Конспект урока "Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм" 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 1. Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм. Цели: 1)дать общий обзор литературы 18 века; познакомить с литературными направлениями, сложившимися в 18 веке, с их особенностями в России; научить разбираться в особенностях данных направлений. 2)обогащать словарный запас, пополнить новыми терминами, учить выделять главное, сопоставлять задачи писателей двух направлений, находить общее и различия. 3)приобщать к русской культуре; на примерах отношения писателей к Родине развивать чувство ответственности за свою страну, честность, порядочность.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок 1. Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм. Цели: 1)дать общий обзор литературы 18 века; познакомить с литературными  направлениями, сложившимися в 18 веке, с их особенностями в России; научить  разбираться в особенностях данных направлений. 2)обогащать словарный запас, пополнить новыми терминами, учить выделять  главное, сопоставлять задачи писателей двух направлений, находить общее и различия. 3)приобщать к русской культуре; на примерах отношения писателей к Родине  развивать чувство ответственности за свою страну, честность, порядочность. План: 1) обзор литературы 18 века; 2) классицизм; 3) сентиментализм; 4)д/з Ход урока. 1. Обзор литературы 18 века. Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин.  Лекция учителя с элементами беседы. ­Чем интересен с исторической точки зрения 18 век? ­На чем базируется литература 18 века, какие традиции она уже имела? (от древнерусской  литературы переняла) ­На что опирались писатели 18 века, на какие человеческие качества делали акцент в своих  произведениях, как относились к Родине? Древнерусская литература 18 век 19 век 11­17 вв. Золотой век русской литературы Ломоносов  Фонвизин  Державин  Радищев Карамзин Дмитриев 18 век Начало века           1730­1750гг.                          1760­1770гг.                 конец века Появление                 к    л    а    с    с    и    ц    и    з    м           сентиментализм светской л­ры Феофан                      Кантемир                                       Майков                                  Радищев Прокопович              Ломоносов                                        Новиков                              Крылов                                    Сумароков                                                     Фонвизин              Карамзин                                                                                                                   Державин       Дмитриев Вывод: литература 18 века обращает свое внимание на поступки ярких исторических персон,  влиявших на судьбы стран, писатели указывают на их положительные качества. Авторы не были в стороне от событий, пытались указать пути развития страны, как действовать на благоОтечества, какими быть. Литература имеет гражданственную направленность. 2. Классицизм. Лекция. Рассмотрим, как это отразилось в литературе классицизма. Литературное направление­ сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности  литературы среди группы писателей. Классицизм ( с лат. Classicus) – «образец», «образцовый». Возник в Европе в 17 веке, впервые во Франции, во времена короля Людовика 14 .  В России – в 18 веке. Представители классицизма ставили своей задачей создать гармоною в произведении. Если в  жизни гармонии нет, значит, она должна быть в произведении. Черты искусства классицизма: 1. Показать жизнь такой, какой она должна быть согласно разуму (а не такой, какая она  есть). 2. Герой обычно воплощает какую­то определенную черту характера (положительную или  отрицательную). 3. Идеалом является человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин. 4. Ясность и четкость языка героев, часто говорят «одинаковым языком» (нет социальной  характеристики через речь). 5. Простота сюжета (нет фантастики). 6. Стройность композиции ( 1 сюжет, нет разных сюжетных линий). 7. Правило трех единств: времени, места и действия, т.е. одно действие должно  происходить в одном месте в одно время. Не должно быть героев, которые не играют на  сцене. 8. Внимание к произведениям античности, которые использовались в качестве образцов. 9. Строгость в жанровом делении ( высокие жанры­ трагедия, ода, поэма;             Низкие жанры­ комедия, сатира, басня). 10.Рационализм (требование соразмерности частей произведения, гармонии). Литература: Мольер (Франция), Сумароков, Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин, Княжнин,  Державин, Ломоносов. Живопись: Левицкий, Рокотов, Лосенко (парадные портреты). Архитектура: Баженов, Казаков. Музыка: Боротнянский. Скульптура: Шубин, Гордеев. Вывод: особенностями русского классицизма являются: а) гражданственность,   б) интерес к личности.   в) сатирическая направленность. ­Подумайте и приведите примеры из русской литературы. 3. Сентиментализм. ­Что нового привнес сентиментализм? Рассмотрим и ответим на этот вопрос. Сентиментализм ( от фр. Sentiment)­чувство. Сентиментализм противоположен классицизму,  где на первом плане выступал разум, а не чувства. Задача писателей­сентименталистов –  заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления. Сентиментализм­ направление в искусстве, возникло в 18 веке. В Англии это писатель ЛоренсСтерн, во Франции – Жан – Жак Руссо. В России сентиментализм появился в 60­70 гг. 18 века.   Черты искусства сентиментализма: 1. В центре внимания – мир чувств героя. 2. Идеал­ добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать  окружающим. 3. Интерес к жизни простых людей, идеализация этой жизни. 4. Особо внимание к природе. Восхищение ею (пейзаж иллюстрирует чувства героя,  человек должен жить в гармонии с природой). 5. Духовное равенство всех людей, независимо от их социального положения. 6. Речь не является средством характеристики героев (как и в классицизме), все говорят на разговорном языке дворянского сословия. 7. Важное место в произведении занимает личность автора, который делится с читателем  своими чувствами, мыслями (повествование от первого лица). 8. Жанры: эпистолярный роман (письма, дневники, путевые заметки), повесть, элегия,  роман, мемуары, лирические песни. Литература: Гете ,Ричардсон (Англ.), Карамзин, ранний Жуковский, Радищев. Живопись: В.Л.Боровиковский. Архитектура: А.Н.Воронихин. Вывод: особенностями русского сентиментализма являются:  ­Приведите примеры из прочитанных вами произведений. а) сильная дидактическая установка; б) выраженный просветительский характер; в) введение в литературный язык разговорных форм. 4.Домашнее задание: 1.Выучить лекцию, престол…».  престол…».   2. Выразительное чтение оды Ломоносова «На день восшествия на       3. Найти черты классицизма в оде Ломоносова «На день восшествия на

Посмотрите также