Конспект урока "Односоставные предложения и их виды" (11 класс русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока "Односоставные предложения и их виды" (11 класс русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
06.01.2017
Конспект урока "Односоставные предложения и их виды" (11 класс русский язык)
На уроке ставится цель - определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме “Односоставные предложения” и задачи, которые ставятся на уроке - повторить материал по теме, помочь учащимся увидеть своеобразие односоставных предложений; формировать умение строить устное высказывание в форме выступления; развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.Разработка урока на тему Односоставные предложения и их виды
виды одн пред.doc

11 класс       Урок на тему: "Односоставные предложения"

Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме “Односоставные предложения”.

Задачи:

повторить материал по теме, помочь учащимся увидеть своеобразие односоставных предложений;

формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;

развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.

Методы:

постановка проблемного вопроса;

организация обсуждения материала;

эвристическая беседа.

Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести “ Бедная Лиза” односоставные предложения разных видов).

Оформление:

толковые словари;

написание словарных слов: дискуссия, дебаты, прения;

таблица “Односоставные предложения”;

карточки для индивидуальной работы;

индивидуальная доска для работы по упражнению 208;

схема “ Односоставные предложения”.

План урока:

Организационный момент.

Приветствие и сообщение цели урока.

Словарная работа.

Введение в учебную ситуацию.

Обобщающее повторение и анализ предложений.

ХОД УРОКА

1. - Добрый день!

Сегодня на уроке мы постараемся повторить типы односоставных предложений, оценить, какова же роль каждого вида односоставного предложения и рассмотреть сферу его употребления.

- Откройте тетради, запишите число (14 ноября), классная работа, и тему урока:

Односоставные предложения.

2. Словарная работа.

- Я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами: (показ на доске)

ДИСКУССИЯ (лат.) - свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.

ДЕБАТЫ (франц.)- обмен мнениями по каким - либо вопросам.

ПРЕНИЯ - это слово исконно- русское, образовалось от слова “ПЬРЕТЬ” и обозначало “ ссориться”. Данное слово в русском языке развивал Карамзин.

Каково же современное значение слова ПРЕНИЯ?

Запишите слова в тетрадь. (Один ученик в это время работает с Толковым словарём).- Что говорит нам Толковый словарь по данному слову?

ПРЕНИЯ – обсуждение, спор по каким-нибудь вопросам.

- Ребята, данные слова являются синонимами.

- Я предлагаю провести обсуждение по односоставным предложениям.

(Один человек будет работать у доски по упражнению 208.

Задача ученика: правильно заполнить таблицу).

3. Введение в учебную ситуацию.

- Желаю удачи!

- Кстати, каким односоставным предложением является моё предложение?

(Определённо-личное.)

4. Обобщение, повторение и анализ предложений.

- Давайте вспомним признаки определённо- личных предложений. ???

(На доске появляется:1и 2-е лицо; ед.-мн. числа; наст.-буд. время; изъявит.- повелит. наклонение).

(В это время ученик проговаривает признаки определённо- личных предложений.)                       

           (Определённо - личные предложения- односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 1 и 2 лица, ед. - мн. числа; наст. - буд. время; изъявит. - повелит.наклонение. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывают на лицо и число. Определённо- личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Предложения используются в различных стилях речи, дают возможность избежать повторения личных местоимений.)

- Так где же могут использоваться определённо- личные предложения?

(В различных стилях речи.)

- Послушайте отрывок из рассказа “ Мама” известного детского писателя Ю.Яковлева:

Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

- Что можно выразить при помощи определённо-личных предложений?

(Чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, поделиться сокровенным, когда говорим: люблю, жду, надеюсь).

- Запишем для примера предложение, строчку из стихотворения Прокофьева, всем известную, как:

Люблю берёзку русскую. (Односост. пр; опр-личн; гл.1 л., ед.ч., наст. вр.,изъяв. накл.)

Мойте руки перед едой. (Гл.2.л., мн.ч., повелит. накл.)

Будьте здоровы! (Гл.2 л., мн. ч.,повелит.накл.).

- Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера?

Как потопаешь, так и полопаешь.

Из пруда не вынешь и рыбку из пруда.

(Обобщённо- личные предложения).

- Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).

- Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.

А+В Проверка работы у доски. (Обратимся к доске. Проверим работу по упражнению.)

- Какие предложения называются назывными? (Схема на доске.)

Назывные предложения- односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее.Они сообщают о том, что какое - нибудь явление или предмет существует в настоящем. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение.Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

Что общего и различного между назывными и другими односоставными предложениями? (Имеют один из главных членов, но обязательно в наличие подлежащее, выраженное существительным.)

- А почему их такое синтаксическое имя- назывные? (Называют предмет.)

- Когда используются назывные предложения? (Для конкретизации предмета в описательном тексте.)

- Назывные предложения помогают нарисовать словесную картину, в литературе используются в художественном стиле.

- Запишем предложения.

Вот её мысли, её чувства. Какая трогательная картина. Мечта! (Разбор предложения.)

- Какими односоставными предложениями называются произведения?

Будьте внимательны!

1 вариант: – одушевл.предмет.

2 вариант: – неодуш. предмет.

- Ребята, а может это просто слова? (Нет, это предложения, потому что имеют законченную мысль).

- Этим отличаются слова от предложений.

- Ребята, а вы когда из Омска возвращаетесь домой, какие строки приходят на память? …Вот моя деревня. Вот мой дом родной. И вновь мы говорим о назывных предложениях.

Скажите, каким является это предложение по типу односоставных? (БЕЗЛИЧНЫМ).

- Почему? Запишем предложение, определим признаки безличных предложений.

Кому на Руси жить хорошо. Вывод ТЕОРЕТИКА: Подлежащего нет и быть не может, действие передаёт состояние человека и природы. (на доске добавляется схема).

- Запишем ещё одно предложение:

Нет плохой земли, есть плохие пахари .

- В этом предложении (в 1-ой части сложного) подсказывающее сказуемое нет, что является признаком безличного предложения.

- Помним, что односоставные предложения могут входить в состав сложных.

5. Сравнение личных и безличных предложений.

1.

Чуть тянет морозный утренний ветерок.
Морозно по утру в степи.

2.

Эту вещь стоит купить.
Эта вещь стоит недорого.

3.

Днём таяло на солнце.
Печенье так и таяло во рту.

4.

В темноте что-то серело.
За окном уже чуть- чуть серело.

- Я прочитаю предложение, которое мы запишем:

(Развитие речи.)

Её погребли близ пруда под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле.

- Что передаёт неопределённо- личное предложение?

Неопределённо- личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. (на доске добавляется схема).

6. Наши прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны. (Вновь возвращаемся к словарным словам.)

- Давайте попробуем подвести итоги.

- Что общего и различного в односоставных предложениях? (НА ДОСКЕ.)

7. Синтаксическая зарядка.

Открываем календарь. (опр.-личное)

Начинается январь. (двусост.)

Январь. Начало года. (назывн.)

Январь - начало года. (двусост.)

Зима. Мороз и солнце. (назывн.)

- А домашнее задание будет такое: опишите любую ситуацию, используя односоставные предложения.

Наш урок подошёл к концу. Необходимо подвести итоги.

- Что нового мы узнали на уроке? Что повторили в течение урока? (Ответы ребят).

Учитель выставляет оценки за урок.


Урок на тему: "Односоставные предложения"

Урок на тему: "Односоставные предложения"

Давайте вспомним признаки определённо- личных предложений

Давайте вспомним признаки определённо- личных предложений

Этим отличаются слова от предложений

Этим отличаются слова от предложений
Скачать файл