Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"
Оценка 5

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.04.2018
Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"
Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания). Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А. В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД. Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Уроки 80—81. Однозначные и многозначные слова Знать: о многозначных и однозначных словах. Уметь:  определять,   в   каком   лексическом   значении   употреблено   многозначное   слово;   находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова. I. Проверка домашнего задания. Учащиеся составляют  схему предложения  (упр. 327), выписывают слова  с пропущенными буквами (один ученик —1­е предложение, второй —2­е, третий —3­е). В это время проводится беседа по вопросам. — Что изучает лексика? — Какие приемы помогают раскрыть значение слова? Приведите примеры. — Как строятся загадки, кроссворды? Приведите примеры. II. Объяснение нового материала. Анализ материала на с. 129. — Что общего между изображенными на рисунках предметами? (У каждого из них имеются черты сходства по форме — пальцы, щетинки, ягоды, собранные в одном месте.) — Одним или разными словами названы эти разные предметы? (Одним — кисть.) —  Сколько лексических значений имеет слово кисть в следующих словосочетаниях:  кисть руки, кисть винограда, малярная кисть? (Много.) —  Таким   образом,   слово  кисть  в   зависимости   от   сочетаемости   с   другими   словами   (это называется контекстом) может иметь несколько лексических значений. Такое слово называется м н о­ г о з н а ч н ы м. III. Знакомство с теоретическим материалом на с. 130. IV. Упр. 331 (устно). V. Закрепление материала. 1. Прослушайте стихотворение В. Остена «Дорога». Сколько значений этого слова отмечает автор стихотворения? Какие это значения? Подумайте только, как много Значений у слова дорога. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне. И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над нами... ДОРОГА А скоро пополнится новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: — До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только, как много Значений у слова дорога. —  Все   эти   слова   (автострада,   путь,   шлях  и   т.   д.)   объединены   значением  полоса передвижения, путь. 2. Упр. 329, 330. Работа с толковым словарем. Если в классе достаточное количество экземпляров «Школьного толкового словаря», можно дать следующее задание: пользуясь словарем, докажите, что слово родина многозначное. Приведите свои примеры. 3. Упр. 332 (устно). Для справок: полотно — ткань, гладкая поверхность, картина художника, дорожная насыпь, путь. 4. Отгадайте загадки. На каком языковом явлении они основаны? 1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке, А называются — ...(иголки). 2) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении Я планка для черчения. И наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка.) 3) Какой иглой не сошьешь рубахи? 4) Какой рукав нельзя пришить? 5) Из какого полотна нельзя сшить платье? 6) На каких полях не пашут и не сеют? 5. Упр. 335. VI. Подведение итогов урока. — Какие слова называются однозначными? многозначными? — Что помогает определить значение слова — однозначное оно или многозначное? (Контекст.) — Сколько значений имеет слово в контексте? (Одно.) — Как обозначается многозначное слово в словаре? Домашнее задание: упр. 336. 3

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначный и многозначные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018