Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл—11 кл
24.06.2018
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс.Урок № 16. Окислительные свойства серной кислоты.
ЦЕЛИ:
Продолжить знакомить учащихся с соединениями серы и их свойствами на примере серной кислоты;
Конкретизация общих знаний учащихся о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знаний об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.
Рассмотреть окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умение составлять ОВР, расставлять коэффициенты в них методом электронного баланса;
Способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать, выделять главное);
Прививать навыки самостоятельного получения знаний;
Рассмотреть области применения серной кислоты.
конспект.docx
Урок № 16. Окислительные свойства серной
кислоты.
ЦЕЛИ:
Продолжить знакомить учащихся с соединениями серы и их
свойствами на примере серной кислоты;
Конкретизация общих знаний учащихся о свойствах кислот в свете
ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знаний об ОВР на
примере концентрированной серной кислоты.
Рассмотреть окислительные свойства концентрированной серной
кислоты. Совершенствовать умение составлять ОВР, расставлять
коэффициенты в них методом электронного баланса;
Способствовать развитию логического мышления (умению
сравнивать, выделять главное);
Прививать навыки самостоятельного получения знаний;
Рассмотреть области применения серной кислоты.
Основные понятия: разбавленная и концентрированная серная кислота;
окислитель, восстановитель, окислительновосстановительные реакции, метод
электронного баланса.
Средства обучения: мультимедийный проектор, слайд фильм
«Соединения серы (VI)»; сахарная пудра, концентрированная H2SO4, стакан,
стеклянная палочка; видеозапись процессов взаимодействия серы с натрием и
с кислородом; виртуальная химическая лаборатория.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Организационный момент. Проверка знаний.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение темы,
постановка цели урока.
Вопросы для фронтальной беседы с классом:
Каково электронное строение атома серы? ( S 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4
1 3d0
Поясняет, что согласно строению атома сера может
проявлять свойства как окислителя, так и восстановителя.
Для нее характерны валентность 2, 4, 6. Степени
окисления: - 2, 0, +4, +6. Окислительная способность
характерна для соединений серы со степенью окисления
+6, восстановительные свойства проявляют соединения
серы со степенью окисления -2.)
Запишите химическую формулу серной кислоты. Определите степень
− 2)
окисления каждого элемента. (H2
+S+6O4
II. Изучение нового материала
1. Вводная беседа о физических свойствах серной кислоты.
Серная кислота H2SO4
Физические свойства:
Безводная серная кислота H2SO4 это бесцветная маслянистая жидкость
без запаха, смешивается с водой в любых отношениях, t пл. =10,30 С, t кип =
2960С, почти в два раза тяжелее воды =1,84 г/см3.
Обладает сильным водоотнимающим действием. Серная кислота очень едкое
вещество:
легко обугливает органически вещества;
Демонстрация: «Обугливание сахарной пудры концентрированной серной
кислотой»
при попадании на кожу вызывает сильнейшие ожоги.
При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество
теплоты.
При растворении серной кислоты нужно влить её тонкой струёй в воду и
перемешать. Если воду влить в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с
2 серной кислотой, может закипеть и выбросить брызги на лицо и руки.
Слайд «ТБ при работе с серной кислотой»
2.
Рассказ учителя об химических свойствах серной кислоты с
элементами самостоятельной работы учащихся.
Химические свойства:
Химические свойства серной кислоты в значительной степени зависят от её
концентрации. Для разбавленной кислоты характерны все общие для кислот
свойства. H2SO4 – сильный электролит.
Какие свойства характерны для кислот?
Опорная схема для повторения:
+М (до Н2)
соль + Н2
+МО
кислота соль+Н2О
+М(ОН)n
соль+Н2О
+ соль
соль/ + кислота/
если образуется газ или осадок
Выберите, с какими из перечисленных веществ реагирует
разбавленная серная кислота: серебро, алюминий, оксид марганца (II),
оксид марганца (VII), гидроксид калия, сульфид железа(II), нитрат магния,
нитрат бария, карбонат калия. Составьте уравнения возможных реакций
в молекулярном и ионном виде.
(самостоятельная работа учащихся, проверка на слайдах)
3 Серная кислота двухосновная. Образует два ряда солей: сульфаты
(Na2SO4) и гидросульфаты (NaHSO4).
Используя таблицу растворимости, определите какие ионы связываясь
с сульфатионами, образуют осадок (Ba2+, Sr2+, Ca2+, Ag+, Pb2+)
Качественная реакция. Для качественного обнаружения сульфатов
используют растворимые соли бария. Образуется белый
мелкокристаллический осадок сульфата бария, не растворимый в кислотах и
щелочах.
3. Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.
Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Она
взаимодействует даже с малоактивными металлами и некоторыми
неметаллами (углем, серой, фосфором)
Взаимодействие с металлами
Li … Mn
Zn … Pb H
Cu Ag …
активные
средней
активности
малоактивны
е
Ме + H2SO4конц МеSO4 + Н2О + H2S2 активные M
+ S0
средней
активности М
+ SO2
малоактивные M
Концентрированная серная кислота не реагирует с
благородными металлами и пассивирует
Fe , Cr , Ni , Al !
Составить реакцию взаимодействия магния с концентрированной серной
кислотой:
4Мg + 5H2SO4 (конц.) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O
4 Mg02e=Mg2+ 4 окисление, восстановитель
S+6 +8e= S2 1 восстановление, окислитель
Составить реакцию взаимодействия меди с концентрированной серной
кислотой:
Cu + 2H2SO4 (конц.) = CuSO4 + SO2 + 2H2O
Cu02e=Cu2+ 1 окисление, восстановитель
S+6 +2e= S+4 1 восстановление, окислитель
(самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка)
Слайд «Взаимодействие концентрированной серной кислоты с
металлами»
III. Подведение итогов урока
Итоговая беседа о специфических свойствах серной кислоты. Вопросы
для беседы:
Что нового вы узнали о серной кислоте? (Концентрированная
серная кислота,
в отличии от разбавленной
взаимодействует со всеми металлами, стоящими в ряду
напряжения, как до водорода, так и после него. При этом
выделяются различные серосодержащие соединения).
Вы открыли склянку с вязкой бесцветной жидкостью и увидели
выделяющийся из нее белый дым. Когда в склянку опустили лучину, то ее
конец обуглился. Какое вещество находиться в склянке? (Скорее
всего, в склянке находится конц. серная кислота. Но для
окончательного результата необходимо ее разбавить и
провести качественную реакцию с хлоридом бария.)
Подведение итогов урока. Обсуждение оценок.
IV. Домашнее задание
5 Изучить § 13, составить схему применения серной кислоты, упр.1, з.2, с.38, подг. к ПР №2,
с.43.
6
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Конспект урока "Окислительные свойства серной кислоты" 9-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.