Урок 1. Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм.
Цели: 1)дать общий обзор литературы 18 века; познакомить с литературными направлениями, сложившимися в 18 веке, с их особенностями в России; научить разбираться в особенностях данных направлений.
2)обогащать словарный запас, пополнить новыми терминами, учить выделять главное, сопоставлять задачи писателей двух направлений, находить общее и различия.
3)приобщать к русской культуре; на примерах отношения писателей к Родине развивать чувство ответственности за свою страну, честность, порядочность.конспект
Урок 1.
Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм.
Цели: 1)дать общий обзор литературы 18 века; познакомить с литературными
направлениями, сложившимися в 18 веке, с их особенностями в России; научить
разбираться в особенностях данных направлений.
2)обогащать словарный запас, пополнить новыми терминами, учить выделять
главное, сопоставлять задачи писателей двух направлений, находить общее и различия.
3)приобщать к русской культуре; на примерах отношения писателей к Родине
развивать чувство ответственности за свою страну, честность, порядочность.
План: 1) обзор литературы 18 века;
2) классицизм;
3) сентиментализм;
4)д/з
Ход урока.
1. Обзор литературы 18 века.
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.
А.С.Пушкин.
Лекция учителя с элементами беседы.
Чем интересен с исторической точки зрения 18 век?
На чем базируется литература 18 века, какие традиции она уже имела? (от древнерусской
литературы переняла)
На что опирались писатели 18 века, на какие человеческие качества делали акцент в своих
произведениях, как относились к Родине?
Древнерусская литература
18 век
19 век
1117 вв.
Золотой век русской
литературы
Ломоносов
Фонвизин
Державин
Радищев
Карамзин
Дмитриев
18 век
Начало века 17301750гг. 17601770гг. конец века
Появление к л а с с и ц и з м сентиментализм
светской лры
Феофан Кантемир Майков Радищев
Прокопович Ломоносов Новиков Крылов
Сумароков Фонвизин Карамзин
Державин Дмитриев
Вывод: литература 18 века обращает свое внимание на поступки ярких исторических персон,
влиявших на судьбы стран, писатели указывают на их положительные качества. Авторы не были
в стороне от событий, пытались указать пути развития страны, как действовать на благоОтечества, какими быть. Литература имеет гражданственную направленность.
2. Классицизм.
Лекция.
Рассмотрим, как это отразилось в литературе классицизма.
Литературное направление сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности
литературы среди группы писателей.
Классицизм ( с лат. Classicus) – «образец», «образцовый».
Возник в Европе в 17 веке, впервые во Франции, во времена короля Людовика 14 .
В России – в 18 веке.
Представители классицизма ставили своей задачей создать гармоною в произведении. Если в
жизни гармонии нет, значит, она должна быть в произведении.
Черты искусства классицизма:
1. Показать жизнь такой, какой она должна быть согласно разуму (а не такой, какая она
есть).
2. Герой обычно воплощает какуюто определенную черту характера (положительную или
отрицательную).
3. Идеалом является человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин.
4. Ясность и четкость языка героев, часто говорят «одинаковым языком» (нет социальной
характеристики через речь).
5. Простота сюжета (нет фантастики).
6. Стройность композиции ( 1 сюжет, нет разных сюжетных линий).
7. Правило трех единств: времени, места и действия, т.е. одно действие должно
происходить в одном месте в одно время. Не должно быть героев, которые не играют на
сцене.
8. Внимание к произведениям античности, которые использовались в качестве образцов.
9. Строгость в жанровом делении ( высокие жанры трагедия, ода, поэма;
Низкие жанры комедия, сатира, басня).
10.Рационализм (требование соразмерности частей произведения, гармонии).
Литература: Мольер (Франция), Сумароков, Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин, Княжнин,
Державин, Ломоносов.
Живопись: Левицкий, Рокотов, Лосенко (парадные портреты).
Архитектура: Баженов, Казаков.
Музыка: Боротнянский.
Скульптура: Шубин, Гордеев.
Вывод: особенностями русского классицизма являются: а) гражданственность,
б) интерес к личности.
в) сатирическая направленность.
Подумайте и приведите примеры из русской литературы.
3. Сентиментализм.
Что нового привнес сентиментализм? Рассмотрим и ответим на этот вопрос.
Сентиментализм ( от фр. Sentiment)чувство. Сентиментализм противоположен классицизму,
где на первом плане выступал разум, а не чувства. Задача писателейсентименталистов –
заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.
Сентиментализм направление в искусстве, возникло в 18 веке. В Англии это писатель ЛоренсСтерн, во Франции – Жан – Жак Руссо.
В России сентиментализм появился в 6070 гг. 18 века.
Черты искусства сентиментализма:
1. В центре внимания – мир чувств героя.
2. Идеал добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать
окружающим.
3. Интерес к жизни простых людей, идеализация этой жизни.
4. Особо внимание к природе. Восхищение ею (пейзаж иллюстрирует чувства героя,
человек должен жить в гармонии с природой).
5. Духовное равенство всех людей, независимо от их социального положения.
6. Речь не является средством характеристики героев (как и в классицизме), все говорят на
разговорном языке дворянского сословия.
7. Важное место в произведении занимает личность автора, который делится с читателем
своими чувствами, мыслями (повествование от первого лица).
8. Жанры: эпистолярный роман (письма, дневники, путевые заметки), повесть, элегия,
роман, мемуары, лирические песни.
Литература: Гете ,Ричардсон (Англ.), Карамзин, ранний Жуковский, Радищев.
Живопись: В.Л.Боровиковский.
Архитектура: А.Н.Воронихин.
Вывод: особенностями русского сентиментализма являются:
Приведите примеры из прочитанных вами произведений.
а) сильная дидактическая установка;
б) выраженный просветительский характер;
в) введение в литературный язык разговорных форм.
4.Домашнее задание: 1.Выучить лекцию,
престол…».
престол…».
2. Выразительное чтение оды Ломоносова «На день восшествия на
3. Найти черты классицизма в оде Ломоносова «На день восшествия на