать?
Измените схему слова гуси на гусь.
Что вы заменили? Напечатайте это слово.(ГУСЬ )
Как показать мягкость согласного на конце?
Нужна буква, которая сделает этот звук мягким.
Кто знает, какая нужна буква?
Буква – помощница, которая сама не разговаривает,
не читается никак, но помогает всем согласным
буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней
согласный произносится мягко. Вот какая
замечательная буква!
Молодцы,
порядок на рабочем месте.
уберите конструкторы,
наведите
Знакомство с печатной буквой.
На что похожа буква «ь»?
Гуси
помогает
У доски работает один ученик.
Учитель
при
возникновении трудностей.
«Гу» слияние твёрдого согласного с
гласным, «си» слияние мягкого
согласного с гласным.
2 слога, первый ударный.
ГУСЬ
Слияние на мягкий согласный.
Нужна буква для обозначения
мягкости.
Нужен мягкий знак.БУКВА Р ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ
МЯГКИМ ЗНАКОМ ОБЕРНУЛАСЬ
НАРИСУЕМ МЯГКИЙ ЗНАК
НЕЖНО КАПЕЛЬКОЙ
ВОТ ТАК:
БУКВУ КАПЕЛЬКА СМЯГЧИТ
СЛОВО МЯГКО ПРОЗВУЧИТ. (показ картинок)
Сконструируйте новую букву из верёвочки.
Кто сконструирует, тот встаёт.
Физкультминутка «Рыбки»
Рыбки весело плескались в тихой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Игра "Поймай звук".
Условие игры: [тв. зв.]на конце слова встают
мальчики. [мяг.зв.] встают девочки.
дом, пять, радость, стол, пенал, любовь, мир, мать
Работа со страницами Азбуки.
Откройте учебник по закладке, найдите страницу с
цифрами 11.
Ответим на вопросы азбуки.
Прочитайте слова на этой странице.
Чем они отличаются?
Чтение текста на странице 11
Оком вы прочитали текст?
Чем питается лось?
Что он любит?
Где мальчики оставили угощение для лося?
Физкультминутка «Зеброаэробика»
Разминка для рук, самомассаж пальцев.
Работа в прописи
Мы познакомились с печатной буквой и теперь нам
нужно научиться писать какую букву?
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я держать
могу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.
Из каких элементов состоит строчная буква?
Письмо буквы в воздухе под счёт.
Обведите элементы буквы.
Найдите в прописи строчную букву и обведите её.
Кто обвёл, покажите свою готовность рукой.
А теперь напишите рядом с образцом десять раз
3
Дети конструируют новую букву из
верёвочки.
Дети встают у своих парт, сами
читают стихотворение и выполняют
движения.
[тв] встают мальчики. [мяг.]
встают девочки.
Голубиголубь, лебедилебедь
Числом.
О лосе.
Зелёным листом.
Соль.
На пне.
Дети танцуют под музыку.
Строчную
Наклонная линия и маленький овал.
Дети обводят элементы строчной
буквы .
Дети обводят букву по образцу.
Дети самостоятельно записывают
десять раз букву и выбирают самую
удачную по их мнению.4
строчную букву «ь», выберите самую красивую и
коронуйте её.
Заглавной.
Какой буквы не бывает?
Самостоятельно пропишите буквы с мягким
знаком по 4 раза рядом с образцом и отложите
ручки.
Ученики выходят к доске и
пишут,определяя вид соединения.
5. Рефлексия учебной деятельности
Я читаю слова, если нужен мягкий знак на конце
слова, то вы его вставляете вместо звёздочек.
Учащиеся выполняют задание.
Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*.
Проверка.
6. Подведение итогов
Подведём итог урока!
Продолжите мои предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Оцените свою работу.
Зелёная карточка всё получилось замечательно
Белая карточка многое получилось хорошо, но
были трудности.
Красная карточка мне было очень трудно, но я
старался.
Молодцы, похлопайте себе за работу.
Дети предлагают окончания
предложений.
Дети выбирают карточку и
показывают её.
9. Организационное завершение урока